История фарфора
Так
уж сложилось, что Франция – признанная законодательница мод в области одежды и
парфюмерии, кухни и виноделия. Не будем оспаривать это утверждение. Напротив,
дополним его размышлениями о посуде. И отметим, что история крупнейших
производителей французской посуды странным образом переплелась с историей
страны.
Фарфоровая
лихорадка охватила Европу еще в начале XVIII века, когда многие пытались
раскрыть секрет и наладить производство благородной посуды. И хотя секрет
китайского чуда - глины каолин - был вскоре раскрыт, на пути производства
«твердого» фарфора оставалась маленькая «загвоздка»: никак не удавалось найти
месторождения этого самого каолина. Более того, сам алхимик Иоганн Фридрих
Бетгер, открывший в 1709 году формулу твердого фарфора и месторождение каолина
в окрестностях родного городка Мейсен, клятвенно утверждал, что нигде больше в
Европе таких месторождений нет и быть не может. Расстроенные немецкие
аристократы потянулись в Мейсен.
Но
не таковы были аристократы французские. Отставание от Германии в чем-либо
казалось им недопустимым и оскорбительным. Их кухня сформировалась при дворах
королей, вершивших судьбами Европы, и такая кухня требовала достойного
обрамления. Поэтому французы, долго не раздумывая, наладили выпуск «мягкого»
(фриттового) фарфора, внешне напоминающего венецианское молочное стекло. Для
структуры этой разновидности керамики характерны низкая жароустойчивость и
зернистость, хорошо заметная на изломе. Сырье для нее представляет собой смесь
стекловидных веществ (фритт), содержащих песок или кремень, селитру, морскую
соль, соду, квасцы, толченый алебастр, гипс и глину.
Для
массового производства изделий из «мягкого» фарфора в Венсенне в 1745 году была
открыта первая фарфоровая мануфактура, находившаяся в ведении синдиката во
главе с Орри де Фюльви. Сей господин сумел заручиться поддержкой короля, всего
лишь убедив его, что производство «божественного фарфора» - занятие, достойное
монарха, и, соответственно, уговорив короля стать пайщиком компании.
Представьте, такое сотрудничество оказалось очень выгодным для компании,
поскольку посуду для «королевской мануфактуры французского фарфора»
проектировал придворный ювелир Дюплесси, а роспись и золочение были отданы в
управление близкого ко двору талантливого мастера Башелье. В те годы наиболее
модными красками считались подглазурная синяя и надглазурная бирюзового цвета,
им господин Башелье и уделял основное внимание.
В
1756 году мануфактуру переводят в Севр, подальше от Парижа, где с началом
Семилетней войны начались и народные бунты. В Севре из того же мягкого фарфора
выпускаются изделия с декором, улучшающимся из года в год: обеденные, кофейные,
чайные и шоколадные сервизы, табакерки, настольные украшения и корзинки для
фруктов, шкатулки для драгоценностей, швейные баночки, корпусы для часов, вазы
и подсвечники.
И
тут произошло то, что почти сразу стало легендой. 15 августа 1769 года (день, в
который родился Наполеон) некая мадам, жена аптекаря из городка Лимож,
отправилась на реку стирать белье. Видимо, дела у аптекаря шли не ахти,
поскольку женщина при стирке пользовалась песком. Внимание дамы привлек кусок
глины, который придал белью "исключительный отбеливающий эффект".
Уже
там, на реке рядом с полем Кло-де-Бар, в голове женщины родилась идея о
маленьком мыловаренном заводике. Через пару часов аптекарь встал из-за стола и
сказал так: "Это каолин! Мы миллионеры, дорогая!" Ну или
приблизительно так...
Вскоре
была построена первая керамическая фабрика, затем вторая, а уже в 1771 году некогда
захолустный городок Лимож (центр Богом забытой области Лимузин) впервые
называется «европейской столицей» фарфорового производства. Город стал центром
притяжения величайших мастеров и художников, кузницей кадров керамического
производства.
В
течение следующего столетия Франция пережила четыре революции и два десятка
переворотов, в ходе которых гнев народа, в первую очередь, обрушивался на
фарфоровую посуду, почему-то названную «символом роскоши и социальной
несправедливости». Одной из фабрик, стоявших у истоков производства фарфора и
вынесшей все невзгоды, стала фабрика Arc International, крупнейший французский
завод по производству посуды из стекла и хрусталя. История завода уходит своими
корнями в 1815 год (год окончательного разгрома Наполеона и первой республики).
В наши дни завод Arc International - это огромное производство, выпускающее
около 5 миллионов изделий в год, которые экспортируются более чем в 160 стран
мира.
Предприятие
выпускает изделия из стекла и хрусталя под различными торговыми марками. Под
маркой Luminarc производятся изделия для предприятий торговли. Среди
«хрустальных» линеек стоит отметить посуду под брендом Cristal D 'Argues, при
производстве которой добавляется 24 процента окиси свинца, серию Master
Collection, рекомендованную для использования Союзом сомелье Франции (Union De
la Sommellerie Fran-caise), коллекцию Dampierre с ажурной рифленой
поверхностью, а также линейку Ose с бокалами, имеющими ромбические формы
куполов.
А
под маркой Агсогос производится огромный ассортимент ресторанной посуды из
закаленного стекла: прозрачной, матовой, белой, кремовой, цветной и
декорированной, отличающейся высоким качеством и устойчивостью к резкому
изменению температуры и к механическим воздействиям. Ударопрочная посуда
Агсогос устойчива к сколам и царапинам, используется в микроволновых печах и
отмывается в посудомоечных машинах. В процессе производства каждое изделие
закаливается: сначала стекло нагревается до высокой температуры, а затем резко
охлаждается. Как результат на поверхности изделия образуется мощное (если можно
применить это слово к стеклянной посуде) защитное покрытие. Сочетание классики
и современности в дизайне, удобная форма и прочность изделий, а также
относительная дешевизна делают посуду Агсогос очень востребованной в сетях
ресторанов демократичного уровня.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://posudashop.ru