Реферат по предмету "История техники"


Подводные лодки типа "АГ" (Американский Голланд)

Подводные лодки типа
"АГ" (Американский Голланд)

С началом первой мировой войны появилась срочная
необходимость пополнения состава русских подводных сил. С этой целью были
предприняты меры по размещению дополнительных заказов на отечественных
предприятиях, а также рассмотрен вопрос о приобретении за границей готовых
подводных лодок. Наиболее реальным вариантом было приобретение подводных лодок
фирмы Голланда (США), строившихся в тот период для Англии. 22 июня 1915 г.
дирекция Ревельского завода Судостроительного акционерного общества
"Ноблесснер" проинформировала Морское министерство о предложении
фирмы "Electric Boat Company" поставить для русского флота три или
пять подводных лодок "системы Голланда". Американская сторона
обязалась построить лодки на своей верфи в Ванкувере и доставить в разобранном
виде во Владивосток.

Окончательная сборка предполагалась на заводе
"Ноблесснер". МГШ признал целесообразным приобретение лодок этого
типа. Однако, учитывая, что завод "Ноблесснер" в указанный период
строил подводные лодки типа "Барс" и не справлялся с установленными
сроками, по результатам проведенного конкурса сборка американских лодок была
поручена Балтийскому заводу. Контракт на поставку первых пяти лодок был
заключен 18.08.1915 г. Это были лодки системы Голланда типа "602-F".
Сдача первых трех лодок планировалась в апреле, двух остальных - в мае 1916 г.
Во Владивосток лодки были перевезены на трех пароходах "Монмигль",
"Коан мару" и "Гишен мару". Груз первого парохода был
неожиданно снят в японском порту Кобэ и его пришлось доставлять пароходом
Добровольного флота "Тула". Из Владивостока секции лодок были
перевезены по железной дороге в Петроград на Балтийский завод. Сборка лодок
началась 2 апреля 1916 г. Работами руководили инженеры фирмы "Electric
boat company" во главе с Э. Виллером.

В ходе работ выяснилось, что предварительно оговоренные в
контракте монтаж и пригонка частей корпуса и оборудования в США не
производились. Пришлось по месту выполнять пригонку заготовленных секций, т.е.
выполнять не только сборку, но и вести обычные судостроительные работы. На воду
лодки были спущены с помощью крана в августе 1916 г. Испытания проводились в
Кронштадте, Бьерке-Зунде и Ревеле под руководством американских инструкторов и
завершились успешно. Вместе с тем, комиссией были отмечены и недостатки проекта
- подвсплытие лодки после торпедной стрельбы, ненадежная работа американских
лагов, неудовлетворительная обитаемость. В строй лодки вступили в
сентябре-ноябре 1916 г. Отмеченные при сдаче недостатки устранялись в зимний
период на Ревельском заводе "Ноблесснер". Все пять лодок базировались
на специально оборудованный транспорт "Оланд". 8 июня 1916 г. все
лодки были включены в списки судов флота под литерно-цифровыми обозначениями
"АГ-11", "АГ-12", "АГ-13", "АГ-14",
"АГ-15". Судьба этих лодок оказалась трагической. Одна лодка не
вернулась из боевого похода, четыре лодки во избежание захвата их германскими
войсками пришлось взорвать вместе с плавбазой "Оланд" в Ганге
(полуостров Ханко) из-за невозможности вывода в условиях тяжелой ледовой
обстановки.

Учитывая достаточно быструю перевозку и сборку лодок типа
"АГ", Морское министерство заключило еще три контракта (19.09.1916
г., 25.10.1916 г., 08.02.1917 г.) на поставку 12 подводных лодок: 6 - для
Черноморского флота, 3 - для Балтийского флота и 3 - для флотилии Северного
флота. Новые лодки имели незначительные конструктивные отличия от лодок
"602-F" и относились к типам "602-GF" и "602-L"
(Черноморские лодки) и "602-R".

Черноморские лодки по три в каждой партии перевозились во
Владивосток пароходами "Ункай мару", "Гарольд Доллар",
"Хазель Доллар", "Стрида" и "Арабиен". Сборка
черноморских лодок выполнялась Николаевским отделением Балтийского завода.
Сборка первой лодки началась 28 марта, второй - 30 марта, третьей - 29 апреля
1917 г. Работами руководили представители фирмы "Electric Boat
Company" - Джонстон, инженер-механик Р.Б. Гилмор, инженер-электрик Т.А.
Грейвс. 21 августа 1917 г. первые три лодки зачислили в списки Черноморского
флота под литерно-цифровыми обозначениями "АГ-21", "АГ-22"
и "АГ-23". Второй партии из трех лодок, доставленных в Николаев,
позднее были присвоены обозначения "АГ-24", "АГ-25" и
"АГ-26". "АГ-21" вступила в строй в 1918 г.,
"АГ-22" - в 1919 г., "АГ-23" - 21 октября 1920 г.

Подводные лодки "АГ-24", "АГ-25" и
"АГ-26" достраивались после гражданской войны в условиях разрухи,
нехватки комплектующих деталей и оборудования. Сборка лодок "АГ-24" и
"АГ-25" начата 22 ноября 1919 г., а "АГ-26" - 26 октября
1920 г. Работами по сборке этих лодок руководил известный инженер-механик Я.С.
Солдатов, принимали участие ряд военных специалистов, среди которых был и
будущий главный конструктор подводных лодок XII серии типа "М" П.И.
Сердюк. Эти лодки Черноморского флота принимали участие в Великой Отечественной
войне, совершили по 15- 20 боевых походов и добились значительных успехов. За
время службы в составе советского ВМФ лодки типа "АГ" неоднократно
переименовывались.

Сборка трех лодок для Балтийского флота ("АГ-16",
"АГ-17" и "АГ-18") и трех лодок для Севера планировалась на
Балтийском заводе в Петрограде. Доставка лодок на Север предполагалась баржами
по внутренним водным путям. Корпуса этих последних шести лодок были изготовлены
в США уже к сентябрю 1917 г. Однако, из-за сложной политической и экономической
обстановки в России Верховная морская коллегия 29 ноября 1917 г. аннулировала
контракт. Лодки эти в США были достроены и вошли в состав ВМС США под
наименованиями Н-4 - Н-9.

Конструкция подводных лодок типа "АГ" была
удачной. Лодки были однокорпусными. Корпус имел круговое сечение почти по всей
длине, эллиптическая форма кормовой оконечности придавала ему каплевидную
форму. В верхней части корпуса была установлена надстройка с палубным настилом,
переходящая у ахтерштевня в гребень. В настройке размещались заваливающиеся
носовые горизонтальные рули, шпили подводного и надводного якорей, газоотводы
двигателей, сигнальный буй с телефоном и т.д. Боевая рубка, расположенная над
центральным отсеком, имела верхнюю и нижнюю крышки, что позволяло использовать
ее в качестве шлюзовой камеры для выхода подводников из лодки в аварийных
ситуациях. Лодки были оборудованы двумя перископами, один для наблюдения из
центрального отсека, второй - для наблюдения из рубки. На ходовом мостике между
тумбами перископов была установлена труба подачи воздуха к дизелям в бурную
погоду или при движении в позиционном положении. Управление заглушками трубы
осуществлялось из рубки. В нижней части корпуса имелся коробчатый киль,
выполнявший роль главной осушительной магистрали. Прочный корпус был разбит
водонепроницаемыми переборками на 4 отсека. В трех отсеках, кроме центрального,
имелись выходные люки и удлиненные комингсы для обеспечения аварийного выхода
подводников. Система погружения состояла из восьми заполнявшихся самотеком
балластных цистерн, оборудованных кингстонами и клапанами вентиляции. Главные
балластные цистерны располагались в оконечностях и в средней части внутри
прочного корпуса. Это, хотя и потребовало увеличения диаметра прочного корпуса,
но зато ускорило процесс погружения и улучшило внутреннее размещение.
Управление лодкой было сосредоточено в центральном посту, была предусмотрена и
возможность управления из рубки. Кормовые горизонтальные рули располагались за
винтами, что увеличило их эффективность.

В целом подводные лодки типа "АГ" хорошо
зарекомендовали себя благодаря надежности действия механизмов, хорошей
мореходности, большей живучести и наличию спасательных средств для выхода
подводников в аварийных ситуациях. Отдельные лодки находились в строю около 30
лет, вели активные боевые действия в период Великой Отечественной войны. Они по
праву относились к наиболее совершенным в своем классе в период первой мировой
войны.
***
"АГ-11"

Тип
"АГ"            Изготовлена в
1915 г. в Ванкувере (США). В разобранном виде доставлена на пароходе во
Владивосток, а затем по железной дороге на Балтийский завод в Петрограде.
Сборка секций начата 2 апреля 1916 г. Сдаточные испытания проводились в
Кронштадте, Бьерке-Зунде и Ревеле в период с 24 августа по 2 сентября 1916 г. и
закончились успешно. 2 сентября 1916 г. лодка вошла в строй. 6 сентября 1916 г.
подводная лодка "АГ-11" подняла военно-морской флаг и начала
кампанию.

После обучения
личного состава с 4 ноября 1916 г. находилась в получасовой готовности в
Ревеле. В период с 1 по 5 декабря отрабатывала торпедные стрельбы. В зимний
период 1916-1917 гг. на заводе "Ноблесснер" в Ревеле устранялись
замечания, отмеченные при проведении сдаточных испытаний.

В компанию 1917
г. "АГ-11" осуществляла боевое патрулирование на позициях Балтийского
флота. Совершила 5 боевых походов. В декабре 1917г. все боевые выходы русских
подводных лодок были прекращены. В зимний период 1917- 1918 гг. базировалась на
Ганге (Финляндия) вместе с другими лодками IV дивизиона и плавбазой
"Оланд". 3 апреля 1918 г. германские корабли, с трудом преодолев
плотные льды, высадили в Ганге десант. Вывести лодку из Ганге не было
возможности из-за тяжелой ледовой обстановки и отсутствия ледокола. Чтобы лодка
не досталась Германии, экипаж вынужден был взорвать лодку.

Тактико-технические
элементы




Длина, м





45,8







Ширина, м





4,81







Осадка, м





3,76







Водоизмещение
надводное/подводное, т





355,7 / 467,0







Мощность двигателей
надводного/подводного хода, л.с.





2х240 / 2х160







Скорость
надводного/подводного хода, узл.





13 / 10,5







Дальность плавания
надводным/подводным ходом, миль





1750 / 25







Глубина погружения, м





50






Вооружение




47 мм артиллерийское орудие
(устанавливалось в России)





1







Торпеды в носовых трубчатых
аппаратах





4







Запасные торпеды





4





***
"АГ-12"

Изготовлена в
1915 г. в Ванкувере (США). В разобранном виде доставлена на пароходе во
Владивосток, а затем по железной дороге на Балтийский завод в Петроград. Сборка
секций начата 2 апреля 1916 г. На воду спущена 19 августа 1916 г. Сдаточные
испытания проводились в Ревеле, куда лодка прибыла своим ходом 8 сентября. В
строй вступила 16 сентября 1916 г.

После обучения
личного состава с 4 ноября 1916 г. находилась в получасовой готовности в
Ревеле. В зимний период 1916-1917 гг. на заводе "Ноблесснер" в Ревеле
устранялись замечания, отмеченные при проведении сдаточных испытаний. В
компанию 1917 г. осуществляла боевое патрулирование на позициях Балтийского
флота. Совершила 4 боевых выхода. В декабре 1917 г. все боевые выходы русских
подводных лодок были прекращены. В зимний период 1917-1918 гг. базировалась на
Ганге (Финляндия). 3 апреля 1918 г. германские корабли, с трудом преодолев
плотные льды, высадили в Ганге десант. Вывести лодку из Ганге не было
возможности из-за тяжелой ледовой обстановки и отсутствия ледокола. Чтобы лодка
не досталась Германии, экипаж вынужден был взорвать лодку.

Тактико-технические
элементы




Длина, м





45,8







Ширина, м





4,81







Осадка, м





3,76







Водоизмещение
надводное/подводное, т





355,7 / 467,0







Мощность двигателей
надводного/подводного хода, л.с.





2х240 / 2х160







Скорость
надводного/подводного хода, узл.





13 / 10,5







Дальность плавания
надводным/подводным ходом, миль





1750 / 25







Глубина погружения, м





50






Вооружение




47 мм артиллерийское орудие
(устанавливалось в России)





1







Торпеды в носовых трубчатых
аппаратах





4







Запасные торпеды





4





***
"АГ-13"
("АГ-16")

Изготовлена в
1915 г. в Ванкувере (США). В разобранном виде доставлена на пароходе во
Владивосток, а затем по железной дороге на Балтийский завод в Петрограде. Сборка
секций начата 2 апреля 1916 г. На воду спущена 31 августа 1916 г. Сдаточные
испытания проводились в период с 24 сентября по 17 ноября в Кронштадте,
Бьерке-Зунде и Ревеле. В связи с тем, что переход из Петрограда в Ревель
осуществлялся только военной командой, по ходатайству флота на еще не принятой
в состав флота лодке 11 октября 1916 г. был поднят военно-морской флаг. В строй
вступила 17 ноября 1916 г.

В зимний период
1916-1917 на заводе "Ноблесснер" в Ревеле устранялись замечания,
отмеченные при проведении сдаточных испытаний. В компанию 1917 г. осуществляла
боевое патрулирование на позициях Балтийского флота. Совершила 3 боевых похода.
8 июля 1917 г. ПЛ "АГ-13" переименована в ПЛ "АГ-16". В
декабре 1917 г. все боевые выходы русских подводных лодок были прекращены. В
зимний период 1917-1918 гг. базировалась на Ганге (Финляндия). 3 апреля 1918 г.
германские корабли, с трудом преодолев плотные льды, высадили в Ганге десант.
Вывести лодку из Ганге не было возможности из-за тяжелой ледовой обстановки и
отсутствия ледокола. Чтобы лодка не досталась Германии, экипаж вынужден был
взорвать лодку.

Тактико-технические
элементы




Длина, м





45,8







Ширина, м





4,81







Осадка, м





3,76







Водоизмещение
надводное/подводное, т





355,7 / 467,0







Мощность двигателей
надводного/подводного хода, л.с.





2х240 / 2х160







Скорость
надводного/подводного хода, узл.





13 / 10,5







Дальность плавания
надводным/подводным ходом, миль





1750 / 25







Глубина погружения, м





50






Вооружение




47 мм артиллерийское орудие
(устанавливалось в России)





1







Торпеды в носовых трубчатых
аппаратах





4







Запасные торпеды





4





***
"АГ-14"

Изготовлена в
1915 г. в Ванкувере (США). В разобранном виде доставлена на пароходе во
Владивосток, а затем по железной дороге на Балтийский завод в Петрограде.
Сборка секций начата 2 апреля 1916 г. На воду спущена в сентябре 1916 г.
Сдаточные испытания проводились в период с 4 октября по 17 ноября 1916 г. в
Кронштадте, Бьерке-Зунде и Ревеле. В связи с тем, что переход из Петрограда в
Ревель осуществлялся только военной командой по ходатайству флота на еще не
принятой в состав флота лодке 19 октября 1916 г. был поднят военно-морской
флаг. В строй вступила 17 ноября 1916 г.

В зимний период
1916-1917 гг. на заводе "Ноблесснер" в Ревеле устранялись замечания,
отмеченные при проведении сдаточных испытаний. В компанию 1917 г. осуществляла
боевое патрулирование на позициях Балтийского флота. Совершила 3 боевых похода.
18 сентября 1917 г. лодка вышла в очередной боевой поход на позицию к
северо-западу от Стейнорта (район Либавы). Возвращение лодки планировалось 23
сентября. Лодка из боевого похода не возвратилась. Командиром погибшей в боевом
походе ПЛ "АГ-14" был старший лейтенант А.Н. фон Эссен, сын
командующего Балтийским флотом адмирала Н.О. фон Эссена.

Тактико-технические
элементы




Длина, м





45,8







Ширина, м





4,81







Осадка, м





3,76







Водоизмещение
надводное/подводное, т





355,7 / 467,0







Мощность двигателей
надводного/подводного хода, л.с.





2х240 / 2х160







Скорость
надводного/подводного хода, узл.





13 / 10,5







Дальность плавания
надводным/подводным ходом, миль





1750 / 25







Глубина погружения, м





50






Вооружение




47 мм артиллерийское орудие
(устанавливалось в России)





1







Торпеды в носовых трубчатых
аппаратах





4







Запасные торпеды





4





***
"АГ-15"

Изготовлена в 1915 г. в Ванкувере (США). В разобранном виде
доставлена на пароходе во Владивосток, а затем по железной дороге на Балтийский
завод в Петрограде. Сборка секций начата 2 апреля 1916 г. На воду спущена в
сентябре 1916 г. Сдаточные испытания проводились в период с 14 октября по 14
ноября 1916 г. в Кронштадте, Бьерке-Зунде и Ревеле. В связи с тем, что переход
из Петрограда в Ревель осуществлялся только военной командой, по ходатайству
флота на еще не принятой в состав флота лодке 30 октября 1916 г. был поднят
военно-морской флаг. В строй вступила 17 ноября 1916 г.

В зимний период 1916-1917 гг. на заводе
"Ноблесснер" в Ревеле устранялись замечания, отмеченные при
проведении сдаточных испытаний. Компанию 1917 г. начала с отработки боевой
подготовки личного состава - 30-31 мая успешно совершила практический выход. 8
июня лодка отошла от борта плавбазы "Оланд" и направилась в западный
район для выполнения учебного погружения. В районе находился минный заградитель
"Ильмень". Придя в район, командир ПЛ "АГ-15" лейтенант
М.М. Максимович решил произвести срочное погружение с хода. Экипаж минного
заградителя видел как ПЛ "АГ-15" начала погружаться с увеличивающимся
дифферентом и вскоре ушла под воду. На поверхности осталось четыре человека.
Трое из них - командир, боцман и рулевой - были подобраны с минного
заградителя, а четвертый - штурман, не умевший плавать, утонул. Через час после
аварии к месту гибели лодки прибыли водолазы, которые зафиксировали, что лодка
лежит на грунте на глубине 27 метров без крена и дифферента с открытыми
кормовым и рубочным люками и, что в носовом и кормовом отсеках находятся
подводники, отвечающие на стук по корпусу лодки. Через три часа после аварии из
лодки была выпущена учебная торпеда, в которой лежала записка, сообщающая о
нахождении в носовом отсеке 11 человек и просьбу о помощи. Помощь могла быть
оказана только путем подъема лодки, а подъем мог быть произведен только
спасательным судном "Волхов", вошедшим в строй 1 июля 1915 г. Однако,
на момент аварии спасательное судно "Волхов" находилось в Ревеле. По
тревоге спасательное судно вышло для оказания помощи, но его приход к месту
аварии был возможен только на следующий день.

Не дождавшись помощи подводники первого отсека решились на
самостоятельный выход. Под руководством старшего офицера лейтенанта К.Л.
Матыевича-Мацеевича подводники, проведя около 10 часов в полузатопленном
отсеке, подняли давление, открыли люк и вместе с пузырем воздуха выбросились на
поверхность. Последним покинул лодку старший офицер. На поверхность выбросило 6
подводников, из которых в живых осталось 5 человек. 18 подводников погибло во
время этой совершенно нелепой аварии.

Как выяснилось, кок, приготавливавший обед, не поставив в
известность командира, открыл для проветривания кормовой люк. Этот люк плохо
просматривался с мостика и командир, не зная об открытом люке, дал команду на
погружение.

Спасательное судно "Волхов" прибыло к месту
аварии только утром 10 июня. Подъем лодки начали в 13 часов 13 июня. Лодку
сильно засосало в грунт и пришлось делать промывку грунта под корпусом ПЛ.
Сдвинуть лодку удалось к 19 час. 15 июня. Окончательно лодка была поднята 16
июня 1917 г. Это было первое использование спасательного судна
"Волхов" по прямому назначению. 22 июня спасательное судно
"Волхов" привело лодку в Ревель, где она силами мастерских судна в
течение месяца была отремонтирована и вновь вступила в строй.

В декабре 1917 г. все боевые выходы русских подводных лодок
были прекращены. В зимний период 1917-1918 гг. базировалась в Ганге. 3 апреля
1918 г. германские корабли, с трудом преодолев плотные льды, высадили в Ганге
десант. Вывести лодку из Ганге не было возможности из-за тяжелой ледовой
обстановки и отсутствия ледокола. Чтобы лодка не досталась Германии экипаж
вынужден был взорвать лодку.

Тактико-технические
элементы




Длина, м





45,8







Ширина, м





4,81







Осадка, м





3,76







Водоизмещение надводное/подводное, т





355,7 / 467,0







Мощность двигателей
надводного/подводного хода, л.с.





2х240 / 2х160







Скорость надводного/подводного хода,
узл.





13 / 10,5







Дальность плавания надводным/подводным
ходом, миль





1750 / 25







Глубина погружения, м





50






Вооружение




47 мм артиллерийское орудие
(устанавливалось в России)





1







Торпеды в носовых трубчатых аппаратах





4







Запасные торпеды










***
"АГ-21"

Изготовлена в 1916 в Ванкувере (США). В разобранном виде
доставлена на пароходе во Владивосток, а затем по железной дороге в Николаев.
Сборка секций начата 28 марта 1917 г. на стапелях отделения Балтийского завода
в Николаеве и производилась под руководством американских инженеров. На воду
спущена в 1917 г. В списки флота Черного моря зачислена 21 августа 1917 г. В
строй вступила в 1918 г.

В декабре 1918 г. была захвачена англо-французскими
войсками в Севастополе. 26 апреля 1919 г. при уходе из Крыма была потоплена ими
на внешнем рейде Севастополя. В 1926 г. во время тренировочных спусков курсанты
Водолазной школы обнаружили ПЛ "АГ-21". Она лежала на грунте на
глубине 50 м с креном около 40 град. на правый борт и дифферентом 8 град. на
корму. Носовая часть до торпедопогрузочного люка возвышалась над грунтом, а
корма вошла в плотный ил. Подъем лодки было решено производить ступенчатым
способом с использованием 400 - и 100-тонных понтонов. В кормовой части для
протаскивания подъемного полотенца необходимо было промыть туннель.
Подготовительные работы были завершены к началу августа 1927 г. Первая попытка,
предпринятая 5 августа, оказалась неудачной - 400-тонный понтон выскользнул из
стропов. Вторая попытка была предпринята 10 сентября. Понтон всплыл на
поверхность с дифферентом 35 град. Нос лодки подвсплыл на 15 м, а корма едва
касалась грунта. В таком положении лодку вместе с понтоном отбуксировали до
глубины 35 м. Попытка произвести дальнейший подъем лодки окончилась неудачей.
Из-за начавшегося периода штормов работы по подъему перенесли на следующий год.


Весной 1928 г. работы были продолжены и 19 мая 1928 г.
лодка была поднята на поверхность и введена в Севастопольскую бухту. Корпус
лодки оказался в лучшем состоянии по сравнению с однотипными лодками,
остававшимися в строю. Было принято решение о восстановлении лодки. 15.10.1928
г. было принято решение об укомплектовании ПЛ личным составом и о присвоении ей
нового наименования - "Металлист". После проведения
восстановительного ремонта 30 декабря 1930 г. лодка вновь вошла в строй. 8 июня
1931 г. лодка вновь затонула. Во время учебных торпедных стрельб, в результате
неправильных действий командира лодки Бебешина, она была протаранена эсминцем
"Фрунзе". В результате аварии спаслось всего 9 человек, остальной
экипаж погиб. Через 2 дня лодка была поднята и после восстановительного ремонта
1 января 1932 г. вновь вошла в строй.

15 сентября 1934 г. ПЛ "Металлист" переименована
в ПЛ "А-5". В 1936-1938 гг. ПЛ "А-5" находилась в
капитальном ремонте. ПЛ "А-5" принимала активное участие в Великой
Отечественной войне, совершила 12 боевых походов, потопила 4 транспортных и
боевых корабля противника. 11 июня 1942 г. лодка "А-5", маневрируя в
районе Одесской банки, обнаружила конвой противника в составе румынского
транспорта "Ардеаль" (5695 брт), трех буксиров и двух самоходных
морских паромов. С дистанции 3,5 кабельтова произвела выстрел торпедой по
транспорту "Ардеаль". Торпеда попала в цель, транспорт отвернул с
курса и выбросился на мель. Корабли охранения атаковали лодку глубинными
бомбами. Близкими взрывами ее сильно подбросило, а затем ударило о грунт. Лодка
легла на грунт на глубине 18 м и, исправив повреждения, ушла из опасного
района. На третий день "А-5" опять была обнаружена катером-охотником
и атакована, но командир искусно маневрируя, вывел лодку из-под удара. 25 июля
в 11 час. лодка, находившаяся на боевой позиции в районе Одессы, подорвалась на
якорной контактной мине. Вышли из строя вертикальный и кормовые горизонтальные
рули, заклинило правую линию гребного вала, погасло освещение, в пятый отсек
стала поступать вода. Лодка легла на грунт. В 22 ч. 38 мин. лодка всплыла и на
левом электродвигателе отошла на несколько миль от места подрыва. Появившиеся
самолеты противника заставили "А-5" погрузиться. Вечером 26 июля
после всплытия воентехник 2 ранга В.А. Глушич и главный старшина И.В. Качурин,
надев легководолазные костюмы, осмотрели корму. После этого главный старшина
С.П. Поляков и старшина 1-й статьи И.И. Дегтяренко освободили правый вал. Лодка
в это время находилась в готовности к срочному погружению. Моряки добровольно
рисковали жизнью ради спасения "А-5". Четверо суток экипаж во главе
со своим командиром старшим лейтенантом Кукуем Г.А. вел мужественную борьбу за
живучесть лодки и победил. 29 июля лодка, которую считали уже погибшей,
направилась в базу, куда пришла 4 августа.

14 апреля 1944 г., западнее мыса Херсонес, "А-5"
потопила быстроходную десантную баржу противника, а 25 апреля атаковала две
вражеские канонерские лодки. 11 мая "А-5" уничтожила самоходный паром
с солдатами. 12 мая 1944 г. потопила транспорт "Дуростор-2" (1200
брт) и шхуну "Зеепферд".

6 марта 1945 г. ПЛ "А-5" награждена орденом
Красного Знамени.

27 августа 1945 г. лодку разоружили, исключили из боевого
состава флота и переоборудовали в ПЗС. В марте 1947 г. лодку сдали в ОФИ для
разборки на металлолом.

Тактико-технические
элементы




Длина, м





45,8







Ширина, м





4,81







Осадка, м





3,76







Водоизмещение надводное/подводное, т





355,7 / 467,0







Мощность двигателей
надводного/подводного хода, л.с.





2х240 / 2х160







Скорость надводного/подводного хода,
узл.





13 / 10,5







Дальность плавания надводным/подводным
ходом, миль





1750 / 25







Глубина погружения, м





50






Вооружение




47 мм артиллерийское орудие
(устанавливалось в России)





1







Торпеды в носовых трубчатых аппаратах





4







Запасные торпеды









***
"АГ-22"

Изготовлена в
1916 г. в Ванкувере (США). В разобранном виде доставлена на пароходе во
Владивосток, а затем по железной дороге в Николаев. Сборка секций начата 30
марта 1917 г. на стапелях отделения Балтийского завода в Николаеве и
производилась под руководством американских инженеров. В списки флота Черного
моря зачислена 21 августа 1917 г. На воду спущена в 1918 г. Сдаточные испытания
проводились в июне-июле 1919 г. В строй вступила в конце июля 1919 г.
Командование флота просило центр выслать 30 мин Уайтхеда калибром 45 см образца
1912 г. с тем, чтобы лодка "могла выйти в море и прекратить хозяйничанье
неприятельского миноносца".

14 ноября 1920
г. в составе большей части эскадры Черноморского флота, состоящей из 150
вымпелов, ушла из Севастополя в Константинополь (Турция), затем в
военно-морскую базу Франции в Бизерте (Тунис), куда эскадра прибыла 29 декабря
1920 г. В 1921 г. в числе других кораблей "АГ-22" была
отремонтирована. В 1922 г. французские власти заставили сдать весь боевой
запас. После признания в сентябре 1924 г. Францией Советского государства
эскадру расформировали и передали в ведение начальника бизертской
военно-морской базы. 24 октября на кораблях эскадры были спущены Андреевские
флаги. Начавшиеся переговоры о передаче кораблей эскадры не поддержал Сенат
Франции и они остались ржаветь в Бизерте. С 1930 г. Франция начала продавать
корабли на слом. ПЛ "АГ-22" была разобрана на металл, год неизвестен.


Тактико-технические
элементы




Длина, м





45,8







Ширина, м





4,81







Осадка, м





3,76







Водоизмещение
надводное/подводное, т





355,7 / 467,0







Мощность двигателей
надводного/подводного хода, л.с.





2х240 / 2х160







Скорость
надводного/подводного хода, узл.





13 / 10,5







Дальность плавания
надводным/подводным ходом, миль





1750 / 25







Глубина погружения, м





50






Вооружение




47 мм артиллерийское орудие
(устанавливалось в России)





1







Пулемет





1







Торпеды в носовых трубчатых
аппаратах





4







Запасные торпеды





4






***
"АГ-23"

Изготовлена в
1916 г. в Ванкувере (США), в разобранном виде доставлена на пароходе во
Владивосток, а затем по железной дороге в Николаев. Сборка секций начата 29
апреля 1917 г. на стапелях отделения Балтийского завода в Николаеве. В списки
флота Черного моря зачислена 21 августа 1917 г. 1 июня 1920 г. в присутствии
уполномоченного ЦК РКП (б) А.В. Луначарского лодка была торжественно спущена на
воду, и ей присвоено новое наименование "АГ-23 им. тов. Троцкого". 5
июня начались сдаточные испытания, продлившиеся до 28 августа. 17 сентября с
Каспия прибыли подводники с подводных лодок "Минога",
"Окунь", "Касатка" и "Макрель". 8 человек из них
были зачислены в экипаж "АГ-23". 22 сентября 1920 г. на первой
советской подводной лодке в составе Морских сил Черного и Азовского морей
"АГ-23" был поднят военно-морской флаг.

Выход из Буга и
Днепра был блокирован флотом Врангеля. ПЛ "АГ-23" 4-5 октября 1920 г.
сумела прорвать морскую блокаду и перешла из Николаева в Одессу. В Одессе лодку
посетил председатель ВЦИК М.И. Калинин. Получив к этому времени 12 торпед с
Балтики, лодка стала выходить на боевое патрулирование. Факт появления первой
советской подводной лодки на Черном море оказал серьезное воздействие на
врангелевский флот. Корабли и плавучие батареи врангелевского флота, которые в
течение всей компании бомбардировали Очаков, стали реже показываться у его
берегов. Английское правительство в особой ноте заявило, что советская
подводная лодка угрожает английскому флоту и английским кораблям дан приказ в
случае встречи с ней атаковать ее. Советский представитель в Лондоне Л.Б.
Красин ответил, что "Российская республика имеет право, подобно прочим
суверенным государствам, использовать для защиты своих границ и берегов все
средства, какие знает техника военного и морского дела". С начала
эвакуации войск белого движения из Крыма лодка выходила на перехват
врангелевских судов в район Севастополя. 27 февраля 1921 г. атаковала
французский миноносец у берегов Кавказа.

1 октября 1921
г. лодке был присвоен № 12. После подписания в 1921 г. договора о дружбе с
Турцией подводные лодки наряду с другими кораблями стали ходить с визитами в
Турцию. В ноябре 1921 г. под литером "ПЛ-16" сопровождала плавбазу
подводных лодок "Георгий", на борту которой находилась российская
делегация во главе с М.В. Фрунзе, на переходе из Батуми в Самсун (Турция). 31
декабря 1922 г. "ПЛ-16" переименована в ПЛ "Незаможный", а
12 июня 1923 г. в связи с тем, что достраивавшийся эсминец "Занте"
был переименован в "Незаможный", лодку переименовали в
"Шахтер" №12. В 1928-1929 гг. и в 1932-1934 гг. лодка находилась в
капитальном ремонте.

3 апреля 1930
г. в 2 ч. 19 мин. ПЛ "Шахтер", возвращаясь из похода, по вине
вахтенного штурмана столкнулась с пароходом "Эльбрус". В результате
столкновения разбита крышка правого торпедного аппарата, свернута влево верхняя
часть форштевня, заклинен вертикальный руль. При помощи парохода
"Эльбрус", а затем эсминца "Незаможный" и буксира
"Язон" лодка была доставлена в базу к 22 ч. того же дня. При
буксировке лодки эсминцем также имел место случай наваливания лодки на эсминец,
в результате которого лодка своими горизонтальными рулями рассекла обшивку
эсминца в районе 17-18 шпангоутов.

15 сентябре
1934 г. лодку переименовали в последний раз, присвоив ей наименование
"А-1". К началу Великой Отечественной войны "А-1"
находилась в Севастополе в ремонте. 26 июня 1942 г., из-за невозможности вывода
лодки из Севастополя по техническим причинам, была взорвана экипажем по приказу
командования. В апреле 1945 г. лодку подняли и сдали в ОФИ на слом.

Тактико-технические
элементы




Длина, м





45,8







Ширина, м





4,81







Осадка, м





3,76







Водоизмещение
надводное/подводное, т





355,7 / 467,0







Мощность двигателей
надводного/подводного хода, л.с.





2х240 / 2х160







Скорость
надводного/подводного хода, узл.





13 / 10,5







Дальность плавания
надводным/подводным ходом, миль





1750 / 25







Глубина погружения, м





50






Вооружение




47 мм артиллерийское орудие
(устанавливалось в России)





1







Торпеды в носовых трубчатых аппаратах






4







Запасные торпеды





4





***
"АГ-24"

Изготовлена в
1916 г. в Ванкувере (США), в разобранном виде доставлена на пароходе во
Владивосток, а затем по железной дороге на отделение Балтийского завода в
Николаеве. Доставленные секции хранились на заводе до 1920 г., когда начались
работы по возрождению флота. Сборка секций начата 1 июня в торжественной
обстановке в присутствии уполномоченного ЦК РКП (б) А.В. Луначарского. Лодке
было присвоено новое наименование "АГ-24 им. тов. Луначарского". На
воду "АГ-24" спущена 2 апреля 1921 г. Сдаточные испытания проводились
в период с 17 мая по 7 июля 1921 г. 16 июля 1921 г. на лодке поднят
военно-морской флаг, лодка вступила в строй.

1 октября 1921
г. лодке присвоено новое наименование "ПЛ-17". В ноябре 1921 г.
"ПЛ-17" сопровождала плавбазу подводных лодок "Георгий", на
борту которой находилась российская делегация во главе с М.В. Фрунзе, на
переходе из Батуми в Самсун (Турция). Походы в Турцию лодка совершала в 1922,
1923 и 1930 годах.

31 декабря 1922
г. лодка переименована в "Коммунист" № 13. К подводной лодке
"Коммунист" был прикомандирован в качестве почетного
краснофлотца-подводника Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) И.В. Сталин. В
1927-1928, 1932-1934 гг. лодка находилась на капитальном ремонте.

15 сентября
1934 г. лодку переименовали в последний раз, присвоив наименование
"А-2". В период с 17 по 31 декабря 1935 г. совершила автономное
плавание, пройдя 1498,7 миль над водой и 100,2 мили - под водой, первой в
составе Черноморского флота вдвое превысила нормы автономного плавания. С 10
февраля 1939 г. до начала Великой Отечественной войны находилась в капитальном
ремонте. В войне принимала активное участие. Совершила 17 боевых походов,
потопила 1 большую десантную баржу. В период с 7 мая по 3 июля 1942 г. участвовала
в прорывах подводных лодок с грузами в осажденный Севастополь, где получила
серьезные повреждения от вражеских авиационных бомб, но осталась в строю. В
ночь на 3 июля, последней из прорвавшихся лодок, ушла из Севастополя. Вскоре
после войны лодка была исключена из списков флота, как устаревшая и передана в
ОФИ на металлолом.

Тактико-технические
элементы




Длина, м





45,8







Ширина, м





4,81







Осадка, м





3,76







Водоизмещение
надводное/подводное, т





355,7 / 467,0







Мощность двигателей
надводного/подводного хода, л.с.





2х240 / 2х160







Скорость
надводного/подводного хода, узл.





13 / 10,5







Дальность плавания
надводным/подводным ходом, миль





1750 / 25







Глубина погружения, м





50






Вооружение




47 мм артиллерийское орудие
(устанавливалось в России)





1







Торпеды в носовых трубчатых аппаратах






4







Запасные торпеды





4





***
"АГ-25"

Тип
"АГ"            Изготовлена в
1916 г. в Ванкувере (США), в разобранном виде доставлена на пароходе во
Владивосток, а затем по железной дороге на отделение Балтийского завода в
Николаеве. Доставленные секции хранились на заводе до 1920 г., когда начались
работы по возрождению флота. Сборка секций начата 11 июля 1921 г. 1 октября
1921 г. лодке присвоено новое наименование "ПЛ-18". На воду лодка
спущена 15 апреля 1922 г. Сдаточные испытания проводились в период с 5 мая по
24 мая. В строй лодка вступила 24 мая 1922 г.

"ПЛ-18"
совершила походы в Турцию в 1922, 1923 и 1929 годах. 25 марта 1923 г.
"ПЛ-18" переименована в "Марксист" № 14. 15 сентября 1934
г. лодку переименовали в последний раз, присвоив наименование "А-З".
В 1934-1935 гг. "А-З" находилась в капитальном ремонте. В период
Великой отечественной войны принимала активное участие в боевых операциях.
Совершила 19 боевых походов, потопила 3 транспортных и боевых корабля
противника. Утром 29 мая 1942 г. "А-З" в 5 милях от Одессы обнаружила
конвой в составе двух транспортов и семи сторожевых катеров. Несмотря на малые
глубины, она проникла под водой внутрь конвоя и с дистанции 3,5 кабельтовых
выпустила две торпеды. Румынский транспорт "Сулина" (3495 брт), шедший
из Констанцы в Херсон с боеприпасами на борту, получил удар торпеды и затонул.
Атака была настолько серьезной и внезапной, что ошеломленный противник даже не
пытался преследовать лодку. 11 мая 1943 г. "А-З" атаковала и потопила
большую десантную баржу "MFP-130", а 12 мая - " MFP -241".
28 октября 1943 г. "А-З" не вернулась из боевого похода, она погибла
в Каркинитском заливе.

Тактико-технические
элементы




Длина, м





45,8







Ширина, м





4,81







Осадка, м





3,76







Водоизмещение
надводное/подводное, т





355,7 / 467,0







Мощность двигателей
надводного/подводного хода, л.с.





2х240 / 2х160







Скорость
надводного/подводного хода, узл.





13 / 10,5







Дальность плавания
надводным/подводным ходом, миль





1750 / 25







Глубина погружения, м





50






Вооружение




47 мм артиллерийское орудие
(устанавливалось в России)





1







Торпеды в носовых трубчатых
аппаратах





4







Запасные торпеды





4





***
"АГ-26"

Изготовлена в
1916 г. в Ванкувере (США), в разобранном виде доставлена на пароходе во
Владивосток, а затем по железной дороге на отделение Балтийского завода в
Николаеве. Доставленные секции хранились на заводе до 1920 г., когда начались
работы по возрождению флота. Сборка секций начата 23 октября 1920 г. в
присутствии Главкома Вооруженных Сил Республики С.С. Каменева и Наркома
здравоохранения Н.А. Семашко. Лодке было присвоено наименование "АГ-26 им.
тов. Каменева". 1 октября 1921 г. лодке было присвоено новое наименование
"ПЛ-19". Сборка "ПЛ-19" задерживалась из-за отсутствия
штатных дизелей, установленных в 1917 г. на подводный минный заградитель
"Краб". На "ПЛ-19" пришлось устанавливать дизеля вдвое
меньшей мощности, по 120 л.с., доставленных из инженерной лаборатории
Технологического института в Петрограде. На воду лодка спущена 24 февраля 1923
г. 15 мая 1923 г. "ПЛ-19" переименована в "Политработник" №
15. 4 июля 1923 г. на ПЛ "Политработник" поднят военно-морской флаг,
11 июля она вступила в строй.

В
августе-сентябре 1929 г. лодка посетила Стамбул. В 1930-1931 и в 1936-1938 гг.
лодка находилась в капитальном ремонте. 15 октября 1934 г. переименована в
последний раз, лодке присвоено наименование "А-4".

В период
Великой Отечественной войны принимала активное участие в боевых операциях
флота. Совершила 15 боевых походов, принимала участие в снабжении осажденного
Севастополя. В период ожесточенных боев на рубеже бухта Стрелецкая - мыс
Фиолент "А-4" под командованием старшего лейтенанта С.А. Трофимчука
трижды прорывалась в Севастополь с грузами для осажденного города. 6 марта 1947
г. выведена из боевого состава флота и переоборудована в ПЗС.

Тактико-технические
элементы




Длина, м





45,8







Ширина, м





4,81







Осадка, м





3,76







Водоизмещение
надводное/подводное, т





355,7 / 467,0







Мощность двигателей
надводного/подводного хода, л.с.





2х240 / 2х160







Скорость
надводного/подводного хода, узл.





13 / 10,5







Дальность плавания
надводным/подводным ходом, миль





1750 / 25







Глубина погружения, м





50






Вооружение




47 мм артиллерийское орудие
(устанавливалось в России)





1







Пулемет





1







Торпеды в носовых трубчатых
аппаратах





4







Запасные торпеды





4





Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.navy.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Особенности нарушения письменной речи у учащихся 4-ого класса общеобразовательной школы
Реферат Принципы разработки ключевых показателей эффективности (КПЭ) для промышленных предприятий
Реферат PR-технологии в гостиничном бизнесе
Реферат Transcendentalist Movement Essay Research Paper Transcendentalism was
Реферат Iii. Глава Вопросы благосостояния и социальной справедливости в период средневековья и Возрождения в Западной Европе
Реферат Водные ресурсы и проблемы их рационального использования
Реферат Несобственные интегралы
Реферат Аудит достоверности бухгалтерской отчётности
Реферат Финансы и кредит 8
Реферат Демосфен 2
Реферат А. Н. Никонову му кстовская црб просит разместить на Вашем сайте следующую информацию
Реферат Борис и Глеб в древнерусской литературе
Реферат Метафора в научно-популярном медицинском дискурсе
Реферат Planning For Management Information System Essay Research
Реферат Gone With The Wind Essay Research Paper