Реферат по предмету "Культура и искусство"


Некрополь Мемфиса

Некрополь Мемфиса

О
Осирис, царь обоих Египтов, Менкара, вечно живущий, рожденный небом, выношенный
во чреве богини Нут, потомок Себа: твоя мать Нут, как бездна небес, простирает
над тобой свои объятия. Она сделает тебя богом, повергнув в ничтожество твоих
врагов, о царь Менкара, вечно живущий.

Хотя
южная пирамида в Гизе носит только имя фараона Микерина, но древнее предание
славу ее сооружения отводит не ему одному. Фараон не успел закончить постройку,
и завершила ее одна из его преемниц — царица Нитокрис (супруга VI фараона
династии Меренра). Она увеличила размеры пирамиды, заложила уступы кирпичом, а
стены облицевала 1500 кубическими метрами розового гранита. Обломки
великолепного голубого саркофага царицы Нитокрис были найдены в нижнем покое
пирамиды — под комнатой, где был погребен фараон Микерин.

О
царствовании самой Нитокрис исторических сведений сохранилось очень мало, но,
как всегда в подобных случаях, жизнь ее расцвечена многочисленными легендами.
Супруг ее царствовал всего несколько месяцев и был убит во время восстания, и
после его смерти на престол вступила «красавица с розовыми щечками». По словам
жрецов, сопровождавших Геродота, царица жестоко отомстила за любимого мужа. Она
выстроила огромный подземный зал и для освящения его пригласила тех египтян,
которых подозревала в убийстве супруга. Во время пиршества она открыла потайной
канал и выпустила воду из реки, но, опасаясь мести их родственников, Нитокрис
впоследствии и сама покончила с собой.

Около
50 веков прошло с того времени, как вечным сном почила в пирамиде Микерина
царица Нитокрис, но память о ней до сих пор живет в долине Нила. Вам расскажут,
что  душа царицы не нашла пристанища в
загробном мире, она осталась на земле и обитает внутри пирамиды. Время от
времени она появляется в ночную пору в образе прекрасной нагой женщины, и
многие видели ее в закатные часы на южной стороне пирамиды, когда она
поднимается на свет Божий из мрачной глубины погребальной камеры. Если она
пожелает кому-нибудь внушить любовь, то ласково улыбается, манит за собой и не
оставляет человека до тех пор, пока объятый безумной страстью несчастный не
лишится рассудка. До самой смерти будет блуждать он по всей стране и тщетно
искать чудный образ царицы-красавицы, пленившей его.

Фараоны
следующих династий тоже старались по возможности поднять свою гробницу на
большую высоту. Но чтобы возвести такие сооружения, требовалось много времени,
а царь мог внезапно умереть, и тогда его пирамида останется незаконченной. На
наследников надеяться нечего, они займутся собственными пирамидами, поэтому
фараоны сначала строили небольшие пирамиды, а потом увеличивали их размеры и
облицовывали стены все новыми и новыми каменными обкладками. Но эпоха великих
пирамид уже прошла, и могильные комплексы фараонов V династии уже не
поднимались выше 50 метров.

Хотя
фараоны прекратили возводить для себя пирамиды, некоторые из их знатных
подданных продолжили эту традицию. Многих вельмож Нового царства хоронили в
Фивах на западном берегу Нила — в гробницах, высеченных в скалах. Вельможи,
которых хоронили на севере, в долине Саккара, находили вечное упокоение в
небольших пирамидах, составивших впоследствии целый мемориальный ансамбль.
Здесь, на обширном плоскогорье близ Мемфиса, высится ряд четырехугольных погребальных
зданий, под сводами которых почивают останки многих людей. Это плоскогорье
одинаково служило кладбищем и для фараонов, и для их вельмож, и для простого
народа. Наводнения никогда не достигали его вершины, и с этой стороны египтяне
могли не беспокоиться о своих могилах.

Заботами
местных жителей они и впоследствии охранялись от вихрей пустыни, которые во
всякое время могли погрести в песках весь некрополь. Но когда из «города
мертвых» и храмов ушли последние служители культа Осириса и некому стало заботиться
о «домах вечности», все здесь изменилось. Погибли рощи священных сикомор, и
ветры, ничем больше не сдерживаемые, нанесли целые песчаные пласты на древние
могилы и руины храмов. В течение нескольких веков, прошедших со времени
окончательного падения язычества, песок успел засыпать весь некрополь, и только
самые большие гробницы отстаивали свои существование.

«Чудом
Саккара» и «самым великим памятником древности» французский ученый Виконт де
Руже назвал гробницу вельможи Ти, жившего в эпоху правления царей V династии.
Он служил трем фараонам, занимая одну из высших жреческих должностей,
одновременно исполняя обязанности дворцового ключаря и царского секретаря,
«облекая в письменную форму повеления фараона», как говорится в его надгробной
надписи. По всему видно, что вельможа пользовался расположением фараонов, и они
возлагали на него много поручений. Это не мешало ему часто отлучаться из
Мемфиса в свои поместья для ведения дел и отдыха на лоне природы. Во время
поездок в поместья Ти всегда сопровождали карлик, обязанный присматривать за
ручной обезьянкой, и криворукий псарь, неспособный к физическому труду. Чтобы
не оставлять его без дела, вельможа поручил ему ухаживать за своими любимыми
собаками.

Вдали
от суетливой столичной жизни с ее заботами, придворными интригами и разного
рода неприятностями сельская жизнь давала столько удовольствий! На легком судне
в сопровождении верных слуг Ти смело углублялся в папирусные заросли, охотясь
за бегемотами. Метко брошенное копье глубоко врезалось в кожу неповоротливого
животного, и оно становилось добычей охотников. Правда, это была рискованная
охота, ведь бегемот мог напасть на лодку, но постоянная опасность только
возбуждала в вельможе охотничий азарт.

Любил
Ти заниматься и рыбной ловлей, ведь в то время в реках Египта водилось
множество рыб самых разнообразных пород. Да и дом вельможи был полной чашей,
ведь 36 деревень должны были ежегодно платить ему подати самыми разнообразными
продуктами. В его поместьях паслись большие стада быков, ослов, антилоп и
длиннорогих баранов; птичьи дворы изобиловали стадами гусей, уток, пеликанов,
журавлей... На огородах выращивались самые разнообразные овощи, и гости
вельможи часто не без тайной зависти поглядывали на ароматные дыни величиной с
пудовые тыквы, на огурцы длиной до полуметра, на сочный крупный лук и другие
овощи...

На
стенах гробницы вельможи Ти в виде 36 девушек изображались деревни, приносящие
всевозможные дары, и в надписях над ними даже конкретно сообщается название
деревень: «Рыба», «Пироги», «Две сикоморы», «Вино» и т.д. Но так как подобные
названия носили деревни и других владельцев, то для различия к деревням
вельможи прибавляли имя их владельца: «Рыбная ловля — Ти», «Рыбная ловля —
Техе-нука», «Пироги — Енхефтка», «Пироги — Ракопу» и т.д.

Семейная
жизнь вельможи Ти тоже шла гладко. Он женился по любви на женщине царской
крови, и его супругу Не-фрхотеп, так же как и их дочерей, надгробные надписи
называют родственницами царского дома.

Гробница
вельможи Ти принадлежит к числу наиболее усовершенствованных мастаба. Она имеет
переднюю комнату, три погребальные камеры, два сердаба и два коридора. Стены
этих помещений покрыты прекрасными барельефами, на которых художник умышленно
придал Ти огромные размеры, так что в сравнении с рядом стоящими слугами он
кажется просто гигантом. Однако непропорциональность фигур нисколько не вредит
чарующей прелести самих изображений. Они поражают своей реальностью, и перед
глазами развертываются самые разнообразные картины городской и сельской жизни,
сцены охоты и рыбной ловли, домашней жизни и религиозных праздников. Очевидец
их, Ю.Н. Щербаков, в 1906 году писал:

С
эпическим спокойствием и беспристрастием рассказывается стародавняя... быль,
которая, несмотря на свою простоту и несложность, заманчивее всякой сказки... В
бесхитростном замысле, живьем выхваченном из жизни, всегда сказывается правда,
такая же обаятельная и неотразимая, как в бытовых описаниях «Илиады» и
«Одиссеи». И потому эти безусые и безбородые, коричневого цвета мужчины, ростом
с куколку, имеющие все, начиная от «тайного советника и камергера Ти», один и
mom же костюм — кусочек ткани, обвязанный вокруг пояса; эти черноволосые
женщины с бледно-желтыми лицами и руками, в полном наряде, плотно облегающем их
члены; эти четвероногие и эти пернатые — все кажутся живыми или, по крайне
мере, жившими когда-то давно, в былые времена.

Над
всеми изображениями в гробнице имеются поясняющие их иероглифические надписи.
Вот нарисовано стадо быков, переходящих вброд неглубокий канал, вода которого
едва доходит им до живота. Пастух переносит на своих плечах теленка, который
жалобно мычит, и ему вторит не менее встревоженная мать. Другой пастух
иронически успокаивает ее: «Ах, он негодный, унес твоего теленочка, добрая
кормилица!» А вот изображение жатвы, и крестьянин говорит высоким хлебам: «Вы
уже поспели». Вот гонят коров, которые лениво передвигают ноги, и погонщики
кричат им: «Любят только тех, кто быстро подвигается вперед, а лентяев бьют».
На другом изображении погонщик укоризненно говорит ослу: «О, если бы ты только
мог видеть свое поведение!»

Подобные
надписи помещены над каждой картиной, над каждым изображением, и в гробнице
вельможи Ти далекое прошлое предстает перед нашими взорами не только в образах,
но и в живой речи. С удивлением мы читаем шутки, которые произносились почти
6000 лет назад, и веселые остроты древних египтян, над прахом которых
пронеслось не одно тысячелетие.

Много
усилий употребили родственники Ти, чтобы спасти его тело от разрушения и тем
самым обеспечить ему бессмертие, но усилия их оказались тщетными, и сейчас саркофаг
вельможи стоит пустым. Зато они сделали гораздо больше — спасли историю и
великую культуру своего народа. Еще Диодор Сицилийский писал: «Египтяне считали
жилища живых людей гостиницами, так как в них они живут короткое время.
Напротив, гробницы они называли вечными, потому что остаются в них навсегда.
Вот почему они мало заботились об отделке своих домов, не пренебрегая в то же
время ничем для украшения своих гробниц». Никакой материал не казался им
слишком прекрасным и долговечным для этих сооружений, хотя сами они жили в
домах из кирпича-сырца, и только настенная роспись в них имитировала камень и
металлы. Хорошо сохранилась и гробница Хер-Нейт — царицы 1  династии. Ее погребальная камера была вырыта
в известковой скале, пол и потолок камеры покрывали деревянные бревна, а стены
были выложены кирпичом.

В
1850 году в долине Саккара оказался французский ученый Огюст Мариетт, и ему
сразу же вспомнилось место из географических описаний Страбона: «В Мемфисе есть
храм Се-раписа, расположенный среди такой пустыни, что ветры нанесли на него
целые горы песка, из которых мы увидели лишь выглядывавшие головы сфинксов:
одних полузасыпанных, других полностью скрытых песком». Не имея фирмана от
вице-короля Аббаса, французский археолог начал раскопки в Саккара на свой страх
и риск. Почти год работали 30 нанятых феллахов, их жены и дети, пока не
наступил счастливый день 12 ноября 1851 года, когда О. Мариетт наткнулся на
огромный склеп. А потом были откопаны 134 сфинкса (по другим сведениям — 141),
и освобожденные от песка, они выстроились вдоль церемониальной дороги к
огромному подземному склепу с саркофагами, в которых покоились мумии священных
быков Аписов. В гробах-саркофагах размерами 4 х 3 х2 метра, изготовленных из
отполированных плит красного и черного  
гранита,   египтяне  
хоронили   набальзамированные
трупы священных быков Египта. Склеп был давно разворован, но на стелах остались
надписи. С большим трудом ученый за 3 года собрал до 7000 предметов, половина
из которых связана с культом Аписа — земного воплощения бога Птаха.
Список литературы

«100
некрополей»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Понятие и сущность особого производства. Виды особого производства
Реферат English Architecture During Medeival Times Essay Research
Реферат Расчет радиочастотной части радиовещательного транзисторного приемника длинных волн и УРЧ радиовещательного приемника
Реферат Problems With The Strait Crossing Fixed
Реферат Государственный аппарат СССР в 1924-1929 гг
Реферат Диференціальні рівняння першого порядку з відокремлюваними змінними, однорідні, лінійні, Бернулл
Реферат Таблица Основные социально-экономические показатели на примере предприятия из региона Кавказски
Реферат Большая выпь
Реферат Социально-экономическая структура Верхнеудинска в феодальный период (середина XVII в.- 1862 год)
Реферат Мировая цветная металлургия (в т.ч. алюминиевая промышленность)
Реферат Удовлетворение потребностей, мотивация и личностные ориентации в физической деятельности студента
Реферат Алкоголь, курение, наркотики Всё это портит жизнь людям. Не многие задумываются, что жизнь у нас одна и её нужно прожить хорошо, с яркими событиями и впечатлениями
Реферат History Of Rca Essay Research Paper The
Реферат Автоматизация поточного производства
Реферат А. В. Карпов (отв ред.), Л. Ю. Субботина (зам отв ред.), А. Л. Журавлев, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева, Ю. К. Корнилов, В. А. Мазилов, Ю. П. Поваренков, В. Д. Шадриков