Искусство Нидерландов
В
Нидерландах, как и в других странах, зарождение ренессансного мировосприятия
было теснейшим образом связано с ростом городов, развитием производства и
торговли. В Нидерландах, входивших до 1477 г. в состав Бургундского герцогства,
а затем в империю Габсбургов, эти процессы приняли весьма активные черты.
Хозяйственные успехи страны способствовали быстрому становлению бюргерского
сознания. Вместе с тем средневеково-феодальные устои были еще достаточно
прочными, и пробуждение новых тенденций в нидерландской художественной культуре
протекало не только медленнее, чем в Италии, но и несло в себе черты известной
ограниченности.
В
эпоху средних веков Нидерланды не создали культуры, равноценной культуре
Франции или Германии. Вместе с тем уже тогда Нидерланды впитывали все передовые
достижения своих соседей. С началом Ренессанса такое положение оказалось весьма
благоприятным: готическая традиция не имела всеподавляющей силы, а достижения
готического искусства (прежде всего интерес к внутреннему миру человека,
чувство взаимосвязи между отдельным человеком и миром и внимание к окружающей
человека реальной среде) создали основу для искусства следующей эпохи.
Преодоление
средневекового искусства и культуры в Нидерландах протекало не с помощью
обращения к античному наследию и реалистического переосмысления монументальных
традиций византийского и позднероманского искусства, а путем переработки и
дальнейшего развития прогрессивных тенденций в искусстве и духовной культуре
той же поздней готики.
Связь
ренессансного искусства в Нидерландах со средневековыми традициями находит свое
отчетливое выражение даже в такой области, как общественное положение художника
и его самосознание. В Нидерландах в гораздо большей степени, чем в Италии,
художник сохранил живые связи с ремесленной средой, а понятие художественного и
личного артистизма не занимало в сознании живописца сколько-нибудь заметного
места.
В
сложении ренессансного искусства в Нидерландах гораздо большее значение, чем в
Италии, имели религиозные черты в сознании горожан. Эта особенность развития
Возрождения в Нидерландах сказывалась, например, в полном господстве до 16 в.
христианской сюжетики.
Но
значительно более важными, чем этот формальный момент, были другие следствия —
прежде всего интерес к духовной сфере человека, внимание к миру его чувств и
переживаний.
Кроме
того, религиозные идеи равенства всех созданий перед богом и извечной гармонии
мироздания, будучи перетолкованными и понятыми как утверждение бесконечного
многообразия и красоты земной жизни, оказали большое влияние на начальное
развитие Возрождения в Нидерландах.
Ни
в 15, ни в 16 вв. нидерландское искусство не сосредоточивало внимания на образе
героической личности (как это было в Италии) и не пришло к утверждению
безраздельного господства человека (косвенно это обстоятельство проявилось в
отсутствии попыток теоретического осмысления жизни, мира; столь характерные для
итальянцев 15—16 вв. оригинальные трактаты и различного рода теоретические
сочинения в Нидерландах не встречаются). Однако гуманистические тенденции нашли
свое выражение в разработке проблем духовной жизни человека и в остром интересе
к окружающей его жизненной среде.
В
16 веке в нидерландском искусстве нашли яркое отражение народные тенденции, и
по своей социальной глубине оно в те годы не знало себе равных. Реалистические
принципы, выработанные в нидерландском искусстве 16 века, оказали чрезвычайно
сильное и благотворное воздействие на развитие живописи Фландрии и Голландии 17
столетия.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://artyx.ru/artyx/