Информатизация в Совете Федерации
Наталья Дубова
1994
год знаменателен компьютеризацией деятельности многих серьезных организаций
На
общедоступном Web-сайте Совета Федерации (www.council.gov.ru) можно получить
различные сведения, начиная с истории российского парламентаризма и заканчивая
подробным освещением мероприятий и структуры Совета Федерации
1994
год в отечественной компьютерной истории знаменателен существенным расширением
проектов компьютеризации деятельности многих серьезных организаций. В
федеральных министерствах, Центризбиркоме, столичной мэрии и Москомимуществе,
Центробанке и ряде коммерческих банков разворачиваются крупные проекты по
созданию информационных систем. Высшие органы власти, конечно, не могли
остаться в стороне от этих процессов.
Без
компьютеров во власти не обходились и в советские времена, но новый российский
парламент — двухпалатное Федеральное Собрание — выразил заинтересованность в
новых подходах к информатизации и автоматизации своей работы. В самом начале
1994 года, после образования Совета Федерации первого созыва, была начата
работа по созданию и постепенному внедрению Информационно-коммуникационной
системы.
Разработку
информационного обеспечения Совета Федерации начали практически с нуля, ведь
это было новое властное образование в России. У многих специалистов, пришедших
в Информационно-техническое управление СФ, за плечами было не одно десятилетие
работы по информатизации высших союзных органов власти, информационное
обеспечение Съездов народных депутатов СССР и РСФСР, так что специфика этой
деятельности была им хорошо знакома. Известны были и вечные проблемы, в
частности, несовместимость систем, создаваемых для разных властных структур,
невозможность организовать автоматизированный обмен информацией между ними.
Евгений Орлов, начальник Информационно-технического управления Аппарата СФ,
вспоминает о том, как в советские времена в ходе разработки систем
информатизации для Совета министров СССР и ЦК КПСС была предпринята попытка
сделать единые формы описателей баз данных. В ЦК и Совмине использовались
разные форматы документов, и уговорить пользователей согласиться на
унифицированный вид документации так и не удалось.
Но
главная проблема была не в форме. И в бытность СССР, и после отсутствовало
главное условие для успешной информатизации государственных органов — ясная
концепция государственного управления: при создании автоматизированных систем
основной акцент делался на техническое оснащение, а не на содержательную часть.
Разработчики Информационно-коммуникационной системы Совета Федерации попытались
изменить эту ситуацию.
Официально
начать работы над системой нельзя было без специального указа президента. В
конце концов, благодаря настойчивости председателя Совета Федерации первого
созыва Шумейко в феврале 1995 года указ был подписан. Технические и
коммуникационные вопросы реализации и эксплуатация системы были возложены на
Федеральное агентство правительственной связи и информации, а постановщиком
задач и разработчиком содержательной части Информационно-коммуникационной
системы стал Аппарат СФ.
Прежде
чем приступить к информатизации верхней палаты парламента, разработчики
стремились определить законодательный процесс как комплекс взаимосогласованных
операций, которые затем можно отразить в информационной инфраструктуре органа
власти. В Информационно-коммуникационной системе Совет Федерации представлен
многофазной операционной системой, в которой реализуются различные классы
парламентских операций. Эти операции интегрируются в функциональные подсистемы.
В Совете Федерации постепенно разворачивается мощная территориально
распределенная, многопользовательская, многофункциональная инфраструктура,
которая поддерживает законодательную деятельность верхней палаты и обеспечивает
удаленный доступ к базам данных различных органов власти — на федеральном и на
местном уровнях. Совет Федерации имеет возможность оперативно взаимодействовать
с Госдумой, администрацией президента и правительством.
Перечисление
основных компонентов системы займет не одну страницу. В задачи системы входит
предоставление членам Совета Федерации необходимых данных, поддержка
информационных фондов, электронное взаимодействие членов СФ между собой и с
внешним миром, прохождение законодательных актов, информационная поддержка
необходимой аналитики и принятия решений, документооборот, организация
электронных офисов членов СФ, технологическая поддержка заседаний.
Информационный фонд системы включает свыше 150 баз данных по правовой,
экономической, общественно-политической и справочной информации. Более тысячи
рабочих мест оснащено персональными компьютерами, подключенными в локальные
сети и имеющими доступ в Internet.
Сегодня
процесс постепенного развертывания Информационно-коммуникационной системы
Совета Федерации движется вперед. Но разработчиков системы волнует более
глобальная проблема — комплексная информатизация и включение в единое
информационное пространство всех органов власти. Однако для этого нужна единая
концепция государственного управления, необходим непрерывный процесс
формирования целей управления на разных уровнях — от высших до местных органов
власти. В условиях, когда нет критериев оценки эффективности принимаемых
законов, невозможно говорить и об эффективности информационных систем,
поддерживающих деятельность тех или иных органов власти.
Поэтому
создатели Информационно-коммуникационной системы стремятся расширить
накопленный опыт на госуправление в целом, представить управление государством
как процесс выполнения комплекса операций для достижения государственных целей
и на этой основе выработать язык описания таких операций, который позволит
решить проблему совместимости систем для разных органов власти. В конечном
итоге эффективность информационного обеспечения государственной власти должна
определяться через показатели качества государственного управления.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.osp.ru