Реферат по предмету "Культура и искусство"


История зарубежного театра

Происхождение древнегреческой драмы и театра.
Появлению драмы в Грециипредшествовалдлительныйпериод, на
протяжении которого главенствующее место занимали сначалаэпос,а
затем лирика.Все мы знаем богатый героический эпос-поэмы"Иллиа-
да" и "Одиссея",дидактический (поучительный)эпос-поэмыГесиода
(VII в. до н.э.);это произведения лирических поэтов VI в. до н.э.
Рождение греческой драмы и театра связанособрядовымиигра-
ми,которые посвящалисьбогам-покровителямземледелия:Деметре,ее
дочери Коре,Дионису.Такие обряды иногда превращались вкультовую
драму.Например,в городе Элевсине вовремямистерий(таинств,на
которых присутствовалилишьпосвященные)устраивалисьигры,во
время которых изображалось бракосочетание Зевса и Деметры,похище-
ние Коры Плутоном,скитания Деметры в поисках дочериивозвраще-
ние Коры на землю.
Дионис (или Вакх) считался богомтворческихсилприроды;поз-
днее он стал богом виноделия,а потом богом поэзии и театра.Симво-
лами Диониса служили растения,особенно виноградная лоза.Егочас-
то изображали в виде быка или козла.
На праздниках,посвященных Дионису,распевали нетолькоторжес-
твенные,но и веселые карнавальные песни.Шумное весельеустраива-
ли ряженые,составлявшие свиту Диониса.Участники праздничного шес-
твия мазали лицо винной гущей,надевали маски и козлиные шкуры.
Из обрядовых игр и песен вчестьДионисавырослитрижанра
древнегреческойдрамы:трагедия,комедияисатировская комедия
(названная так по хору,состоявшему из сатиров).Трагедияотражала
серьезную сторону дионисийского культа,комедия- карнавально-сати-
рическую.Сатировская драма представлялась среднимжанром.Веселый
игровой характер и счастливый конец определили ее место напраз-
дниках в честь Диониса:сатировскую драму ставили как заключение к
представлению трагедий.
Трагедия,по свидетельсьву Аристотеля,браланачалоотзапевал
дифирамба,комедия-от запевал фаллических песен,т.е. песен,в кото-
рых прославлялись плодоносящие силы природы.К диалогу,который ве-
ли эти запевалы с хором,примешивались элементыактерскойигры,и
миф как бы оживал перед участниками праздника.
Многое о происхождении греческой драмы могут сказать самисло-
ва трагедия и комедия.Слово трагедия происходит отдвухгречес-
ких слов: трагос-"козел" и одэ-"песнь", т.е."песнькозлов".Это
название вновь ведет нас к сатирам-спутникам Диониса,козлоногим
существам,прославлявшим подвиги истрадания бога.Слово комедия
происходит от слов комос и одэ."Комос"- этошествиеподвыпившей
толпыряженых, осыпавших другдругашуткамии насмешками,на
сельских праздниках в честьДиониса. Следовательно,слово комедия
обозначает "песнь комоса".
Греческая трагедия,как правило,брала сюжеты измифологии,кото-
рая хорошо была известна каждому греку.Интерес зрителейсосредо-
точивался не на фабуле,а на трактовке мифа автором,на тойобщес-
твенной и нравственой проблематике,котораяразворачиваласьвок-
руг всем известных эпизодов мифа.Используя мифологическую оболоч-
ку,драматург отражал в трагедии современную ему общественно-поли-
тическую жизнь,высказывал своиэтические,философские,религиозные
воззрения.Поэтому рольтрагическихпредставленийвобществен-
но-политическом и этическом воспитании граждан была огромна.
Уже во второй половине VI в.до н.э.трагедиядостиглазначи-
тельного развития.Античная история передает,чтопервымафинским
трагическим поэтом был Феспид (VIв.дон.э.).Перваяпостановка
его трагедии (название ее неизвестно) состоялась весной 534 г. до
н.э. на празднике Великих Дионисий.Этот год принятосчитатьго-
дом рождения мирового театра.
Феспиду приписывают усовершенствование масок и театральных кос-
тюмов.Но главным нововведением Феспида было выделение из хора од-
ного исполнителя,актера.Этот актер,или,как его называли в Греции,
гипокрит("ответчик"),мог обращаться к хорусвопросами,отвечать
на вопросы хора,изображать по ходудействияразличныхперсона-
жей,покидать сценическую площадку и возвращаться на нее.
Таким образом,ранняя греческая трагедия была своеобразнымдиа-
логоммежду актеров и хором и по форме напоминала скорее кантану.
При этом,хотя количественно партия актера в первоначальнойдраме
была невелика и главную роль играл хор,именноактерссамого
своего появления стал носителем действенного,энергичного начала.
В комедии гораздо шире,чем в трагедии, кмифологическиммоти-
вам примешивались житейские,которые постепенно сталипреобладаю-
щими или даже единственными,хотя в целом комедия по-прежнему счи-
талась посвященной Дионису.Так,вовремякомосасталиразыгры-
ваться небольшие сценки бытового и пародийно-сатирического содер-
жания.Эти импровизированные сценки представляли собойэлементар-
ную форму народного балаганного театра и назывались мимами (в пе-
реводезначит"подражание","воспроизведение"; исполнителиэтих
сценок также назывались мимами).Героями мимовбылитрадиционные
маски народноготеатра:горе-воин,базарныйворишка,ученый-шарла-
тан,простак,дурачащий всех,и т.д. Песни комоса имимы-этоглав-
ные истоки древней аттической комедии.
Возникшая из аттического комоса комедия V в. до н.э. была поли-
тической по своему содержанию.Она постояннозатрагивалавопросы
политического строя,внешней политики Афинского государства,вопро-
сы воспитания молодежи,литературной борьбы и др.
Злободневность древней аттической комедии усуглублялась тем,что
в ней допускалась полная свобода в карикатурномизображенииот-
дельных граждан,выводимых к тому же под своими подлиннымиимена-
ми (поэты Эсхил,Софокл,Еврипид,Агафон,вождьафинскойдемократии
Клеон,философ Сократ и другие-у Аристофана).При этом древняяат-
тическая комедия создает обычно образ неиндивидуальный,аобоб-
щенный,близкий к маске народного комедийного театра.Например,Сок-
рат в "Облаках" Аристофана наделен не чертамиреальноголица,но
всеми свойствами ученого-шарлатана,одной из любимых масокнарод-
ных карнавалов.Такая комедия могла существоватьтольковусло-
виях афинской рабовладельческой демократии.

Театр демократических Афин.V век до нашей эры.
Своего наивысшего расцвета древнегреческоетеатральноеискус-
ство достигло в творчестве трех великих трагиков V в.до
н.э.-Эсхила,Софокла,Еврипида-икомедиографаАристофана,дея-
тельность которого захватывает и начало IV в. дон.э.Одновремен-
но с ними писали и другие драматурги.Однако до насдошлитолько
небольшие отрывки их произведений,а иногда-лишь именаискудные
сведения.

Эсхил (525-456 до н.э.).Его творчество связано с эпохой станов-
ления Афинского демократического государства.Это государство фор-
мировалось в период греко-персидских войн,которыевелисьсне-
большими перерывами с 500 до 449 г. до н.э. и носили длягречес-
ких государств-полисов освободительныйхарактер.
Эсхил происходил из знатного рода.ОнродилсявЭлевсине,близ
Афин.Известно,что Эсхил принимал участие в сражениях приМарафо-
не и Саламине.Битву при Саламине он описал как очевидец втраге-
дии "Персы".Незадолго до своей смерти Эсхил отправилсянаСици-
лию,где и умер (в городе Геле).В надписи наегонадгробии,сочи-
ненной,по преданию,им самим,ничего не говорится о нем как одра-
матурге,но сказано,что он проявил себя мужественным воином в сра-
жениях с персами.
Эсхил написал около 80 трагедий и сатировских драм.До насдош-
ли полностью только семь трагедий;из других произведений сохрани-
лись небольшие отрывки.
Трагедии Эсхила отражают основные тенденции его времени,теог-
ромные сдвиги в социально-экономической и культурнойжизни,кото-
рые были вызваны крушением родового строяистановлениемафин-
ской рабовладельческой демократии.
Мировоззрение Эсхила в основе своейбылорелигиозно-мифологи-
ческим. Он верил,что существует извечный миропорядок,который под-
чиняется действиюзаконамировойсправедливости.Человек,вольно
или невольно нарушивший справедливый порядок,будет наказанбога-
ми,и тем самым равновесие восстановится.Идея неотвратимостивоз-
мездия и торжества справедливостипроходитчерезвсетрагедии
Эсхила.
Эсхил верит в судьбу-Мойру,верит,чтоейповинуютсядажебо-
ги.Однако к этому традиционномумировосприятиюпримешиваютсяи
новыевзгляды,порожденныеразвивающейсяафинскойдемокра-
тией.Так,герои Эсхила-не безвольные существа,безоговорочно выпол-
няющих волюбожества:человекунегонаделенсвободнымразу-
мом,мыслит и действует вполне самостоятельно.Почтипередкаждым
героем Эсхила стоит проблема выбора линии поведения.Моральная от-
ветственность человека за свои поступки-одна из основных тем тра-
гедий драматурга.
Эсхил ввел в свои трагедии второго актера и тем открылвозмож-
ность болееглубокойразработкитрагическогоконфликта,усилил
действенную сторону театрального представления.Это былнастоящий
переворот в театре:вместо старой трагедии,где партии единственно-
го актера и хора заполняли всюпьесу,родиласьноваятрагедия,в
которой персонажи сталкиваются на сцене друг с другом и самине-
посредственно мотивировали свои действия.
Внешняя структура трагедии Эсхила сохраняетследыблизостик
дифирамбу ,где партии запевалы перемежались с партиями хора.
Почти все дошедшие до нас трагедии начинаются с пролога,в кото-
ром содержится завязка действия.Затемследует парод -песня,кото-
рую исполняет хор,вступая на орхестру. Далее идет чередование пи-
содиев(диалогическихчастей, исполняемыхактерами,иногдапри
участии хора) и стасимов (песен хора).Заключительная часть траге-
дии называется эксодом;эксод-это песня,исполняя которую хор поки-
дает сцену.В трагедияхвстречаютсятакжегипорхема(радостная
песня хора,звучащая,какправило,вкульминационныймомент,перед
катастрофой),коммосы (совместные песни-плачи героев и хора),моно-
логи героев.
Обычно трагедия состояла из 3-4 эписодиев и 3-4 стасимов.Стаси-
мы разделяютсянаотдельныечасти-строфыиантистрофы,строго
соответсвующие по структуре одна другой.Приисполнениистрофи
антистрофхор двигался по орхестре то в одну,то в другую сторону.
Строфа и соответствующая ей антистрофа написаны всегда в одноми
том же размере,а новые строфа и антистрофа-в другом.Такихпарв
стасиме бывает несколько;их замыкает общий эпод (заключение).
Песни хораобязательноисполнялисьподаккомпанементфлей-
ты.Кроме того,они нередко сопровождались танцами.Трагическийта-
нец назывался эммелейя.
Из дошедших до нашего времени трагедий великого драматурга осо-
бо выделяются следующие:"Персы"(472 г. до н.э.),гдепрославляет-
ся победа греков над персами в морском сражении при острове Сала-
мине (480 г. до н.э.);"ПрометейПрикованный"-возможно,самаяиз-
вестная трагедияЭсхила,повествующаяоподвигетитанаПроме-
тея,подарившего огонь людям и жестоко заэтонаказанного;трило-
гия "Орестея" (458 г. до н.э.),известная тем,что единственный до-
шедший до нас полностьюобразецтрилогии,вкотороймастерство
Эсхила достигло своего расцвета.
Эсхил известен как лучший выразительобщественныхустремлений
своего времени.В своих трагедиях он показывает победу прогрессив-
ных начал в развитии общества,в государственном устройстве,вмо-
рали. Творчество Эсхила оказало заметное влияние на развитиеми-
ровой поэзии и драматургии.

Софокл (496-406 до н.э.).Софокл происходил из зажиточнойсемьи
владельца оружейной мастерской и получил хорошееобразование.Его
художественная одаренность проявилась уже в раннемвозрасте:шес-
тнадцати лет он руководил хором юношей,прославлявшемсаламинскую
победу,а позжесамвыступалкакактервсобственныхтраге-
диях,пользуясь большим успехом.В 486 г. Софокл одержал на конкур-
се драматургов свою первую победу надсамимЭсхилом.Вообщевся
драматургическая деятельность Софокла сопровождаласьнеизменными
успехами: он ни разу не получал третьей награды-занимал чаще все-
го первые и редко вторые места.
Софокл принимал участие и в государственнойжизни,занимаяот-
ветственные должности.Так,он был избранстратегом(военачальни-
ком) и вместе с Периклом участвовал в экспедициипротивострова
Самоса, решившего отделится от Афин.После смерти Софокласограж-
дане почитали его не только как великогопоэта,ноиодногоиз
славных афинских героев.
До нас дошло только семь трагедий Софокла,написал же он их свы-
ше 120.Трагедии Софокла несут в себе новыечерты.ЕслиуЭсхила
главными героями были боги,то уСофокладействуютлюди,хотяи
несколько оторванные от действительности.Поэтому о Софоклегово-
рят,что он заставил трагедию спуститься с неба наземлю.Основное
внимание Софокл уделяет человеку,его душевным переживаниям.Конеч-
но,в судьбах его героев ощущается влияние богов,даже еслионии
не появляются по ходудействия,иэтибогитакжемогуществен-
ны,как и у Эсхила,-они могут сокрушить человека.Но Софоклрисует
прежде всего борьбу человеказаосуществлениесвоихцелей,его
чувства и мысли,показывает страдания,выпавшие на его долю.
У героев Софокла обычно такие же цельные характеры,как и уге-
роев Эсхила.Сражаясь за свой идеал,они не знают душевныхколеба-
ний.Борьба ввергает героев в величайшиестрадания,ииногдаони
гибнут.Но отказаться от борьбы герои Софокла не могут,потомучто
их ведет гражданский и нравственный долг.
Благородные герои трагедий Софокла тесными узами связаны с кол-
лективом граждан:-этовоплощениеидеалагармоническойличнос-
ти,который был создан в годы расцвета Афин.Поэтому Софокланазы-
вают певцом афинской демократии.
Однако творчество Софокла сложно ипротиворечиво.Еготрагедии
отразили не только расцвет,но и назревающий кризис полиснойсис-
темы,закончившейся гибелью афинской демократии.
Греческая трагедия в творчестве Софокла достигает своего совер-
шенства.Софокл ввел третьего актера,увеличил диалогическиечасти
комедии (эписодии) и уменьшил партиихора.Действиесталоболее
живым и достоверным,так как на сценемоглиодновременновысту-
пать и давать мотивировку своимпоступкамтриперсонажа.Однако
хор у Софокла продолжает играть важную роль втрагедииичисло
хоревтов было даже увеличено до 15 человек.
Интерес к переживаниям отдельной личности побудил Софокла отка-
заться от трилогий,где прослеживалась обычносудьбацелогоро-
да.По традиции он представлял на состязания три трагедии,нокаж-
дая из них была самостоятельным произведением.
С именем Софокла также связано введение декорационной живописи.
Наиболее известны трагедии Софоклаизфиванскогоциклами-
фов.Это "Антигона"(около 442 до н.э.),"Царь Эдип" (около 429до
н.э.) и "Эдип в Колоне" (поставлен в 441г. дон.э.,ужепосле
смерти Софокла).
В основе этих трагедий,написанных и поставленных в разное вре-
мя, лежит миф о фиванском царе Эдипе и о несчастьях,обрушившихся
на его род.Сам того не зная,Эдип убивает своего отца и женится на
своей матери.Через много лет,узнав ужаснуюправду,онвыкалывает
себе глаза и добровольно отправляется в изгнание.Этачастьмифа
легла в основу трагедии "Царь Эдип".
После долгих странствий,очищенный страданиями и прощенный бога-
ми,Эдипбожественнымобразомумирает:егопоглощаетземля.Это
происходит в пригороде Афин,Колоне,и могила страдальцастановит-
ся святыней афинскойземли.Обэтомрассказываетсявтрагедии
"Эдип в Колоне".
Трагедии Софокла явилисьхудожественнымвоплощениемграждан-
ских и нравственных идеалов античнойрабовладельческойдемокра-
тии периода ее расцвета (Софокл не дожил дострашногопоражения
афинян в Пелопоннесской войне 431-404 гг. до н.э.).Этимиидеала-
ми были политическое равенство и свобода всех полноправныхграж-
дан,беззаветноеслужениеродине,уважениекбогам,благородство
стремлений и чувств сильных духом людей.

Еврипид (около 485-406 до н.э.).Социальный кризис афинскойра-
бовладельческой демократии и обусловленная им ломкатрадиционных
понятий и взглядов наиболее полно отразились в творчестве младше-
го современника Софокла-Еврипида.
Родители Еврипида,по-видимому,были зажиточными людьми,и онпо-
лучил хорошее образование.В противоположность Софоклу Еврипидне
принимал непосредственного участиявполитическойжизнигосу-
дарства,однако он живо интересовался общественнымисобытиями.Его
трагедии полны разнообразных политических высказываний инамеков
на современность.
Большого успеха у современников Еврипиднеимел:завсюсвою
жизньонполучиллишь5первых наград,причем
последнюю-посмертно.Незадолго до смерти он покинул Афины и перее-
хал ко двору македонского царя Архелая,где пользовалсяпочетом.В
Македонии он и умер (за несколько месяцевдосмертиСофоклав
Афинах).
От Еврипида дошло до нас полностью 18 драм (всего он написал от
75 до 92) и большое количество отрывков.
Драматург приблизил своих героев к действительности;он,посви-
детельствуАристотеля,изображаллюдейтакими,"каковыониес-
ть".Персонажи его трагедий,оставаясь,как и у Эсхила и Софокла,ге-
роями мифов,наделялисьмыслями,стремлениями,страстямисовремен-
ных поэту людей.
В ряде трагедий Еврипида звучит критика религиозных верований и
боги оказываются более коварными,жестокими и мстительными,чем лю-
ди.
По своим общественно-политическим взглядам был сторонником уме-
реннойдемократии,опоройкоторойонсчиталмелкихземлевла-
дельцев.В некоторых его пьесах встречаются резкиевыпадыпротив
политиков-демагогов:льстя народу,они добиваются власти,чтобыис-
пользовать ее в своих корыстныхцелях.ВрядетрагедийЕврипид
страстно изобличает тиранию:господство одного человека над други-
ми людьми вопреки их воле емупредставляетсянарушениеместес-
твенного гражданского порядка.Благородство,по Еврипиду,заключает-
ся в личных достоинствах и добродетели,а не в знатном происхожде-
нии ибогатстве.ПоложительныеперсонажиЕврипиданеоднократно
высказывают мысль,что безудержное стремлениекбогатствуможет
толкнуть человека на преступление.
Заслуживает внимание отношение Еврипида к рабам.Онсчитает,что
рабство-это несправедливость и насилие,что природа у людей одна и
раб,если у него благородная душа,ничуть не хуже свободного.
Еврипид часто откликается в своих трагедиях на события Пелопон-
несской войны.Хотя он гордится военнымиуспехамисоотечествени-
ков,но в целом относится к войнеотрицательно.Онпоказывает,ка-
кие страдания несетвойналюдям,преждевсегоженщинамиде-
тям.Война может быть оправдана только в том случае,если людиза-
щищают независимость своей родины.
Эти идеи выдвигают Еврипида в число самых прогрессивныхмысли-
телейчеловечества.
Еврипид стал первым известным нам драматургом,в чьих произведе-
ниях характеры героев не только раскрывались,но иполучалисвое
развитие.При этом он небоялсяизображатьнизкиечеловеческие
страсти, борьбу противоречивых стремлений у одного и того жече-
ловека.Аристотель назвал его трагичнейшим из всех греческихдра-
матургов.
Слава пришла к Еврипиду после смерти.Уже в IV в.дон.э.его
называли величайшим трагическим поэтом,итакоесуждениеонем
сохранилось на все последующие века.

Театр эпохи эллинизма.
В эпоху эллинизма (VI-I вв. до н.э.) греческий театр классичес-
кой поры претерпел существенные изменения,касающиеся идраматур-
гии,иактерскогоисполнения,иархитектурытеатрального зда-
ния.Эти изменения связаны с новыми историческими условиями.
В театре эллинистической эпохи по-прежнему ставятсякомедиии
трагедии.Но от трагедий IV в. до н.э. сохранились лишьнебольшие
фрагменты,и,по-видимому, художественные достоинства эллинистичес-
кой трагедии были невелики.Гораздо больше данных имеется для суж-
дения о комедии,так как до дошли целиком одна пьесаинесколько
отрывков из других пьес крупнейшего комедиографа того времени-Ме-
нандра.
Комедию эллинистической эпохи называютновойаттической(или
новоаттической) комедией.Время еерасцвета-конецIV-IIIв.до
н.э.Вновойаттическойкомедиипо-своемуотразилисьизмене-
ния,происшедшие в общественно-политической жизни Греции к середи-
не IV в. до н.э.На смену представлений о божественноммиропоряд-
ке и вере в конечное торжество справедливости приходитубеждение
во всемогуществе случая.Жизнь человека,его личноесчастье,общес-
твенное положение-все зависит отволислучая.Случайопределяет
возникновение и решение конфликтов и в самой комедии,которая ста-
вит своей задачей воспроизводить современную ейжизньтольков
плане семейно-бытовых отношений.Большую роль в новой комедиииг-
рает мотив любви.
Авторы новой аттической комедии широко использовалипсихологи-
ческую теорию ученика Аристотеля Теофраста,согласнокоторойвсе
свойства характера проявляются во внешности человека и в его пос-
тупках.Физиогномические описания Теофраста несомненно влияли и на
оформление масок,помогавшим зрителям распозноватьтотилииной
персонаж.
В новой комедии заметно влияниеЕврипида.Близостьмногихего
героев к жизни,раскрытие их душевных переживаний-вотто,чтоно-
вая комедия взяла у Еврипида.
Основной особенностью новой комедии было отсутствиехора,кото-
рый был бы органически связан с развитием действия,-хорвыступал
только в антрактах.В прологе новой комедии давалось краткое изло-
жение событий,что должно было помочь зрителю разобраться вслож-
ной интриге.
Другой особенностью новой комедии балаеегуманно-филантропи-
ческая направленность.В лучших произведениях проводилисьпередо-
вые идеи эллинистической философии.Несмотря на отсутствие полити-
ческой тематики,в новой комедии получали отражениятакиеважные
проблемы,как методы воспитания,отношение к женщине,к представите-
лям различных сословий,к чужестранцам.Причем постоянно проповедо-
вались более мягкие,более гуманные отношения между людьми.
Новая аттическая комедия пользовалась огромным успехом у публи-
ки.Зрителей привлекало то,как разрабатывается даже банальныйсю-
жет или привычная маска:пружиной действия стала ловкоустроенная
интрига, развитие которой велось тонко и искусно.

Архитектура древнегреческого театра.
Первоначально место для представлений устраивалось крайне прос-
то:хор со своими песнопениями и плясками выступал на круглойут-
рамбованной площадке-орхестре (от глагола орхеомай-"танцую"),вок-
руг которой и собирались зрители.Но по меретого,каквозрастало
значение театрального искусства в общественной и культурнойжиз-
ни Греции и по мере усложнениядрамывозникланеобходимостьв
усовершенствованиях.Холмистый ландшафт Греции подсказалнаиболее
рациональное устройство сценической площадки изрительскихмес-
т:орхестра стала располагаться у подножия холма,а зрителиразме-
щались по склону.
Все древнегреческие театры были открытымиивмещалиогромное
количество зрителей.Афинский театр Диониса,например,вмещал до17
тысяч человек,театр в Эпидавре-до 10 тысяч.
В V в. до н.э. в Греции сложилсяустойчивыйтиптеатрального
сооружения,характерный для всей эпохи античности.Театримелтри
главные части:орхестру,театрон(местадлязрителей,отглагола
теаомай -"смотрю") и скену (скенэ-"палатка",позже деревянноеили
каменное строение).
Размер театра определялсядиаметроморхестры(от11до30
м).Скена располагалась по касательной кокружностиорхестры.Пе-
редняя стена скены-проскений,имевший обычно видколоннады,-изоб-
ражал фасад храма или дворца.К скене примыкали два боковых строе-
ния,которые назывались параскениями.Параскении служили местом для
хранения декораций и другого театрального имущества.
Между скеной и местами для зрителей,занимавшиминесколькобо-
лееполовиныкруга,находилисьпроходы-пароды,черезкоторыев
театр до начала спектакля входили зрители,а затем вступали на ор-
хестру хор и актеры.
Простота сценического оборудования была обусловленанеслабым
уровнем развития античной техники.В театре классической поры вни-
мание зрителей сосредотачивалось на развитиидействия,насудьбе
героев,а не на внешних эффектах.
Планировка греческоготеатраобеспечивалахорошуюслышимос-
ть.Кроме того,в некоторых театрах для усиления звукасредизри-
тельских мест размещались резонирующие сосуды.Занавеса в древнег-
реческом театре не было,хотя возможно,что в некоторых пьесахка-
кие-то части проскения временно закрывались от зрителей.


РИМСКИЙ ТЕАТР
Истоки римского театра.
Истоки римского театра и драмы восходят,как и в Греции,кобря-
довым играм,богатым карнавальными элементами.Таков,например,праз-
дник Сатурналий-в честь италийскогобожестваСатурна.Особеннос-
тью этого праздника было "переворачивание"привычныхобществен-
ных отношений:господа на время становились "рабами",арабы-"гос-
подами".
Одним из истоков римского театра и драмы были сельские праздни-
ки сбора урожая.Еще в отдаленные времена,когда Рим представлял со-
бой небольшую общину Лациума,по деревням справлялись праздникив
связи с окончанием жатвы.На этих праздникахраспевалисьвеселые
грубоватые песни-фесценнины.Как и в Греции,обычно обычно выступа-
ли при этом два полухория,которые обменивались шутками подчас яз-
вительного содержания.Зародившись еще при родовом строе,фесценни-
ны существали и в последующие века,и в них,по свидетельству Гора-
ция, находила отражение социальная борьба между плебеями и патри-
циями.
Существовала и другая формапримитивныхзрелищ-сатура.Основой
для сатур послужили мимические танцы этрусских плясунов.В 364г.
до н.э. Римпостигломоровоеповетрие.Чтобыумилостивитьбо-
гов,решили устроить сценические игры.Из Этруриибылиприглашены
актеры-плясуны,которыет исполняли своитанцыподаккомпанемент
флейты.Этрусским актерам стала подражатьримскаямолодежь,кото-
рая прибавила кпляскешуточныйдиалог,написанныйнескладными
стихами,а также жестикуляцию.Так возникли сатуры (в переводе зна-
чит "смесь").Сатуры были драматическими сценками бытового и коми-
ческого характера,включавшими в себя диалог,пение,музыку и танцы.
Еще одним видом драматических представлений комическогохарак-
тера являлись ателланы,которые были позаимствованы у другихпле-
мен, населявших Апеннинский полуостров,с которыми Рим вел непре-
рывные войны.Молодежь увлеклась этими играми исталаустраивать
их в дни праздников.
В ателлане действовали четыре постоянных комическихперсонажа:
Макк,Буккон,Папп и Доссен.Твердого текста ателланы неимели,поэ-
тому при их исполнении открывался широкий простор дляимпровиза-
ции.
К народной драме восходит и мим.Как и в Греции,мимвоспроизво-
дил сценки из народного быта,а иногда пародировалмифы,выводяв
шутовском виде богов и героев.
Таким образом,в Риме существовали примерно те же обрядовыеиг-
ры,что и в Древней Греции.Но дальше слабых зачатков драмыразви-
тие народного театра не пошло.Это объясняется консервативнымук-
ладом римской жизни и сильным сопротивлением жрецов.Поэтому в Ри-
ме не сложилось самостоятельной мифологии,которая в Греции послу-
жила "почвой и арсеналом" искусства,в том числе драмы.

Римский театр эпохи республики.
Римляне взяли литературную драму в готовом виде у греков ипе-
ревели ее на латинский язык,приспособив к своим понятиям и вкусам.
После победононого окнчания первойПуническойвойны,напраз-
дничных играх 240 г.до н.э.,былорешеноустроитьдраматическое
представление.Постановку поручили греку ЛивиюАндронику,находив-
шемуся в рабстве у римского сенатора, который идалемулатин-
ское имя Ливий.После отпущения на волю,он остался в Римеистал
обучать греческому и латинскому языку сыновей римскойзнати.Этот
учитель и поставил на играх трагедию и,вероятно,также комедию,пе-
реработанные им с греческого образца или,быть может,простопере-
веденные с греческого языка на латинский.Эта постановка дала пер-
вый толчок развитию римского театра.
С 235 г. до н.э. начинает ставить на сценесвоипьесыдрама-
тург Гней Невий (около 280-201 до н.э.).Он былуроженцемлатин-
ского городка в Кампании и пренадлежал кплебейскомуроду.После
окончанияпервойПуническойвойны,вкоторойонпринимал
участие,Невий поселился в Риме иначалзаниматьсялитературной
деятельностью.
Гнея Невия с полным основанием можно назвать первымсамобытным
римским поэтом.Его стихи (сатуры),драмы,эпическая поэма "Пуничес-
кая война" отличались самостоятельностьювхудожественномив
идейном отношении.
Вначале своей драматургической деятельности Невий писалтраге-
дии по греческому образцу на тему троянского цикла мифов.Но вско-
ре он выступил с трагедиями на сюжетыизримскойистории.Такая
трагедия называласьуримлянпретекста.Позднеепретекстыис-
пользовали в качестве сюжетовне только исторические,ноисовре-
менные события.
Однако наибольшей славы Невий достиг в области комедии (в отли-
чиеотгреческихдраматурговонписалпроизведениявдвух
жанрах).Невий был создателем паллиаты-литературнойкомедии,кото-
рая представляла собойпереработкуновоаттической,т.е.бытовой
греческой комедии.Паллиата ставилась в Риме в течении III-IIвв.
до н.э.Свое название она получила от греческогоширокогоплаща-
паллия,так как действие паллиаты всегда происходило где-нибудьв
Греции и герои ее носили греческую одежду.
Хотя Невий и придерживался греческих оригиналов,нообрабатывал
он их горадо свободнее,чем Ливий Андроник.Невийпервыйприменил
так называемую контаминацию,т.е. соединение в римской комедии сю-
жетных линий двух или трех греческих.Возможно,что Невий сталос-
новоположником и римской национальной комедии-тогаты.

Плавт (около 254-184 до н.э.).Продолжателем дела Невия какко-
медиографа был его младший современник Тит Макций Плавт.Его твор-
чество относится к тому периоду,когда Римизсельскохозяйствен-
ной общины превращается в сильнейшее государство-сначала Апеннин-
ского полуострова,а затем и всего бассейна Средиземного моря.
По единодушной оценке древних,Плавт был самымблестящимпред-
ставителем паллиаты.Излюбленный персонажПлавта-хитрый,пронырли-
вый раб,помогающий молодому хозяину улаживать любовныедела.Сек-
рет успеха Плавта состоит прежде всего в том,что его комедияяв-
ляясь переделкой греческих,самобытны по духу,в них яркозапечат-
лены черты римской жизни.Плавт сочувственно относитсякплебей-
ским низам рабовладельческого общества иосуждаетлюдей,стремя-
щихся к наживе.
Плавт умел искусно соединить новую аттическую комедию с элемен-
таминароднойримскойателланы,сее буффонадой,живостьюдей-
ствия,с ее порой непристойными,но остроумными шутками.
Большое место в комедиях Плавта отводится пению и музыке.Вно-
вой аттической комедии пение и музыка использовались только в ан-
трактах. У Плавта же музыкальныйэлементвнекоторыхкомедиях
преобладает.Это кантики(отлат.canto-"пою").Одниизкантиков
представляли собой арии,другие исполнялись речитативом подмузы-
кальный аккомпанемент.
Пьесы Плавта отличает динамичность,они проникнуты пафосом неис-
тощимой энергии и здорового оптимизма.При этом сами характеры его
героев статичны,лишены сложности ипсихологическойглубины.Поэт
обращает основное внимание на событийнуюсторону,авсе,чтока-
сается внутреннего развития образа,упрощается,отступаетнавто-
рой план.Тем не менее свойственный Плавту приемгротескаделает
его персонажей театрально выразительными.
От Плавта дошли до нас 20 комедий полностьюиоднавотрыв-
ках.Почти все комедии начинаются с пролога.Прологи гораздодлин-
нее,чем в новой аттической комедии,но служат тойжецели.Вних
рассказывается о событиях,предшествовавшихначалудействия,ио
том,как будет развиваться интрига.Сюжет многих комедийбылнас-
только запутанным,что зрителям трудно было следить за ходомдей-
ствия,не познакомившись предварительно с содержанием.
Большинство комедий Плавта представляют собой веселые фарсы или
разработку откровенно комической ситуации с бесконечнымиобмана-
ми,тонко сплетенной интригой,хитроумнымипроделками,душойкото-
рых обычно являлся слуга-раб.
Комедии Плавта прожили большую историческую жизнь,хотя всред-
ние века Плавт был основательно забыт:богословы считали,что в его
пьесах много безнравственного.Зато в эпоху Возрождения Плавт сно-
ва воскрес для европейскоготеатра.Егопьесыпереводят,создают
различные переделки и подражания.Мотивы комедий Плавтаобрабаты-
вались многочисленнымидраматургами:Ариосто,Арентино,Шекспи-
ром,Мольером и другими.

Теренций (около 185-159 до н.э.).ПублийТеренцийАфр,работав-
ший,как и Плавт,в жанре паллиаты,принадлежал уже к следующему по-
колению драматургов.Уроженец Карфагена,Теренций еще мальчиком был
привезен в Рим,где стал рабом римского сенатора.Заметив выдающие-
ся способности юноши,сенатор дал ему хорошее образование,азатем
отпустил на волю.Теренций находился в дружественных отношениях со
многими знаменитыми людьми,входившими в кружок просвещенного пат-
риция Сципиона Младшего-приверженца греческой культуры игречес-
кого образования.
Теренций написал шестькомедий,ивсеонисохранились.Сюжеты
этих комедий он,как правило,заимствует уМенандра,причемсозна-
тельно подчеркивает их греческий колорит.Конфликты в комедиях Те-
ренция носят семейный характер,и основнойцельюдраматургаяв-
ляется гуманизация нравов.
У Теренция обычно нет такой динамики в развитиисобытий,каку
Плавта;он отказывается также оттеатральныхсредствиприемов
ателланы,которыми охотно пользовался его предшественник,-отбуф-
фонады,грубых и сочных шуток,непосредственного обращения к зрите-
лям в ходе действия и т.д.Зато Теренций стремится дать болееуг-
лубленную психологическую характеристику своихперсонажей,созда-
вая интересные,жизненные образы.
Одна из наиболее известных комедий "Братья" (160 дон.э.)-ста-
вит вопрос о воспитании молодежи.В комедии побеждают новые взгля-
ды,представители которых считают,что надо быть снисходительнымк
проделкам молодых людей,воспитывать их не приказами инаказания-
ми,а добрыми советами.
Комедии Теренция знакомили римских зрителей с миром более слож-
ных,чем у героев Плавта,душевных переживаний (хотяиограничен-
ных семейными рамками).В этом отношении его произведения ближек
их общему первоисточнику-Менандру.
Теренций может быть назван предшественникомновойевропейской
драмы.Европейский театр неоднократнообращалсякеготворчес-
тву.Влияние его комедий "Формион" и "Братья" чувствуется втвор-
честве Мольера.
Новый интерес к гуманистическим тенденциям драматурга возникв
XVIII в.,в период формирования буржуазной "мещанской"драмы.Дид-
ро считал Теренция своим предшественником,Лессинг в"Гамбургской
драматургии" дал подробный анализ"Братьев",считаяэтукомедию
образцовой.

Римский театр императорской эпохи.
В I в.до н.э. республика в Риме пала.ПослеубийстваЦезаряи
победы над Антонием в 31 г.дон.э.императоромвРиместал
Октавиан,получивший впоследствии почетное прозвище Август("Свя-
щенный").Август хорошо понималобщественноезначениетеатраи
всячески содействовал его развитию.Прежде всего,Август хотел воз-
родить на римской сцене трагедию греческоготипа,видяименнов
ней средство улучшенияивоспитаниянравовсвоихграждан.Эти
стремления Августа были поддержаны однимизвыдающихсяримских
поэтов,Горацием,и нашли отражение в его "Науке поэзии".
Проводя политику Августа,Гораций выступает за идейное, содержа-
тельное искусство,основой которого являютсямудрость.Поэт,сод-
ной стороны,должен быть человеком высокообразованным,таккакон
выступает как воспитатель и наставникграждан.Сдругой-егоис-
кусство должно быть эмоционально,изящно,поэтому ему нужношлифо-
вать свои произведения,прежде чем выставлять их на суд публики.
Однако все усилия Августа возродить на римской сценесерьезный
жанр не увенчались успехом.Хотя представленияустраивалисьчас-
то,они носили главным образом развлекательный характер.Обществен-
ная роль театра заметно снизилась.Такая тенденция особенно усили-
лась при преемниках Августа.
Снижение идейной роли театра сказалось прежде всего на егоре-
пертуаре.После установления диктатуры Октавиана трагедия пришла в
упадок.Если трагедии и ставились во времена империи,тотольков
виде отдельных эффектных сцен,дававшим возможность актерампока-
зать свое мастерство.Эти актеры (их называли трагедами)надевали
костюмы и маски,как для выступлениявтрагедии,однакоихроль
сводилась в основном к пению,таккакактерскиеарии составляли
главную часть представления.Исполнение арий из трагедийкакса-
мостоятельное представление сохранилось в Римской империивплоть
до последних дней ее существования.

Сенека (около 4-65 н.э.).От трагедии императорской эпохи до нас
не дошло ничего,кроме трагедий философа Сенеки.
Луций Анней Сенека был воспитателем императора Нерона,одно вре-
мя занимал при нем высшие должности вгосударстве,нозатембыл
обвинен в заговоре против императора и по приказаниюНеронапо-
кончил с собой,вскрыв себе вены.
Трагедии Сенека начал писать в последние годы жизни,когда отно-
шение к нему Нерона изменилось и он вынужден был болееосторожно
высказывать свои вэгляды на существующие порядки.Всегооннапи-
сал 9 трагедий,заимствуяихсюжетыизгреческоймифологии.По
своему строению трагедии Сенеки тоже мало отличаютсяотгречес-
ких: партии хора чередуются у него с партиями героев,на сцене на-
ходятся не более трех актеров одновременно.Ноподвлияниемсо-
циальных и политических условий трагедииСенекиполучилиновую
направленность.Мрачная эпоха Нерона,с ее жестокостями иугрозами
кровавой расправы,как дамоклов меч висевшей надкаждым,определи-
ла разработку тем.
ГероиСенеки-люди,наделенныесильными,испепеляющимистрастя-
ми.Изображение этих страстей,невольно приводящихгероякгибе-
ли,изображениесильныхаффектов,чудовищныхпороков,состоя-
ний,близких к патологии,-все это становится главным для поэта.
Среди героев Сенеки-жестокосердные тираны,попирающие всезако-
ны человечности,способные на любые преступления ради удовлетворе-
ния своей страсти.Героини,женщины с мужской душой,тоженеоста-
навливаются ни перед чем ради удовлетворения своих желаний.
Персонажи трагедий Сенекиоднолинейны:драматургвыделяетка-
кую-либо одну черту в характере и доводит ее до предела.Вдрамах
Сенеки постоянно встречаются сцены страшной мести,кровавыхпрес-
туплений.Очевидно,это было отражением тогдашней жизни с ее атмос-
ферой жестоких репрессий.
До сих пор остается спорным вопрос о сценическойжизнитраге-
дий Сенеки.Скорее всего они предназначены длячтения,нонедля
постановки:трагедии лишеныдинамики,некоторыесценытехнически
невозможно исполнить.
Творчество Сенеки оказало огромное влияние на формирование тра-
гедии нового времени.Именно через него гуманисты эпохиВозрожде-
ния начали свое знакомство с античнойтрагедией.ВXIV-XVIIвв.
драматурги всех западноевропейских странучилисьуСенекиис-
кусству трагичного-мастерскому изображениюстрасти,напряженности
диалогов,отточенности стиля.Шекспир и Бен ДжонсонвАнглии,Кор-
нель,Расин и другие представители французского классицизма изуча-
ли и использовали трагедии Сенеки в своей творческой практике.

Организация театральных представлений.
Представления устраивались в Риме во времяразличныхгосудар-
ственных праздников.Пьесы шли на празднике патрициев-Римскихиг-
рах,проводившихся в сентябре в честь Юпитера,ЮноныиМинервы;на
праздникеплебеев-Плебейскихиграх,происходившихв ноябре;на
Аполлоновых играх-в июле.
Постоянного театрального здания в Риме не было вплоть досере-
диныIв. дон.э.;сооружениюегопротивился консервативный
сенат.Для представления обычно на форумевоздвигалсядеревянный
помост высотой в половину человеческого роста.На сценическую пло-
щадку вела узкая лесенка в 4-5 ступенек,по которой актерыподни-
мались на сцену.В трагедии действие происходилопереддворцом.В
комедиях декорации почти всегда изображали городскую улицу свы-
ходящими на нее фасадами двух-трех домов,идействиеразвертыва-
лось перед домом.Зрителисиделинаскамейкахпередсценой.Но
иногда сенат запрещал устраивать меставэтихвременныхтеат-
рах:сидеть на представлениях,по мнению сената,было признакомиз-
неженности.Все построенное для театральных игрсооружениелома-
лось сразу же после их окончания.
Играли в постановках уже не любители (как в ателланах),а артис-
ты-профессионалы.Их называли актерами или гистрионами.Римские ак-
теры происходили из среды вольноотпущенников или рабов и по срав-
нению с греческими занимали гораздо более низкое общественное по-
ложение.Актеры объединялись в труппы во главе схозяином-антреп-
ренером,который по договоренности с властями организовывалтеат-
ральное представление,где сам обычно играл главные роли.Всежен-
ские роли исполнялись мужчинами,женщин в труппы не брали.
Актеры-профессионалы,выступавшиевтрагедияхикомедиях в
III-II в. до н.э.,играли без масок.Маска появилась в этихжанрах
довольно поздно-в 130 г. до н.э.Поэтому,в отличие отгреков,рим-
ляне могли следитьзамимикойактеров.Маскииспользовалисьи
раньше,но лишь в особыхслучаях-когданадобыло,например,обыг-
рать мотив двойника в комедии.В масках также игралиактеры-люби-
тели, принадлежавшие к высшим слоям общества.
Важным событием в театральной жизни Рима было появлениеперво-
го постоянного театра,построенного из камня.Этот театр был соору-
жен в 55 г до н.э. Гнеем Помпеем Великим и вмещал до 40 тысяч че-
ловек.В конце I в. до н.э. в Риме было построено ещедвакамен-
ных театра:театр Бальба и театрМарцелла.Отпоследнегодосих
сохранились остатки наружной стены,разделенной натриэтажа,что
соответствует трем внутренним ярусам.


ТЕАТР СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Литургическая и полулитургическая драма.
Одной из форм театрального искусства раннего средневековья ста-
ла церковная драма.Борясь против остатковантичноготеатра,про-
тив сельских игрищ,церковь стремилась использоватьдейственность
театральной пропаганды в своих целях.Уже в IX векетеатрализует-
ся месса,вырабатывается ритуал чтения в лицах эпизодов излегенд
о жизни Христа,о его погребении ивоскресении.Изэтихдиалогов
рождается ранняя литургическая драма.Существовало двациклата-
кой драмы-рождественский,рассказывающий о рождении Христа,ипас-
хальный,передающий историю его воскресения.
В рождественской литургической драмепосрединехрамаставили
крест,потом его заворачивали в черную материю,что означало погре-
бение тела господнего.
В пасхальной литургической драме разыгрывалась сценатрехМа-
рий и ангела у гробаХриста(ихизображаличетверосвященни-
ков).Ангел спрашивал:"Кого вы ищетевгробу,христианки?"Марии
хором отвечали:"Иисуса Назарянина,распятого,о небожитель!" Иан-
гелговорилим:"Егоздесьнет,онвосстал,какпредсказал
раньше.Идите возвестите,что он восстал из гроба!" После этого хор
пел молитву,восхлавлявшую воскресение Христа.
Со временем литургическая драма усложняется,разнообразятся кос-
тюмы "актеров",создаются "режиссерскеие инструкции" с точным ука-
занием теста и движений.Всем этим занимались сами священники.
Устроители литургических представленийнакопилипостановочный
опыт и стали искусно показывать народу вознесение Христаидру-
гие евангельские чудеса.Приближаясь к жизни и используяпостана-
вочные эффекты,литургическая драма уже не привлекала,аотвлекала
прихожан от службы.Развитие жанра таило в себе егосамоуничтоже-
ние.
Не желая отказаться от услуг театра и не будучи в силахсовла-
дать с ним,церковные власти выводятлитургическуюдрамуиз-под
сводов храмов на паперти.Нарождается полулитургическая драма (се-
редина XII в.).И тут церковный театр,формально находясь вовлас-
ти духовенства,подпал под влияние городской толпы.Теперь онауже
диктует ему свои вкусы,заставляет давать представления в днияр-
марок,а не церковных праздников,полностью перейтинародной,по-
нятный толпе язык.
Заботясь об успехе,церковники стали подбиратьболеежитейские
сюжеты,и материалом для полулитургической драмыстановятсябиб-
лейские сюжеты,подверженные бытовому толкованию.Библейский леген-
ды подвергаются с течением времени поэтическойобработке.Вводят-
ся и технические новшества:окончательноустанавливаетсяпринцип
симультанной декорации,когда одновременно показываетсянесколько
мест действия; увеличивается число трюков.
Однако,несмотря на все это,церковнаядрамапродолжаласохра-
нять тесную связь с церковью.Драма ставилась напаперти,нацер-
ковные средства,ее репертуар составлялся духовнымилицами(хотя
участниками представлений,наряду со священниками и миряне).
Так,причудливо объединяявзаимоисключающиеэлементы,церковная
драма существовала долгое время.

Светская драматургия.
Первые ростки нового реалистического направления связываютсяс
именем трувера (т.е.трубадура) Адама де Ла-Аль (около1238-1287)
из французского города Арраса.Де Ла-Аль был страстно увлечен поэ-
зией,музыкой и театром.Он жил в Париже и в Италии (при дворе Кар-
лаАнжуйского) иполучилдовольноширокуюизвестностькак
поэт,музыкант, драматург.
В творчестве Адама де Ла-Аль народно-поэтическое началосочета-
лось с сатирическим.В егопроизведенияхбылизачаткибудущего
театра Возрождения.Но на протяжении средних веков этотдраматург
не имел продолжателей.Жизнерадостность и вольная фантазиямеркли
под воздействием церковных строгостейипрозаическойтрезвости
городов.
Сатирическое начало народных зрелищ драматургии Адама де Ла-Аль
нашло свое продолжение в фарсах,героями которых были тоярмароч-
ный зазывала,то врач-шарлатан,то циничный поводырьслепца.Однако
жанр фарса достиг своего расцвета позже,в XV веке.В XIII жевеке
комедийная струя заглушалась театром миракля,тожеимевшимсвоей
темой жизненные события,но обращенным к религии.

Миракль.
Само название миракль происходит от латинскогослова"чудо".И
действительно,все конфликты,порой очень остро отражавшиежизнен-
ныепротиворечия,вэтомжанреразрешалисьблагодаря вмеща-
тельству божественных сил-святого Николая,девы Марии и т.д.Сте-
чением времени эти пьесы,сохраняя религиозную морализацию,все ос-
трее показывали произвол феодалов,силу темныхстрастей,владевших
знатными и богатымилюдьми.Впервомизизвестныхнаммирак-
лей-"Игра о святом Николае" (1200)-вцентревниманиябылочу-
до,совершенное святымдляизбавленияхристианина,попавшегов
языческий плен,и история в неголишьотзвукомкрестовыхпохо-
дов.Более поздний "Миракль оРоберте-дьяволе"давалужеобщую
картину кровавого века Столетнейвойны(1337-1453)истрашный
портрет бессердечного феодала.
Само время-XIV век,полный войн,народных волнений ибесчеловеч-
ных расправ,-объясняет развитие такого противоречивогожанра,как
миракль.С одной стороны,крестьянские массы брались за топоры,вос-
ставали,с другой-подчинялись тяжелой жизни.Отсюда и элементы кри-
тики,и религиозное чувство в мираклях.
Большинство мираклей строилось именно набытовомматериале-из
жизни города,из жизни монастыря или средневекового замка.Разобла-
чая притеснителей народа,миракль о Берте рисуетвположительном
свете тех людей изихсреды,которыенеподверженыпороками
страстям,присущим знати,и могут,попав всредупростыхтружени-
ков,быть среди них своими людьми.
Двойственность миракля была связана с идеологическойнезрелос-
тью городского бюргерства того времени.Не случайномиракль,начи-
навшийсяобычнособличительногоизображениядействительнос-
ти,всегдазаканчивалсякомпромиссом,актомраскаянияипроще-
ния,что практически означало примирение с только чтопоказанными
злодеяниями,ибо предполагало в каждом злодее возможного праведни-
ка.Это устраивало и бюргерское сознание,и церковь.

Мистерия.
Время расцвета мистериального театра-XV-XVI века,времябурного
расцвета городов и обострения социальных противоречий.Город уже в
значительной мере преодолел феодальную зависимость,но еще не под-
пал под власть абсолютного монарха.Мистерия и явиласьвыражением
расцвета средневекового города,его культуры.Онавырослаизтак
называемых "мимических мистерий"-городских процессий в честьре-
лигиозных праздников,вчестьторжественныхвыездовкоролей.Из
этих празднеств постепенноскладываласьплощаднаямистерия,ис-
пользующая ранний опыт средневекового театра.
Представления мистерий организовывались не церковью,а городски-
ми цехами и муниципалитетами.Авторамивыступалидеятелинового
типа-ученые-богословы,юристы,врачи.Несмотря на то,чторуководила
постановками высшая буржуазия города,мистерии были массовымпло-
щаднымсамодеятельнымискусством.Впредставленияхучаствовали
сотни человек.
Мистериальная драматургия разделяется на три цикла:"ветхозавет-
ный",имеющий своим содержанием циклы библейскихсюжетов;"новоза-
ветный",рассказывающий историю рожденияивоскресенияХриста,и
"апостольский",в котором сюжеты пьес были заимствованы из"Жития
святых" и частично из мираклей о святых.
Ярким примером ранней мистерии может служить огромная(50ты-
сяч стихов,242 действующих лица) "Мистерия Ветхого завета",содер-
жавшая 38 отдельных эпизодов.Ее главными героями были Бог,ангелы,
Люцифер,Адам и Ева.В мистерии показывалосьсотворениемира,вос-
стание Люцифера против Бога,библейские чудеса.
Мистерия раздвинула тематический диапозон средневековоготеат-
ра,накопила огромныйсценическийопыт,которыйбылиспользован
последующими жанрами средневековья.
Исполнителем мистерии был городской люд.Отдельныеэпизодыог-
ромного театральногопредставленияисполнялисьпредставителями
различных городских цехов.При этоммистериядавалавозможность
каждой профессии проявить себя как можно полней.
Мистерии развили театральную технику,утвердили в народе вкуск
театру,подготовили некоторые особенности ренессансной драмы.Нок
1548 году мистериальным обществам,особенноширокораспростране-
ным во Франции,запрещают показмистерий:слишкомощутимойстала
критическая комедийная линия мистериального театра.Причинагибе-
ли еще и в том,что онанеполучилаподдержкисостороныно-
вых,прогрессивных сил общества.Религиозное содержаниеотталкива-
ло людей гуманистически настроенных,а площадная форма икритиче-
кие элементы вызывали гонения церкви.
Историческая обреченность мистериибылапредрешена внутренней
противоречивостью жанра.К тому же мистериальный театрпотеряли
свою организационную почву:королевская власть искореняет всего-
родские вольности и запрещает цеховые союзы.Мистерияподвергает-
ся резкой критике со стороны как католической церкви,так и рефор-
мационного движения.

Моралите.
Реформационное движение (Реформация) развернуласьвЕвропев
XVI в.Оно носило антифеодальный характер и приняло форму борьбы с
идеологической опорой феодализма-католической церковью.
Реформационное движение утверждает принцип "личногообщенияс
Богом",принцип личной добродетели.В руках зажиточногобюргерства
мораль становится оружием борьбыипротивфеодалов,ипротив
неимущих городских масс.Стремление придатьсвятостьбуржуазному
мировоззрению рождает театр моралите.Он вырастаетизмистерий,в
которых нравоучительная дидактика заключалась в религиозныефор-
мы ичастотеряласмыслиз-засоседствабытовыхкомических
сцен.Моралите освободило морализациюкакотрелигиозныхсюже-
тов,так и от бытовыхотвлеченийи,обособившись,обрелостилевое
единство и большую дидактическую направленность.Однакоприэтом
были утеряны действенность постановки и жизненные чертыперсона-
жей.
Основным признаком моралите являлсяаллегоризм.Впьесахдей-
ствуют аллегорические персонажи,каждыйизкоторыхолицетворяет
какой-то человеческий порок или добродетель.Эти персонажилишены
индивидуальных характеров,и даже реальные вещи в ихрукахпрев-
ращаются в символы.Столкновения героевстроилисьсоответственно
борьбе двух начал:добра и зла,духа и тела.Этот конфликт чаще все-
го изображался в виде противопоставления двух фигур,двух персона-
жей,олицетворяющих собой доброе и злоеначала,воздействующиена
человека.
Разумные люди идут по стезе добродетели,неразумные же становят-
ся жертвами порока-эту основную дидактическую мысль утверждали на
разные лады все моралите.
Авторами некоторых моралитебылиранниегуманисты,профессора
средневековых школ.В Нидерландах сочинением и постановкой морали-
те занималисьпатриоты,борящиесяпротивиспанскогозасилья.Их
пьесы были полны современных политических намеков,за что авторы и
актеры нередко преследовались.
В своем развитии моралите частично освобождалось от строгой ас-
кетической морали:под воздействием новых общественных силвнем
проявлялось некоторое стремлениекреализму.Противоречияжанра
были признаком сближения с жизнью.В иных моралите уже можнобыло
встретить мотивы социальной критики.
Историческое значение аллегорического жанра было втом,чтоон
внес в средневековую драматургию четкость,поставил передтеатром
задачу построения типического образа.Но,будучи во власти догмати-
ческой морали,этот жанр не смог породить ничего значительного.

Фарс.
Площадной плебейский фарс выделяетсявсамостоятельныйтеат-
ральный жанр со второй половины XV века.Однако он доэтогопро-
шел долгий путь скрытого развития.Само название происходит от ла-
тинского farta("начинка").Идействительно,устроителимистерий
сплошь и рядом писали:"Здесь вставить фарс".
Веселые масленичные представления и народные спектакли дают на-
чало "дурацким корпорациям"-объединением мелких судебных чиновни-
ков,разнообразной городской богемы,школяров,семинаристов.В XVв.
шутовские общества распространяются по всей Европе.В Парижебыли
четыре большие организации и регулярно устраивалисьсмотры-пара-
ды их фарсовых представлений.В этих парадах высмеивалисьвыступ-
лениЯ епископов,словопрения судей,въезды королей в город.Вответ
на это светские и духовные власти преследовалифарсеров,изгоняли
их из горда,бросали в тюрьмы.
Фарс повернут всем своим содержанием и художественным строемк
действительности.Онвысмеиваетсолдат-мародеров,монахов-торгов-
цев индульгенциями,чванливых дворян,скаредных купцов.Остро подме-
ченные и обрисованные черты характеров несут сатирически заостре-
ный жизненный материал.
Главными принципами актерского искуства для фарсеровбылиха-
рактерность,доведенная до пародийной карикатуры,идинамизм,выра-
жающийактивность и жизнерадостность самих исполнителей.
Сценической задачей фарсеров было воссоздание определенныхти-
пов:ловкого городского молодчика,хвастливого солдата,хитрого слу-
ги и т.п.Но при определенности сценических типов-масок былараз-
вита и импровизация-следствие живого общенияфарсеровсшумной
ярмарочной аудиторией.
Судьба веселых комических любительских корпорацийфарсеровот
год в год становиласьвсеплачевнее.Монархическаяицерковная
власть все сильнее наступала на городское вольномыслие и наодну
из форм его-фарсовый театр.В конце XVI-начале XVII в.подударами
властей прекращают существование крупнейшие корпорации фарсеров.
Фарс оказал большое влияние на дальнейшее развитиетеатраЗа-
падной Европы.В Италии изфарсародиласькомедиядельарте;в
Испании-творчество"отцаиспанскоготеатра"ЛопедеРуэда;а
Англии по типу фарса писал свои интерлюдии ДжонГейвуд,вГерма-
нии-Ганс Сакс;во Франции фарсовые традиции питалиискусствоге-
ниального Мольера.Именно фарс стал звеном междустарыминовым
театром.
Список использованной литературы:


1.Учебник по истории средних веков.Из-во"Просвещение",Москва,1984 г


2.Большая Советская Энциклопедия. 2-ое издание, том 18,стр 507-510.


3."История зарубежного театра", под редакциейпроф. Г.Н. Бояджиеваи
проф. А.Г. Образцовой. Из-во "Просвещение",Москва,1981 г


4.И.М.Тронский"Историяантичной литературы". Из-во"Высшая
школа",Москва,1988 г


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Справедливость и ее связь с проблемами равенства, права, долга, добра
Реферат Город, в котором происходит действие Ревизора
Реферат История этнологии в период романтизма
Реферат Основания классификации следов в трасологии
Реферат Процессуальное равноправие сторон в гражданском судопроизводстве
Реферат Детская тема в творчестве Достоевского и Шолохова
Реферат Iii архангельская международная медицинская научная конференция молодых учёных и студентов III arkhangelsk international medical scientific conference of young researchers and students
Реферат Казанский Кремль
Реферат History Of Law Essay Research Paper The
Реферат Marrige Essay Research Paper Theology Course WorkQUESTION
Реферат Feminism In Great Expectations Essay Research Paper
Реферат Ресурсы пассивные операции депозиты депозитные операции депозитные 2
Реферат Языковое разнообразие в межкультурной коммуникации
Реферат Соотношение права и морали 2
Реферат Неполная семья как субъект конструктивного взаимодействия с классным руководителем