Некрополь Мемфиса
О
Осирис, царь обоих Египтов, Менкара, вечно живущий, рожденный небом, выношенный
во чреве богини Нут, потомок Себа: твоя мать Нут, как бездна небес, простирает
над тобой свои объятия. Она сделает тебя богом, повергнув в ничтожество твоих
врагов, о царь Менкара, вечно живущий.
Хотя
южная пирамида в Гизе носит только имя фараона Микерина, но древнее предание
славу ее сооружения отводит не ему одному. Фараон не успел закончить постройку,
и завершила ее одна из его преемниц — царица Нитокрис (супруга VI фараона
династии Меренра). Она увеличила размеры пирамиды, заложила уступы кирпичом, а
стены облицевала 1500 кубическими метрами розового гранита. Обломки
великолепного голубого саркофага царицы Нитокрис были найдены в нижнем покое
пирамиды — под комнатой, где был погребен фараон Микерин.
О
царствовании самой Нитокрис исторических сведений сохранилось очень мало, но,
как всегда в подобных случаях, жизнь ее расцвечена многочисленными легендами.
Супруг ее царствовал всего несколько месяцев и был убит во время восстания, и
после его смерти на престол вступила «красавица с розовыми щечками». По словам
жрецов, сопровождавших Геродота, царица жестоко отомстила за любимого мужа. Она
выстроила огромный подземный зал и для освящения его пригласила тех египтян,
которых подозревала в убийстве супруга. Во время пиршества она открыла потайной
канал и выпустила воду из реки, но, опасаясь мести их родственников, Нитокрис
впоследствии и сама покончила с собой.
Около
50 веков прошло с того времени, как вечным сном почила в пирамиде Микерина
царица Нитокрис, но память о ней до сих пор живет в долине Нила. Вам расскажут,
что душа царицы не нашла пристанища в
загробном мире, она осталась на земле и обитает внутри пирамиды. Время от
времени она появляется в ночную пору в образе прекрасной нагой женщины, и
многие видели ее в закатные часы на южной стороне пирамиды, когда она
поднимается на свет Божий из мрачной глубины погребальной камеры. Если она
пожелает кому-нибудь внушить любовь, то ласково улыбается, манит за собой и не
оставляет человека до тех пор, пока объятый безумной страстью несчастный не
лишится рассудка. До самой смерти будет блуждать он по всей стране и тщетно
искать чудный образ царицы-красавицы, пленившей его.
Фараоны
следующих династий тоже старались по возможности поднять свою гробницу на
большую высоту. Но чтобы возвести такие сооружения, требовалось много времени,
а царь мог внезапно умереть, и тогда его пирамида останется незаконченной. На
наследников надеяться нечего, они займутся собственными пирамидами, поэтому
фараоны сначала строили небольшие пирамиды, а потом увеличивали их размеры и
облицовывали стены все новыми и новыми каменными обкладками. Но эпоха великих
пирамид уже прошла, и могильные комплексы фараонов V династии уже не
поднимались выше 50 метров.
Хотя
фараоны прекратили возводить для себя пирамиды, некоторые из их знатных
подданных продолжили эту традицию. Многих вельмож Нового царства хоронили в
Фивах на западном берегу Нила — в гробницах, высеченных в скалах. Вельможи,
которых хоронили на севере, в долине Саккара, находили вечное упокоение в
небольших пирамидах, составивших впоследствии целый мемориальный ансамбль.
Здесь, на обширном плоскогорье близ Мемфиса, высится ряд четырехугольных погребальных
зданий, под сводами которых почивают останки многих людей. Это плоскогорье
одинаково служило кладбищем и для фараонов, и для их вельмож, и для простого
народа. Наводнения никогда не достигали его вершины, и с этой стороны египтяне
могли не беспокоиться о своих могилах.
Заботами
местных жителей они и впоследствии охранялись от вихрей пустыни, которые во
всякое время могли погрести в песках весь некрополь. Но когда из «города
мертвых» и храмов ушли последние служители культа Осириса и некому стало заботиться
о «домах вечности», все здесь изменилось. Погибли рощи священных сикомор, и
ветры, ничем больше не сдерживаемые, нанесли целые песчаные пласты на древние
могилы и руины храмов. В течение нескольких веков, прошедших со времени
окончательного падения язычества, песок успел засыпать весь некрополь, и только
самые большие гробницы отстаивали свои существование.
«Чудом
Саккара» и «самым великим памятником древности» французский ученый Виконт де
Руже назвал гробницу вельможи Ти, жившего в эпоху правления царей V династии.
Он служил трем фараонам, занимая одну из высших жреческих должностей,
одновременно исполняя обязанности дворцового ключаря и царского секретаря,
«облекая в письменную форму повеления фараона», как говорится в его надгробной
надписи. По всему видно, что вельможа пользовался расположением фараонов, и они
возлагали на него много поручений. Это не мешало ему часто отлучаться из
Мемфиса в свои поместья для ведения дел и отдыха на лоне природы. Во время
поездок в поместья Ти всегда сопровождали карлик, обязанный присматривать за
ручной обезьянкой, и криворукий псарь, неспособный к физическому труду. Чтобы
не оставлять его без дела, вельможа поручил ему ухаживать за своими любимыми
собаками.
Вдали
от суетливой столичной жизни с ее заботами, придворными интригами и разного
рода неприятностями сельская жизнь давала столько удовольствий! На легком судне
в сопровождении верных слуг Ти смело углублялся в папирусные заросли, охотясь
за бегемотами. Метко брошенное копье глубоко врезалось в кожу неповоротливого
животного, и оно становилось добычей охотников. Правда, это была рискованная
охота, ведь бегемот мог напасть на лодку, но постоянная опасность только
возбуждала в вельможе охотничий азарт.
Любил
Ти заниматься и рыбной ловлей, ведь в то время в реках Египта водилось
множество рыб самых разнообразных пород. Да и дом вельможи был полной чашей,
ведь 36 деревень должны были ежегодно платить ему подати самыми разнообразными
продуктами. В его поместьях паслись большие стада быков, ослов, антилоп и
длиннорогих баранов; птичьи дворы изобиловали стадами гусей, уток, пеликанов,
журавлей... На огородах выращивались самые разнообразные овощи, и гости
вельможи часто не без тайной зависти поглядывали на ароматные дыни величиной с
пудовые тыквы, на огурцы длиной до полуметра, на сочный крупный лук и другие
овощи...
На
стенах гробницы вельможи Ти в виде 36 девушек изображались деревни, приносящие
всевозможные дары, и в надписях над ними даже конкретно сообщается название
деревень: «Рыба», «Пироги», «Две сикоморы», «Вино» и т.д. Но так как подобные
названия носили деревни и других владельцев, то для различия к деревням
вельможи прибавляли имя их владельца: «Рыбная ловля — Ти», «Рыбная ловля —
Техе-нука», «Пироги — Енхефтка», «Пироги — Ракопу» и т.д.
Семейная
жизнь вельможи Ти тоже шла гладко. Он женился по любви на женщине царской
крови, и его супругу Не-фрхотеп, так же как и их дочерей, надгробные надписи
называют родственницами царского дома.
Гробница
вельможи Ти принадлежит к числу наиболее усовершенствованных мастаба. Она имеет
переднюю комнату, три погребальные камеры, два сердаба и два коридора. Стены
этих помещений покрыты прекрасными барельефами, на которых художник умышленно
придал Ти огромные размеры, так что в сравнении с рядом стоящими слугами он
кажется просто гигантом. Однако непропорциональность фигур нисколько не вредит
чарующей прелести самих изображений. Они поражают своей реальностью, и перед
глазами развертываются самые разнообразные картины городской и сельской жизни,
сцены охоты и рыбной ловли, домашней жизни и религиозных праздников. Очевидец
их, Ю.Н. Щербаков, в 1906 году писал:
С
эпическим спокойствием и беспристрастием рассказывается стародавняя... быль,
которая, несмотря на свою простоту и несложность, заманчивее всякой сказки... В
бесхитростном замысле, живьем выхваченном из жизни, всегда сказывается правда,
такая же обаятельная и неотразимая, как в бытовых описаниях «Илиады» и
«Одиссеи». И потому эти безусые и безбородые, коричневого цвета мужчины, ростом
с куколку, имеющие все, начиная от «тайного советника и камергера Ти», один и
mom же костюм — кусочек ткани, обвязанный вокруг пояса; эти черноволосые
женщины с бледно-желтыми лицами и руками, в полном наряде, плотно облегающем их
члены; эти четвероногие и эти пернатые — все кажутся живыми или, по крайне
мере, жившими когда-то давно, в былые времена.
Над
всеми изображениями в гробнице имеются поясняющие их иероглифические надписи.
Вот нарисовано стадо быков, переходящих вброд неглубокий канал, вода которого
едва доходит им до живота. Пастух переносит на своих плечах теленка, который
жалобно мычит, и ему вторит не менее встревоженная мать. Другой пастух
иронически успокаивает ее: «Ах, он негодный, унес твоего теленочка, добрая
кормилица!» А вот изображение жатвы, и крестьянин говорит высоким хлебам: «Вы
уже поспели». Вот гонят коров, которые лениво передвигают ноги, и погонщики
кричат им: «Любят только тех, кто быстро подвигается вперед, а лентяев бьют».
На другом изображении погонщик укоризненно говорит ослу: «О, если бы ты только
мог видеть свое поведение!»
Подобные
надписи помещены над каждой картиной, над каждым изображением, и в гробнице
вельможи Ти далекое прошлое предстает перед нашими взорами не только в образах,
но и в живой речи. С удивлением мы читаем шутки, которые произносились почти
6000 лет назад, и веселые остроты древних египтян, над прахом которых
пронеслось не одно тысячелетие.
Много
усилий употребили родственники Ти, чтобы спасти его тело от разрушения и тем
самым обеспечить ему бессмертие, но усилия их оказались тщетными, и сейчас саркофаг
вельможи стоит пустым. Зато они сделали гораздо больше — спасли историю и
великую культуру своего народа. Еще Диодор Сицилийский писал: «Египтяне считали
жилища живых людей гостиницами, так как в них они живут короткое время.
Напротив, гробницы они называли вечными, потому что остаются в них навсегда.
Вот почему они мало заботились об отделке своих домов, не пренебрегая в то же
время ничем для украшения своих гробниц». Никакой материал не казался им
слишком прекрасным и долговечным для этих сооружений, хотя сами они жили в
домах из кирпича-сырца, и только настенная роспись в них имитировала камень и
металлы. Хорошо сохранилась и гробница Хер-Нейт — царицы 1 династии. Ее погребальная камера была вырыта
в известковой скале, пол и потолок камеры покрывали деревянные бревна, а стены
были выложены кирпичом.
В
1850 году в долине Саккара оказался французский ученый Огюст Мариетт, и ему
сразу же вспомнилось место из географических описаний Страбона: «В Мемфисе есть
храм Се-раписа, расположенный среди такой пустыни, что ветры нанесли на него
целые горы песка, из которых мы увидели лишь выглядывавшие головы сфинксов:
одних полузасыпанных, других полностью скрытых песком». Не имея фирмана от
вице-короля Аббаса, французский археолог начал раскопки в Саккара на свой страх
и риск. Почти год работали 30 нанятых феллахов, их жены и дети, пока не
наступил счастливый день 12 ноября 1851 года, когда О. Мариетт наткнулся на
огромный склеп. А потом были откопаны 134 сфинкса (по другим сведениям — 141),
и освобожденные от песка, они выстроились вдоль церемониальной дороги к
огромному подземному склепу с саркофагами, в которых покоились мумии священных
быков Аписов. В гробах-саркофагах размерами 4 х 3 х2 метра, изготовленных из
отполированных плит красного и черного
гранита, египтяне
хоронили набальзамированные
трупы священных быков Египта. Склеп был давно разворован, но на стелах остались
надписи. С большим трудом ученый за 3 года собрал до 7000 предметов, половина
из которых связана с культом Аписа — земного воплощения бога Птаха.
Список литературы
«100
некрополей»