История японского сада
Сады
и парки Японии ярко отражают все стороны японского национального характера,
сущность которого необходимо прочувствовать. Для этого человеку надо
сконцентрировать внимание, сосредоточиться и прощупать каждую цепь ассоциаций.
Наблюдатель постепенно уходит от внешнего мира и погружается в атмосферу
древности, созерцая окружающую обстановку.
Формирование
и становление японского сада длилось на протяжении почти полутора тысяч лет и в
течение всего столь долгого срока развивалось в пейзажном стилевом направлении.
В настоящее время садовое искусство в Японии находится на высочайшем уровне
развития и всё это благодаря характеру природы страны. Горы, холмы, водопады и
отмели – всё это дополняет вдохновение японцев – окруженные настолько
разнообразными пейзажами жители погружаются в мир фантазий, что выражается
впоследствии в создании всё новых и новых композиций. Японский сад
видоизменяется вместе с культурой, главенствующей на том или ином историческом
промежутке, но всегда соответствует требованиям религии.
В
происхождении и развитии садов в Японии можно выделить несколько этапов.
1.
период Нара (VI – VIII вв.). Садовое искусство только-только позаимствовалось
из Китая, поэтому китайские веяния ещё чрезвычайно сильны. В это время
возводится столица Нара по образу и подобию китайского города Чаньчань и на
территории императорского дворца разбиваются первые сады – конечно же с
соблюдением китайских традиций.
Сады
по общей своей конструкции состоят из двух элементов – гор и воды. В то же
время японцы начинают пользоваться символикой: сосна как символ долголетия,
бамбук – стойкости и т.п.
2.
период Хэйан (IX – XII вв.). В этот период возводится новая столица – Киото, на
этот раз с истинно японскими отличиями и особенностями. Помимо ставших уже
привычными садов согласно веяниям времени формируется новый их вид – сады
чайной церемонии. Островки живой природы перед чайным домиком доставляли
истинное наслаждение всем участникам чайной церемонии.
3.
во времена правления сёгуна Асикана (XV в.) появляется новая форма аранжировки
– композиции, выставлявшиеся в нише токонома. Они представляли собой предельно
простые, но тем и выразительные и одновременно загадочные аранжировки.
4.
XIX – XX вв – в это время появляется своеобразное ответвление – морибана –
существовавшее века садовое искусство теперь подгоняется под требования Запада,
в частности под западный интерьер. Особенностью морибаны является использование
низких и плоских напольных ваз, что вызвано особенностями возведения новых
домов и зданий.
Создавая
композиции японцы не изменяют природу, а «довольствуются» тем, что есть под
рукой, ищут прекрасное и удивительное в повседневности и окружающих каждый день
предметах. Таким образом практически любое человеческое творение можно
воспринимать как величайшее творение искусства.
Садовое
искусство продолжает развиваться и совершенствоваться и теперь. Умение
создавать сады передаётся из поколение в поколение, одновременно сохраняя черты
древней цивилизации и приобретая новые признаки, привнесённые современной
культурой. Этому искусству любой японец может обучиться в специализированных
школах и курсах.
Тысячелетняя
история японского садоводства выработала типологию садов, согласно которой все
сады подразделяются на: - храмовые; - дворцовые; - сады у жилых домов; - сады
для чайной церемонии.
Также
сады можно подразделить на типы в зависимости от степени сложности: - «син» -
полная форма, включает весь комплект композиционных наборочных элементов – мху,
камням, цветам, водопадам и т.п.; - «со» - неполная форма – эта форма включает
только половину компонентов полной формы, но тем не менее они должны сочетаться
между собой и находиться в гармонии; - «ге» - наиболее сжатая форма с небольшим
количеством элементов – значение того или иного компонента в таком саду
воспринимается наиболее точно.
Сад
может быть любого вида, с любым количеством компонентов, но его главной
функцией всегда было и остается до сих пор созерцание и оценка великолепия
пейзажа с различных мест. Как правило, лучший обзор открывается с террасы, из
окон дома или же с прогулочной тропинки.
Очень
часто восприятие фиксируется на каком-либо одном основном компоненте – это
может быть сад камней, водопадов или мхов. Особенность такого сада заключается
в преобладании одного элемента над другими и для настоящих ценителей искусства
такой сад является настоящей сокровищницей передачи мыслей и чувств автора.
После
«открытия» Японии такие искусства как икебана или бонсай стали с удовольствием
перенимать европейцы, а японские традиции и японская эстетика стали оказывать
огромное значение на современный дизайн, к примеру, интерьера. Теперь человек,
желающий приобщиться к культуре Востока и Японии в частности может посетить
хотя бы ресторан японской кухни и увидеть маленькие японские сады воочию.
Культуру
садоводства Япония позаимствовала у Китая ещё в VI веке и прошедшие годы успели
оставить свой отпечаток в виде проявившихся различий. В частности, в Китае сады
разбивались для свободного времяпрепровождения, в Японии же – для
совершенствования духа и созерцания. В Китае сады занимали значительную
территорию и больше походили на парки, в Японии в силу островного положения и
малого количества свободного места сады стали миниатюризироваться. В последнее
время эта тенденции становится ещё более актуальное в силу всё большего
прироста населения, когда не каждая семья может позволить себе разбить садик
перед домом. Но столь стеснённые условия не мешают японцам заиметь собственный
зелёный уголок – всё большей популярностью пользуются напольные или настольные
садики.
Искусство
создания японского сада требует определённых знаний, умений и, конечно же,
вкуса, и оно под силу лишь тем, кто полон любви к окружающей природе.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://leit.ru