Реферат по предмету "История техники"


Общие сведения по истории майя

Общие сведения по истории майя.

В древности майя представляли
различные группы, которые имели общую историческую традицию. В связи с этим,
характеристики их культур были сходными, физические черты совпадали, и говорили
они на языках, относящихся к одной лингвистической ветви.

В результате исследований,
реализованных в отношении языка майя, было сделано заключение, что примерно
около 2500-2000 гг. до н. э., в районе современного Уэуэтенанго (Гватемала),
существовала группа протомайя, члены которой говорили на одном языке, тоже
названном исследователями протомайя. С течением времени этот язык разделился на
разные языки майя. Впоследствии, носители этих языков эмигрировали и осели в
разных районах, где позднее сформировалась зона майя и возникла высокая
культура.

Миграции населения привели как к
отдалению различных групп, так и к сближению их с представителями других
культур. Это породило ряд различных теорий в отношении того, какое место можно
назвать колыбелью культуры майя. Для некоторых исследователей это север Табаско
и юг Веракруса, место, где группы майя контактировали с ольмеками. Вторая
теория склоняется к тому, что эта культура зародилась в горах Гватемалы, где
сформировалось земледельческое общество, которое выращивало кукурузу и также
испытало на себе влияние культуры ольмеков. Культура ольмеков считается
пракультурой, т.к. в ней берут начало те элементы, которые легли в основу
развития других важнейших культур Мезоамерики.

Периодизация культуры майя
подобна хронологии всей Мезоамерики, хотя более точна благодаря расшифровке
временных иероглифов и их сопоставлению с современным календарем.

Историю и культуру народа майя
принято делить на три основных периода, границы между которыми весьма подвижны:
- период формирования (1500 г. до н. э. - 250 г. н. э.); - Древнее царство (250
- 900 гг. н. э.); - Новое царство (900 г. н. э. - XVI в.).

Цивилизация майя сложилась на
Мексиканском полуострове Юкатан и горной Гватемале. В области майя сложились три
крупные языковые группы: юкатекская, цельтан и киче. В начале 1000 гг. киче
представляли собой наиболее могущественное объединение майянских племен.
Племена майя начали свое развитие в культурном плане около 2-го тыс. до н.э.
Именно тогда начался период в истории майя, который теперь называют
архаическим. В этот период на Юкатане и прилегающих областях сменили друг друга
две культуры - "окос" и "квадрос", в то время появились
прекрасные керамические изделия, поверхность глиняных сосудов была покрыта
штампованным узором из полос, который создавали при помощи волокон агавы. В это
время известны каменные метейты и мано, керамические грузила.

История майя начинается с 500 г.
до н.э. по 300 гг. н.э. Культура майя начинает своё формирование. Особенно это
заметно на человекообразных фигурках из глины, где присутствуют физические
характеристики населения той эпохи. Образцом являются и орнаменты, украшающие
первые постройки майя. Именно тогда в южных областях Гватемалы начинают
появляться крупные культовые центры. Стремительно развиваются Исапа на
побережье Тихого океана и горные области Гватемалы. В позднем архаическом
периоде появляется Каминальхуйю - древнейший центр майяской культуры,
неподалеку от нынешнего Сьюдад де Гватемала. В конце этапа "мамом" на
Петене появляются небольшие поселения Вашактун и Тикаль. В Исапе развивается религия
майя, теперь отличная от первобытных верований. Появляется образ ночного
божества и божества дождя, позднее известного как Чак, "длинногубого
бога". В Исапе найдено огромное число стел с изображением этого божества.

Несомненно, исапанская культура
стала предвестником будущего величия майя. Её художественные стили были
положены в фундамент цивилизации майя. Позднее то, что появилось изначально в
Исапе, распространится на обширные территории - Юкатан, Петен и восток Мексики.


В это время в Гватемале
зарождается культура "мирафлорес", и, по всей видимости, Каминальхуйю
становится военным противником Исапы. К северу в это же время происходит
соприкосновение культур ольмеков и майя. К 1 в. н. э. полностью исчезают все
следы культуры ольмеков, закат которой начался тремя веками раньше.

В ранний Доклассический период
общество майя составляли группы семей, объединенных одним языком, обычаями и
территорией. Они объединялись для возделывания почвы и рыболовства, охоты и
собирательства с целью добычи продуктов питания для выживания. Позже, с
развитием земледелия, были сооружены оросительные системы, и расширился
ассортимент выращиваемых культур, часть которых уже шла на продажу. Ускорился
рост населения, началось строительство городов и крупных церемониальных
центров, вокруг которых оседал народ. В результате разделения труда появились
классы.

С Доклассического периода майя
начали строить отдельные сооружения, в которых угадывается влияние и других
культур. Позже архитектура майя стала выражать мистические и религиозные идеи;
поэтому в центральной части городов возводились храмы и дворцы, площадки для
игры в мяч, а жилые постройки располагались в окрестностях.

250 г. Начало раннеклассического периода.
В этот год Теотиуакан с Каминальхуйю формируют торговый альянс с Тикалем. В 400
гг. н.э. Каминальхуйю полностью попадает под власть Теотиуаканских купцов
почтека - теотиуаканцы приходят в город и на его месте сооружают миниатюрную
копию своей столицы, который становится юго-восточным аванпостом империи. Так
родилась культура эсперанса, давшая толчок к развитию всех государств майя.
Традиции Теотиуакана обогащают культуру "мирафлорес".

Стела культуры
"эсперанса" с изображением Кетцалькоатля, который обычно изображался
как шаман, пожираемый змеем. Культ Кетцалькоатля (по майяски Кукулькан) был
распространен в классическую эпоху у майя южных областей Гватемалы. Позже он
распространился на севере Юкатана и глубоко укоренился там вплоть до прихода тольтеков,
в пантеоне которых также присутствовал Кетцалькоатль. Кем был этот полубог, эта
полумифическая личность? Майя считали его наследником Ицамны и приемником богов
Ошлахтун-Тику. Тольтеки считали его вождем, божественным правителем, который
был послан небесами для спасения их душ. С. Морли первым выдвинул гипотезу о
том, что Кетцалькоатль был правителем майя, которого со временем стали почитать
как бога.

В течение этапа
"эсперанса" горная область майя находится под протекторатом
теотиуаканских династий и конечно же под влиянием теотиуаканских художественных
стилей. Тогда, к северу от Каминальхую начинают возводиться первые
циклопические сооружения майя, которые по началу служили мавзолеями
теотиуаканских "наместников" - почтека. Отличительным признаком данного
этапа является тонкая "оранжевая" керамика. Она покрыта
геометрическими узорами, явно теотиуаканского происхождения. Появляются
треножные сосуды. Подобные изделия были распространены и в Центральной Мексике.
В последствии, когда гегемония Теотиуакана в землях майя завершается, этап
"эсперанса" переходит в не менее заметный этап в истории майя -
"тсакол". Во время этапа "тсакол" влияние культуры
Теотиуакана на Петен и горную область майя всё еще велико. Тикаль становится
протекторатом Теотиуакана. По всему Петену распространяется культ
Теотиуаканских богов, таких, например, как Тлалок. В нем майя видят сходство с
божеством дождя Чаком, одним из главных божеств пантеона майя.

На Севере же Юкатана в это время
нигде не обнаружено никакого влияния Теотиуакана. Здесь развивается вполне
самобытная культура майя. В этот период, когда юг оказался под властью
Теотиуакана, север также начинает стремительно развиваться. Северней Петена
наинают появляться один за другим крупные религиозно - культовые центры. И хотя
влияние Теотиуакана на север Юкатана не очень велико, в поселении Акансех
найдено множество стел, изображающих Тлалока. К закату этапа
"Эсперанса" в западных областях Сальвадора и Гондураса возникает
загадочная культура "коцумальхуапа", основы которой были заложены
племенами пипил - потомками теотиуаканских завоевателей. Этот народ оказался
наиболее восприимчив к теотиуаканской культуре. Они полностью переняли их
верования и искусство. В поселениях этапа можно встретить изображения Тлалока,
Кетцалькоатля, иллюстрации к мифам Теотиуакана, художественные мотивы,
распространенные там.

За несколько веков до падения
Теотиуакана, около 3 в. н.э. влияния империи в землях майя падает. Далее
следует позднеклассический период.

Классический период:

С 325 по 925 г. н. э. Он
подразделяется на Ранний классический (325-625 г. н. э.), когда прекращалось
влияние извне и появлялись собственные черты, как, например, конусная арка в
строительстве и регистрация исторических дат при помощи иероглифов; Период
расцвета (625-800 г. н. э.), когда достигли своего максимального блеска
математика, астрономия, керамика, скульптура и архитектура, и Период кризиса
(800-925 г. н. э.) - время, когда культура пришла в упадок и церемониальные
центры были покинуты.

Классическая эпоха - время
истинного расцвета майя, как в горной Гватемале, как на Петене, так и на Севере
Юкатана. Возникает классическая культура майя, развивается иероглифическая
письменность, возводятся циклопические известняковые сооружения. Наблюдается
расцвет наук - астрономии, математики, врачевания. В Классический период у майя
появляются собственные элементы в архитектуре такие, как, например, ложный
свод, надстроенные террасы, лепные украшения, гребни на коньках крыш, которые,
смешиваясь, привели к возникновению того, что в архитектуре носит название
стиль Петен. Он характеризуется сооружениями на фундаментах ступенчатых террас,
толстыми стенами, лестницами вне фасада, высокими гребнями над задней стеной и
гипсовыми украшениями в виде гротескных масок. В Гватемале сменяют друг друга
могущественные династии исконно майяских правителей - в начале позднего периода
классической эпохи происходит возвышение Тикаля. В период наибольшего расцвета
города, т. е. в 7-8 вв., возводятся основные его архитектурные ансамбли, как
то: главная площадь, северный акрополь, храмовые платформы 1 - 5. К 8 веку
население Тикаля составляло, по оценкам Ко, от 10000 до 11000 человек. И, тем
не менее, Тикаль, да и другие культовые центры майя не были городами, а были
только тем, чем были, то есть огромными архитектурными ансамблями. Там жили
только правители и представители жречества. Простые люди жили не в самом
"городе", а в его окружности. На "город" майя приходилось
50 - 100 поселков (данные М. Ко). Другой великий город майя - Копан, ныне
территория Гондураса, примечателен своими скульптурами, выполненными из туфа.
Множество изображений божества маиса, иероглифические стелы с датами их
постройки, алтари... Неподалеку от Копана, на востоке Гватемалы расположен
"город" Киригуа. Он не менее примечателен, чем Копан и довольно с ним
схож своим архитектурным стилем. Наиболее величественный монумент Киригуа -
несомненно стела "Е", достигающая внушительной высоты и покрытая
изысканными рельефами, обладающими барочной избыточностью. По всей видимости
Киригуа был главным городом региона, и Копан был его протекторатом. Копан -
уникальный город. Стефенс назвал его "долиной чудес и романтики". В
Копане проживало около 200 тыс. человек (вокруг него). Между 756 и 771 гг. там
были воздвигнуты три храма высотой до 30 м каждый. Из достопримечательностей
"города" - храм Венеры, его "иероглифическая лестница"
покрыта 2000 иероглифов, это самый длинный из текстов майя, дошедших до нас;
крупнейшая на юге земель майя площадка для игры в мяч.

Ритуальная игра в мяч имела важное
значение в религии майя. Практически в каждом крупном поселении майя была одна
или более подобная площадка. Она представляет собой, как правило, небольшое
прямоугольное поле, по бокам которого расположены пирамидальные платформы, с
которых жрецы наблюдали за отправлением ритуала. Между тем существовал культ
игры. В "Пополь-Вух", бесценном своде мифов майя, игра в мяч
упоминается, как игра богов: в ней состязались божества смерти Болон Тику (или
как их называют в тексте Владыки Шибальбы, т.е. преисподней) и два брата
полубога Хун - Ахпу и Шбаланке. Таким образом, игроки инициировали на сцене
один из эпизодов борьбы между добром и злом, светом и тьмой, мужским и женским
началом, змеем и ягуаром. Крупные площадки для игры в мяч есть в Копане,
Каминальхуйю, Сакулеу, Ушмале, Чичен-Ице. В классическую эпоху этот ритуал был
распространен повсюду у майя, однако у Ланды нет никаких упоминаний об этой
игре, и, по всей видимости, ко времени прихода испанцев её уже не практиковали,
так что мы можем считать её свойственной классической и позднеклассической
эпохе. Что касается майяских государств классической эпохи, то о них мы имеем
довольно скудные сведения. Мы имеем весьма подробную информацию об именах
правителей, некоторых датах, но мы мало знаем о внутренней политике этих
государств и мало знаем об очертаниях их границ.

Конец классического периода:

Но истинного величия
"города" майя достигли в 8-9 вв. Тикаль одержал победу над Калакмулем,
и начинает править всем Петеном. В это же время в бассейне реки Усаманситы процветают
Паленке, Бонампак, Йашчилан, Пьедрас-Негрос. В этих местах искусство майя
достигло наивысшего расцвета. В Бонампаке создаются великолепные стенные
росписи, которые повествуют о победе местного правителя над армией Йашчилана.
Из этих фресок мы можем почерпнуть много информации о политическом устройстве
майя, о том, как они воевали, как они приносили своим богам жертвы, о том, как
они праздновали. На первой фреске мы видим битву воинов Бонампака с воинами
Йашчилана. По всей видимости, это было одно из грандиознейших сражений того
времени. Далее мы видим сцену жертвоприношения пленников, на пирамидальной
платформе стоит правитель Бонампака, наблюдающий за казнью знатных пленников. И
на последней фреске из этого цикла изображено празднование некого религиозного
праздника. Эти фрески произвели сенсацию в научном мире, когда были найдены в
1946 г. Первым исследователем этих фресок был фотограф Дж. Хили. По всей
видимости фрески были созданы в середине 9 в., за тысячу лет они не потеряли
яркости красок. Что касается политической истории этого региона, то долгое
время господствующим в регионе городом был Йашчилан (царство Сияхчан), Бонампак
(царство Аке) был ему подвластен, хотя между ними постоянно происходили войны,
но обычно Сияхчан выходил из них победителем. В Йашчилане археологами
обнаружено огромное число иероглифических стел, благодаря которым стали
известны имена правителей этого "города". Первым из них был
Йоат-Балам 1 (307-?), далее следует ряд ничем не примечательных
"царьков": Ицамнах-Балам 1 (?-326), Яшун-Балам 1 (326-369),
Яш-Шукуб-Холь (369-376). При Кинич-Татбу-Холе 1 (?-423) Яшчилан воюет с
царством Аке (Бонампак). Яшчилан одерживает победу за господство в регионе. Его
приемник - Хацом Холь (423-454) воюет с Пьедрас-Неграс (Йокиб), и Яшчилан ещё
крепче стоит на ногах. В правление Яшун-Балама 2 (454-499), Хой-Балама
(499-526), Кинич-Татбу-Холя 2 (526-537) ведутся нескончаемые войны с Йокибом и
Аке. В результате Йокиб и Аке оказываются побежденными, но после Хой-Балама 2
(537+-564+) Яшчилан вступает в период зависимости от Йокиба. А при
Ицамнах-Баламе 3 (681-742) Яшчилан сбрасывает иго Йокиба и вновь развязывает
войну - на этот раз с царством Бакаль (Паленке). В период относительного
благополучия царством Сияхчаном правили Йоат-Балам 2 (742-?), Яшун-Балам 4
(752-771), Ицамнах-Балам 3 (771- после 800). Кинич-Татбу-Холь 3 (800+-808+)
оказался последним из правителей Сияхчана. После этого город, как и другие
города южных майя стал переживать упадок, и по всей видимости был покинут его
жителями. В этот период в Яшчилане было найдено великое множество наконечников
от копий, по всей видимости, тольтекского происхождения.

История Паленке (царство Бакаль),
хотя и менее изучена, чем история Яшчилана, не менее примечательна. Расцвет
Паленке пришелся на 7-8 вв., когда городом правили цари из "династии"
Пакаль. Наиболее известен правитель из этой династии, чья гробница находилась
под Храмом Солнца в Паленке. По всей видимости, он вел войны с Яшчиланом и Аке.
Его приемник, имя которого нам известно - Чан-Балум, построил в
"городе" огромный архитектурный ансамбль - так называемый
"дворец". В его правление город обладал могуществом, сравнимым лишь с
могуществом Яшчилана. Отличительными чертами стиля Паленке являются
вертикальные цоколи зданий, лестницы и фасады с лепными украшениями, гребни на
центральной стене и двухкамерные храмы, в которых заднее помещение служило
святилищем. Но в конце 9 в. город постигла та же участь, что и многие другие
города майя - он был заброшен.

Постклассический период:

В постклассический период высокая
культура майя сохранялась только на Севере Юкатана, но в синтезе с совершенно
иной цивилизацией - тольтекской. Города Петена и горной Гватемалы пришли в
запустение, многие были покинуты жителями, другие превратились в крохотные
деревушки. Север Юкатана и в классическую эпоху процветал - там сложилось
несколько крупных регионов: Ченес, Рио-Бек, Пуук. Центром первого был
"город" Чиканна, второго - Калакмуль, Эль-Мирадор, Сэрос, в третьем
процветали Ушмаль, Коба, Сайиль, "некрополь" острова Хайна. В
классическую эпоху это были богатейшие города Юкатана, поскольку имели
возможность торговать с тольтеками. Но к концу классической эпохи эти города
были уничтожены вторжением народности майя-чонталь, которые находились на более
низкой ступени развития, чем юкатеки и киче. Они были подвержены влиянию
тольтекской культуры больше, чем культуры майя. Вскоре после вторжения чонталь
был основан культовый центр Чичен-Ица.

Город был основан, как полагают,
в V-VI веках и являлся одним из крупнейших городов майя. К концу X века, однако, по невыясненным причинам жизнь здесь
практически прекратилась. Строения, относящиеся к этому периоду, находятся
главным образом в южной части современной Чичен-Ицы (иногда самую южную часть
города называют Старый Чичен - Chichen Viejo). Затем город был занят тольтеками, пришедшими на Юкатан
из центральной Мексики (в 987 г. н.э. в городе появляется предводитель
тольтеков Топильцин Се Акатль Кетцалькоатль или, по-майяски, Кукулькан). Приход
же вождя тольтеков, очевидно, не был мирным событием: в надписях из Чичена речь
идет о вторжении захватчиков, свергших династию майя. Из рисунков и надписей в
Храме воинов можно узнать, как тольтеки захватили власть в стране, сначала
выиграв морскую битву против майя, а потом победив их в сражении на суше в
каком-то городе (возможно, именно в Чичене). Одержав победу, тольтеки
поработили своих противников, а их лидеров принесли в жертву богу Солнца.
Тольтеки дали Чичен-Ице вторую жизнь и как минимум столетие чиченицкие тольтеки
поддерживали связь с тольтеками из Тулы. Обосновавшись в Чичен-Ице, тольтеки и
союзные с ними племена вскоре распространили свое влияние на большую часть
полуострова Юкатан. Во всяком случае, другие крупные центры этой области -
Ушмаль, Майяпан - также несут на себе печать господства тольтекских или
смешанных майя-тольтекских черт в религии, архитектуре и скульптуре.
Завоеватели принесли с собой новые обычаи и обряды, новые черты в архитектуре,
искусстве и религии. Население города, по разным оценкам, составляло от 20000 до
30000 жителей. Во времена тольтеков формируется северная часть города. По мере
роста могущества других политических центров на Юкатане гегемония Чичен-Ицы
стали все больше вызывать их недовольство. Правители Чичен-Ицы требовали от
соседей все новых даней и поборов. Ситуация изменилась в начале XIII века - силами трех городов (Ицмаля, Майяпана и Ушмаля) в
решающем сражении войска Чичен-Ицы были разгромлены. К концу XIV века город пришел в упадок и вновь обезлюдел.

Наиболее знаменитые культовые
постройки Чичена - огромная площадка для игры в мяч, Колодец Жертв - карстовый
пролом (сенот) и конечно же знаменитый Эль-Кастильо, храм Кукулькана.

Период с 1200 по 1540 г. н. э.
Эпоха конфликтов, когда разрываются межплеменные союзы и происходит ряд
вооруженных столкновений, которые разделили народ и еще больше обеднили
культуру. Юкатан вступает в полосу раздробленности и упадка. На его территории
образуются гос-ва Ваймиль, Кампече, Чампутун, Чикинчель, Экаб, Мани-Тутук-Шиу,
Четумаль и др. Эти государства непрерывно воюют между собой и когда испанцы
прибыли в зону майя, крупные церемониальные центры уже были покинуты, и
культура находилась в полном упадке.

Конкиста Юкатана:

1500 г. - Стела в честь окончания
"двадцатилетия" 4 Ахау, воздвигнутая в Атик'ух.

1511 г. - 20 человек с Вальдивией
сели на лодку без парусов, спасаясь с севшей на мель каравеллы, без припасов.
Они плавали по морю 13 дней. Достигнув берега Юкатана, они попали в руки злого
касика, который принес в жертву Вальдивию и четырех человек, а затем устроил
пиршество из их тел. Остальных посадил в клетку, чтобы откормить. Херонимо де
Агиляр, Гонсало Герреро и еще 5-6 человек сломали тюрьму и бежали в лес. Они
попали к другому касику, Ах Кин Куц, правителю г. Шаман-Сама, врагу первого,
который использовал их как рабов. Все кроме Агиляра и Герреро умерли. Агиляр
спасся с приходом Кортеса. Герреро ушел в Чектамаль. Там его принял На Чан Кан,
который поручил ему руководство военными делами. Герреро женился на его дочери
и принял языческую веру.

1516 г. - Эпидемия оспы на
Юкатане.

1517 г. - Экспедиция Франсиско
Эрнандеса де Кордовы. Эскадра состояла из трех небольших кораблей, на борту
находилось 110 солдат и матросов. Сначала он прибыли на Остров Женщин. Затем
они пристали к мысу Коточ где имели столкновение с индейцами. Испанцы потеряли
в бою 26 человек. Здесь был взят в плен индеец Мельчиор. Оттуда испанцы
проплыли до залива Кампече, где высадились 23 февраля, они провели три дня. 22
марта - Испанцы пристали к берегу, чтобы пополнить запасы воды. Атакованные индейцами
они быстро отступили. Несколько дней спустя корабли попали в четырехдневный
шторм и были вынуждены пристать к берегу возле Чампотона. Здесь произошла
стычка с воинами касика Моч Ковох. Битва продолжалась около четырех часов, в
ней полегло 20 испанцев, 2 попали в плен и их принесли в жертву, а 50 человек
получили тяжелые раны. Сам Кордова получил 33 раны. На Кубе Кордова вскоре
скончался от полученных ран.

1518 г. - Экспедиция Хуана де
Грихальвы. Эскадра, состоявшая из четырех хорошо оснащенных кораблей, с двумя
сотнями солдат и матросов на борту, отплыла 8 апреля. 3 мая - Испанцы
высадились на о. Косумель, и назвали его о. Санта-Крус. Грихальва пользовался
услугами переводчика-майя, увезенного людьми Кордовы (Мельчиора). Потом испанцы
отправились к мысу Каточе, и вероятно видели г. Тулум (Сама). Оттуда они
повернули назад, вдоль берега. В Чампотоне они потеряли убитым одного человека,
50 было ранено. Сам Грихальва был ранен двумя стрелами, а также ему выбили
полтора зуба. С тех пор на испанских картах Чампотон назывался город Злой
Битвы. На Кубе, губернатор Диего Веласкес отстранил Грихальву от всех дел и
отнял у него имение. В 1523 г., направленный для усмирения восставших индейцев
в Никарагуа, Грихальва погиб в первой же стычке, пронзенный индейской стрелой.

1519 г. - Экспедиция Эрнандо
Кортеса. С 11 кораблями он отплыл с Кубы. С ним был переводчик Мельчиор. С 10
кораблями он прибыл к северному побережью Косумеля. Один корабль, которым
командовал камердинер Веласкеса - Франсиско де Морла, отделился от него в бурю.
Штормом у него сорвало руль, и буря носила неуправляемый корабль до самого
рассвета, когда моряки увидели свой руль, ныряющий в волнах. Морла, отличный
пловец, подогнал его к кораблю. Позднее все корабли встретились на побережье.
На Косумеле испанцы разграбили покинутое селение. В лесу они нашли жену касика
с детьми. Затем они уговорили индейцев вернуться. В одном из храмов испанцы
поместили крест и изображение Богоматери и убедили индейцев принять
христианство. Узнав об испанцах живущих в плену у индейцев, в шести днях пути
Кортес уговорил одного индейца пойти с письмом. Туда же он отправил бригантину
и два корабля. Так как индейцы задержались дольше назначенного срока, корабли
вернулись на Косумель. На следующий день корабли подняли паруса, но один из
кораблей дал течь, и они вынуждены были вернуться обратно. Агиляр получивший
письмо, переплыл на лодке пролив между Юкатаном и Косумелем и встретился с
испанцами. Герреро в это время находился в 80 лигах оттуда. Кортес снова стал
проповедовать поклонение кресту и выбрасывать идолов из храмов. Кортес уехал
оттуда, зайдя мимоходом в Кампече, и не останавливался до Табаско.

1520 г. - Стела в честь окончания
"двадцатилетия" 2 Ахау, воздвигнутая в Чакальна.

1526 г. - 19 ноября - Франсиско
де Монтехо, вручил королю петицию с обоснованием выгод завоевания Юкатана 8
декабря император Карл V подписал в Гранаде договор с
Монтехо.

1527 г. - май - эскадра Монтехо
вышла из порта Сан Лукас де Барамеда и направилась в Санто-Доминго. В составе
эскадры было четыре корабля: "Сан-Херонимо", "Николаса",
"Ла Гаварра" и еще один. Было отобрано 250 солдат, не считая экипажа
судов и офицеров.

В Санто-Доминго Монтехо запасся
продовольствием и 53 лошадьми.

Сентябрь - прибытие на
о.Косумель. Касик о-ва На Хум Пат, уже знакомый с испанцами не оказал
сопротивления.

Близ селения Шельха было основано
первое испанское укрепление Саламанка. С помощью жителей Шельха и Сама испанцы
довольно быстро возвели для себя временные жилища, резиденцию губернатора,
склады, арсенал и некоторое подобие укреплений. Выбранная местность оказалось
очень нездоровой. Индейцы оказались не в состоянии в течение длительного
времени кормить испанский гарнизон. Местные каменистые поля давали слишком
скудные урожаи маиса. Испанцы же увеличивали поборы и реквизиции. Постепенно
индейцы вообще прекратили снабжение чужеземцев и разбежались по лесам. Среди
испанцев начались болезни. Монтехо разослал мелкие отряды кавалеристов по всей
округе для добывания продовольствия и умиротворения взбунтовавшихся индейцев.
Сторожевые посты индейцев появились у самых ворот Саламанки.

Ноябрь - За два истекшие месяца
испанцы не шли в глубь материка, и это послужило причиной многих болезней и
привело к смерти 50 солдат. Во время волнений среди колонистов Саламанки,
Монтехо приказал сжечь три своих корабля, чтобы отрезать пути к отступлению.
"Ла Гаварра" был отправлен в Вест-Индию за помощью.

Оставив 40 больных в Шельха,
Монтехо со 125 человеками отправился на север. В одних селениях испанцев
встречали мирно, выносили подарки, еду и питье, предлагали носильщиков и
проводников. В других - осыпали градом стрел и камней из-за высоких баррикад и
палисадов. От полного уничтожения отряд спасло только то, что майя, напуганные
видом коней, оставили испанцев в покое, предоставив голоду и болезням довершить
их уничтожение. С большим трудом испанцы добрались до Поле, где им пришлось
оставить еще 20 больных, вскоре умерщвленных индейцами. После короткого отдыха
Монтехо двинулся дальше. В прибрежной деревушке Шаманха они встретили Ах Наум
Пата, косумельского вождя. Он дал испанцам продовольствие и лодки, а так же
выступил посредником в переговорах с правителями провинции Эк'аб. В г. Эк'абе
(названном спутниками Кордовы Большим Каиром) испанцев встретили фруктами и
цветами. Отряд стоял здесь почти два месяца. Оправившись от невзгод и собрав
сведения об окружающих областях, испанцы покинули Экаб и направились в Кониль и
Качи. Но теперь их на каждом шагу встречали засады воинов майя. Монтехо
направился в Чавак-ха, столицу провинции Чик'ин Чель. Касик мирно принял
испанцев и отвел им помещение для ночлега. К утру город оказался покинутым, а
несколько позже индейцы атаковали испанцев. После короткой и ожесточенной
схватки, в которой испанцы потеряли 12 человек, индейцы отошли. На следующий
день касик прислал послов, но испанцы их толком не поняли из-за отсутствия
хороших переводчиков.

После этого Монтехо покинул
Чавак-ха и двинулся на юг, в Ак'е. Он нашел город покинутым и разграбил его. На
следующий день испанцам пришлось выдержать бой с окружившими их индейцами.
Битва длилась полтора дня. Убито свыше 1200 индейцев. Испанцы тоже потеряли
убитыми и ранеными. Погибло много лошадей и боевых собак. Индейцы бежали с поля
боя. Майя на какое-то время притихли, ожидая дальнейшего развития событий. С трудом
отразив атаки, Монтехо повел остатки своего отряда обратно в Шельха, пройдя
мимо развалин Чичен-Ицы. Монтехо привел с собой 60 человек. Тем временем с
о.Санто-Доминго прибыл бриг "Ла Гаварра" с новыми колонистами,
продовольствием и снаряжением.

Прошлые беды быстро забылись, и
Монтехо задумал новый поход, на этот раз на юг полуострова. До сотни человек,
под командой Авилы, он отправил на "Ла Гаварре" вдоль побережья на
юг. Сам он, взяв 20-30 солдат, отправился по суше. Около двух десятков человек
осталось в колонии. Они должны были своими силами построить парусный бот и
присоединиться к Авиле. После многих дней тяжелого пути по суше отряд Монтехо
добрался до залива Четумаль.

Столица провинции город Четумаль
находился в двух лигах от побережья. С одной стороны его окружал залив, с
другой озеро. Пройти в город, можно было только по узкому коридору суши. Именно
здесь в этот момент на службе у местного правителя На Чан Кан (Начан Каан)
находился Гонсало Герреро. Монтехо решил переманить вероотступника на свою
сторону. Однако Герреро предпочел остаться вместе с майя. Под его руководством
на улицах и площадях города были вырыты искусно укрытые сверху ямы-ловушки для
кавалерии испанцев, повсюду выросли частоколы и баррикады. По водам озера и
залива курсировала огромная флотилия боевых лодок. Зная благодаря своим
лазутчикам, что Авила находится в 30 лигах севернее Четумаля, Герреро через
подосланных агентов уверил его в гибели отряда Монтехо. И Авила без долгих
сомнений поспешил вернуться на север. Вскоре он перенес испанское поселение из
Шельха в более благоприятное место близ селения Шаманха.

С тем же успехом Герреро сумел
внушить Монтехо мысль о гибели судна Авилы на рифах у юкатанского побережья.
Монтехо приказал построить небольшую бригантину и, посадив на нее свой
маленький отряд, отплыл к устью реки Улуа (Гондурас). Оттуда он морем
возвратился в Саламанку и, увидев в Шельха лишь руины заброшенного испанского
поселения, окончательно уверился в гибели Авилы. Только на о-ве Косумель
индейцы рассказали ему обо всем случившемся, и вскоре они встретились с отрядом
Авилы в новой колонии у Шаманха.

1528 г. - середина - Монтехо
отплыл в Мексику, где рассчитывал получить помощь от Кортеса. Но Кортес в это
время уже был смещен, и Монтехо остался в Мексике, выхлопотав себе должность
судьи и гл. альгвасила в Табаско.

1529 г. - вывезены остатки
испанцев, которых Монтехо оставил в Юкатане, возле Косумеля.

1531 г. - Монтехо начал набирать
людей, приобретать пушки и необходимое снаряжение для нового похода на Юкатан.
Тем временем Алонсо де Авила отправился исследовать горные районы Чиапаса.
Оттуда отряд испанцев прошел по огромной дуге через горы, леса, реки и болота
прямо в Чампотон. Моч Ковох, причинивший столько бед Кордове и Грихальве, уже
умер, а его наследники встретили испанцев как нельзя лучше. Воспользовавшись
этим обстоятельством, Авила отправил в Табаско срочное донесение, в котором
рассказал о своем местонахождении и общем положении дел на Юкатане.

Вскоре явился Монтехо на
нескольких кораблях с четырьмя сотнями солдат. В Кампече была заложена новая
испанская колония, снова получившая название Саламанка. Монтехо попытался
овладеть северным берегом Юкатана. Касики провинций Кех Печ и Ах К'ин Чель
приняли испанцев мирно. Их вели от селения к селению, снабжая продовольствием и
питьем. Особенно богатой и цветущей оказалась страна воинственных челей. Когда
Монтехо под гул приветствий огромной толпы индейцев вступил в их столицу -
Текох (провинция Ах К'ин Чель), он задумал основать здесь еще одно испанское
поселение. Это предложение было встречено правителем челей весьма прохладно. Он
вежливо, но твердо посоветовал чужеземцам поискать счастья в соседней провинции
Чуака (Чикинчель), где земли ещё богаче и многолюднее. Касик дал им
проводников. Сам Монтехо остался в Текох.

Монтехо-сын не решился разбить
лагерь ни в Чуаке, ни в Ак'е и повернул назад в провинцию Купуль. Он покорил
касика Купуля и попытался вторгнуться в провинцию Эк'аб. Касик Эк'аба Эк'бош
нанес испанцам решительное поражение, и они поспешно отошли к Чичен-Ице, где
получили помощь от только что покоренного касика Купуля. В окрестностях
развалин Чичен-Ицы местный касик встретил испанцев миролюбиво и даже
предоставил своих людей для помощи в строительстве первых домов поселения. Оно
было названо Сьюдад Реаль (за короткий срок построили поселение, сделав дома из
дерева, а крыши из листьев пальмы и из длинной соломы, по обычаю индейцев).
Окрестные земли Монтехо-сын разделил на поместья и роздал участникам
завоевания. В каждом поместье насчитывалось 2-3 тыс. индейцев. Помимо зверского
обращения, гнёт колонизаторов был особенно невыносим ещё и потому, что на
истощенных землях Чичен-Ицы жители с трудом добывали пропитание для себя, а
уплата громадной дани испанцам означала верную голодную смерть. Майя, казалось,
принимали это нововведение спокойно, но на самом деле готовились к защите своей
свободы. Одни поселения отказались платить дань, другие поднялись на открытую
борьбу. Связь испанцев с внешним миром оказалась прерванной, не хватало
продуктов. Каждая попытка выбраться из осады приводила к стычке с индейцами, в
одной из них погибли 150 испанцев и сотни индейцев.

Между тем правитель области Након
Купуль решил сделать всё возможное, чтобы изгнать чужеземцев из своих владений.
Прежде всего, он выдумал истории о богатых рудниках и золотых россыпях в южных
областях полуострова - особенно в Бакаларе. Тонкий расчет Након Купуля
полностью оправдался. Монтехо приказал Авиле с небольшим отрядом (16 всадников
и 50 пехотинцев) и горным мастером отправиться в Четумаль через Кочвах и
Ваймиль (1531). За находку золота была обещана высокая награда. Кроме того,
Авила получил тайную инструкцию захватить живым или мертвым изменника Герреро.
Часть отряда Авилы в конце концов, достигли Четумаль на каноэ, перевозя лошадей
на связанных попарно лодках. Они нашли город покинутым. Испанцы настигли
индейцев покинувших Четумаль в Чекитакиле, расположенном на несколько лиг выше
по побережью. Авила напал на майя в Чекинтакиле, где касик из Ваймиля, очевидно
при помощи Герреро, готовился к войне против испанцев. Ему удалось разбить
майя, но касик и Герреро скрылись. Здесь они нашли первое золото. После этого
события восстание охватило весь регион. Руководил восстанием Начанкан.

Через 6 месяцев после основания
Сьюдад Реаль один знатный индеец попытался убить Монтехо-сына и был казнен
испанцами. Его казнь послужила поводом к открытому восстанию индейцев. На
помощь восставшим пришли отряды из провинций Эк'аб, Кочвах, Сотута и Тас. Чели
и Шиу остались на стороне испанцев. Испанцам пришлось позорно бежать из
осажденного Сьюдад Реаль. Испанцы укрылись за толщей каменных стен построек
Чичен-Ицы и не рисковали больше появляться в соседних деревушках. Отряды
кавалерии в поисках пищи совершали периодически отчаянные рейды по окрестностям
осажденного города. Но везде их встречали копья и стрелы майя. Много людей
погибло в сражениях, других скосили голод и болезни. Наконец, испанцы покинули
город ночью, оставив собаку, привязанную к языку колокола, и немного хлеба на
таком расстоянии, что она не могла достать. Они отправились на север. Индейцы
не спали и тщательно готовились к предстоящей битве. На рассвете майя двинулись
к городским стенам. Город встретил индейцев тишиной и ударами колокола. Один
молодой воин осторожно пробрался к часовне и тогда вопль ярости пронесся над
пирамидами Чичен-Ицы. Индейцы пошли по разным направлениям, так как не знали по
какой дороге бежали испанцы. Индейцы настигли испанцев с громкими криками, но
шесть рыцарей ожидали их на равнине и ранили копьями многих из них. Один из
индейцев схватил лошадь за ногу и удерживал ее, как барана. Испанцы прибыли в
Силан (от него до Кампече 48 лиг), в котором касиком был юноша из Челей На Муш
Чель, уже христианин и друг испанцев. Близко был Текох, и они оказались под
защитой их союзника касика Чель Поот (сер. 1533). Яростные атаки майя и
недостаток продовольствия и пороха вынудили отряды Монтехо и его сына, погрузив
все, что осталось после второго похода на корабли, вернуться в Веракрус. Касик
Силана и двое его кузенов, сыновья касика Йобаина, сопровождали их до Кампече.
Касик Силана умер, возвращаясь в свое селение.

Между тем отряд Авилы добрался до
провинции Четумаль. Терпя жестокую нужду в провианте, Авила отправил в город
своих посланцев с просьбой дать ему меда, маиса и домашней птицы, а также
проводников до месторождений золота. Жители города ответили, что чужеземцы
получат "птицу на остриях копий, а зерна маиса на кончиках стрел". Не
осмелясь прямо войти в Четумаль, испанцы решили искать золото в его
окрестностях. На каждой стоянке знатоки горного дела вели самые тщательные
исследования - рыли шурфы, изучали образцы местных пород, заглядывали в русла
ручьев. Не добившись в своих изысканиях заметного успеха, Авила задумал
обосноваться на зимовку в самом Четумале. После ожесточенного сражения испанцы ворвались
в пылающий город. Потери их были велики, но индейцы бежали. В доме одного из
местных вельмож испанцы нашли драгоценности почти на 100 песо - изделия из
золота и бирюзы, инкрустированные жемчугом ритуальные маски. Авила приказал
сложить награбленное в кожаные мешки и в сопровождении трех всадников и трех
пехотинцев отправил всё богатство в лагерь Монтехо. Несколько дней спустя
остановившийся на привал около Чинанте (Ойя), селении кочвахов, крохотный отряд
был внезапно атакован майя и полностью уничтожен. Золото вернулось его прежнему
владельцу. Сам Авила узнал об этом только через год.

В Четумале десять испанцев умерли
от болезней и ран вскоре после вступления в город, другие десять тяжело
заболели. В распоряжении Авилы осталось всего 8 лошадей и немного пороха.
Индейцы почти каждый день яростно атаковали чужеземцев. Это вынужденное сидение
продолжалось без малого год. Наконец Авила сделал попытку прорваться в
Сьюдад-Реал. В качестве прикрытия он оставил на месте два десятка больных,
неспособных выдержать тягот пути. Но в провинции Кочвах посреди голой равнины
Авила вновь был окружен индейцами. У испанцев шестеро было убито и несколько
десятков ранено. Уцелевших мучили голод и жажда. С большим трудом они добрались
до города Тихосуко. Однако город был спален дотла самими жителями незадолго до
появления испанцев. Все колодцы оказались забиты камнями и грязью. Целый день
испанцы вычищали один из источников, пока, наконец, не смогли напиться. Вода
была такой, что с каждой каплей они выпивали каплю грязи. Только здесь Авила
узнал, что его начальник покинул Юкатан. И сильно поредевший отряд повернул
обратно в Четумаль. Приходилось с боями прорываться через враждебные селения,
преодолевать топкие болота, пробивать себе дорогу сквозь девственные леса. В
Четумале немногочисленный гарнизон бросился навстречу отряду, полагая, что
Авила идет с долгожданной подмогой. Майя позволили Авиле беспрепятственно войти
в город и только после этого возобновили свои атаки. Поскольку никаких запасов
в лагере уже не осталось, было принято решение сделать плоты и, погрузив на них
все имущество и людей, прорываться по воде в Гондурас. Индейцы не ожидали
появления испанцев в заливе, поэтому им удалось вырваться из Четумаля. Днем
плыли, а по вечерам приставали к берегу и пасли лошадей на скудных приморских
лугах. Многие солдаты умерли в пути. Почти половина отряда страдала от тяжелых
болезней. Наконец после трудного и опасного перехода, длившегося почти семь
месяцев, они достигли испанскую колонию в Нако (1535).

1533 г. -голод в Юкатане.
Наступила засуха. Так как кукурузу беспорядочно расходовали во время войны с
испанцами, начался большой голод. Появилась саранча в течение пяти лет.

1536 г. - Из-за этого голода Шиу
решили устроить жертвоприношение в Чичен-Ице и попросили позволения у Кокомов
пройти по их земле. Кокомы обманули их положительным ответом. В Оцмале, они
поместили всех в большом доме и подожгли, убивая тех, кто спасался.

1539 г. - Стела в честь окончания
"двадцатилетия" 13 Ахау, воздвигнутая в Эван.

1540 г. - Монтехо передал
полномочия на завоевание Юкатана сыну и больше не принимал участия в военных
действиях. 24 декабря Монтехо-сын отправился в Чампотон с почти четырьмя
сотнями добровольцев, отправился через реки Табаско и въехал через лагуны Дос
Бокас.

1541 г. - начало - Когда ничего
не подозревавшие испанцы вступили на пристань Чампотона, их со всех сторон
атаковали отряды индейцев. Схватка была короткой и кровопролитной. Оставив на
поле боя с десяток убитых, чужеземцы бежали на свои корабли. Через несколько
часов они взяли реванш. Увидев, как индейцы, сняв с убитых амуницию и одежду,
напялив ее на себя, принялись петь и плясать прямо на прибрежном песке,
испанцы, возмутившись, вернулись на берег. Чампотон был взят, а его жители
отступили к Кампече. Он укрепился в Чампотоне. Жители Чампотона содержали
испанцев два года. За это время Монтехо-сын не мог идти вперед, так как
встретил сильное сопротивление. Затем после боев с индейцами, продвинулся в
Кампече и основал г. Сант-Франсиско (4 октября). Одновременно была заложена
церковь Санта-Мария де ла Консепсьон, сейчас собор. Первым священником стал
Франсиско Эрнандес, капеллан Монтехо.

С помощью людей Кампече и
Чампотона, обещая им, что они будут вознаграждены королем за большую верность
(хотя король и не выполнил это обещание), испанцы начали завоевание провинции
Чак'ан и Кех Печ. Несмотря на то, что касики из династии Печ (в Чикшулуб,
Яшк'ук'уль и Конк'аль) покорились, большинство селений оказали сопротивление
испанцам. Жители бросали дома и засыпали колодцы, постоянно тревожа испанцев
нападениями.

1542 г. - 6 января на развалинах
Тихоо основана Мерида доном Франсиско де Монтехо-и-Леон.

23 января - правитель Мани Тутуль
Шиу лично явился к Монтехо-сыну, изъявил покорность и предложил предоставить в
распоряжение испанцев войска, продовольствие и женщин. Тутуль Шиу направил
правителю Сотуты На Чи Кокому посольство с предложением покориться испанцам. На
Чи Коком приказал перебить послов, кроме самого главного, которого отослал
назад с выколотыми глазами, чтобы тот рассказал, как Кокомы поступают с
предателями. После этого войска провинций Сотута, Купуль, Кочвах, Эк'аб и
Чавак-ха подступили к Мериде.

11 июня под Меридой произошла
самая большая за всю кампанию битва, продолжавшаяся целый день.
Деморализованные индейцы разошлись по своим провинциям.

Конец года - испанский отряд
направился в Текох и попытался вторгнуться в провинцию Купуль, но, встретив
сильное сопротивление, повернул в Чавак-ха.

1543 г. - 28 мая - основание
Вальядолида отрядом Монтехо-племянника.

Второй отряд направился в Сотуту,
главные военные силы которой погибли под Меридой. После короткого сопротивления
На Чи Коком сдался испанцам и принял христианство.

1543 г. - капитан Сиэса взял
Саки, столицу Купуль, и казнил жрецов, пытавшихся организовать сопротивление.
Затем были подчинены Эк'аб и Косумель. После этого главные силы испанцев были
брошены против провинции Кочвах. Был взят Тишхоцук, резиденция На Хум Кочвах.

1543 - 1544 гг. - капитан Гаспар
Пачеко, его сын Мельчор и 30 солдат, прославившихся жестокостями, невероятными
даже для испанских конкистадоров, направлен против Чектамаль. Сопротивление
потоплено в крови, и вся провинция разорена дотла. Центром испанцев стал г.
Саламанка де Бакалар. Майя в сообщениях того времени говорили "так много
мужчин как и женщин были убиты дубинами или брошены в озера с привязанным к их
ногам грузом, для того чтобы они утонули. Злые собаки, использовавшиеся в
войне, разрывали на части безоружных индейцев. Испанцы относились к ним
(индейцам) как к животным и они заставляли их носить грузы и били их подобно
скверным животным. Говорят, что пачекосы отрезали руки и носы многим
индейцам".

1544 г. - Вальядолид перенесен из
окрестностей Чавак-ха, где местность оказалась нездоровой, в Саки.

Юкатан подпал под юрисдикцию
Пограничной Аудиенции, резиденция которой находилась в г. Грасиса-а-Диос
(Гондурас)

1545 г. - прибытие в Мериду
первых францисканцев

1546 г. - 9 ноября - вспыхнуло
восстание в провинциях Купуль и Тас. Восставшие перебили помещиков и осадили
Вальядолид. В один день они убили 17 испанцев и 400 индейцев их слуг.
Восставшие немедленно разослали по всей стране руки и ноги в знак того, что они
совершили, чтобы вызвать восстание. Но другие провинции не поддержали
восстание, и оно было подавлено двинутыми из Мериды испанскими войсками,
которые старались запугать индейцев массовыми избиениями и зверскими казнями.
(1546-1547)

Декабрь - в Юкатан прибыл Монтехо
и вступил в свои права.

1547 - 1549 гг. - замирение
района залива Дульсе.

1548 г. - Монтехо отозван в
Испанию и смещён.

1561 г. - 13 ноября - В Мериде
собрался капитул, который постановил объединить Юкатан и Гватемалу в одну
церковную провинцию.

1562 г. - 12 июля - ауто-да-фе в
Мани.

12 августа - прибытие в Мериду
епископа Франсиско Тораля.
Список литературы

Для подготовки данной работы были
использованы материалы с сайта http://mesoamerica.narod.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Системный подход как метод познания мира
Реферат «Об усилении мер по борьбе и профилактике малярии в Кыргызской Республике» разработан при участии: дгсэн исаков Т. Б., Нурматов З. Ш., Усубалиева Ж. М
Реферат Is Man Ever Satisfied Essay Research Paper
Реферат Биологическая память
Реферат Деякі формати мультимедіа. Використання шейдерів та фракталів
Реферат Бухгалтерский уч т валютных операций
Реферат Финансовый анализ хозяйственной деятельности на примере ТЭЦ-1 филиала ОАО энергетики и электрифи
Реферат Валидизация методики исследования самооценки Дембо-Рубинштейн как метода выявления защитных механизмов Я-концепции
Реферат Александр Македонский Жизнеописание
Реферат Основы криминологии 2
Реферат Пруды и водохранилища Мордовии Проблемы и перспективы
Реферат Основные теории Э.Мэйо, А.Маслоу и Д.Мак-Грегора
Реферат Учет встречной торговли
Реферат Основні аспекти пенсійного забезпечення військовослудбовців та їх
Реферат Конституционные основы стран – членов СНГ