Обитаемость
кораблей
И.Г. Захаров,
доктор технических наук, профессор, контр-адмирал; В.В.Емельянов, кандидат
технических наук, капитан 1 ранга; В.П. Щеголихин, доктор технических наук,
капитан 1 ранга; В.В. Чумаков, доктор медицинских наук, профессор, полковник
медицинской службы
В 50-60-е годы
в ходе строительства новых кораблей ВМФ перед военно-морской медициной стояли
важные исследовательские задачи. Требовалось изучить физиолого-гигиенические аспекты
длительного и непрерывного пребывания личного состава в герметично замкнутых
объемах, выполнить идентификацию качественных параметров обитаемости,
обосновать рациональное размещение экипажей на вновь строящихся кораблях,
разработать научно обоснованные подходы к построению режимов лечебной
рекомпрессии для водолазных специалистов, а также исследовать токсичность
специальных топлив, масел. При этом практические рекомендации и предложения по
совершенствованию обитаемости на кораблях формулировались по результатам
экспериментальных исследований на животных и данным, полученным в ходе натурных
испытаний. Следует отметить, что формирование новых научных направлений в те
годы в части оптимизации обитаемости на кораблях неразрывно связано с именем
генерал-майора медицинской службы профессора С.А.Веденяпина, который возглавлял
17-й НИИВМФ с 1948 по 1956г.
С внедрением на
кораблях атомной энергетики предметом особого внимания военно-морских врачей
стали вопросы обеспечения радиационной безопасности личного состава. Эта
проблема обладала безусловной новизной не только с точки зрения понимания
сущности происходящих в организме процессов и интерпретации регистрируемых
общебиологических эффектов, но и в плане установления научно обоснованных
границ допустимого уровня облучения.
В 1957г. 17-й
НИИ ВМФ был реорганизован в управление обитаемости 16-го НИИВМФ, а в 1960г.
управление вошло в состав 1-гоЦНИИМО. Начальником управления назначен
генерал-майор медицинской службы А.М.Зотов. Организационные штатные и
структурные изменения в руководстве исследовательской военно-морской медицины
сыграли положительную роль в плане реализации достижений медицины в практику
кораблестроения. В эти годы существенно обновилась лабораторная база
управления. Были созданы уникальные экспериментальные стенды, на которых
проводились исследования на животных с целью изучения влияния основных фактов
обитаемости на организм. Вместе с тем понимание того, что практические
рекомендации военно-морских врачей должны опираться не только на результаты экспериментальных
исследований на животных, но и на данные, полученные при обследовании людей,
привело к принятию решения о строительстве специального стенда.
Стенд по своим
техническим возможностям позволял воссоздавать условия обитаемости, реально
существующие в отсеках подводных лодок. Первые 27-, 30-, 60-, 120-суточные
испытания на стенде с участием добровольцев позволили получить важную
информацию о динамике изменений клинико-физиологических показателей в процессе
длительной герметизации и оценить функциональные возможности человеческого
организма в целом. В результате был сделан важный практический вывод о
целесообразности ограничения сроков пребывания корабельных специалистов в
гермообъемах до 120 суток. В ходе многосуточных испытаний моделировались условия,
при которых отдельные параметры обитаемости периодически выходили за пределы
регламентированных величин. Одновременно испытывались некоторые новые образцы
медицинского оборудования и технические средства обеспечения обитаемости,
которые впоследствии внедрены на кораблях. Научное руководство за проведением
стендовых испытаний было возложено на профессоров А.Н.Бухарина, В.Г.Алтухова,
И.А.Сапова, а группу добровольцев-испытуемых возглавляли М.В.Жуков,
А.Н.Бухарин, Л.А.Морозов, Ю.С.Угулава. Главным итогом многолетней работы
коллектива управления явились первые научно обоснованные гигиенические нормы и
требования к обитаемости надводных кораблей и подводных лодок. За серию
научно-исследовательских работ по обоснованию медико-технических требований к
обитаемости кораблей ВМФ группа военно-морских врачей была удостоена
Государственной премии. Среди них: Е.М.Иванов, А.А.Шереметьев, О.В.Варнаков,
А.Н.Бухарин, И.Ф.Жильцов, А.В.Миртов, И.А.Сапов, Л.А.Тиупов, С.В.Миропольский.
В 60-егоды были
достигнуты значительные результаты в деле усовершенствования существующих и в
создании новых образцов технических средств очистки воздушной среды корабельных
помещений от вредных химических веществ и радионуклидов. Разработаны общие
принципы построения систем и типовые схемы автономных узлов рециркуляционной и
локальной очистки воздуха от вредных примесей. Создана установка для адсорбции
радиоизотопов криптона и ксенона. Модернизированы аппараты и системы
электрохимической регенерации воздуха. Одна из работ, выполненная при активном
участии сотрудников управления, была отмечена Ленинской премией, а М.Д.Хабиев
стал ее лауреатом.
В целом следует
отметить, что научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, которые
выполнялись в 60-е годы, во многом носили пионерский характер и сыграли важную
роль в обеспечении длительного и безопасного пребывания людей в герметично
замкнутых объемах. В эти годы в управлении было положено начало формированию
самобытных научных школ В.З.Аксель-Рубинштейна, А.Н.Бухарина, И.Ф.Жильцова,
В.В.Кустова, А.В.Миртова, В.П.Молчанова, А.П.Румянцева, Н.В.Саватеева,
И.А.Сапова, Л.А.Тиунова, В.Г.Чвырева и других ученых.
Благодаря
работам Л.А.Тиунова (впоследствии академика РАМН) особо бурное развитие
получило токсилогическое направление военно-морской медицины. При этом решались
как прикладные задачи, связанные с проведением санитарно-химических и
токсилогических исследований полимерных материалов кораблестроительного
назначения, идентификация качественных и количественных параметров воздушной
среды корабельных помещений и вопросы экспериментального обоснования санитарных
регламентов, так и фундаментальные проблемы, расширяющие представления о
механизмах токсического действия ксенобиотиков на организм.
В 1974г.
принято решение о выведении из состава управления обитаемости подразделений,
занимающихся проблемами химической и радиационной безопасности, и формировании
на их основе самостоятельного управления при 1-м ЦНИИМО. Это управление до
1983г. возглавлял И.И.Мартынов.
Создание
лабораторной базы, на которой выполнялись исследования, заложило фундамент
современных представлений о радиационной безопасности объектов ВМФ. Кроме того,
в ходе исследований выбраны оптимальные варианты систем электрохимической
регенерации для подводных лодок нового поколения и созданы более совершенные ее
образцы. Успешно решались вопросы защиты кораблей ВМФ от поражающего действия
оружия массового уничтожения. Разрабатывались средства и методы радиационного и
газового контроля и принципы аэрозольной маскировки. Отдельные технические решения,
предложенные сотрудниками управления обитаемости для реализации в
кораблестроении, сыграли существенную роль в повышении скрытности подводных
лодок.
С 1970 по
1977г. управление обитаемости возглавлял генерал-майор медицинской службы
П.И.Горбатых. В этот период выполнена новая серия стендовых испытаний, в ходе
которых ставилась задача обосновать медико-технические требования к обитаемости
сверхмалых подводных лодок. Этой работе предшествовали исследования на животных
по изучению влияния шума, вибрации, неионизирующих излучений, параметров
микроклимата, вредных химических веществ на организм применительно к
специальным условиям. Одновременно был модернизирован стенд, где размещался
профилакторий. В стендовых условиях воссоздана модульная схема компоновки
корабельных помещений, что позволило оценить функциональные возможности
человеческого организма на перспективных кораблях.
В 1982-1983гг.
проведены крупномасштабные уникальные испытания на 160-суточную герметизацию
добровольцев на модернизированном стенде обитаемости. К этой работе были
привлечены многие организации и ведомства, участвующие в проектировании и
строительстве кораблей ВМФ. Основное руководство испытаниями осуществлялось 1-м
ЦНИИМО (А.Н.Бухарин). Обоснованный с медицинской точки зрения режим труда и
отдыха подводников, а также предложенный в ходе испытаний модульный принцип
компоновки корабельных помещений был вскоре реализован в практике
отечественного кораблестроения. По завершении этой работы большая группа
сотрудников управления обитаемости была отмечена государственными наградами, в
том числе руководитель группы В.Н.Носов.
В 80-е годы
были выполнены исследования с целью создания автоматизированных средств оценки
сложной комплексной системы корабль-человек на основе определения и прогнозирования
состояния здоровья и работоспособности экипажа и выработки объективных
рекомендаций по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и реабилитации
больных. Значительный вклад в координацию работ по внедрению автоматизированных
систем диагностики и методов лечения сделан Научным советом ВМФ по медицинской
кибернетике (И.И.Тынянкин, Н.Т.Потемкин, В.В.Жеглов, В.И.Касаткин).
В 1987-1994гг.
решались новые проблемы. В частности, получили развитие исследования, имеющие
своей целью изыскание высокоэффективных антидотов и фармакологических средств,
повышающих работоспособность корабельных специалистов, изучалось влияние
электромагнитных излучений на организм и выполнялись исследования по их
регламентированию. Было положено начало созданию уникальных средств газового
контроля, позволяющих на новом уровне осуществлять мониторинг воздушной среды
корабельных помещений. Созданы чувствительные средства дозиметрического
контроля в кабельном исполнении. Нашла практическое воплощение идея оснащения
кораблей новыми средствами камбузного оборудования.
Были развернуты
исследования, ставящие своей целью оценить физиологические возможности
организма при длительном и непрерывном пребывании людей в пожаробезопасной
газовой среде. Работами руководили: Герой Социалистического Труда профессор
В.В.Семко, профессора М.А.Гребеник и В.В.Чумаков. В группу испытуемых, которые
в течение длительного времени находились в искусственно созданной
пожаробезопасной газовой среде, были включены сотрудники управления А.Н.Алехин,
А.С.Никишин, С.Г.Денскевич.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.navy.ru/