Резьба по камню в Азербайджане
Искусство
азербайджанских резчиков по камню разнообразно: здесь и круглая скульптура, и
горельеф, и не глубокий резной рисунок. Издавна иностранных путешественников,
посещавших Азербайджан, приводило в изумление изобилие рельефов с фигурами
животных, людей, а иногда и с небольшими сюжетными композициями, высеченными на
фасадах домов и на надгробных плитах. В степях Ширвана, Мугани, на равнинах
Карабаха часто встречаются и скульптурные изваяния. Среди памятников каменной
пластики Азербайджана большую научную ценность представляют культовые
памятники, фигуры людей. Некоторые из монументов достигают трех и более метров
высоты. На всех памятниках руки расположены, главным образом, на груди. На
затылке объемно обозначена коса.
Помимо
чисто ритуальных моментов, эти памятники прославляли идеи непобедимости и
могущества воздвигнувшего их народа. Не случайно они ставились на
возвышенностях, на самых оживленных древних торговых путях. Появление в III-VII
века такого рода статуй - явление не случайное. Этот исторический период связан
с пребыванием в Азербайджане гунских, а позже огузских племен, сыгравших
определенную роль в формировании этнического состава азербайджанского народа
Обряд установки изваяний на территории Азербайджана хорошо освящен в трудах
историков VII-XI века. Албанский историк Моисей Каланкатуйский в своем труде
«История Агван» особо отмечает роль и значение этих каменных фигур,
воздвигнутых в честь наиболее могущественных воинов и полководцев. Во время
траурного обряда не только оплакивали покойного, но и разыгрывали сцены,
напоминавшие битвы, в которых участвовал умерший, танцевали, пели. Все это
делалось, чтобы напомнить людям о жизни и героизме погибшего храбреца.
Впоследствии каменные изваяния, воздвигнутые в честь героя, постепенно
превращались в места паломничества. С распространением с середины VII века
ислама в Азербайджане эти ритуальные обряды вытесняются.
Из
средневековых резных камней Азербайджана, безусловно, первыми заслуживают
упоминания так называемые Баиловские камни - рельефные каменные плиты XIII
века, поднятые со дна Каспийского моря.
Рельефы
на Баиловских камнях - это очень глубоко врезанные надписи в сочетании с
растительными узорами и скульптурными изображениями людей и животных. Дата
сооружения - 1232-1233 года, имя зодчего-строителя - Зейн-ад-дин, сын Абу
Рашида Ширвани. На Баиловских камнях (их около 700) встречается 12 портретных
изображений, в том числе, возможно, портретный барельеф самого ширваншаха
Ферибруза.
В
селении Хачин-Дорбатлы Агдамского района на гранях мавзолея (1314 года) есть
рисунки животных - льва, барса, быка, оленя, грифона. В Баку, в районе Девичей
Башни обнаружен рельеф головы быка (XIV-XV века).
Высокого
развития достигает каменная пластика Азербайджана в XVI-XVII века.
Орнаментальные мотивы мемориальных памятников содержат растительные и
геометрические узоры, изобразительные мотивы, жанровые сценки: охота,
жертвоприношения, пиршества.
Особенно
примечательны сюжетные рисунки на памятниках Мингечаурского, Агдамского,
Лачинского и других районов. На памятниках, возведенных на месте захоронения
мужчин, основным лейтмотивом сюжета является героика. Покойный обычно
изображается на коне, в полном боевом наряде, с луком, саблей, топором. Сюжеты:
героические подвиги умершего, сцены охоты. Так же, как и в средневековых
азербайджанских народных дастанах («Китабы Деде Коркуд»), героика в этих
памятниках - форма утверждения смысла жизни. В женских надгробиях большинство
сюжетных рисунков строится вокруг ковроткацкого станка. Рисунки на надмогильных
камнях сходны по темам, сюжетам и композициям с миниатюрной живописью XVI-XVII
века, с росписями Дворца Шекинских ханов. Однако, есть и уникальные рисунки
надгробий - пляска шамана, образ покровительницы детей Умай, рисунки птиц и
животных, являющихся тотемами древних тюркоязычных народов, и многие другие.
Искусство Азербайджана связано издревле с искусством других народов.
Среди
рисунков встречается изображение северного лося, одногорбого тибетского яка и
других. Изображение мифической птицы «уну» огузских племен с распростертыми
крыльями характерно для памятников Лачинского, Кельбаджарского, Кедабекского и
Мингечаурского районов. Саркофаги памятников Мингечаурского (Самухского)
района, села Уруд тяготеют к графической линейности в трактовке фигур людей и
животных. Несколько особняком по трактовке сюжета стоят рельефы саркофага с
кладбища Кара-Хаджи Агдамского района, посвященные теме охоты. Здесь мы видим
свободную ритмическую композицию, показывающую группу людей и животных в
пространстве. Отмеченные памятники представляют интерес не только как памятники
искусства, но и как образцы эпиграфики. Надписи на этих памятниках, исполненные
арабскими шрифтами, помещены в виде орнаментальной вязи на поверхности или на
торцевой стороне саркофага и выполнены в стиле почерков «насталит», «насх»,
«сульс». Текст их содержит стихи из Корана, хадиси, молитвы, имена усопших, а
иногда и даты.
Среди
памятников пластического искусства Азербайджана XVI-XVII веков и по количеству,
и по оригинальности трактовки ведущее место принадлежит каменным изваяниям,
изображающим фигуры баранов и лошадей. Эти памятники в начале XIX века привели
в восторг известного французского путешественника Дюбуа де Монпере. Эти
скульптуры встречаются повсюду, в Нахичевани, Нагорном Карабахе, в районе
Гянджи, на территории Кельбаджарского, Кедабекского, Агдамского, Таузского,
Казахского, Лачинского, Лерикского районов.
Овцеводство
на протяжение многих веков играло в жизни народа важную роль. Из мяса барана
готовили пищу, из кожи изготовляли предметы быта, одежды, шерсть шла на одежду
и являлась незаменимым материалом в ковроткачестве. Баран олицетворял собой в
азербайджанском искусстве мужество и силу, мужское начало. Было поверье, что
если бесплодной женщине проползти под каменной фигурой барана, то у нее
непременно будут дети.
Уместно
вспомнить здесь и племенные объединения Ак-коюнлу (белобаранное) и Кара-коюнлу
(чернобаранное) на территории Азербайджана в XIV-XV веках, на знаменах которых
был изображен баран. Остатки культа поклонения барану в Азербайджане
прослеживаются на протяжении многих веков. И сейчас кое-где украшают черепами
баранов жилые дома. В Ленкоранском, Кубинском, Кусарском районах капители на
колоннах и сегодня называются «гочбаши» (голова барана).
Изваяния
каменных баранов, встречающихся в Лерикском районе, отличаются крупными
размерами. Все они отмечены некоторой сухостью и обобщенностью формы. Тела
баранов плоские, контуры их угловаты.
Каменные
фигуры баранов, встречающие в Лачине, Агдаме, в Казахском районе, напоминают
памятники архаического искусства. Высеченные в основном из темно-серого
трудноподдающегося обработке камня, небольшие по размерам фигуры (длина 80-90
сантиметров, высота 50-60 сантиметров) производят впечатление мощи, которую
создают несколько огрубленные формы, обобщенная трактовка фигуры, больших
крутых рогов, широкой сильной шеи. Особняком в образном ряду стоят изваяния
баранов, встречающиеся в Нахичевани, Шахбузе, Ордубаде. Скульптуры различны по
размерам (длина колеблется от 45 до 150 сантиметров, высота - от 30 до 110
сантиметров), отличаются изобилием орнаментальных мотивов и сюжетных рисунков,
помещенных на их поверхности.
Исключительный
интерес представляют скульптуры, встречающиеся в селе Уруд Сисианского района
современной Армении. Фигуры из села Уруд по стилю трактовки близки к
аналогичным памятникам Нахичеванского края, но отличаются от них жизненностью и
изысканностью отделки. Каменные бараны из села Уруд, высеченные из твердого
серого камня, сохранили на своей поверхности замечательные образцы
сюжетно-тематических композиций, орнаментального искусства и эпиграфических
надписей.
В
Азербайджане среди каменных изваяний нередко встречаются и фигуры коней. Лошадь
связывалась с понятиями богатства, мужества, отваги, преданности. Подкова,
хвост лошади в прошлом имели значение талисманов, оберегов. Известно, что в
средневековом Азербайджане к куполу культовых сооружений, к надгробным
памятникам и к навершиям некоторых военных знамен в виде оберега прикреплялись
лошадиные хвосты. Лошадь как священное животное ярко описана в народном эпосе
«Китаби Деде Коркуд». Изваяния лошадей в основном сосредоточены в древней
Гяндже и в прилегающих районах и селениях. Большую художественную ценность
представляют несколько каменных изваяний лошадей, встречающихся в селе
Малыбейли Лачинского района (XVI век). Изваяния лошадей, встречающихся в
Лачинском, Гянджинском, Шамхорском, Таузском, Казахском районах, обработаны
более детально. Скульптурные изваяния лошадей встречаются на мусульманских
кладбищах Нахичевани, Агдама, Кедабека. Почти все фигуры каменных лошадей,
встречающиеся в различных районах Азербайджана, имеют аналогичные декоративные
убранства. По сложившимся традициям на изваяниях высекался полный комплект
конского снаряжения (уздечные наборы, нагрудные ремни, подпруги, потфеи,
стремена и седла). Под седлом выделялся орнаментированный «чул» - попона. На
поверхности каменных фигур лошадей вырезались также некоторые воинские доспехи
(лук со стрелами, колчан, сабля, аркан) и фигура охотника.
Главная
особенность фигур животных - не точная конкретизация образа, а поэтическое
обобщение, достигаемое лаконическими средствами пластики.
Каменная
пластика Азербайджана, начиная с XIX века, все больше начинает принимать форму
ремесла. Орнаментальные мотивы даже в одной композиции разнохарактерны. Все это
приводило к дробности рисунка в ущерб целостности всей композиции.
Композиционная схема и техника резьбы теперь всецело зависели от творческой
индивидуальности того или иного мастера. В декоре XIX века все чаще стали
встречаться изобразительные мотивы, состоящие из отдельных фигур животных,
птиц, людей, предметов быта (кувшины, подставки для книг, зеркала, гребешки),
видов оружия и атрибутов производства (ткацкий станок, наковальня, молот, щипцы
и так далее). По этим рисункам можно узнать, кому был посвящен данный памятник,
профессию, характер, склонности погребенного. Интересные надгробные памятники
XVIII-XIX веках встречаются в Кубе, Шемахе, Шеки, Агдаме, Гяндже, Казахе.
Привлекает
мемориальный памятник в городе Куба (1795 год) - темно-серая плита с резными
узорами, декор лицевой стороны памятника состоит из пяти медальонов,
расположенных друг над другом. Заслуживают внимания надгробная стела из селения
Даш-Салахлы Казахского района (1848 год), стела из села Юхары Ойсузлу Таузского
района (1874 год). Комплекс архитектурных памятников Гей-Имам, расположенный
неподалеку от Гянджи, пожалуй, единственное место в Азербайджане, где
встречается наибольшее количество памятников с портретными изображениями.
Традиции
каменной пластики Азербайджана очень ярки и своеобразны. В них с большой
полнотой воплотились этические, эстетические, религиозные взгляды народа.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.azeri.ws