b>Воздухоплавание
В июне 1783 г.
французы — братья Жозеф и Этьен Монгольфье соорудили воздушный шар — аэростат.
Они наполнили его теплым воздухом, а в прикрепленную к нему корзину посадили
петуха и барана. Шар поднялся в небо и затем благополучно приземлился.
Убедившись, что подъем в воздух не грозит опасностью, стали летать на воздушных
шарах и люди.
Первый такой
полет совершили в ноябре 1783 г. французы Пилатр де Розье и д'Арланд. Шар
продержался в воздухе 25 мин. Началась эра воздухоплавания. Первые полеты на
аэростатах были развлекательными. Потом воздушные шары стали применять для
научных и военных целей. Русский химик Д. И. Менделеев воспользовался воздушным
шаром для наблюдения солнечного затмения над облаками. Однако аэростат летел не
туда, куда нужно было воздушным путешественникам, а куда нес его ветер. Поэтому
воздухоплавателей не оставляла мысль сделать полет управляемым. Французский
изобретатель А. Жиффар построил в 1852 г. сигарообразный аэростат — дирижабль с
воздушным рулем и гребным винтом, приводившимся во вращение небольшой паровой
машиной. Дирижабли, к сожалению, были громоздки, неуклюжи и тихоходны. Поэтому
их вытеснили другие летательные аппараты — самолеты и вертолеты.
Аэростаты и сейчас
используют для научных целей. При помощи современных шаров-зондов и аэростатов,
поднимающихся с автоматическими приборами и радиостанциями на 30— 40 км, ученые
исследуют атмосферу Земли. Используют аэростаты и как стартовые площадки для
запуска метеорологических ракет и для подъема телескопов. Для подъема аэростата
вместо нагретого воздуха можно использовать газы, которые легче воздуха,
например водород или гелий. В последнее время снова возродился интерес к
использованию дирижаблей. Внимание привлекают их экономичность и большая
грузоподъемность. Например, дирижабль «Урал-3» работает как подъемный кран. Он
может доставлять грузы массой до 500 кг. Наши конструкторы проектируют
дирижабли грузоподъемностью 30 т и более. Незаменимыми оказались дирижабли и в
космических исследованиях. В 1985 г. автоматические межпланетные станции
«Вега-1» и «Вега-2» оставили в атмосфере планеты Венера аэростаты, оснащенные
научными приборами.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.5.km.ru/
Возрождение
В 14—16-м вв. в
странах Западной и Центральной Европы: в Италии, Нидерландах, Франции, Германии
— произошли большие перемены. В недрах старого, феодального строя зарождались
капиталистические отношения. Росли, развивались и богатели города. Они уже не
могли жить без постоянного обмена товарами с другими странами и городами.
Горожане обменивались не только товарами, но и познаниями, деловым опытом,
техническими новинками, идеями, изобретениями. Менялись и сами люди. Тогда же
складывается тип человека деятельного, волевого и в то же время
любознательного, умеющего ценить красоту.
В это время
Христофор Колумб, Фернан Магеллан и другие мореплаватели открыли новые земли,
ученые Коперник и Галилей стали проникать в тайны Вселенной. Многие из
образованных людей той поры изучали природу, и основы многих современных наук
были заложены в то время. Было сделано много открытий, написано много новых
книг, создано много замечательных произведений искусства. Все это рождало в
людях чувство уверенности в своих силах, в могущество разума. В противовес
старому, церковному взгляду на человека как на существо ничтожное, жалкое и
греховное складывалось и крепло убеждение, что человек вправе пользоваться всеми
радостями жизни.
Возникло новое
прогрессивное мировоззрение — гуманизм (от латинского слова «гуманос» —
«человеческий»). В поисках идеала гуманисты обращались к истории человечества и
находили его в античности, в античной культуре. В связи с возрождением интереса
к античному искусству этот период в развитии культуры и всего человечества
стали называть эпохой Возрождения. Художники эпохи Возрождения стремились к
правдивому, реалистическому изображению в искусстве природы и человека. Они
воспевали красоту человеческого тела, одухотворенность человеческого лица. И
хотя они писали свои картины в основном на религиозные сюжеты, в образах
святых, богоматери они передавали прежде всего поэтически выраженный,
накопленный веками жизненный опыт людей. Старые христианские мифы они наполняли
новым содержанием. Итальянские художники Леонардо да Винчи и Рафаэль, изображая
мадонн, прославляли величие и радость материнства, красоту обычных женщин — их
современниц.
Леонардо считал
человека самым совершенным творением природы. Своеобразным символом эпохи
Возрождения стал портрет Моны Лизы (Джоконды). Необычайная глубина и
значительность образа, его одухотворенность сделали это произведение
бессмертным. Атлетические фигуры героев, изваянные великим скульптором и
живописцем эпохи Возрождения Микеланджело, воплощают в себе идеал того времени
— гармонически развитую личность, закаленного в жизненных испытаниях человека,
живущего земными интересами и далекого от сурового аскетизма средневековья.
Но не только
Италия славилась великими мастерами. В это время жили и работали нидерландские
живописцы Ян ван Эйк, Питер Брейгель Старший, немецкие—Альбрехт Дюрер, Ханс
Хольбейн Младший и другие. Жизнь эпохи Возрождения была тесно связана с
искусством. Искусство было частью жизни — не только как предмет созерцания,
любования, но как труд и творчество. Трудно было тогда найти человека,
равнодушного к искусству. Князья, купцы, ремесленники, духовенство были не
только любителями и знатоками живописи, но и заказчиками и покровителями
художников. Развитию искусств способствовало и то, что в городах скапливались
большие богатства. Строителя-ремесленника здесь сменяет специалист-архитектор.
В Италии строят дома-дворцы — палаццо. Фасады этих зданий сравнительно невелики
по объему и строго симметричны, пропорциональны, тогда как гигантские
готические средневековые соборы трудно охватить взглядом. Но на севере Европы,
в Германии и Нидерландах, прочно сохраняются старые традиции готической
архитектуры.
Поэт эпохи
Возрождения итальянец Данте Алигьери написал поэму «Божественная комедия». Хотя
произведение построено как странствие поэта по загробному миру, оно все
обращено к земной жизни, к судьбе человеческой личности, к человеческим
чувствам: дружбе, любви, радости, гордости, раскаянию, состраданию. Стихи
поэтов Возрождения — Петрарки, Ронсара, Камоэнса — читают и в наши дни. До сих
пор волнуют читателей странствия Дон Кихота — героя романа М. Сервантеса.
Величайшее достижение литературы эпохи Возрождения — трагедии и комедии У.
Шекспира. Бродячие актеры ставили его трагедии «Гамлет», «Отелло», «Король
Лир». Постоянные городские театры появились только в конце 16-го в. и играли
важную роль в жизни испанцев, итальянцев, французов, англичан. Ф. Энгельс писал
об эпохе Возрождения: «Это был величайший прогрессивный переворот из всех
пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и
которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по
многосторонности и учености...»
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.5.km.ru/