Анно Хидэаки (1960-н/в)
Анно
Хидэаки родился в городе Убэ (префектура Ямагути) 22 мая 1960 года. Его страсть
к анимации проснулась довольно рано – в возрасте 14 лет Хидэаки наткнулся на
«Космический крейсер Ямато» и с тех пор «пропал для общества». Став чуть
постарше он начал экспериментировать с видеоплёнкой, а в возрасте 20 лет
поступил в школу искусств в Осаке. Там же Хидэаки познакомился и со своими
будущими коллегами по цеху и студии: Таками Акаи и Хироюки Ямага. Молодые люди
жили вместе, снимая квартиру на троих, вместе интересовались анимацией и вместе
решили снять собственное произведение.
Ребята
смастерили короткометражку в пять минут длиной, рисуя каждый кадр вручную и
снимая его на камеру. Короткометражное произведение получило название
«Дайкон-3» (Daicon III). Показывалось это детище на церемонии открытия в 1981
году 20-го Научно-фантастического съезда «Дайкон». Столь громкое название
получил слёт студентов-анимешников из колледжей Осаки.
Год
спустя неразлучная троица основывает собственную студию под названием «Daicon
Films» - да-да, это и есть будущий «Gainax», - в которую втянули ещё и Тосио
Окада, и Ёсиюки Садамото, отвечавших за сценарий и дизайн персонажей
соответственно. Однако, как это ни странно, среди созданных «Daicon Films»
короткометражек анимации было на удивление мало, в основном ребята снимали
игровые фильмы.
Для
22-го Научно-фантастического съезда было снято продолжение первой
короткометражки – «Daicon IV» (1984) и в конце того же года Хироюки Ямага
предлагает снять полноценный анимационный фильм, для которого ранее написал
рассказ, - «Королевские космические силы: Крылья Хоннеамиз». С этого
полнометражного анимационного фильма начинает своё официальное существование
студия «Gainax». На момент выхода «Крылья Хоннеамиз» были одним из самых
дорогих аниме, их бюджет достигал 8 миллионов йен, а качество прорисовки были
чем-то невероятным для неискушённого ещё зрителя. Как это часто бывает,
произведение было обласкано критиками, но немилосердно растоптано широкой
публикой – окупились «Крылья» только семь лет спустя.
Учитывая,
что «Крылья Хоннеамиз» выпускались под патронажем студии «Bandai» и на её же
деньги, то в дальнейшем продюсеры решили не рисковать и сменили режиссёра:
Хироюки помимо своей воли сместил Хидэаки, которому предстояло снять аниме в
своём любимом жанре «про роботов» - «Gunbuster» (1988) вышел в шести частях за
несколько лет. Также следует отметить наличие в «Стремись к вершине! Ганбастер»
ранних признаков теперь хорошо известного всем отаку фансервиса.
Следующей
известной работой Хидэаки стала «Надя с загадочного моря» (Nadia : The Secret
of Blue Water, 1990), которая создавалась уже исключительно для широкой публики
и обладала обширным арсеналом: приключениями, харизматичными героями и
различными изобретениями.
Вскоре
после этого, в 1993 году Анно принимается за создание сериала, который принёс
ему общемировую известность, - «Евангелион» (Neon Genesis Evangelion). Создание
сериала затянулось и «Евангелион» вышел на экраны в 1995 году, после чего в
фанатской среде разразилась настоящая буря. Многие сочли сериал шедевром,
кому-то он, наоборот, не понравился. Возможно, всё дело в сплаве жанров «меха»,
«драма» и «психология» - приверженец каждого из жанров с недоумением косился на
«соседей» и выражал своё «фи». Известно также, что работать над «Евангелионом»
Анно начал, находясь в глубочайшей депрессии, в результате чего на экран
выплеснулись глубоко личные переживания и страхи режиссёра, в частности, это
касается отношений с родителями.
Также
предполагается, что причиной (или хотя бы одной из причин) послужил тот факт,
что «Надю с загадочного моря» Анно фактически доделывал за Миядзаки: в своё
время Хаяо представил руководству компании Toho (которая и заказывала этот
сериал) некоторые наработки и идеи, по которым затем была снята «Надя». Анно же
в этой ситуации был лишён права на внесение каких-либо изменений, что,
возможно, больно ударило по эго режиссёра.
В
процессе создания «Евангелиона» Хидэаки пытался оставить тот замкнутый образ
жизни, который вёл, что, разумеется, не преминуло отразиться на сюжете: к концу
сериала действие всё больше мрачнеет и ещё сильнее ударяется в исследование
личных «тараканов» автора, а последние серии так и вовсе происходят как бы
внутри сознания главного героя.
Кстати,
именно за эти серии после окончания показа на телевидении Анно получил
множество писем от фанатов, недовольных окончанием сериала, были также угрозы и
обвинения в том, что «Евангелион» просто угробили за милую душу. Отчасти по
этой причине в 1997 году «Gainax» начала производство полнометражных
«Евангелион: Смерть и Перерождение» (Evangelion Death and Rebirth) и «Конец
Евангелиона» (End of Evangelion). «Смерть и перерождение» был более разжёванным
вариантом всех мыслей автора, рассыпанных по сериалу, а вот «Конец Евангелиона»
был объявлен правильной концовкой и заменил собой те серии, которыми так были
недовольны фанаты.
Как
это ни странно, но итогами «Евангелиона» Хидэаки не был удовлетворён и
буквально тут же взялся за новый проект, которым стал игровой (а не
анимационный, как можно было предположить) фильм «Любовь и попса» (1998),
основанный на романе Мураками Рю «Топаз 2». Следующим фильмом Анно стал «Сон
девушки, бегущей от реальности» (Touhimu). Один из образов в фильме позволяет
предположить, что Хидэаки снова перенёс свои переживания и личность на широкий
экран.
У
Хидэаки есть жена – Анно Мойко – они поженились в 2002 году. Помимо
режиссёрской деятельности Хидэаки попробовал себя и в актёрском амплуа, в
частности, он сыграл в фильмах «Вкус чая» (Cha no aji, 2004) и «Испуганный лес:
Первый контакт» (Naisu no mori: The First Contact, 2006). Примечательно, что в
обоих фильмах Хидэаки сыграл режиссёров аниме, а «Испуганном лесу» так и вовсе
«играл» самого себя.
Если
Вы решили ознакомиться с творчеством этого режиссёра, сценариста, актёра,
аниматора – мастера на все руки – то попытайтесь сделать это, абстрагировавшись
как от фанатов, так и о тех, кто весьма скептически относится к деятельности
Анно Хидэаки.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://leit.ru