Замки эпохи
бронзы
Анна Лаврус,
Александр Лаврус
С развитием
общества и ростом количества добытого метала, в употреблении все чаще стали
появляться металлические изделия и орудия. Первыми были изделия из самородной
меди, которая встречается в виде достаточно больших самородков, а затем медь
стали выплавлять из руд. Температура плавления позволяет восстановить
металлическую медь из руды, поместив последнюю в горшок и нагрев на костре. Кто
и где первым начал сплавлять медь и олово неизвестно. Полученный сплав –
бронза, превосходно льется в форму и прочнее чем медь.
Ученые
«Лаборатории первобытной техники» Ленинградского института археологии АНСССР
проводили сравнительный анализ эффективности различного инструмента: сосну
диаметром 25см каменным топором свалили за 75 минут, а медным за 25. Медным
ножом строгать в 10 раз быстрее, чем каменным, медным сверлом просверлить
дерево в 22 раза быстрее, а преимущество медных пил составляет 15...20 раз.
Классический
пример эпохи бронзы – Древняя Греция – первый высокоразвитый центр на
территории Европы.
Как герои
Гомера потрясали бронзовыми мечами, так и во времена Перикла бронза была
основным металлом. Помимо оружия, широкое распространение получают бронзовые
орудия труда и бытовые изделия из бронзы. Греция богата медными рудами, а
кузнеца здесь называли «chalkeus» – мастер по меди и бронзе (рис.1).
Рис.1.
Изображения на греческой керамике: а) рудокопов; б) кузнецов
Это не
означает, что греки не знали железа, которое они называли «сидерос». Железные
кайла, клинья и кувалды применялись при добыче руд. Позднее, греческие
архитекторы применяли железные дюбели для крепления отдельных деталей мраморных
колонн при строительстве храма Артемиды в Магнезии, работы Гермогена (около
200г. до н.э.). Одна из греческих легенд гласит, что секрет неуязвимости Ахилла
был в его железных доспехах.
Первоначально
греки использовали металлы как деньги. Отсюда название драхма – дословно
«горсть», с зажатыми шестью стержнями.
«...пышнокудрые
дети ахейцев
Все покупали,
платя кто железом, кто яркою медью,
Кто же
бычачьими шкурами, кто и самими быками
Или рабами –
людьми».
«Илиада».
Гомер.
Ценности
хранили под замком. В «Одиссее», описано, как Пенелопа открывала кладовку, где
хранился лук Одиссея:
«Мягкоотдутлой
рукой искусно выгнутый медный
Ключ с рукоятью
из кости слоновой доставши, царица
В дальнюю ту
кладовую пошла (и рабыни за нею)
Где Одиссеев
все драгоценности были хранимы:
Золото, медь и
железная утварь чудесной работы.
С скважины
снявши замочной ее покрывавшую кожу,
Ключ свой
царица вложила в замок; отодвинув задвижку,
дверь
отперла...»
Судя по
описанию Гомера, замки в городском доме Одиссея были многочисленны. Например,
упоминается ключница Евринома, которая выдавала пищу из кладовых. Старая
кормилица Одиссея Евриклея также имела ключи:
«Кликнул
усердную няню его Евриклею, сказал ей:
Слушай, тебе
повелел Телемах, чтоб рабыни немедля
Заперли в
женские комнаты двери на ключ...
Ты же Филойтий,
возьми ворота на свое попеченье
Крепко запри их
на ключ и ремнем затяни их задвижку».
Выполняя
распоряжение, Филойтий:
«Вышел во двор,
обнесенный оградой, и запер ворота;
Был там в сенях
корабельный пеньковый канат; им связал он
Крепко затвор у
ворот...»
Следовательно,
замки были на воротах, кладовках, спальне хозяев и даже дверях спален служанок.
Какова конструкция замка из отрывка непонятно, но ясно, что в основе
горизонтальный засов.
Но вернемся к
«Одиссее». В другом месте читаем:
«Вышла из
спальни; серебряной ручкой дверь затворила,
Крепко задвижку
ремнем затянула...»
В этом отрывке
описаны манипуляции с Античным замком, который по преданию изобрел Феодор с
острова Самос. Этот факт отмечен римским историком Плинием Старшим (23/24 –
79г.г.), упоминавшем его, как талантливого скульптора, в «Naturalis historia».
Конструкция
Античного замка представляла собой горизонтальный засов с двумя различными
системами привода для запирания и отпирания рис.2.
Рис.2. Античный
замок
Запирание
производилось снаружи с помощью ременной (веревочной) тяги, пропущенной через
нижнее отверстие в дверном полотне. После этого, для большей надежности,
веревку завязывали узлом.
Отпирание
(возврат засова) производился с помощью S-образного ключа. Ключ просовывали
через относительно большое верхнее отверстие (замочную скважину) и хозяин,
нащупав выступ на засове, толкал его. Поскольку дверь должна была запираться
плотно, то ключ, был большого размера, достаточно толстым и изготавливался из
бронзы.
Самым древним
из сохранившихся ключей этого типа является ключ 6в. до н.э. от храма Артемиды
в Лузах (Аркадия) длинной около 50см., который сейчас находиться в «Музее
изящных искусств» в г.Бостон, США. Встречались ключи длиной до 75см. Такие
ключи носили на плече.
В Риме по сей
день два здания запираются античными замками: один в Пантеоне, в церкви
св.Космы и Дамиана, другой – в храме Максенция.
Естественно,
носить такой груз достаточно обременительно. Мастера стремились уменьшить его
вес, и на рубеже 5...6вв. до н.э. греческим мастерам это удалось – был
изобретен Лакедемонский замок-желудь (Лакедемония – область в Греции неподалеку
от г.Спарта).
Рис. 3.
Устройство Лакедемонского замка-желудя
В таком замке
(см. рис.3) засов блокировался С-образными колодками, с головками в форме
желудя, которые размещали в пазах внутри направляющей. Колодки отводились в
сторону ключом, чем разблокировали засов. Важно, что ключ совершал вращательное
движение. Количество колодок, их размер и шаг между ними определяли секретность
замка.
В замке такой
системы также разделены функции разблокирования и перемещения засова. Как и в
случае «Египетского» замка, при использовании таких замков необходимо не только
вставить и повернуть ключ одной рукой, но и отвести ригель. Не зависимо от
того, снаружи или изнутри крепили замок, это можно было сделать только с
помощью обеих рук.
Показанная на
рисунке конструкция замка – цельнодеревянная, поэтому достоверных находок не
сохранилось, но Иоханес Ирмшер в «Lexicon der antike» считает, что ключ такого
замка имел бронзовые вставки – обоймы, которые как шляпки желудей надевались на
головки блокирующих колодок.
Описания Гомера
относятся к дому царя, а история Греции в первую очередь – история
городов-полисов. В качестве примера приведем крупный и густонаселенный
древнегреческий город Афины. Во время Фемистокла он имел площадь в 550 акров и
был равен среднему месопотамскому городу. Кульминацией расцвета Афин были
40...30-е годы V века до н.э. Население достигало 180тыс. человек. Это был по
тем временам большой город, насчитывающий болеет 10тыс. домов. Основное
количество зданий были глинобитными, по конструкции похожими на восточные дома,
с небольшим окошками и крышами террасами, где летом спали рис.4а. В таких домах
была одна большая комната – «мегатрон».
Рис.4.
Постройки Греции: а) изображения дома на греческой вазе; б) сокровищница афинян
в Дельфах; в) Парфенон в Афинах
Каменными были
общественные здания и храмы, которые были не только местом для молитв, но и
местом, где хранили ценности и архивы. Здесь же хранили каменные плиты с
высеченными на них текстами законов. Наказание за посягательство на имущество в
храме было жестоким: вспомните судьбу Эзопа. Поэтому Афиняне имели свою
сокровищницу в Дельфах – святом для всех греков месте рис.4б.
Греческая
культура дала миру новые, необычайно изящные типы храмовых построек рис.4в. Для
их возведения было необходимо перекрывать большие проемы, и греки изобрели
«армированный мрамор» – в мраморной заготовке долбили отверстие, куда затем
помещали металлический стержень – арматуру. Такое новшество дало возможность
перекрывать балками даже шестиметровые проемы.
Именно в
городах-полисах возникла потребность в замках. Жизнь грека-горожанина была
тесно связана с общественной. В нерабочее время она протекала на акрополе,
стадионе, термах или под портиками храмов. Жилище было скорее пристанищем на
ночь, местом для питания и хранения вещей.
Другое дело,
для женщин. В период полисов в Греции уже установился патриархат, и положение
женщин стало зависимым от мужчин. Женщины не имели права не только участвовать
в управлении государством, но даже просто присутствовать на собраниях и
стадионах. Эту сторону жизни древних греков отразил в одной из сцен в своей
комедии древнегреческий комедиограф Аристофан (около 446...385г. до н.э.) в
комедии «Женщины на празднике Фесмории» (Гинекей [гр. gynaikeien] – женская половина
в древнегреческом доме):
«...ныне дверь
гинекея сторожит печать, наложенная мужем и засов. Но мало этого: любовникам на
страх заводит муж молосских псов. И можно было и это простить. Но вот чего не в
силах мы снести. Бывало, прежде мы хозяйничали сами, могли из кладовой брать
потихоньку и муки, иль масла, иль вина... теперь и этого нельзя. Ключи с
секретами мужья уж носят, проклятые лаконские ключи о трех зубцах...».
Какой тип замка
имел в виду Аристофан сказать сложно. Некоторые исследователи отождествляют
лаконский ключ с представленным на рис.5а. К сожалению, при этом не даны
описания самих замков.
Можно
предположить, что эти замки имели игольчатые задержки, являлись модификацией
Египетского замка и прототипами римских замков на два движения, которые будут
описаны позже.
Если исходить
из длины зубцов ключа, можно оценить толщину засова и высоту обоймы, в которой
располагались задержки. Обойма – все, что осталось от деревянной направляющей,
нижняя часть которой исчезла, так как мешала ключу. Следовательно, засов должен
был перемещаться в боковых направляющих, расположенных по бокам обоймы.
Рис.5.
Лаконский замок: а) ключ; б) принцип действия замка
В литературе
встречаются также ссылки на ключ-серп. Название определила форма – ключ
напоминает современный серп. Но у исследователей нет однозначного мнения, к
какому механизму следует их относить.
Первый вариант:
в основе конструкции поворотный засов рис.6а. Особенностью такой конструкции
следует признать необходимость дверной накладки с отверстием для ключа. Помимо
того, что зауженное отверстие препятствовало вскрытию, накладка играла роль
точки опоры для ключа и предохраняла древесину от износа. Секретность замка
основана на малой толщине канала ключа и совпадении кривизны ключа и канала.
Замки такого
этого типа использовали долгий период. На рис.6б показан цельнометаллический
замок такой конструкции. Форма наружной накладки и укрепленной на ней ручки
дают возможность датировать его концом XVIIIв.
Следует
обратить внимание на изменение формы рукоятки ключа-серпа. На рис.6а она мощная
и круглая, так как для поднятия тяжелого засова требовались большие усилия. На
рис.6б рукоятка ключа выполнена в виде небольшой плоской площадки, поскольку
для открывания требовалось малое усилие. Достаточно было установить ключ и
нажать на него одним пальцем.
Запирание замка
осуществлялось автоматически, под действием силы тяжести.
Рис.6. Замок с
ключом-серпом и поворотным засовом: а) схема работы; б) цельнометаллический
замок
Второй вариант
замка с ключом-серпом показан на рис.7. В основе конструкции – горизонтальный
засов. Ключ просовывали в отверстие над засовом и его загнутым «клювом»
нащупывали отверстие на боковой поверхности засова. После этого ключом
совершали колебательные движения. Если для открывания одного движения было
мало, ключ переставляли в соседнее отверстие. Запирание замка осуществлялось в
обратном порядке.
Рис.7. Замок с
ключом-серпом и сдвижным засовом: а) принцип работы; б) ключ
Среди
замков-засовов следует отметить замок, изображенный на рис.8. Зауженная
замочная скважина в нем была расположена над выступающими зубцами засова, а
ключ производил колебательные движения. Ключом и запирали и отпирали замок. Но
для операций с таким замком использовать S-образный ключ с параллельными
плечами не удобно – изгиб рукоятки ключа не удобен для приложения больших
усилий (косточки пальцев будут тереться о дверь).
Рис.8.
Замок-засов: а) Г-образный ключ; б) современный замок
Для замков
такого типа применяли Г-образные ключи. На рис.8а показан найденный в Греции
железный ключ. Такие ключи изготавливались цельными, но они могли иметь на
конце подвижный (шарнирно закрепленный) сегмент (подробнее эта система будет
описана в главе «Замки восточных славян»). Длина такого элемента должна была
совпадать с расстоянием от замочной скважины до выступов на засове, что
определяло секретность конструкции. Как видно на рисунке, в расклепанной
рукояти ключа выполнены два отверстия. Это говорит о том, что на рукояти были
укреплены две накладки. Зная высокие требования греков к красоте, можно
предположить, что это были пластины из кости или ценного дерева украшенные
резьбой.
До наших дней
такие замки используют в разных странах, преимущественно в сельской местности.
Представленный на рис.8б замок охраняет вход в церковь румынского села Леуд (Leud).
Деревянная церковь построена в 1717г. после последнего татарского нашествия на
этот регион.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.n-t.org/