Армянский Новый Год
Эдуард Акопян (главный редактор "Аздарара")
Древний
армянский календарь состоял из 12 месяцев по 30 дней и дополнительного 13
месяца, в котором было 5 дней:
Навасард,
Ори, Сагми, Тре, Кахоц, Арац, Мегекан, Арег, Агекан, Марери, Маргац, Гротиц,
Авеляц.
Названия
месяцев имеют легендарное происхождение. Некоторые летописцы считают, что
месяцы получили свои названия по именам 12 сыновей и дочерей Айка Наапета.
Однако
у древних армян не только месяцы, но и дни имели свои имена:
Арег,
Грант, Арам, Маргар, Агранк, Маздех, Астхик, Мигр, Дзопабер, Мурц, Ерезкан,
Ани, Пархар, Ванатур, Арамазд, Мани, Асак, Масис, Анаит, Арагац, Гргур,
Кордуик, Тзмак, Луснак, Црон, Нпат, Ваагн, Сим, Вараг, Гишеравор.
И
5 дней 13 месяца:
Пайлатзу,
Арусяк, Грат, Луснтаг, Еревак.
Свои
имена имели и часы. Дневные часы:
Айг,
Тзайг, Зайрацял, Тжарагайцял, Шаравихял, Еркратес, Шантакох, Гракат, Гурпайлял,
Таханцял, Арагот, Арпох.
И
ночные часы:
Хаварак,
Ахджамухдж, Мтацял, Шахавот, Камакот, Бавакан, Гаватапял, Гехак, Лусатжем,
Аравот, Лусапайл, Пайлатзу.
В
этих именах проявляется творческий вкус древних армян: в названиях часов
отражается изменение цветовой гаммы небесного свода. Некоторые из этих названий
сохранились до сих пор, показывая определенный промежуток времени (например,
айг - рассвет, ахджамухдж - сумерки, аравот - утро).
Теперь
обратимся непосредственно к новогодним празднествам. По дошедшим до нас данным,
армяне имели 3 новогодних праздника: Аманор, Навасард, или Каханд, и 1 января.
До
XXV в. до н. э. наши предки Новый Год встречали 21 марта, когда
продолжительность дня равна продолжительности ночи. Этот выбор не был
случайным. В эти древние времена армянские жрецы, основываясь на своих
наблюдениях, убедились, что природа пробуждается в начале весны. Этот день
армяне отмечали торжествами, в которых прославляли пробуждение природы, труд
земледельца, обращались к богам, прося, чтобы год был урожайным.
Второй
новогодний праздник у армян - это Навасард, который отмечался 11 августа. По
легенде, Айк Ахехнавор (Айк Лучник), убив в Айоц Дзоре тирана Бэла, даровал
свободу своему роду и будущим поколениям. Это произошло 11 августа 2492 г. до
н. э. (по другим данным - в XXII в. до н. э.). И этот день стал началом нового
года для армян.
Как
уже отмечалось выше, августовский новый год армяне называли Навасардом (Нав -
"новый" + сард - "год"). Главные новогодние представления
происходили на обоих берегах реки Аратзани, на склоне горы Нпат. На торжествах
принимали участие царь и царица со своей свитой, полководцы вместе с армянским
войском. Сюда приезжали со всех концов Армении. Смысл праздника был не только в
веселье, но и в единении народа.
Празднества
длились несколько дней. В один из этих дней люди пили сладкие напитки и легкие
вина. В день Навасарда пьяных людей практически не было, так как древняя
армянская поговорка гласит: "Боги больше всего плевела оставляют на поле
пьяницы". На этих праздниках даже еда была умеренной.
Из-за
разных климатических условий Армении в разных районах на праздничный стол
подавались различные блюда. Однако в новогодний праздник все блюда имели что-то
общее, что подчеркивало национальные особенности. В этих блюдах первое место
занимала круглая пшеница, которая росла только в Армении. Наши предки на стол
клали хлеб, испеченный из этой пшеницы, чтобы языческие боги армян сделали
новый год плодородным. Наверное, одна из древних армянских поговорок - в
новогодний день нельзя брать в долг хлеб - является результатом этих традиций.
И поэтому всегда старались на новогодний стол положить хлеб, испеченный из
пшеницы, выращенной своими руками.
Есть
другая древняя поговорка: "без вина придет новый год, без нгатзахика -
запаздает". В древности нгатзахик был самой известной приправой. Этот
вызывающий аппетит цветок рос на склонах Масиса (Арарата). Его собирали и
сушили армяне, живущие в районах Масйацотн и Тжакатк, а потом распространяли по
всей Армении. И в каком бы районе ни жил армянин, на Новый Год он всегда имел
нгатзахик. Эта традиция (применять в новогодних блюдах сушоный нгатзахик) была
символом национального единения армян. Нгатзахик связывал всех армян с Масисом
- сердцем Родины.
В
XVIII в. по календарю католикоса Симеона Ереванци (Симеона Ереванского) 1
января было принято считать началом нового года. Однако еще до этого в разных
местностях Армении и в разных поселениях беженцев-армян армяне уже праздновали
1 января как начало нового года. 1 января в список новогодних блюд включаются
продукты, названия которых начинаются с буквы Н: Нгатзахик, Нур (гранат), Нуш
(миндаль) и др.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.countries.ru/