Реферат по предмету "История техники"


История почты России

История почты России

"Со
временем (по расчислению

Философических
таблиц,

Лет
чрез пятьсот) дороги, верно,

У
нас изменятся безмерно;

Шоссе
Россию здесь и тут,

Соединив,
пересекут.

("Евгений
Онегин", глава VII)

Возникновение
на Руси первых почтовых служб относится еще к X веку. Уже тогда существовал
повоз - особая повинность населения выставлять лошадей с повозками для
княжеских гонцов. В XIII веке была организована специальная служба для
пересылки письменных сообщений на сменных лошадях по гонам, то есть перегонам,
не кормя лошадей, так называемая ямская гоньба - самобытное русское учреждение.
Населению для этой цели предписывалось содержать положенное число лошадей и
ямщиков, а места их поселения назывались ямами. Для пересылки же
правительственных указов по городам и войскам пользовались особыми гонцами.

На
развитие первых почтовых связей в России оказали свое влияние татары: сами
слова "ям" и "ямщик" - татарского происхождения.
"Ям" происходит от татарского "дзям" - дорога, а ямщик от
"ям-чи", что означает проводник.

В
XVI-ХVIII вв. количество ям, дорог, как и число ямщиков, стало быстро
увеличиваться. В царствование Михаила Федоровича был основан ямской Приказ.
Ведал им князь Пожарский. В него вошла и почтовая часть, первоначально
связанная с ямской. Архангельск, Новгород и другие северные города были
соединены "ямами" с Москвой. В ямщики шли охочие люди, селившиеся
отдельными слободами. Зачислялись они в разряд служилых людей.

По
инициативе боярина А.Л. Ордына-Нащокина в 1667 году для пересылки
государственных бумаг была образована первая почтовая служба. По своему
характеру она была международной, так как доставляла в Москву ведомости из-за
границы. По указанию Ордын-Нащокина ямщиков одели в форменные суконные кафтаны
зеленого цвета с нашитыми на них орлами из красного сукна. Ямщиков стали
называть почтарями, через левое плечо ямщик-почтарь надевал почтовый рожок.
Несколько позже появилась нагрудная медаль-бляха с "двоеглавым
орлом".

В
1700 году был издан указ о внутригосударственной почте, действовавшей поначалу
только между Москвой и Воронежем. Только в 1719 году было повелено провести
почту "во все знатные города". Таким образом, к 1723 году в России
было 4 почтовых конторы, которыми заведовали немцы. Вскоре к ним прибавилось 7
почтовых станций в Финляндии.

Протяженность
почтовых трактов в середине XVIII столетия уже доходила до 17-ти тысяч верст.
Были составлены первые карты почтовых дорог. Впервые появилось регулярное
почтовое сообщение между Петербургом и Москвой - туда и обратно, два раза в
неделю. Обыватели губерний, через которые проходили почтовые тракты, были
обложены почтовой повинностью - денежным сбором. К 1780 году в России было уже
три почтамта: в Петербурге, Риге и Москве.

В
1770 году вводится плата за прогоны всех проезжающих - по 12 копеек за 10 вёрст
пути, а в 1827 - по 10 копеек ассигнациями (около 2,5 копеек серебром) за одну
лошадь на версту. По высочайше утвержденному положению 25 октября 1831 года,
"за провоз проезжающих почтосодержатель получает также обыкновенные
прогонные деньги, а с частных проезжающих, сверх того, за данную от станции
повозку по 12 копеек, за подмазку колёс у собственных экипажей, у карет,
колясок и бричек по 12 копеек, у кибитки и телеги - по 6 копеек, сало и деготь
должны быть от проезжающих, которые обязаны давать на водку почтарям, но 6
копеек".

По
закону, изданному 6-го июня 1808 года Александром I, "...путешествующим
строго запрещается чинить станционному смотрителю притеснения и оскорбления, и
почтарям побои. За все такие поступки взыскано будет по 100 рублей в пользу
почтовой экономической суммы... Станционные смотрители, которые не имеют
классных чинов, но находятся при своих местах, в ограждение своих обид
пользуются 14 классом". Следует отметить, что Табель о рангах делила всех
чиновников на классы, из которых самым низшим был четырнадцатый, то есть
коллежский регистратор, вошедший в эпиграф к повести А.С.Пушкина
"Станционный смотритель". Ряд предписаний наделяет смотрителей весьма
ответственными полномочиями. Так, "если между почтарями и извозчиками
окажется человек преданный пьянству, злонамеренный", то хозяин станции
может сам заменить нерадивого другим, благонадежным; "если почтарь
окажется виновным в медленном возвращении на станцию, то смотритель обязан
приказать почтовому старосте, чтобы он наказал того почтаря при нем и при
собрании других почтарей розгами".

Эти
же инструкции накладывают на станционного смотрителя обязанности, которых и без
того было хоть отбавляй: чтобы появлялся он всегда в форменной одежде, чтобы
всюду было чисто и опрятно, чтобы никто не шумел и не кричал. Наконец,
"все правильные требования всякого проезжающего немедленно исполнять с
кротостью и учтивостью, не позволяя себе ни малейшей грубости". В
противном случае "Правила для желающих принести жалобу в обидах,
причиненных на станции" предусматривают наказания самому смотрителю.

Среди
правительственных законов о почтовых станциях встречались и курьезы. Так, 30
сентября 1825 года был издан именной указ самого царя Александра I: "Чтобы
смотрителю лучше дышалось, во всех почтовых домах устроить в окошках форточки
для впущения воздуха". В те годы скорость прохождения почты была
невысокой. Так, письмо из Москвы поступало в Ригу на девятый-одиннадцатый день,
во Псков - через 150 часов (690 верст!), при этом плата взыскивалась довольно
высокая. С каждого золотника (4,26 гр.) отправления взималось: от Москвы до
Пскова - по 8 копеек, до Новгорода - по 6, до Риги - по 10, до Берлина - по 25
коп. Отправить письмо обычного (в нашем понимании) веса из Москвы в Ригу стоило
около 40 копеек (при ценах того времени: сена - 8 копеек пуд, овса - 12 коп.
пуд и пр.). Таким образом, услугами почты того времени могли пользоваться
только довольно обеспеченные люди. 1837 год ознаменовал собою начало железнодорожных
почтовых перевозок: впервые почта была доставлена из Петербурга в Царское Село
по железной дороге. Россия стала одной из первых стран, поставивших почту на
рельсы.

Первые
почтовые ящики появились в России в 1848 году, а 10 декабря 1857 года была выпущена
первая почтовая марка достоинством в десять копеек. Сюжеты рисунков русских
марок до 1917 г., как правило, почти не менялись: на них изображались герб
Российской империи или царствующие особы.

В
1865 году была учреждена земская почта, которая обслуживала сельское население,
и введены в обращение специальные земские почтовые марки. Земская почта
являлась продолжением правительственной почты в местах, где отсутствовали
государственные почтовые отделения.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://cult.gatchina.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Подтверждение соответствия тяжелого товарного бетона класса В15
Реферат Sight
Реферат Социология малых групп
Реферат «Форма государства»
Реферат Структура типового робочого вікна ос Windows Опис структури вікна основних елементів вікна в О
Реферат Організація обліку витрат і виходу продукції рослинництва
Реферат Художній i гуманiстичний iдеал Винниченка-драматурга в контекстi української та європейської драматургiчних традицiй
Реферат Иметь и быть как два способа существования. Категория небытие у Э.Фромма (по книге Э.Фромма "Иметь или быть?")
Реферат Ассессмент-центр: оценка деловых качеств руководителей
Реферат Характеристика эпохи ампир - XVIII-XIX вв.
Реферат Инновационные риски
Реферат Аннотации основы логистики и управления цепями поставок
Реферат Аннотация: Стихи и поэмы 1856 1874 гг
Реферат Противопожарная безопасность
Реферат Daniel Boone Essay Research Paper Daniel Boone