Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Культура и искусство"


Деисус: Спас, Богоматерь, Иоанн Предтеча

Деисус: Спас, Богоматерь, Иоанн Предтеча

Икона.
I треть XIII века. ГТГ

Дерево,
левкас, темпера. 61,5 х 146,5

Государственная
Третьяковская галерея, Москва. Инв. № ДР-1191

Место
создания  Владимиро-Суздальская Русь (?),
Россия

Эпоха,
стиль, направление Киевская Русь

«Деисус»
в переводе с греческого «deesis» означает «моление, прошение, преклонение».
Более точное именование– «деесис» (русское окончание «ус» появилось, очевидно,
по аналогии с именем Иисуса).



Иконография
«Деисуса» чрезвычайно распространена в византийском православном мире.
Посредине – Спаситель в образе Христа-Вседержителя (Пантократора), справа от
него в молитвенной позе Богородица, слева — Иоанн Предтеча. Это так называемый
«малый деисус»; со временем деисусный ряд разрастал за счет архангелов Михаила
и Гавриила, апостолов Петра и Павла, воинов-великомучеников Георгий и Дмитрий
Солунский, а также византийских святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста.
В русские Деисусы включались наиболее чтимые отечественные святые —
преподобные, святители, благоверные. В Деисусе нашло воплощение одно из
основных содержаний и целей Земной Церкви — посредническое заступничество
избранных святых за людской род перед Царем Небесным ради снискания Его
милости.

На
рубеже XIV-XV веков в Древней Руси из деисусного ряда вырос высокий иконостас –
стена из икон, отделившая алтарную часть от прихожан.

Представляемый
на нашем сайде «Деисус» – самый ранний из дошедших от Киевской Руси до нашего
времени. До того как эта икона попала в Третьяковскую галерею, она находилась в
Успенского собора Московского Кремля, где помещалась над гробницей митрополита
Филиппа . По мнению В.Н.Лазарева, икона могла быть перенесена в кафедральный
собор из Владимира в 1518, когда в Москву переносили многие местночтимые образа
в том числе и «Спас Эммануил с архангелами» (Конец XII в. ГТГ).

О.С.
Попова допускает, что ««Деисус» возник, как и «Успение», в Новгороде, ибо тип и
образ Христа в них очень похож. Однако это предположение совсем не обязательно,
– отмечает исследовательница, – так как общий в них образ просто может
восходить к одному византийскому оригиналу. Так или иначе в Новгороде или
другом русском княжестве, но «Деисус» создан на Руси в начале XIII в. В нем
мало специфически русской выразительности и каких-либо особых местных примет
стиля. Его письмо близко той живописи, что покрыла стены Студеницкой церкви»
(Попова О.С. Две русские иконы раннего XIII века // Древнерусское искусство.
Художественная культура X - первой половины ХIII века. – М., 1988. С.231-232.).
Известно, что церковь Богородицы (1208-1209) в Студенице (Сербия) была
расписана греческими фрескистами, очевидно, из константинопольских монастырских
мастерских .

«Деисус»
по смысловому содержанию связан с алтарной частью храма, потому вполне
возможно, что икона в начальный период своего существования находилась в
алтарном пространстве и, не исключено, возвышалась на архитраве алтарной
преграды.

В
оплечном «Деисусе» из Третьяковской галереи Спас выписан фронтально. На Нем
красно-коричневый хитон, с черной обводкой по вороту и черной разделкой
складок. Его лик отмечен скрытой, углубленной выразительностью. Изображение
Спаса имеет значительные повреждения. В некоторых местах утрачен красочный слой
вместе с левкасом до доски. По всему лику видны тонировочные пятна.

Лучше
всего сохранился лик Богоматери. Ее Образ, созданный на этой иконе, занимает
особое место во всей древнерусской иконописи: ему нет аналогов среди
сохранившихся домонгольских памятниках. О.С. Попова находит, что «самое близкое
ему изображение – настолпная фреска «Богоматерь Студеницкая» .

Особенно
выразителен лик Предтечи – пророка, аскета, изможденного пустынника – с нервным
изломом нахмуренных бровей и взлохмаченными волосами. Его
напряженно-углубленный взгляд не столько взывает с мольбой к Спасителю, сколько
направлен в глубь самого себя. Обострение физиогномики черт и одновременная
скрытость приемов письма усиливают выразительность образа. Это один из
характерных иконных типов комниновского периода, который к начале XIII века уже
выглядел старомодным .
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://artclassic.edu.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Transcendentalist Movement Essay Research Paper Transcendentalism was
Реферат Борис и Глеб в древнерусской литературе
Реферат Демосфен 2
Реферат Planning For Management Information System Essay Research
Реферат Метафора в научно-популярном медицинском дискурсе
Реферат Морфемна і слововірна структура слова
Реферат Економічна природа митного тарифу, його класифікація та функціональні завдання
Реферат Gone With The Wind Essay Research Paper
Реферат Алгоритмические языки: обработка массивов
Реферат Teenage Suicide Essay Research Paper The teenage
Реферат Enlightenment And The Frech Revolution Essay Research
Реферат Marry Rowlandsons Essay Research Paper Marry Rowlandsons
Реферат Проблема адаптации является одной из тех общезначимых областей научных знаний, в которых представлено огромное количество теоретических направлений
Реферат Понятие и сущность валового регионального продукта
Реферат Проблема формування лексико-граматичних засобів мови