TATRA
TATRA
– чехословацкий машиностроительный гигант, сумевший в 80-е годы снабдить Москву
трамваями, а КГБ – лимузинами.
История
фирмы TATRA восходит к 1850 году, когда в г. Копрживнице, расположенному в 350
км восточнее Праги, Игнацем Шусталом была основана фабрика по производству
бричек. Продукция фабрики пользовалась неплохим спросом, что позволило
значительно расширить производство, а в 1882 перейти к выпуску железнодорожных
вагонов. В 1889 году “Nesseldorfer Wagonfabric”, а именно так к тому времени
называлось предприятие, выпустило свой первый автомобиль – грузовик
грузоподъемностью 2,5 тонны, оснащенный двигателями Бенца. С 1920 года
предприятие сменяет свое прежнее название на TATRA. Основные направления
деятельности остались прежние: автомобилестроение и выпуск железнодорожных
вагонов.
В
1923 году на фирму приходит талантливый чешский конструктор Ганс Ледвинка под
руководством которого создается революционная модель Т11 – первый легковой
автомобиль Татра высшего класса. Затем, в 1934 появляется еще более роскошная
модель Т77. Фамильной чертой легковых автомобилей Татра, прозванных «чешскими
Роллс-Ройсами», становится размещенный над задней осью восьмицилиндровый
двигатель воздушного охлаждения. Эта компоновочная схема, достаточно
нетрадиционная для автомобилей высшего класса, будет использоваться фирмой
более 70 лет, вплоть до снятия с производства в середине 90-х годов Татры Т700,
последней легковой модели фирмы. Именно ее предшественница, модель Т613
поставлялась в СССР и использовалась в качестве «членовоза».
Но
основой экспорта Татры стали не легковые автомобили, а грузовики и трамваи.
Первые поставки трамваев в СССР начались в 1951 году (модель Т1), затем
последовали Т2 (1957), Т3 (1960) Т4 (1974). Последняя модель, вместе с ее
сочлененной модификацией КТ4, до сих пор, в значительных количествах
эксплуатируется в Москве и других городах России. Экспорт новых моделей (Т6), в
силу ряда причин (в основном, экономического характера) весьма незначителен.
Поставки
грузовиков начались в 1967 году (модель Т-138 грузоподъемностью 12700кг). С
1970 года заменена моделью Т-148 грузоподъемностью 15000кг. Отличительной
чертой грузовиков и самосвалов Tatra были повышенная проходимость благодаря
колесной формуле 6х6 и 8х8, восьмицилиндровый V- образный дизельный двигатель
воздушного охлаждения, а так же возможность работы в условиях Крайнего Севера.
Это объяснялось тем, что Советский Союз являлся основным торговым партнером
фирмы. После распада СССР ситуация изменилась мало: 80% экспорта грузовых
автомобилей по-прежнему приходится на Россию, хотя производство машин
сократилось почти вдвое. В конце 90-х годов в России эксплуатировалось свыше
14500 автомобилей Татра. В настоящее время производственная программа фирмы
состоит из четырех базовых семейств:
1.
Бескапотные машины семейства Т-815 (самосвалы и тягачи 6х6 и 8х8).
2.
Капотные машины семейства Т-163 (самосвалы 6х6, куда входит специально
разработанная для России модификация «Ямал»).
3.
Автомобили семейства FORCE (колесная формула 6х6 и 8х8 предназначенные для
работы в особо сложных условиях).
4.
Семейство ARMAX (2-х, 3-х, 4-х и пятиосные спецавтомобили для армии). Помимо
России автомобили Татра в небольших количествах поставляются в страны СНГ, а
так же прорабатываются варианты поставок в страны Латинской Америки.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://museum.defa.ru/