А.Н. Островский и Государственный Академический Малый
театр
Малый театр, государственный ордена Ленина
академический, - старейший русский драматический театр в Москве. Официально под
этим названием открыт 14 октября 1824, но формирование постоянной драматической
труппы в Москве началось ещё с 50-х годов 18 века.
В 1757 при Московском университете был создан театр (с
1759 — публичный), получивший название Университетского; в нём играли студенты
и воспитанники университетской гимназии. В 1760 он стал называться московским
Российским театром. На основе университетского был создан драматический
Петровский театр. В эти годы труппа театра пополнялась актерами крепостных
театров. Но здание в 1805 году сгорело, и труппа осталась без сцены. Однако уже
в следующем, 1806 году, в Москве была образована дирекция Императорских
театров. На службу в нее и поступили артисты бывшего Петровского. Новая труппа
Императорского Московского театра выступала на разных сценических площадках,
пока, наконец, дирекция Императорских театров не приступила к осуществлению
идеи архитектора Бове: строительству в Москве театрального центра.
Таким образом, “прародителем” Малого театра явился
театр при Московском университете. Но не из-за этого Малый называли “вторым
Университетом”, а благодаря тому влиянию, которое он оказывал на русскую
культуру, на умы, на настроения в обществе. Малый театр со дня своего основания
является одним из самых важных центров духовной жизни России.
В 1824 году Бове перестроил для театра особняк купца
Варгина, и драматическая часть Московской труппы Императорского театра получила
собственное здание на Петровской (ныне Театральной) площади и собственное
название - Малый театр.
“Московские ведомости” поместили объявление о первом
спектакле в Малом: “Дирекция Императорского Московского театра чрез сие
объявляет, что в следующий вторник 14 октября сего года будет дан на новом
малом театре, в доме Варгина, на Петровской площади, для открытия онаго
спектакль 1-й, а именно: новая увертюра сочин. А.Н.Верстовского, впоследствии
во второй раз: Лилия Нарбонская, или Обет рыцаря, новое драматическое рыцарское
представление-балет...”
Слово “малый” сначала даже не писали с заглавной буквы
- ведь оно объясняется просто размерами здания, которое было невелико по
сравнению со стоящим по соседству Большим театром, предназначенным для балетных
и оперных спектаклей. Но вскоре слова “Большой” и “Малый” стали именами
собственными, и ныне во всех странах мира звучат на русском языке. До 1824 года
балетно-оперная и драматическая труппы Императорского Московского театра были
единым целым: один и тот же артист мог участвовать в спектаклях разного рода.
Долгое время театры были соединены даже подземным ходом. Продолжалось и
взаимопроникновение жанров.
С 1853 основным драматургом Малого театра становится
А. Н. Островский — здесь было поставлено 47 его драм и комедий. Еще при жизни
драматурга Малый стали называть “Домом Островского”. Памятник великому
драматургу установлен у входа в театр. И, какие бы перемены ни происходили в
театре и в обществе, пьесы Островского сохраняли и сохраняют в Малом ведущее
положение. Полтораста лет тому назад был заключен союз, нерасторжимый и поныне:
Островский обрел свой театр, Малый театр – своего драматурга.
На рубеже XIX и XX веков основу репертуара Малого
театра продолжали составлять произведения русской и зарубежной классики. При
этом интерес публики к искусству Малого театра оставался исключительно высоким
- так, спектакль “Орлеанская дева” по Ф.Шиллеру с великой Ермоловой в главной
роли шел на сцене в течение 18 лет, причем через 9 лет после премьеры он был
перенесен на сцену Большого театра, так как Малый не вмещал всех желающих его
посмотреть. Бывало и так, что, напротив, оперные и балетные спектакли шли в
Малом. Именно здесь, по желанию П.И.Чайковского, состоялась премьера оперы
“Евгений Онегин”.
Современное поколение артистов и режиссеров Малого
театра отличается приверженностью его богатым традициям и опирается на опыт
предшественников. Сегодня, как и всегда, основу репертуара театра составляют
пьесы А.Н.Островского: “Волки и овцы”, “Не было гроша, да вдруг алтын”, “Лес”,
“Бешеные деньги”, “Трудовой хлеб”, “Свои люди - сочтемся!” В былые времена
театр не мог найти общего языка с А.П.Чеховым - при жизни писателя на сцене
Малого театра появлялись только его смешные водевили. Однако сегодня спектакли
по великим пьесам Чехова занимают значительное место в жизни театра: “Вишневый
сад”, “Дядя Ваня”, “Чайка”. Своего рода “визитной карточкой” Малого театра
стала драматическая трилогия А.К.Толстого, рассказывающая об истории
Государства Российского: “Царь Иоанн Грозный”, “Царь Федор Иоаннович”, “Царь
Борис”. В спектаклях по А.К. Толстому звучит музыка Г.В.Свиридова, которую
великий композитор написал специально для Малого театра. Не обделяет своим
внимание театр и зарубежную классику - в его репертуаре пьесы Ф.Шиллера,
А.Стриндберга, Э.Скриба.
Художественными руководителями и главными режиссёрами
Малого театра были: А. И. Южин (1923—27), И. Я. Судаков (1937—43), П. М.
Садовский (1944—47), К. А. Зубов (1947—56), М. И. Царёв (1957—62), Е. Р.
Симонов (1963—70).
В 1937 Малый театр награжден орденом Ленина. При
театре работает театральная школа, ведущая начало от организованного в 1809
Московского театрального училища (с 1938 — Театральное училище имени М. С.
Щепкина).
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.ostrovskiy.org.ru/