Подводная лодка "Акула"
Первоначальный проект подводной лодки
"Акула" водоизмещением 400 тонн, первой "большой" подводной
лодки, был представлен в Главный морской штаб в январе 1905 года. Проект был
одобрен Морским техническим комитетом 3 мая 1905 года. Однако, за неимением
соответствующих кредитов, решения о постройке принято не было.
В сентябре 1905
года И.Г. Бубнов
выступил с предложением о замене
бензиномоторов на двигатели Дизеля. Предложение было принято. В начале ноября
1905 года начальник Балтийского завода ходатайствовал о выдаче наряда на
постройку подводной лодки, который и был выдан в феврале 1906 года, но без
обеспечения финансирования. В апреле 1906 года на постройку двух подводных
лодок "Минога" и "Акула" было отпущено 200 тыс. рублей,
поэтому строительство подводной лодки "Акула" не было начато и почти
весь 1906 год ушел на переговоры с поставщиками оборудования. На подводной
лодке "Акула" предполагалось устанавливать двигатели Дизеля мощностью
300 л.с. Такие двигатели изготавливались "Соединенными машиностроительными
заводами Аугсбург-Нюренберг" для французских подводных лодок. Завод
"Л. Нобель" взялся за изготовление таких же двигателей по более
низкой цене, поэтому предпочтение было отдано русскому заводу. В августе 1906
года начальник Балтийского завода предложил строить подлодку "Акула"
всецело на ответственность завода по предложенным им техническим условиям.
Согласие на постройку последовало в декабре 1906 года. В январе 1907 года были
выданы заказы на три двигателя Дизеля заводу "Л. Нобель" и на
поставку аккумуляторной батареи заводу "Мэто" в Париже.
Главная
задержка в постройке лодки объяснялась поздней поставкой двигателей Дизеля,
которые были изготовлены и испытаны лишь в марте 1909 года. Спуск подводной
лодки на воду состоялся 22 августа 1909 года и в октябре 1909 года подводная
лодка ушла в Бьерке-Зунд для предварительных заводских испытаний. При
испытаниях выяснилась необходимость увеличения мощности гребного электромотора
с 225 л.с. до 300 л.с. , установки волнорезных щитов на подводные минные
(торпедные) аппараты, а также замены гребных винтов. 20 мая 1910 года
"Акула" была введена в док в Кронштадте, где и были выполнены эти
переделки.
В конце июля
1910 года "Акула" вновь ходила в Бьерке на испытания, где выяснилась
полная непригодность новых гребных винтов, изготовленных фирмой Цейзе. В
августе "Акула" снова встала в док, где новые винты были заменены на
старые, с которыми и завершили подготовительные испытания, за исключением
стрельбы минами, которых в наличии не было.
20 октября
"Акула" вышла из Петербурга в Ревель. В Морском канале перескочили
через затонувшую баржу, причем серьезно повредили правый винт, погнули ограждение
среднего винта и сожгли мотылевый подшипник левого дизеля, вследствие чего
дошли до Ревеля под одним средним дизель-мотором. Поэтому испытания пришлось
перенести на 1911 год. В марте 1911 года на "Акуле" в Ревельском
плавучем доке был установлен третий комплект винтов, после чего приступили к
сдаточным испытаниям. Для замены лопнувшей фундаментной рамы у дизеля левого
борта "Акула" возвраща лась в Петербург и в начале августа снова
пришла в Ревель, где в сентябре закончила испытания.
Скорость подводной
лодки "Акула" не достигла предполагаемых проектных величин:
- надводная
скорость вместо 16 узлов была 11,5 узлов;
- подводная
скорость вместо 7 узлов составила 6,5 узлов.
Ввиду
невозможности увеличения скоростей подводная лодка "Акула" была
принята в казну и зачислена в состав действующего флота. Первым командиром
подводной лодки "Акула" был старший лейтенант С. В. Власьев.
Подводная лодка
"Акула" представляла собой окончательно сформировавшийся тип
"русской" подводной лодки - однокорпусная с размещением главного
балласта в оконечностях и послужила прототипом для последующих подводных лодок
конструкции И.Г. Бубнова типов "Морж" и "Барс".
Участвовала в
1-й мировой войне. Совершила 16 боевых выходов. 14-15 октября 1914 года
совместно с подводными лодками "Е-1" и "Е-9" прикрывала
постановку минного заграждения крейсерами "Рюрик", "Адмирал
Макаров" и минным заградителем "Енисей" к западу от острова
Борнхольм. "Акула" была первой отечественной подводной лодкой,
применившей метод поиска противника в море, до этого подводные лодки ожидали
противника на определенных позициях. В ноябре 1915 года на подводной лодке
"Акула" на палубе надстройки позади рубки были установлены палубные
крепления для 4 мин заграждения. 27 ноября того же года "Акула" под
командованием капитана 2 ранга Н.А. Гудима вышла в 17-й поход к Мемелю,
предполагая поставить там мины. Из похода лодка не вернулась. Причины и место
гибели лодки остались неизвестными.
Тактико-технические
элементы
Длина, м
56
Ширина, м
3,7
Осадка, м
3,4
Водоизмещение надводное/подводное, т
370 / 468
Мощность двигателей
надводного/подводного хода, л.с.
3х300 / 1х300
Скорость надводного/подводного хода,
узл.
11,5 / 6,5
Дальность плавания надводным/подводным
ходом, миль
1000 / 28
Глубина погружения, м
50
Вооружение
37 мм артиллерийское орудие (установлено
в начале мировой войны)
1
Пулеметы
2
Торпеды в трубчатых аппаратах (2
носовых, 2 кормовых)
4
Торпеды в наружных решетчатых аппаратах
Джевецкого
4
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.navy.ru/