Реферат по предмету "Культура и искусство"


Роль литературы в образовании и православном воспитании

Роль литературы в образовании и православном
воспитании.

Доклад
на XIV Рождественских чтениях
Распутин В. Г.

"Велико
незнание России посреди России". Эти бессмертные слова Гоголя не только не
устарели — они приобретают в последнее время какой-то фатальный смысл и вполне
могут быть подняты над зданием Министерства образования РФ и как оценка
успеваемости по этому предмету, и как напутствие, с каким оно, Министерство
образования, могло бы пойти на преодоление этого незнания. С еще большим
основанием гоголевские слова могли бы быть водружены над зданием Правительства
России, но речь сейчас о школе, об образовании, о наших надеждах на завтрашний
день.

Велико
незнание России, велико непонимание ее и велико уже ее неузнавание. "Эти
бедные селенья, эта скудная природа — край родной долготерпенья, край ты
русского народа!" — картина, конечно, безрадостная, но не безнадежная,
тайно светившая обещанием будущих перемен и "в наготе своей
смиренной", которую не поймет и не оценит "гордый взор
иноплеменный". Сегодня этот "гордый взор иноплеменный" со
злорадством перемещается в нас.

Удивительно,
как имя, название, звучание любого дела и учреждения, тем более учреждения,
представляющего собой один из основных и жизнетворных органов государственного
организма, как это преломленное название способно неизбежно перейти в суть
учреждения и преломить его назначение. Было когда-то Министерство народного
просвещения и просвещало младые поколения, давало им вместе с науками тепло
отеческого наставления и отеческой веры, напитывало родным духом и расчищало
отечественные родники с живой водой. Вероятно, это просвещение не было
идеальным и не было полным, но по направленности, по задачам своим оно было верным
— помочь наполниться своим и родным настолько, чтобы вместе с физическим
возрастанием без болезненных наростов шло возрастание духовное, т.е. заложить
прежде в личность национальный камертон, а уж затем пускать ее в море знаний.

Сейчас
у нас Министерство образования, сохранившее свою вывеску еще с советских
времен. Как бы не скрывающее своей цели преобразовать, перестроить,
переоснастить поступающие в его распоряжение души на принятую стандартную
колодку. При коммунизме это была идеологическая колодка и привела она к такому
уродливому явлению, как "образованщина", которое в конце концов и
привело прежнюю государственную систему к трагическим последствиям. Теперь эта
колодка рыночная. При коммунизме почва не отвергалась окончательно, хотя использовался
только верхний ее слой; теперь и почва, традиция, вековое народное бытие
подвергаются тотальной и безжалостной обработке, чтобы не повторить ошибок
коммунизма, когда из них чудом принялась прорастать, казалось бы, окончательно
вбитая в прошлое тысячелетняя Россия.

В
этом и суть навязанных нам реформ: выдернуть, как морковку, современную Россию
из России глубинной, придать ей товарный вид и поставить за прилавок.

Пушкин
сказал о Петре:

"Не
презирал страны родной -

Он
знал ее предназначенье".


самом деле, — писал В. Розанов в статье "Представление о России в годы
учебной реформы" (учебная реформа того времени и дала Розанову толчок
поразмышлять шире о путях российских реформ), — в самом деле, успех реформы
Петра Великого в том, что "препобедила всякую тьму", заложен был не
только в силе, которую дало ему его положение, и не в одной его огромной
решимости, но и в этом особенном его отношении к преобразуемой стране, на
которое указал поэт... Петр не исчужа пришел к нам, он встал к России не в
положение инородной силы... "А о Петре ведайте, что жизнь ему не дорога;
жила бы и цвела Россия" — так в памятных словах перед Полтавой он
определил себя, указал служебное, покорливое, второстепенное свое значение
около России. Из этого взгляда на себя вытекла простота его приемов. Он боролся
с Россией, но... на русской же почве; с нравами, но русским же нравом; с
обычаем, но не покидая русской своеобычности; и, наконец, он сам, он весь в
лице своем, движениях, манере был новый русский быт, и только более свежий и,
главное, более правдивый, чем тот окаменевший в своей условности и формализме
прежний быт... Россия старая, Россия предания оказалась бессильной против него,
потому что он не хотел и не требовал от нее ничего, кроме правды в ней же
самой, в ее же вере, в ее притязаниях..."

Но
Пушкин, согласившийся с Петром, и сам был реформатором. Всякая внутренняя
реформа, как исправление сложившегося порядка вещей, который становится
громоздким и неуклюжим, происходит в свое время, словно бы позволением свыше.
Трудно представить, чтобы державинская ода "Бог", как и оды
Ломоносова и ранние оды Жуковского, были произнесены пушкинским слогом, без той
торжественности и колокольного звона в поэзии, который был духом XVIII века.
Нельзя представить, чтобы "Слово о полку Игореве", наша национальная
святыня, звучала бы как-то иначе, чем на языке своего времени, в глубинах
нашего сознания этот язык сохранился, и мы вспоминаем его тотчас же, как
переносимся в XII век, а все множественные переводы "Слова..."
последних десятилетий вызваны не разъяснением смысла, который давно разъяснен,
а желанием прикоснуться к этой святыне авторским пером и взять уроки
мастерства.

Иван
Ильин, говоря о Пушкине, как реформаторе языка, отмечает, что он, Пушкин,
"нашел точную меру, верный критерий, чтобы от многого отказаться, но и
многое сохранить, и ровно столько, сколько нужно". "Пушкин, —
продолжает Ильин, — один из тех, кому по плечу любая свобода и оторванность от
корней, поскольку они обладают материей и силой, чтобы независимо и свободно
укорениться в Боге".

Но
чтобы "укорениться в Боге", оторванность от почвы и не нужна, от
почвы к Богу ближе. Вообще вся наша дворянская литература XIX века, и в
особенности поместного дворянства, на удивление почвенна — и Толстой, и
Тургенев, и Бунин, но это уже удобренная просвещением почва, нагретая не только
солнышком, но и культурой, не потерявшая тем не менее своего природного
состава. "Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!" -воскликнул
Пушкин, слушая Арину Родионовну. Он-то воскликнул, и восклицание это дошло до нас,
но как важно, чтобы в школе оно прозвучало с той же интонацией, искренностью,
радостью и удивлением, с какими было произнесено поэтом.

Сохранились
записи Ф.М. Достоевского при пересечении им пограничной станции по пути в
Европу, имеющие отношение к тогдашнему образованному классу. Достоевский
размышляет: "Как еще не переродились мы окончательно в европейцев?.. Ведь
не няньки же и мамки наши уберегли нас от перерождения. Ведь грустно и смешно в
самом деле подумать, что не было бы Арины Родионовны, няньки Пушкина, так,
может быть, не было б у нас Пушкина. Ведь это вздор? Неужели же не вздор? Вот
теперь много русских людей везут воспитываться во Францию; ну что, если туда
увезли какого-нибудь другого Пушкина — там у него не будет ни Арины Родионовны,
ни русской речи с колыбели? А уж Пушкин ли не русский был человек! Ведь это
пророк и провозвестник. Неужели же в самом деле есть какое-то химическое
соединение человеческого духа с родной землей, что оторваться от нее ни за что
нельзя; и хоть и оторвешься, так все-таки назад воротишься".

Прошло
полтора столетия, и слова Федора Михайловича "хоть и оторвешься, так
все-таки назад воротишься" потеряли свой утвердительный смысл.
Возвращаются изредка и ныне, но возвращаются с заграничными паспортами, как
послы чужих порядков, для того, чтобы и в России отрывать от России,

"Есть
в природе закон, — это опять из статьи В. Розанова о принципах образования, —
есть закон, по которому два луча света, известным образом направленные, взаимно
интерферируются и вместо того, чтобы производить усиленное освещение,
производят темноту; есть нечто подобное и в душевной жизни человека: в ней
также интерферируются образующие впечатления, если они противоположны по своему
типу, и вместо того, чтобы просвещать ум и сердце, погружают их в совершенный
мрак. Это мрак хаоса, когда сведения есть, когда знаний много и, однако, нет из
них ни одного дорогого, не осталось и тени веры во что-нибудь, убеждения,
готовности, потребности, — кто теперь не узнает его в себе, не скажет: это — я,
это — моя пустота".

Куда
современней и злободневней: это — я, это — моя пустота. Образование наше
строится по принципу подобных взаимоисключающих и взаимопоглощающих лучей, один
из которых традиция, остатки традиции, это я, и второй — агрессивная инновация,
это моя пустота. Казалось бы, образование — слуга двух господ, однако симпатий
своих оно не скрывает и все решительней дает понять "старой
закваске", что права ее на молодое поколение подходят к концу. И вот уже в
школьных программах напротив одного ряда другой, несовместимый с первым и
приготовленный для его замещения: напротив Пушкина "свой Пушкин", к
примеру, Бродский, напротив Есенина "свой Есенин", к примеру,
Высоцкий, напротив Достоевского — Сорокин, напротив Толстого с "Войной и
миром" — Войнович с "Чонкиным", напротив Белинского "свой
Белинский", к примеру, Ерофеев... Я говорю "к примеру", потому
что имена второго ряда могут меняться, но ни в коем случае не меняется сама его
духовная составляющая. Фигуры эти, разумеется, могут быть в литературном
процессе, и они там есть, но зачем же их включать в рацион материнского молока,
ибо школьное образование и есть материнское молоко, продолжающее необходимое
кормление с пеленок, и если оно не отвечает этому назначению и этому составу,
если оно превращено в молоко хищной волчицы — так чего же тогда и ждать?!

Рука
вершителей образования поднимается уже и на "Евгения Онегина", и на
"Героя нашего времени", и на "Тараса Бульбу". Стандарты по
литературе все больше и больше теснят Пушкина, Тютчева, Фета, Некрасова, Блока,
Есенина, выброшены "Конек-Горбунок" Ершова, "Аленький
цветочек" Аксакова, "Снегурочка" А.Толстого, не стало Кольцова,
прежних народных былин и сказок. Подмены, подмены, подмены... "Мы сохраним
тебя, русская речь, великое русское слово!" — поклялась в блокадном
Ленинграде Анна Ахматова, тоже теснимая теперь в школе, — и тогда от внешнего
врага действительно сохранили, потому что учились по старым учебникам.

"...Возврат
к национальным традициям — вот истинная новизна для нашего времени", —
сказал Георгий Свиридов, но сказал, кажется, уже в пустоту, почти никто его не
услышал.

Чтобы
прикрыть и оправдать безграмотность, вводят тесты-угадайки; чтобы не
обнаруживать хитроумных нарядов школьной экипировки, не способной прикрыть
дыры, притащили из чужих краев единый экзамен. А с родины этого изобретения,
этого единого для выпускников школ и поступающих в университеты, все чаще
звучат крики о беде: тамошние Митрофанушки и после университетов не умеют
писать и едва-едва читают по складам. Причину видят в отступлении от фундаментального
образования в сторону прикладного, хотя она, конечно, глубже и кроется в самом
обществе, но ведь и у нас это прикладное и непрофильное густым забором, через
который трудно продраться, огораживается теперь от основного. "Зачем ума
искать и ездить так далеко?" Нет ответа на эти классические вопросы, а
есть задание и есть его исполнение. И еще: "Русь, куда ж несешься ты? Дай
ответ. Не дает ответа". Кто мог бы представить, что слова эти, должные
говорить о величии России, могут быть применены к ее возвратному ходу, к
пресмыкательству перед другими народами и государствами, которые прежде
уважительно посторанивались и уступали ей дорогу!

Еще
Ушинский говорил о необходимости сделать русские школы русскими. Стало быть, и
в его время в этом была потребность. Сделать русские школы русскими — не значит
уткнуться в русское и ничего больше не признавать, мы шире своей колыбели, и об
этом прекрасно сказал Достоевский в своей пушкинской речи. Но для того, чтобы
принять в себя богатство мировой культуры и науки не для складирования только,
а для питания и развития, материя души у русского человека должна быть русской
и православной. Такими были в совершенстве своей личности Ломоносов, Менделеев
и Вернадский, Пушкин и Тютчев, Толстой и Достоевский, Аксаковы и Киреевские.
Русскими остались тысячи и тысячи ушедших на чужбину после гражданской войны,
удивляя просвещенные страны, такие, как Франция и Германия, неповрежденностью и
цельностью своих ярких талантов. " А за то, что нас Родина выгнала — мы по
свету ее разнесли" — да, разнесли и души, и песни, и особенности нашего
быта, и уживчивость, и говор, и веру. Там, на чужбине, созданы были и
"Жизнь Арсеньева", и "Лето Господне" с
"Богомольем", и многое другое, без чего нашу культуру и не
представить.

В
воспоминаниях о Бальмонте Шмелев записывает: "Лет шесть, по полугоду мы
жили рядом... сидели на излучине у речки — тенистые берега, коряги, сосны,
пески и кулики... Я слышал о России, все чаще о России. Мы ее искали,
вспоминали... Осень... близка полночь... Вдруг шорох, неурочные шаги... И оклик
тихо: "Вы еще не спите?" А, ночные! Еще не спим. И мы беседуем,
читаем. Он — новые сонеты, песни... Я — "Богомолье", приоткрываю
детство, вызываю. Мы забывались, вместе шли... в Далекое Святое, дорогое".

И
кто бы мог представить, что пройдут годы, и мы, не покидавшие Родины, будем так
же тосковать о России посреди России, хвататься за нее, гонимую, искать
заклинающие слова, и замолкать в отчаянии. А вернувшийся на Родину в гробу Иван
Сергеевич Шмелев мог бы гордиться тем, что его "Лето Господне"
предложено теперь и школе, если бы... если бы школа имела один голос, одно
направление, как в его детстве.

Русский
язык, отечественная словесность и отечественная история -когда бы оберечься
этим триединством в их нераздельности, да еще с молитвой, — встали бы мы на
путь спасения.

Хрестоматийные
слова Тургенева о русском языке хорошо известны, мы в свою пору заучивали их
наизусть, и я бы не стал их повторять, если бы не отчетливое ощущение, что
именно для нашего, настоящего времени и вызрели они в полном смысловом
звучании. "Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах "моей
Родины (разве мы не на пике этих сомнений и раздумий?) ты один мне поддержка и
опора (разве не так?) о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!
Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается
дома?!". Не будь тебя, кажется, и дыхания уже не было бы... Как это верно
и какая это живительная поддержка всех поколений русского человечества, которую
не оболгать и не запретить, не спрятать и не убить, хотя и пытаются оболгать,
хотя и пытаются переговорить и перекричать иными наречиями, зачернить грубостью
и дикостью.

И
все это было бы ничего, не опасно и никакого вреда нашему языку принести не
могло бы... если бы мы читали. А читают у нас все меньше. Если бы, как в
чистилище, заглядывали мы каждый день в книгу безупречной чистоты и
восстанавливали свое дыхание и кровообращение, свое богоданное чутье на хорошее
и плохое... Чтение доброго и прекрасного, вздымающего душу, — это тоже молитва,
пусть и мирская, но совсем теперь близкая к Божьей...

Пушкин
во имя красоты, гибкости и чуткости русского языка снял с него некоторую
оскомину церковно-славянского, но не вывел из храма и умел настроить свою лиру
на молитвенный лад. Этот лад не покидал потом никого из наших больших мастеров,
однако, требовал все той же настройки. Шмелева нельзя назвать реформатором
языка, но в свое суровое время он сумел придать ему редкую, не бывалую дотоле,
дружественность, ласку и даже умильность — точно сам язык, пораненный во вражде
и войнах, высмотрел Шмелева в каких-то дальних и укромных своих палестинах и
вручил ему этот дар всегда теплого и сердечного звучания. Иван Шмелев — это
Алеша Карамазов в русском литературном братстве XX века, в котором, как в
романе Достоевского, были разные персонажи, — Алеша, явивший монастырскую душу
всепонимания и прощения.

Воистину
это волшебство: нет ничего в человеке, ни в чувствах его и мыслях, ни в самых
потайных движениях души, ни во вздохе его и взгляде, ни в минуты отрады или тоски,
которые бы наш язык не назвал. Нет решительно ничего ни в человеке, ни вовне
его, перед чем бы он остановился в бессилии: нет, не могу. Он может все, длань
его объемлет и малое, и большое, и для тех, кто принят им в его царство, он не
инструмент, как легкомысленно полагают, а учитель и духовник, всемогущий
владыка несметного богатства. Не знаю, есть ли в мире еще язык, подобный
нашему; судя по почтению и удивлению, с какими относятся всюду к русской
литературе, пожалуй, и нет. Мы счастливые избранники, и не хочется даже
предполагать, будто мы потеряли способность понимать, что нам дано, и утратили
чувствительность к красоте и силе нашего языка, это было бы самоубийством.

В
пору моего школьного ученичества было принято и заучивать большие отрывки из программных
литературных произведений, и зачитывать их перед классом. Никогда не забуду
своего неожиданного и счастливого преображения, происшедшего со мною, когда
вызвали меня к доске прочитать отрывок из рассказа И.С. Тургенева
"Певцы".

"Он
пел (он — это Яков, мужик, в певческом поединке взявшийся исполнять народную
"Не одна во поле дороженька пролегала"). Он пел, и от каждого звука
его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь
раскрывалась перед нами, уходя в бесконечную даль. У меня, я чувствовал,
закипали на сердце и поднимались к глазам слезы; глухие, сдержанные рыданья
внезапно поразили меня... Я оглянулся — жена целовальника плакала, припав
грудью к окну. Яков бросил на нее быстрый взгляд и залился еще звонче, еще
слаще прежнего; Николай Иванович потупился, Моргач отвернулся; Обалдуй, весь
разнеженный, стоял, глупо разинув рот; серый мужичок тихонько всхлипывал в
уголку, с горьким шепотом покачивая головой; и по железному лицу Дикого-Барина,
из-за совершенно надвинувшихся бровей, медленно прокатилась тяжелая слеза;
рядчик поднес сжатый кулак ко лбу и не шевелился..."

Дома,
готовя урок, я прочитывал этот отрывок спокойно, но перед классом, произнося
его, я вдруг перенесся туда, в этот кабачок, где звучала песня, и донесшийся въяви
голос Якова вдруг пронзил меня, сердце мое захолонуло от восторга, словно бы
проклюнулось, хватило воздуха, и к глазам тоже стали подниматься слезы, голос
мой сорвался и умолк... Потом те же счастливые слезы проникновения в родное и
глубинное я испытал при чтении рассказа И.А. Бунина "Косцы", где
рязанские мужики за покосным трудом, встав в ряд и размашисто водя литовками,
пели в голос... Как пели, как пели, вынося и вздымая в небеса какое-то
неслыханное счастье быть русским человеком... И до сих пор поют, когда
находятся слушатели. Как много подобного чуда, подобного волшебного прозрения
души в нашей литературе! Это больше, чем художественность — это — редчайшее
постижение заложенной в наш народ тайны.

Я
решаюсь процитировать и себя, это отрывок из повести "Дочь Ивана, мать
Ивана". Решаюсь, потому что для меня это не случайные слова, я думал над
ними и вложил в них и свою коленопреклоненность перед нашим языком.

"...Когда
звучит в тебе русское слово, издалека-далеко доносящее родство всех, кто творил
его и им говорил; когда великим драгоценным закромом, никогда не убывающим и не
теряющим сыта, содержится оно в тебе в необходимой полноте, всему-всему на
свете зная подлинную цену; когда плачет оно, это слово, горькими слезами
уводимых в полон и обвязанных одной вереей многоверстовой колонны молодых
русских женщин; когда торжественной медью гремит во дни побед и стольных
праздников; когда безошибочно знает оно, в какие минуты говорить страстно и в
какие нежно, приготовляя такие речи, лучше которых нигде не сыскать, и как
напитать душу ребенка добром, и как утешить старость в усталости и печали —
когда есть в тебе это всемогущее родное слово рядом с сердцем и душой — вот
тогда ошибиться нельзя. Оно, это слово, сильнее гимна и флага, клятвы и обета;
с древнейших времен оно само по себе непорушимая клятва и присяга. Есть оно — и
все остальное есть, а нет — и нечем будет закрепить самые искренние
порывы".

Вольно
или невольно, это особый разговор, мы подошли сегодня к черте, когда школа
становится не частью жизни, одной из многих частей, а последней надеждой на
наше национальное существование в мире. Никогда еще так не нуждалась школа в
грамотном учителе — грамотном не только в своем предмете, но прежде всего и
свыше всего, если так можно сказать, в науке отечественного обоняния и
осязания, с которых начинается гражданство. Школьное образование сегодня — это
служение, и служение тяжкое до самоотвержения и креста, и кто не готов к нему,
тому лучше отойти в сторонку и заняться другим делом. Сегодня еще не поздно,
есть все признаки того, что и со школьных парт, и в вузовских аудиториях чают и
ждут такого учителя. В последнее время мы часто вспоминаем нижегородское
ополчение, спасшее Россию в Смуту XVII века — новая смута теперь закрадывается
в нас самих, в народ наш, пришла пора вставать против нее, мобилизуя все
сохранившиеся у нас здоровые силы. Хватит оглядываться с опаской, что подумают
о нас, хватит — надо думать о своем спасении, никто в этом жестоком мире нам
его не подарит. Как говорил Достоевский: "как только мы почувствуем себя
русскими и православными, тотчас все и устроится".
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Многоуровневый расчетный мониторинг обращения отходов в городе с использованием ПК "Гарант-отходы"
Реферат Vii всероссийская научно-практическая конференция «Информационное обеспечение реализации национального проекта «Здоровье»
Реферат " Від соборності україни до єдності української нації"?! Чи навпаки?
Реферат Использование керамики в стоматологии
Реферат Исследование поэтики имени в поздних рассказах А П Чехова Невеста Д
Реферат Композитор А.Ф. Львов
Реферат Художественные особенности рассказа Михаила Шолохова Судьба человека
Реферат Специфика социальной работы с молодежью
Реферат Adolf Hitler Essay Research Paper Hitler Adolf
Реферат Кружевоплетение
Реферат Налоговый учёт прочих расходов представительские расходы, командировочные расходы, расходы на ре
Реферат «Теневой сектор» как побочный продукт участия государства в экономике
Реферат Водно-электролитный баланс, кислотно-щелочное состояние организма
Реферат Анализ оборота розничной торговли предприятия ООО "Лидия"
Реферат Ленты углеродные однонаправленные УОЛ