Реферат по предмету "Культура и искусство"


Европейская астронимика XVII века как явление культуры

Европейская астронимика XVII века как явление культуры


Е.В. Пчелов

XVII
век был переломным в истории науки, когда на пороге Нового времени человечество
«раздвинуло» пределы мира не только в чисто географическом,
«горизонтально-пространственном» смысле, но и по «вертикали»: благодаря
открытию телескопа (Х. Липперсгей, З. Янсен, Г. Галилей) над человеком «возник»
новый «макрокосм», а открытие микроскопа (А. ван Левенгук) дало возможность
изучения «микрокосма», в том числе и самого человека. Расширение
пространственных границ Вселенной создало необходимость новой системы
астрономических названий, в которой отразилось мироощущение интеллектуала XVII
в. Система прежних астрономических названий не менялась практически с античных,
птолемеевских времeн. В процессе появления новой астрономической «топографии» и
номенклатуры можно выделить несколько направлений:

1.
1. Выделение новых созвездий как в пределах уже известного астрономического
пространства, так и в связи с изучением южного полушария звeздного неба. На
первом этапе определяющую роль здесь играли реалии, связанные с Великими
географическими открытиями. Ещe в XVI в. португальские мореплаватели ввели
созвездия Южный Крест (четыре звезды в форме креста, ориентир для навигаторов)
и Голубь (библейский голубь, известивший Ноя о скором появлении земли). В 1603
г. 12 созвездий ввeл аугсбургский юрист И. Байер (1572-1625) в своем атласе
«Уранометрия»: Павлин, Тукан, Журавль, Феникс, Хамелеон, Золотая Рыба, Летучая
Рыба, Индийская Птица (позднее Райская Птица), Южный Треугольник, Индус (т.е.
индеец, поскольку Новый Свет называли Западной Индией), Пчела (заменeнная Э.
Галлеем Мухой) и Гидрус (т.е. самец гидры, теперь Южная Гидра). Большей частью
эти названия были связаны с новыми географическими открытиями; отдельные
названия даны по аналогии с созвездиями северного неба. Главное, выбор названий
был достаточно произвольным, поскольку их соотнесeнность с конфигурацией звeзд,
в отличие от античных времен, отсутствовала. Затем началось выделение созвездий
и в северном полушарии: в 1624 г. немецкий астроном Я. Барч ввел созвездия с
названиями экзотических животных - Жираф и Единорог; великий польский астроном
Я. Гевелий (1611-1687) в своей «Уранографии» предложил еще 7 созвездий: Гончие
Псы (догонявшие Большую Медведицу), Малый Лев (по аналогии со Львом), Ящерица,
Лисичка, Рысь, Секстант и Щит Собесского (теперь просто Щит). Причины появления
некоторых названий были случайны: например, Рысь заняла участок неба с очень
мелкими звездочками, и, по словам Гевелия, нужно иметь «рысьи глаза», чтобы их
различить; Ящерица была придумана потому, что в этот участок никакое большое
животное не помещалось. Секстант был любимым инструментом Гевелия и сгорел во
время пожара, уничтожившего гданьскую обсерваторию в 1679 г. Созвездие Щит было
посвящено польскому королю Яну Собесскому, ознаменовав еще одну астронимическую
традицию - названия в честь монархов. Э. Галлей ввел созвездие Дуб Карла, так
как, якобы, молодой английский принц Карл (будущий король Карл II) спрятался от
настигавших его войск Кромвеля в дупле большого дуба. Г. Кирх (1639-1710)
предложил созвездие Бранденбургский Скипетр (оба названия не сохранились).
Некоторое время продолжалась и традиция, идущая еще от Бэды Достопочтенного
(VIII в.), предлагавшего изменить языческие названия созвездий на христианские.
Так, Ю. Шиллер в трактате «О христианском звездном небе» дал 12 знакам Зодиака
имена 12 апостолов, а героев древнегреческих мифов заменил христианскими
святыми. Эта попытка осталась, впрочем, тщетной.

2.
2. Новые тенденции звездной астронимики продолжились и в области селенографии.
Галилей открыл пятна на Солнце и горы на Луне, составил первые зарисовки лунной
поверхности. Ф. Фонтана (1585-1656) увидел детали на Марсе и на диске Венеры,
создал карту Луны. Голландец М.Ф. Ван Лангрен (1600-1675) на своей лунной карте
назвал детали поверхности спутника географическими определениями, именами
святых христианской церкви и августейших особ: кратеры Владислав IV (ныне
Тихо), Филипп IV (при дворе которого работал Лангрен; ныне Коперник), Римский
(ныне Архимед); сохранившиеся названия кратеров в честь святых: Кирилл, Теофил,
Катарина и т.д. Темные участки лунной поверхности Лангрен принял за «моря».
Самое большое пятно он назвал в честь Филиппа IV Океан Филиппикус (теперь Океан
Бурь). Я. Гевелий начал «перемещать» на Луну географические названия: Альпы,
Апеннины, Синай, Олимп, Сицилия (островами Гевелий называл кратеры), Понт
Эвксинский и др. В 1651 г. увидел свет «Новый Альмагест», написанный болонскими
иезуитами Дж.Б. Риччоли (1598-1671) и Ф.М. Гримальди (1618-1663). На лунной
карте, составленной Гримальди, была предложена новая система номенклатуры.
Кратеры были названы именами выдающихся астрономов, физиков, математиков и
некоторых античных героев: Тихо, Коперник, Кеплер, Птолемей, Гиппарх, Клавий,
Геркулес, Цезарь и т.д., причем эти имена располагались на карте в четкой
последовательности - с севера на юг в хронологическом порядке - и
группировались по принципу национальной принадлежности их носителей.
Впоследствии эта система пополнялась, но в хаотическом виде, вне
хронологической, профессиональной и национальной принадлежности ученых. Темные
участки лунной суши Гримальди назвал «морями», «заливами», «озерами»,
«болотами», светлые - «землями», по различным природным явлениям: Океан Бурь,
Моря Дождей, Ясности, Холода, Облаков и т.д., Заливы Зноя, Росы, Озеро
Сновидений, Болота Гнилое, Сонное, Земли Сухости, Здоровья, Жары, Снега, Града
и т.д. В них отразились астрологические представления о способности Луны и
отдельных ее участков влиять на состояние людей и природы. Наименования Земель
не прижились, вероятно, в силу нелепости самого применения этого слова к лунной
поверхности. Названия лунных гор остались «земными», как у Гевелия: Кавказ,
Алтай, Тавр и др.

2.
2. Названия новых тел Солнечной системы. Здесь продолжилась античная
астронимическая традиция: 4 открытых спутника Юпитера Галилей назвал
Медичейскими светилами, а С. Марий (1573-1624) - Бранденбургскими светилами, но
затем в честь мифологических персонажей - Ио, Каллисто, Европа, Ганимед. В XVII
в. Х. Гюйгенс и Д.Д. Кассини открыли 5 спутников Сатурна, но их названия
появились только в XIX в., в традиции Мария: Титан, Япет и т.д.

Таким
образом, в европейской астронимике XVII в. выделяются два традиционных
направления: античное мифологическое и церковное (плохо воспринимавшееся уже
сразу после появления таких названий), и несколько новых систем: по научным
достижениям, в честь августейших особ, в честь ученых (предшественников и
современников), наконец, по аналогии (в селенографии - по географическим
объектам и явлениям природы, в номенклатуре созвездий - по ранее имевшимся
названиям). Эти новые тенденции отражали такие черты общественного сознания XVII
в., как стремление к научному знанию, изучению природы, гуманизм, идеал монарха
- покровителя наук и искусств. Интерес к античному культурному наследию, столь
характерный для Возрождения, в астронимике XVII в. проявился мало.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://filosof.historic.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.