Система
Станиславкого. Тайна вдохновения
Однажды, когда репетиция очередной постановки в Художественном
театре не клеилась , когда актеры выходили на сцену пустыми, без всякого душевного
подъема с потухшими глазами. Константин Сергеевич Станиславский задумался о природе
актерского творчества, о том что принято называть вдохновением. Что же означает
это слово? В “Толковом словаре “ Даля оно объясняется так: ”Высшее духовное состояние
и настроение: восторженности, сосредоточение и необычайное проявление умственных
сил”.
К сожалению, такое состояние
приходит к человеку, художнику, по неведомым причинам, в неожиданное время и отнюдь
не по заказу. В русском театре прошлого века символом артиста, игравшего исключительно
на порывах вдохновения, навсегда остался легендарный Павел Молчанов. Когда он был в “Ударе” – играл великолепно,
исторгал у слушателя слезы, потрясал всех. Но современники вспоминают, что иногда
Молчанов играл из рук вон плохо: это значило, что вдохновение в тот вечер его не
посетило.
Станиславский задумал открыть тайну вдохновения, его загадку,
потому что в искусстве актера эта тайна имеет особое значение: полагаться на
одно вдохновение – слишком ненадежно и рискованно.
Живописец становиться к мольберту и трудится над своим
полотном, когда чувствует, что пришло вдохновение. Композитор набрасывает на нотные
лиcты новое сочинение, когда звуки, мелодии, ритмы складываются в его сознании в
стройную систему. С актером дело обстоит иначе.
Вдохновение должно прийти к нему не само по себе и, скажем,
не среди ночи и не во время отпуска, на берегу моря или реки, в определенный час,
когда звенят в театре звонки, рассаживаются в креслах зрители ”и, взвившись, занавес
шумит”, по выражению Пушкина. Следовательно, свое вдохновение артист должен уметь
вызывать сам, по своей воле и усмотрению. А значит, должны существовать способы
пробуждать в себе душевный подъем, чувство восторга перед предстоящей работой, достигать
высшего проявления умственных, душевных и творческих сил. Ну, а все же, что делать,
если вы сегодня плохо себя чуствуете? Если болит голова или зуб? Если с кем-то поссорились
и настроение-хуже некуда? Как быть? В результате многолетних исканий, размышлений
и трудов Станиславский и создал всою знаменитую “систему” воспитания актера-теорию
и метод артистической техники.
Что значит техника в применении к таланту? Совершенствование
пластики, голоса, дикции, мимики, жеста, слуха. Постоянный, повседневный труд. Пианист
репетирует ежедневно по многу часов-тогда он способен выступить в концерте с блеском.
Танцовщик тренируется каждое утро подолгу-только тогда тело будет послушно им на
сцене. А некоторые драматические актеры думают, что для них этот закон не писан.
В свободное от спектаклей и официальных репетиций в театре время, они считают себя
“свободными” от искусства. Они теряют профессионализм. Публика постепенно теряет
к ним интерес.
Свою систему Станиславский не “придумал”. В течение многих
лет он наблюдал за творчеством выдающихся актеров, изучал их работу на подмостках
и за кулисами. Беседовал со многими из них. Система Станиславского долгое время
выверялась в Московском Художественном театре и его студии, пока не стала достоянием
театров нашей страны и многих стран мира. Но до сих пор некоторые недальновидные
артисты рассуждают и даже высказываются в таком духе:”У меня большие способности,
это все говорят. Я и без всякой теории и техники сыграю отлично. Талант есть талант”,
но на самом деле подобные рассуждения – роковая ошибка. “Если у тебя есть мастерство
на сто тысяч франков, купи еще на пять су”. Система Станиславского решает проблему
сознательного овладения творческими процессами, исследуются пути ограничивающие
перевоплощения актера в образ. Разработаны основные принципы и указаны практические
приемы работы актёра над совершенствованием своих внутренних и внешних артистических
данных над ролью.Художественном театре и его студии, пока не стала достоянием театров
нашей страны и многих стран мира. Но до сих пор некоторые недальновидные артисты
рассуждают и даже высказываются в таком духе:”У меня большие способности, это все
говорят. Я и без всякой теории и техники сыграю отлично. Талант есть талант”, но
на самом деле подобные рассуждения – роковая ошибка. “Если у тебя есть мастерство
на сто тысяч франков, купи еще на пять су”. Система Станиславского решает проблему
сознательного овладения творческими процессами, исследуются пути ограничивающие
перевоплощения актера в образ. Разработаны основные принципы и указаны практические
приемы работы актёра над совершенствованием своих внутренних и внешних артистических
данных над ролью.
Список литературы
Для подготовки данной
работы были использованы материалы с сайта http://www.abc-people.com