История невеликих изобретений
Интуиция
подсказывает мне, что ты время от времени лазишь в холодильник за едой, иногда
что-нибудь пишешь шариковой ручкой, бреешься, возможно, "Жилеттом",
нетерпеливо расстегиваешь бюстгальтер на спине подруги и наверняка хотя бы раз
в жизни крепко сжимал в руках хобот пылесоса. Но случалось ли тебе задумываться
благодаря чему - или кому - можешь ты производить все эти полезные действия?
Реклама на электрическом стуле
Имена
благодетелей человечества, чей смелый замысел разогнал мглу невзрачного быта
обывателей допылесосной эпохи, не вписаны в скрижали рядом с грозными символами
прогресса типа "ракета", "атом" или "рентгеновское
излучение". Им не служат мессы в научных лабораториях, не упоминают
восторженно на заседаниях Нобелевского комитета. Уверен: ни одна знакомая тебе
женщина не в курсе, кому фирма "Дикая орхидея" обязана своими
доходами, ни один твой друг-турист не знает, кто подарил ему незабываемый вкус
кильки в томате, а ты сам, засовывая в видак последний фильм Спилберга, даже и
не подозреваешь о драматическом происхождении кино.
И
еще: ты же всегда хотел узнать, какой дремучий мизантроп выдумал прерывать
диалог Роберта де Ниро и Джеймса Вудса диким воплем "тетя Ася приехала!"
или зловещими нотациями о йогуртах, а?
Так
знай же: в более или менее современном виде рекламу стали использовать в Париже
в начале ХVII века, где один почтенный мсье издавал газету Petites Affiches.
Судя по ее названию и содержанию на протяжении последующих трехсот лет, она с
самого начала была чисто рекламным изданием. А вот помещать рекламу в обычной
газете начали в 1626 году в Амстердаме. Первое же рекламное агентство основал в
Лондоне в 1786 году Уильям Тайлер; за небольшое вознаграждение он покупал для
своих клиентов газетную площадь, куда помещались составленные ими объявления.
Первая реклама с фотографией рекламируемого объекта появилась в манчестерском
юмористическом журнале The Parrot, ну а с распространением телевидения она
вполне логичным образом заняла свое место в эфире.
Те
три замечательных места, где телезрители хотели бы видеть авторов тети Аси, -
кремационная печь, электрический стул и газовая камера - появились
последовательно с конца ХIХ по начало ХХ века. Печь впервые сконструировал
итальянец доктор Брунетти. В 1873 году Генри Томпсон, королевский хирург,
увидел ее на выставке вместе с представленными останками кремированных. Он так
загорелся идеей (извините за каламбур), что стал всячески пропагандировать ее в
родной Англии, где в этом же году было основано Общество кремации. Первый же
крематорий был построен в Милане Альбертом Келлером, который и оказался его
первым клиентом.
Электрический
стул стал средством переправки американских смертников на тот свет в 1890 году
по инициативе Гарольда Брауна, который предварительно провел ряд экспериментов
на собаках. Пресса осудила изобретение, но, несмотря на это, оно прочно вошло в
юридический процесс США, потеснив традиционные расстрел и повешение. Что
касается газовой камеры, то американцы начали применять ее с 1924 года, когда
таким способом был казнен некий Ги Джонс, осужденный за убийство. В камеру
подавался цианосодержащий газ, и подсудимый погибал от удушья. Наиболее широкое
применение газовые камеры получили, как известно, в концлагерях фашистской
Германии в годы войны.
Именно
от фашистов бежал из Будапешта в Париж венгерский журналист Ласло Биро, который
работал в это время над проектом первой в мире шариковой ручки. Мысль о пользе
быстросохнущих чернил впервые посетила его в типографии, и в 1943 году (живя
уже в Буэнос-Айресе) он запатентовал свое изобретение: писчее средство, не
оставляющее клякс, не подверженное быстрому высыханию и действию
барометрических казусов на большой высоте, из-за которых текли перьевые
авторучки. Купив лицензию, английский предприниматель Генри Мартин наладил
производство шариковых ручек в самолетном ангаре, где их собирала команда из 17
девушек. Ручки произвели революцию в канцелярском деле, однако благодаря им у
человечества испортился почерк: теперь к составлению письменных документов не
нужно было прикладывать особых стараний.
Лифчик, лезвие, застежка
Одна
из самых сексуальных деталей женского туалета - бюстгальтер - была придумана
парижанкой Эрминией Кадолл в 1890 году. Бывшие тогда в ходу корсеты чрезвычайно
стесняли движения женщин, давили на грудь и диафрагму. Как известно, причиной
внезапных обмороков светских дам были, нередко, именно туго затянутые корсеты.
Первые бюстгальтеры делались из тюля и шелка. Легкие кусочки ткани,
закрепленные лямками, не препятствовали физической активности. Одной из первых
женщин, надевших лифчик, была легендарная Мата Хари. В 1935 году бюстгальтеры
стали куда демократичнее благодаря чашечкам разных размеров, обозначаемых
буквами от А до D. Теперь каждая женщина, придя в магазин одежды, могла
подобрать бюстгальтер себе по мерке.
Мужчины
тем временем привыкали к безопасной бритве, изобретенной Кингом Жилеттом в 1901
году. Бреясь перед зеркалом, Жилетт заметил, что общая площадь обычной бритвы
неоправданно велика в сравнении с ее рабочей поверхностью - кромкой лезвия. С
тех пор он начал задумываться о том, как сделать бритву максимально безопасной
для мужской кожи. За первые два года с момента изобретения он произвел и продал
всего 168 тонких и узких одноразовых лезвий, зато потом наступил бум: продажи в
1904 году исчислялись уже миллионами. А совсем безопасную электробритву
запатентовал полковник Джекоб Шик лишь 24 года спустя.
Весьма
интересна история застежек, которыми вот уже много десятков лет пользуются и
мужчины, и женщины, и даже глупые маленькие дети. "Молнию" изобрел
американец Уиткомб Джаксон в конце ХIX века. Она состояла из двух цепочек,
скрепляемых застежкой. Увидевший изобретение в 1893 году на чикагской выставке
Кол Льюис Уолкер проникся идеей и основал компанию по производству новых
замков. Однако особой популярности они не снискали вследствие недостатков
конструкции - слишком уж легко расстегивались. "Молнию", близкую к
современной, создал в 1913 году инженер Гидеон Сандбэк из Швеции. Однако и она
не получила распространения. Судьба застежки была решена во время первой
мировой войны - вступившая в нее в 1917 году Америка оснащала
"молниями" солдатские комбинезоны и карманы курток. Вернувшись домой,
ветераны продолжали носить военную одежду. Постепенно удобство нового замка
оценил весь мир, а в 1930 году модели одежды с "молнией" уже
представлялись в парижском Доме моды.
Вероятно,
одна из таких моделей была на жене швейцарского аристократа Жоржа Местрала на
званом вечере в 1941 году, когда молния на ее одежде сломалась и испортила
супругам весь прием. Спустя несколько месяцев Местрала на охоте выдирал
репейник из шерсти своей собаки - и тут пришло решение. Положив репейник под
микроскоп, исследователь обнаружил мелкие крючочки, которые и прицеплялись
намертво к собачьей шерсти. Однако массовое производство липучек было налажено
только 14 лет спустя, когда их устройство стало достаточно совершенным. Липучки
использовались в скафандрах американских космонавтов, высадившихся на Луне.
Неснятое прошлое кино
До
сих пор никто не знает, что произошло с человеком, получившим первый в мире
двигающийся образ. Льюис Огустин Ле Принс, экспериментировавший с двигающимися
фотографиями в нью-йоркском институте глухих, сконструировал и в 1886 году
запатентовал аппарат, способный воспроизводить на белой стене "живые
образы". В аппарате было задействовано 16 линз, а в качестве пленки
сначала использовалась светочувствительная бумага, а потом целлулоидная лента.
К 1890 изобретение показалось Ле Принсу достаточно совершенным, чтобы можно
было выпустить его в продажу. Он продемонстрировал свой проектор секретарю
Парижской оперы. 16 сентября Ле Принс вместе с аппаратом отбыл с вокзала в
Дижоне на поезде, ехавшем до Парижа. С тех пор изобретателя никто не видел.
Полиция не нашла ни тела, ни каких-либо следов убийства. Остается только гадать
об участи человека, придумавшего кино.
Первый
же коммерческий показ кинофильма состоялся весной 1884 года на Бродвее в салоне
братьев Холланд. Там использовался кинетоскоп Эдисона, в который надо было заглядывать,
чтобы увидеть двигающееся изображение. В этом же году французы братья Люмьеры
сконструировали свой аппарат, подающий изображение на стену. Их первый фильм -
"Выход рабочих с фабрики" - был показан публике 22 марта 1895 года.
Спустя
несколько лет после изобретения кино появилась и первая кинозвезда. Вопреки
распространенному мнению, случилось это вовсе не в Америке и тем более не в
Голливуде, которого тогда еще не существовало. До 1907 года создатели
кинофильмов вообще не считали нужным объявлять имена занятых в них актеров;
исключение делалось лишь для самых именитых звезд театра. Однако потом было
замечено, что участие того или иного актера сказывается на успехе фильма. В
1909 году популярная немецкая актриса Хенни Портен написала сценарий, по которому
режиссер Оскар Месснер снял фильм "Любовь неизвестной" с нею в
главной роли. Фильм имел шквальный успех у публики, и Месснер решил печатать на
афишах фамилию актрисы. Тут-то все и завертелось: Хенни попросила увеличить
гонорар на 15%. Месснер согласился, хотя и не сразу, и фройлен Портен стала
первой в истории кинозвездой.
Говорим "пылесос", подразумеваем...
Консервная
промышленность появилась на земле благодаря парижскому кондитеру Николасу
Апперту. В начале ХIХ века французское правительство объявило, как бы сейчас
выразились, тендер на лучший способ долговременного консервирования продуктов.
Награда за изобретение составляла 12 тысяч франков. В 1804 году префект
брестского департамента открыл бутыли, в которых уже три месяца хранился
бульон, мясо, фасоль и зеленый горошек. Продукты оказались вполне съедобными, о
чем и поступил соответствующий доклад в Министерство здоровья. Апперт
немедленно открыл под Парижем фабрику, где и стартовало консервное
производство. Рядом с фабрикой были разбиты огороды, снабжавшие ее сырьем.
Однако
современный вид консервы приобрели лишь несколькими годами позже. Использовать
жестяные банки предложили англичане Донкин и Холл в 1810 году.
Другой
способ продления жизни продуктов - холодильник - начал завоевывать кухни и сердца
хозяек с 1913 года, когда в Европе и США появились первые бытовые холодильные
аппараты с деревянным корпусом. Не каждый мог позволить себе обзавестись
холодильником - к примеру, двухкамерный агрегат от европейского
электротехнического гиганта AEG стоил 1750 марок; примерно за те же деньги
можно было купить дом в сельской местности.
Вообще
же история химического охлаждения продуктов насчитывает около пяти веков. Некто
Виллафранка в Риме XVI века охлаждал вина к столам аристократов с помощью воды,
в которой растворялась селитра. При этом поглощалось тепло, и вина становились
такими холодными, что от них стыли зубы. Первый же промышленный холодильник,
действие которого было основано на конденсации паров эфира, собрал в 1850 году
Александр Твининг в Кливленде, США. Оборудование могло производить 2 тысячи
фунтов льда ежедневно.
Ну
а где холодильник - там и пылесос. Первая модель пылесоса была собрана
англичанином Стритом Бутом в 1902 году. Поскольку в то время лишь к небольшому
числу домов было подведено электричество, Бут не решился продавать свое
изобретение, а открыл бюро услуг по чистке помещений революционным способом.
Его пылесос помещался на четырехколесной конной повозке; от мощного воздушного
насоса отходил двухсотметровый шланг, который протягивался в окна домов и
забирал пыль, скопившуюся в ворсе ковров и плюше диванов. Пылесос Бута при
работе ревел как раненый мамонт, и на изобретателя даже пытались подать в суд
за нарушение общественного спокойствия. Успех пылесоса был предрешен в 1902
году на коронации Эдуарда VII. Почти перед самым началом церемонии внезапно
обнаружили, что ковры под тронами Вестминстерского аббатства скопили дикое
количество пыли, которую не успевали убрать обычным способом - выбивкой во
дворе. Тогда Бут предложил свои услуги, и благодаря ему коронация не была
омрачена повальным чиханием высоких особ. После этого у Бута купили два
аппарата для нужд дворца и Виндзорского замка.
Первый
бытовой пылесос на колесиках был выпущен в 1905 году в Сан-Франциско фирмой
"Чепмэн&Скиннер". Он весил 42 килограмма. Первый ручной пылесос
собрал в 1907 году некто Спенглер, сторож универмага в одном из городков Огайо.
Роль пылесборочного мешка играла наволочка, которую Спенглер одолжил у своей
жены. Местный производитель конской упряжи Гувер заинтересовался невиданным
агрегатом, купил права на изобретение и с 1908 года начал продавать пылесосы.
Они получили настолько широкое распространение, что даже сам процесс уборки
пыли стал называться to hoover - по названию модели и, соответственно, фамилии
фабриканта.
* * *
Как
видишь, в истории не великих, но таких полезных изобретений было немало
интересного. Даже пресловутый велосипед изобретали четыре раза, пока он,
наконец, не обрел современную форму. Однако главное изобретение человечества
состоит в том, чтобы уметь обходиться без изобретений. Но оно, к сожалению, не
распространится по нашей планете никогда.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.statya.ru