Реферат по предмету "Культура и искусство"


Феномен венецианской художественной традиции XVII века

Феномен венецианской художественной традиции XVII века


А.Р. Ломоносов, Липецк

Репутация
семнадцатого столетия как наименее продуктивного в истории венецианского
искусства давно уже стала общим местом в искусствоведческой литературе.
Превращение Венеции в этом веке в художественную провинцию признается как
неоспоримый факт большинством историков искусства, включая столь авторитетных
исследователей, как Р. Лонги, Д. Лоренцетти и Д. Арган. Несомненно, значимость
венецианского художественного опыта семнадцатого столетия при сопоставлении с
предшествующим шестнадцатым и последующим восемнадцатым веками - самыми
блистательными эпохами венецианского искусства - предстает гораздо более
скромной. Однако именно семнадцатое столетие обеспечило преемственность в
сохранении и развитии местной художественной традиции. Образ некоего
«летаргического сна», внезапно настигшего художественную жизнь города в начале
века и столь же неожиданно сменившегося новым расцветом на рубеже следующего,
не представляется убедительным. Своеобразие художественных процессов,
происходивших в Венеции семнадцатого столетия, может быть раскрыто и осмыслено
более полно с учетом феномена региональной художественной традиции.

Семнадцатый
век в истории Венецианской республики был ознаменован отчетливо обозначившимися
признаками социально-экономической стагнации и вытеснения из пространства
большой европейской политики. Вместе с тем, объем политических привилегий,
абсолютное господство в сфере владения земельной собственностью на материке и
значительные денежные средства, сосредоточенные в руках венецианского
патрициата, обеспечивали сохранение широкого социального заказа как в
гражданском и культовом зодчестве, так и в живописи и скульптуре. В этих
условиях локальная художественная традиция приобретает особые смысл и значение:
ретроспективная культурная рефлексия наделяется компенсаторной функцией,
закрепляя средствами искусства в восприятии венецианцев миф о неизменности
исторического величия республики. Консерватизм венецианского художественного
сознания, отчетливо проявившийся в семнадцатом веке, был естественной защитной
реакцией на угрозу распада и исчезновения привычного культурного микрокосма,
ассоциировавшегося с эпохой расцвета венецианской государственности.

Показательно,
что именно в семнадцатом столетии своеобразие и специфические особенности
венецианской школы живописи становятся предметом осмысления местных
историографов искусства - Карло Ридольфи (1594-1658), автора «Чудес искусства,
или Жизнеописания наиболее знаменитых художников Венеции» (1646-1648) и Марио
Боскини (1613-1678), выпустившего в свет «Карту живописного мореплавания»
(1666) и «Сокровища венецианской живописи». Интерес Боскини к конкретике художественного
образа и формальным средствам воплощения замысла характерен для художественной
традиции Венеции в целом, где эмпирически-чувственное отношение к организации
художественной среды составляет главную отличительную особенность.

В
отличие от большинства других итальянских художественных центров (Рим,
Флоренция, Болонья, Неаполь), связь с античностью для Венеции не имела
характера непосредственного исторического опыта: истоки неповторимости ее
культурного космоса следует искать в средневековье, активном влиянии
византийского искусства и тесных посреднических связях с Востоком. В
пространстве художественной традиции венецианской anima loci нашли свое место и
выражение этнические субкультурные модели - армянская, греческая, еврейская.

Классическая
тема в венецианском зодчестве семнадцатого столетия, вновь и вновь обращающаяся
к палладианским мотивам, имела не только пластический, но и ментальный смысл.
Сама возможность адаптации тех или иных стилевых элементов в сложившемся к
семнадцатому веку архитектурном ландшафте Венеции была связана с возможностью
истолкования языка форм в идеологическом и политическом контексте. Так,
недоверие венецианских заказчиков к экспрессивности зрелого барокко в его
римском варианте отражало традиционную оппозицию политике папского престола.
Творчество Бальдассаре Лонгены с исчерпывающей полнотой иллюстрирует эмпиризм
архитектурного мышления мастеров венецианской традиции, отталкивающейся всегда
от конкретики пространственной среды и живописной выразительности архитектурного
образа.

В
развитии изобразительного искусства Венеции семнадцатого столетия специфическая
архаизация художественного языка становится лейтмотивом. Подобная тенденция не
носила исключительного характера - достаточно вспомнить формирование сарматизма
в художественной культуре Речи Посполитой в том же столетии. Ни Доменико Фетти,
ни Иоганн Лисс, ни Бернардо Строции как наиболее значительные живописцы,
работавшие в Венеции в первой половине века, не оказали радикального влияния на
художественную жизнь города и региона, развивавшуюся под знаком апелляции к
наследию Высокого Возрождения и маньеризма.

Падованино,
Франческо Маффеи, Пьетро Либери стремятся закрепить традиции buona pittura как
своеобразной визитной карточки местной живописной школы с раз и навсегда сложившейся
шкалой ценностей. Потребовалось более полувека, чтобы эстетическая программа
барокко утвердилась на венецианской почве, причем непосредственными
предшественниками нового «золотого века» стали живописцы второго ряда - Антонио
Молинари, Грегорио Лаццарини, Джованни Карбончино, в чьем творчестве
традиционализм и сдержанное отношение к любым крайностям художественного
новаторства вполне соответствовали эстетической программе венецианской
олигархии. В скульптуре фламандец Джусто Лекур демонстрирует пластическую
умеренность и недоверие к экзальтации.

Качественные
изменения в художественной жизни Венеции на рубеже семнадцатого и
восемнадцатого веков вновь возвращают ей общеевропейский статус. Специфические
черты художественной традиции, выявившиеся в предшествующем столетии, стали
неотъемлемой частью нового творческого опыта, что позволило венецианскому
искусству сохранить неповторимую самобытность.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://filosof.historic.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Тема маленького человека в русской литературе 18-19 века
Реферат Развитие словаря у детей с моторной алалией
Реферат Перспективи та розвиток банківської справи в Україні
Реферат Гендерные аспекты брачного поведения
Реферат Что век грядущий нам готовит. Политические прогнозы на XXI в.
Реферат Greenhouse Effect Essay Research Paper Greenhouse EffectThis
Реферат Cтатистическая надежность регрессионного моделирования
Реферат Зависимость изменения скорости протекания электролиза от концентрации электролита
Реферат Ерванд
Реферат Планирование маркетинга на примере ЗАО Автокомбинат 41
Реферат Добро и зло в истории
Реферат Пожарная безопасность складов минеральных удобрений и пестицидов
Реферат Опасные и вредные факторы производства
Реферат Понятие, сущность и виды юридических лиц РБ
Реферат Active Channel Узел Web, автоматически поставляемый на рабочий стол пользователя.  Active Desktop