Реферат по предмету "Культура и искусство"


Исследование образной характеристики Екатеринбурга

Исследование образной
характеристики Екатеринбурга

Л. П. Холодова

На кафедре теории искусств Уральской государственной архитектурно-художественной
академии проведено исследование образной характеристики центра Екатеринбурга и его
отдельных районов.

Приобщение пользователей архитектуры к проектному процессу
является сложной многоуровневой задачей. Современная методика архитектурного проектирования
предполагает участие профессионалов и пользователей. Причем современный процесс
проектирования отличается тем, что "богоподобный" проектировщик свергнут
с пьедестала и выполняет роль представителя клиентов, роль учителя среди равных
ему учеников. Профессиональные тайны проектировщика превращены в доступную информацию.

Проекты реконструкции центров исторических городов методически
ничем не отличаются от других архитектурных проектов, поэтому метод "профессионал-пользователь"
должен быть применен и к этим проектам. Самым испытанным методом приобщения пользователей
к проектному процессу является опрос с последующим анализом опросных листов.

Анализ опросных листов выявил несколько положений, которые
необходимо учитывать как при подготовке и составлении проектной документации, так
и при выборе подходов, методов реконструкции. Результативность примененного метода
трудно переоценить. Особенно интересным представляется выявленная разница восприятия
города профессионалами-архитекторами и не профессионалами, жителями города, и его
гостями. Интересные ответы получены на вопрос об ассоциациях, возникающих при слове
"Свердловск" и при слове "Екатеринбург". Так, в первом случае
называют гостиницу "Исеть", а во втором - "Исторический сквер".
Негативную реакцию вызывает словосочетание "Городок чекистов". Никто не
оценивает архитектуру этого городка, несмотря на то, что с точки зрения профессионалов
это бесценное сооружение, по-праву вошедшее в историю архитектуры России. У всех
опрашиваемых оно вызывает такие ассоциации: "кожаные куртки", "стрельба",
"ночные аресты" и т.п. Мрачность воспоминаний о 37-м годе нашей советской
истории не сгладилась до сих пор. Поэтому "принять" этот городок в центр
Екатеринбурга для многих пока представляется большой проблемой. А вот самой приятной
улицей, "улицей правильной" считают ул. Свердлова. Здесь мнение жителей
и мнение профессионалов совпадает.

Большинство опрашиваемых очень плохо представляет связь
отдельных районов (Уралмаш, Эльмаш, Химмаш, Юго-западный и так далее ) с центром.
Это свидетельствует о "провалах" в композиции города. Весьма важные данные
содержатся в ответах на вопросы, связанные с общим статусом г. Екатеринбурга. Большинство
считает, что это город-завод. "Столичность" Екатеринбург может приобрести
в том случае, если из лексикона опрашиваемых уйдут такие слова, как "грязно",
"холодно", "ужасный транспорт", "мусор", "репьи"
и пр. Образцом столичного города абсолютное большинство опрашиваемых назвали Санкт-Петербург.
А в Екатеринбурге отмечаются отсутствие красивых запоминающихся зданий, малое количество
доминант-ориентиров, отсутствие достаточного для общего впечатления о городе количества
благоустроенных улиц и площадей.

Весьма интересные данные получены о поселке Уралмашзавода.
Здесь отмечается легкость ориентации, отличное качество исторической застройки,
удачное решение пешеходной улицы, парков и памятников. Однако наиболее запоминающиеся
здания не называются. Напротив, поселок Эльмаш, у всех опрашиваемых не вызывает
положительных эмоций. Отмечается лишь площадь Дворца культуры как наиболее удачно
решенное место.

Если центр Екатеринбурга в целом рассматривается положительно,
то новые районы вызывают серьезную критику: трудность ориентации, отсутствие запоминающихся
зданий, благоустройства, уютных мест отдыха и общая "бедность" видовых
картин. Резкая дифференциация городских пространств на "исторические"
и "неисторические" разрывает город на отдельные темы, не способствует
созданию единого образа. Кроме того, многие отметили однообразие и бедность исторической
части города.

Анализ анкет выявил весьма неприглядную картину: образ
города оставляет в душах людей впечатление провинциальности, пролетарского, грязного
места. Если горожане предъявляют высокие требования к своему городу, то его гости
дают положительную оценку и центру и отдельным районам. Здесь, очевидно, сказывается
неожиданность увиденного. Люди, впервые приехавшие в город, открывают для себя не
такую уж провинцию, как это им представлялось. А жители мечтают видеть Екатеринбург
столицей, но в сравнении с Москвой и Петербургом отмечают много недостатков, стремятся
подчеркнуть их и сделать город лучше, хотя бы в мыслях.
Уральский государственный технический университет

Весьма интересные ответы мы получили на вопрос о самых
запоминающихся зданиях центра Екатеринбурга. Здесь называют два объекта - оперный
театр и мэрию (бывший горсовет). Это несколько неожиданно для профессионалов, так
как последние считают, что таких зданий больше. Жители города с большим разочарованием
воспринимают здание цирка. Я вспоминаю мнения людей, которые высказывались в процессе
строительства этого сооружения. Часто говорили: "Когда же наконец застеклят
купол?" Людям непонятно неиспользуемое, по-существу "застроенное",
пространство. И здесь всякие рассуждения и объяснения профессионалов просто бессмысленны.
Купол, "построенный для голубей", оправдать трудно. Теперь с некоторым
раздражением горожане ждут окончания строительства бизнес-центра на ул.Куйбышева,
вопрошая: "Когда же будет достроен этот "сарай"? Здание еще не достроено,
но "убогость" его уже оценена. Кроме того, здесь налицо ошибка пространственного
решения. Объединение входной зоны центра с площадью перед церковью не выдерживает
никакой критики. Церковь нуждается в изоляции от светских зданий, пространство вокруг
церкви должно быть самодостаточно и нуждается скорее в обособлении, нежели в объединении
с какими-либо зданиями, тем более не обладающими культовыми функциями. Примечательно,
что здания, выполненные в стиле "конструктивизм" и в стиле "функционализм"
не попали в число примечательных. Исключение составляет только гостиница "Исеть".
Но она выполняет роль доминанты, служит пространственным ориентиром. А это несколько
другая функция. А вот здание университета на ул. Ленина является запоминающимся.
Конструктивистские здания не вошли в число "любимых", как бы профессионалы
не внушали мысль о их исключительности и ценности. Не отмечено ни одного здания
в новых городских районах. А архитекторы полагают, что они немало потрудились, чтобы
сделать их привлекательными. Но, увы.

В анкету кабинетного интервью мы включили задание нарисовать
"путь от дома до работы". Задача - выявить ориентиры, которыми пользуются
жители для определения в каждый момент своего местонахождения. В ответах мы увидели,
что такими ориентирами являются остановки транспорта и торговые точки. Это логично,
здесь мы не нашли, к сожалению, никаких открытий, хотя и ожидали, что будут названы
какие-нибудь примечательные с точки зрения архитектуры здания. В качестве вывода,
можно положительно оценить не только благоустройство остановок общественного транспорта
и новые павильоны. Здесь легко оправдывается обустройство входов в новые магазины,
которые встраиваются в жилые здания. Мраморные входы, затейливые лестницы и козырьки,
которые подходят к панельному жилому дому "как корове седло" и вызывают
у профессионалов шок, жителями же оцениваются позитивно. Да, мы хотим, чтобы путь
от дома до работы, который проходим каждый день, был привлекательным, вызывал радость
и удовольствие. Вообще такие понятия как "уютно", "красиво"
и т.п. постепенно, в погоне за чистой функциональностью, исчезли из лексикона архитекторов.
Но это же "главные слова", если архитекторы взяли в качестве лозунга словосочетание
"творить для людей".

Образ города формируется столетиями. Ответственность перед
людьми, живущими в настоящее время, несут все архитекторы, которые когда-либо проектировали
здесь. Но образ - это понятие динамическое, оно может быть подвергнуто реконструкции.
Образ - это не материальное, это сенсорное качество. И формирование у людей чувственных
ощущений поддается проектированию, если действовать вместе с ними, а не опираться
только лишь на профессиональные знания. Самым современным методом проектирования
является метод, основанный на включении пользователя в процесс проектирования. Как
включать жителей в процесс проектирования? Здесь существует целый свод правил, но
это уже задачи профессионалов.

Собранный нами материал в настоящее время готовится к изданию.
В дальнейшем он будет предоставлен архитекторам-проектировщикам для анализа и размышлений.
Список литературы

1.Линч К. Образ города. М., 1982.

2.Холодова Л.П. Сенсорные качества среды.//В кн.: Известия
высших учебных заведений: Строительство и архитектура. 1989. №1.

Для подготовки данной работы были использованы материалы
с сайта http://www.eunnet.net/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.