Мидия
В
конце II — начале I тысячелетия до н.э. на территории Северного Ирана
расселяются ираноязычные племена, которые на протяжении тысячелетия мирно
проникали в остальные части Ирана и ассимилировались местным населением. С IX
в. до н.э., согласно ассирийским клинописным историческим текстам, все
население Ирана упоминается под общим названием мидян.
Мидия
как историческая область охватывала в древности территорию, ограниченную на
севере рекой Араксом и хребтом Эльбрус к югу от Каспийского моря, на востоке
пустыней Дешт и Кевир, на западе и на юге черными цепями Загроса.
Письменные
источники свидетельствуют о пестроте населения Мидии, которое было неоднородным
и в культурном отношении. Если среди ираноязычных племен главным занятием было
скотоводство, что обусловлено территорией проживания, то в земледельческих
областях Северо-Западной Мидии отмечен относительно высокий уровень развития
производительных сил.
Начиная
с IX в. до н.э., ассирийцы, граничившие с Мидией, стали совершать на ее
территорию многочисленные грабительские походы. В течение VIII в. до н.э.
мидийские области находились в зависимости от ассирийцев и платили им
регулярные подати, основу которых составляли изделия ремесла и скот. Эта
экспансия с запада ускорила консолидацию мидийских племен и появление
государственных образований.
С
VIII в. до н.э. на территории Мидии начинают образовываться первые мелкие
государства-области, среди которых на первое место выдвинулось государство
Мана, впоследствии ставшее культурным и экономическим ядром Мидийской державы
VI в. до н.э. Государство Мана нередко вступало в борьбу с Ассирией и Урарту и
не было по-настоящему побеждено ни одной из этих держав.
Наряду
с Маной и более мелкими царствами существовал союз мидийских племен, длительное
сохранение которого объясняется необходимостью солидарности мидийских племен в
борьбе с внешней агрессией. Согласно сообщениям древнегреческого историка
Геродота (V в. до н.э.) большую объединительную роль среди мидийских племен
играл некий Дейок.
К
началу I тысячелетия мидийское общество вступает в новую эпоху — начинается
период классообразования и создания рабовладельческого общества, хотя племенные
связи еще длительное время продолжают сохранять свое значение.
VIII
в. до н.э. в истории Мидии отмечен двумя периодами ассирийских нашествий,
первый — с 834 по 788 г. и второй — с 744 по 678 гг., которые сильно разрушили
и опустошили страну на определенное время. Ассирия формально подчинила себе всю
Мидию, хотя удерживать ее территорию в составе своего государства было для
ассирийцев чрезвычайно трудной задачей. В различных мидийских областях
вспыхивали частые восстания, так как сборы дани наталкивались на ожесточенное
сопротивление мидян.
На
рубеже VIII и VII вв. до н.э. в Передней Азии возник новый политический фактор,
в значительной мере изменивший соотношение сил. Это были кочующие племена:
киммерийцы, треры и скифы, проникавшие из Причерноморья в Западную Азию. В 673
г. до н.э., воспользовавшись военными действиями между ассирийцами и киммерийцами,
мидийские племена подняли большое восстание против Ассирии. Руководил
восстанием один из мидийских вождей — Каштарити. Восстание охватило
значительную территорию — всю Центральную Мидию, причем повстанцы действовали
наступательно и угрожали осадой и взятием сразу многим ассирийским крепостям.
Восстание имело полный успех.
Каштарити
— один из вождей мидийского восстания — объединяет все мидийские племена и
ликвидирует мелкие областные государственные образования. К середине VII в. до
н.э. царство Мидия становится крупным государством Древнего Востока, оно
упоминается в качестве независимого наряду с Урарту, Хабушкией, Ассирией.
Ассирия
не смогла примириться с поражением, нашла себе союзника против мидян в лице
скифов и вновь напала на Мидию, после чего над страной в 653 — 625 гг. до н.э.
установилось скифское господство.
Для
мидян скифское господство имело определенное значение. С одной стороны, они
учились конно-стрелковой тактике скифов, с другой стороны, господство скифов
содействовало выработке межплеменного языка не только на территории собственно
Мидийского царства, но и на всей территории Мидии в целом: иранский язык мидян
и иранский язык скифов были настолько близки, что взаимопонимание между
обитателями Скифского и Мидийского царств было полным. Вместе с тем скифское
господство не затрагивало основ мидийской государственности, а выражалось
только в откупе от скифских набегов определенной данью.
В
625 г. до н.э. царем Мидии стал Киаксар (по-ирански Хувахштра), сын Каштарити.
Он разгромил скифов, объединил все мидийские племена, подчинил, в частности,
персов и создал единую державу со столицей в Экбатанах (ныне Хамадан).
Мидийское царство вновь представляло значительную политическую и военную силу.
Киаксар,
следуя примеру своих соседей — ассирийцев, у которых армейская структура была
тщательным образом разработана, впервые создал регулярную армию, делящуюся на
стратегические и тактические единицы и соединения, исходя не из племенных
связей, а из военной необходимости государства в целом. Он также упорядочил
деление войска по родам оружия. Это было последним шагом на пути оформления
государственности в Мидии.
После
изгнания скифов начинаются основные завоевания мидийцев на Иранском нагорье.
Заключив союз с Вавилонией, главный удар Мидия направляет против своего
исконного врага Ассирии. Киаксар даже породнился с вавилонским царствующим
домом, отдав свою дочь замуж за царевича Навуходоносора. Эта антиассирийская
коалиция оказалась настолько мощной, что в 605 г. до н.э. ей удалось полностью
разгромить Ассирию.
Покончив
с Ассирией, Мидия завоевывает Урарту, Парфию, Гирканию, Каппадокию, подчиняет
себе племена Восточного Ирана, ставит в зависимость Персию и приходит в
соприкосновение с кочевыми сакскими племенами в пределах Средней Азии.
Конец
VII и начало VI в. до н.э. были на всем протяжении от Черного до Каспийского
моря периодом серьезных политических и этнических сдвигов, перегруппировок сил,
выступавших вместе с Мидией и против нее; в эти сдвиги были вовлечены скифы,
урарты, армяне, остатки хурритов и предки иберов, жители Малой Азии и т.д.
Итогом этих перегруппировок стала война Мидии и Лидии 590 и 585 гг.
Этой
войне предшествовал период натянутых отношений между Мидией и Вавилонией после
завершения раздела ассирийского наследства. Обе великие державы вступили в
соперничество, и столкновение между ними было неизбежно. Однако Мидия увязла в
событиях на севере, а затем в Малой Азии.
К
этому времени отмечается территориальный рост Лидийского царства, его владения
подошли вплотную к урартским границам. И здесь интересы Лидии сталкивались с
интересами Мидии. Пятилетняя мидийско-лидийская война закончилась 28 мая 585 г.
до н.э. Во время битвы произошло солнечное затмение, предсказанное греческим
ученым Фалесом. Обе стороны усмотрели в солнечном затмении плохое для себя
предзнаменование и заключили мирный договор, скрепленный династическим браком
между детьми обоих государств. Граница между Лидией и Мидийской державой была
проведена по реке Галис (сов. Кызыл-Ырмак). Киаксар, расширив Мидийскую державу
до ее крайних пределов, умер в том же году. Большая и могущественная держава
осталась по наследству сыну Киаксара Астиагу (584 — 550 гг. до н.э.), который
был последним царем Мидии. Он подчинил своей власти Элам, ранее находившийся в
зависимости от Вавилонии. Это привело к резкому ухудшению отношений между
Вавилонией и Мидией, и обе стороны начали готовиться к войне.
Государственная
структура Мидийской державы, по сравнению со структурой Ассирии VII в. до н.э.
была довольно рыхлой. Были непрочные военно-административные объединения,
существование которых в значительной мере зависело от случайности военных
успехов или поражений. Ядром державы была Мидия. Это была территория,
управлявшаяся непосредственно из Экбатаны, с населением, имевшим все
обязанности и преимущества граждан Мидии и подданных мидийского царя.
В
результате территориального роста колоссально возросло богатство мидийской
знати и размах ее рабовладельческих хозяйств. Имущественное расслоение среди
свободных зашло далеко, однако черты патриархальности в обществе еще
сохранялись. В VII — начале VI в. до н.э. здесь еще не было развитых форм
рабства, а лишь патриархальное рабовладение. В Мидии существовал закон,
согласно которому бедные представители общества могли отдать себя зажиточному
человеку, который обязался их кормить. Бедные переходили в положение, подобное
рабскому, однако, с той разницей, что они могли в любое время уйти от своего
хозяина, если были неудовлетворенны своим пропитанием.
В
целом в Мидии VI в. до н.э. основную массу составляли свободные общинники-землевладельцы,
непосредственные производители материальных благ, их руками в основном и было
создано могущество Мидийской державы. Захват колоссальных богатств путем
грабительских войн и тяжелых податей вызвал стремительное обогащение мидийской
знати, резкого имущественного расслоения общества и быстрого нагнетания
противоречий.
В
период правления Астиага в государстве значительную роль играла племенная
аристократия — потомки мидийских вождей. Она сильно ограничивала царскую
власть, проводившую в тот момент прогрессивную политику объединения страны.
Все
эти быстро нарастающие противоречия, продолжительные войны, а также конфликты с
Вавилонией осложнили положение Мидии и привели Мидийскую державу к гибели. В
550 г. персы, во главе которых стоял царь Кир II (558 — 529 гг. до н.э.) из
рода Ахеменидов, покоряют Мидию и присоединяют ее к своему государству.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.fundarabist.ru/