Реферат по предмету "Культура и искусство"


Деисус: Спас, Богоматерь, Иоанн Предтеча

Деисус: Спас, Богоматерь, Иоанн Предтеча

Икона.
I треть XIII века. ГТГ

Дерево,
левкас, темпера. 61,5 х 146,5

Государственная
Третьяковская галерея, Москва. Инв. № ДР-1191

Место
создания  Владимиро-Суздальская Русь (?),
Россия

Эпоха,
стиль, направление Киевская Русь

«Деисус»
в переводе с греческого «deesis» означает «моление, прошение, преклонение».
Более точное именование– «деесис» (русское окончание «ус» появилось, очевидно,
по аналогии с именем Иисуса).



Иконография
«Деисуса» чрезвычайно распространена в византийском православном мире.
Посредине – Спаситель в образе Христа-Вседержителя (Пантократора), справа от
него в молитвенной позе Богородица, слева — Иоанн Предтеча. Это так называемый
«малый деисус»; со временем деисусный ряд разрастал за счет архангелов Михаила
и Гавриила, апостолов Петра и Павла, воинов-великомучеников Георгий и Дмитрий
Солунский, а также византийских святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста.
В русские Деисусы включались наиболее чтимые отечественные святые —
преподобные, святители, благоверные. В Деисусе нашло воплощение одно из
основных содержаний и целей Земной Церкви — посредническое заступничество
избранных святых за людской род перед Царем Небесным ради снискания Его
милости.

На
рубеже XIV-XV веков в Древней Руси из деисусного ряда вырос высокий иконостас –
стена из икон, отделившая алтарную часть от прихожан.

Представляемый
на нашем сайде «Деисус» – самый ранний из дошедших от Киевской Руси до нашего
времени. До того как эта икона попала в Третьяковскую галерею, она находилась в
Успенского собора Московского Кремля, где помещалась над гробницей митрополита
Филиппа . По мнению В.Н.Лазарева, икона могла быть перенесена в кафедральный
собор из Владимира в 1518, когда в Москву переносили многие местночтимые образа
в том числе и «Спас Эммануил с архангелами» (Конец XII в. ГТГ).

О.С.
Попова допускает, что ««Деисус» возник, как и «Успение», в Новгороде, ибо тип и
образ Христа в них очень похож. Однако это предположение совсем не обязательно,
– отмечает исследовательница, – так как общий в них образ просто может
восходить к одному византийскому оригиналу. Так или иначе в Новгороде или
другом русском княжестве, но «Деисус» создан на Руси в начале XIII в. В нем
мало специфически русской выразительности и каких-либо особых местных примет
стиля. Его письмо близко той живописи, что покрыла стены Студеницкой церкви»
(Попова О.С. Две русские иконы раннего XIII века // Древнерусское искусство.
Художественная культура X - первой половины ХIII века. – М., 1988. С.231-232.).
Известно, что церковь Богородицы (1208-1209) в Студенице (Сербия) была
расписана греческими фрескистами, очевидно, из константинопольских монастырских
мастерских .

«Деисус»
по смысловому содержанию связан с алтарной частью храма, потому вполне
возможно, что икона в начальный период своего существования находилась в
алтарном пространстве и, не исключено, возвышалась на архитраве алтарной
преграды.

В
оплечном «Деисусе» из Третьяковской галереи Спас выписан фронтально. На Нем
красно-коричневый хитон, с черной обводкой по вороту и черной разделкой
складок. Его лик отмечен скрытой, углубленной выразительностью. Изображение
Спаса имеет значительные повреждения. В некоторых местах утрачен красочный слой
вместе с левкасом до доски. По всему лику видны тонировочные пятна.

Лучше
всего сохранился лик Богоматери. Ее Образ, созданный на этой иконе, занимает
особое место во всей древнерусской иконописи: ему нет аналогов среди
сохранившихся домонгольских памятниках. О.С. Попова находит, что «самое близкое
ему изображение – настолпная фреска «Богоматерь Студеницкая» .

Особенно
выразителен лик Предтечи – пророка, аскета, изможденного пустынника – с нервным
изломом нахмуренных бровей и взлохмаченными волосами. Его
напряженно-углубленный взгляд не столько взывает с мольбой к Спасителю, сколько
направлен в глубь самого себя. Обострение физиогномики черт и одновременная
скрытость приемов письма усиливают выразительность образа. Это один из
характерных иконных типов комниновского периода, который к начале XIII века уже
выглядел старомодным .
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://artclassic.edu.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Adhd Essay Research Paper Emotionally HandicappedBehavior DisordersAttention
Реферат Структурный функционализм Т.Парсонса. Понятия функция , структура , система
Реферат Сущность и функции трудовой мотивации
Реферат Проблема цели и средств в нравственной деятельности
Реферат Статистический анализ демографической ситуации заболеваемости и медицинского обеспечения в Тарусском
Реферат Старение общества в наше время
Реферат Статистикоэкономический анализ социальной защищенности населения в Калужской области на примере
Реферат Структура габитус практика
Реферат Сутність технологій в соціальній роботі
Реферат Личные не имущественные права ребёнка
Реферат Становление социологии как науки 2
Реферат Субъективная школа в русской социологии (П. Л. Лавров, Н. К. Михайлов)
Реферат Школа интегральной социологии
Реферат Emerson And The Poet Essay Research Paper
Реферат Сучасна західна соціологія основні напрями і проблеми