Обособление русской православной церкви в
середине XV века
После смерти в 1431 г. митрополита грека Фотия, который отстаивал
единодержавие московского великого князя, русские церковные иерархи, учитывая
пожелание Василия II, "нарекли" в митрополиты рязанского епископа
Иону. Однако константинопольский патриарх не утвердил его кандидатуру, ибо еще
до его прибытия в Константинополь поставил на русскую митрополию смоленского
епископа Герасима. Осенью 1433 г. Герасим вернулся из Константинополя в
Смоленск, принадлежавший Великому княжеству Литовскому, а в Москву не поехал,
"зане князи руския воюются и секутся о княжении великом на Руской
земли".
В 1435 г. Герасим, обвиненный в измене, погиб в Смоленске. А Иона во
второй раз отправился в Константинополь на поставление в митрополиты. Но вновь
опоздал: еще до его прибытия патриархия утвердила митрополитом грека Исидора,
видного церковного деятеля, широко образованного человека. В апреле 1437 г.
новый митрополит прибыл в Москву.
Назначение Исидора своей целью ставило обеспечить принятие русской
церковью предполагавшейся православно-католической унии. В этот момент Византии
угрожала смертельная опасность со стороны Османской империи. Пытаясь спасти
остатки своей державы, византийский император вступил в переговоры с римским
папой о соединении церквей, чтобы затем получить поддержку европейских держав в
борьбе с турками. Папа Евгений IV, в свою очередь, охотно откликнулся на
предложение Византии, рассчитывая укрепить унией престиж папской власти.
Митрополит Исидор принял деятельное участие в заключении унии, которая
была подписана во Флоренции в 1439 г. Папская курия и Константинопольская
патриархия подписали акт о принятии православной церковью католических догматов
и признании римского папы главой церкви при сохранении православных обрядов в
богослужении.
По пути из Флоренции в Москву Исидор разослал пастырское послание об
унии в польские, литовские и русские земли. Однако терпимое отношение к унии
Исидор встретил только в Киеве и Смоленске. Весной 1441 г. митрополит прибыл в
Москву с грамотой от папы Василию Темному. Но великий князь отказался признать
акт о соединении церквей и объявил Исидора еретиком. Тот был арестован и
заточен в Чудов монастырь. Оттуда митрополит бежал сначала в Тверь, затем в
Литву и, наконец, в Рим.
Изгнание поставленного Константинополем митрополита и неприятие
церковной унии 1439 г. имело важные последствия. С одной стороны, в церковных
кругах складывалось убеждение, что греки предали православную веру ради своих
корыстных целей, а с другой стороны, личность великого князя все больше
ассоциировалась с образом истинного защитника веры, опоры православия.
В 1448 г. собор высшего духовенства в Москве утвердил на митрополичьем
престоле ставленника Василия II Иону без санкции константинопольского
патриарха. Этот акт ознаменовал конец зависимости русской церкви от Византии
(автокефалию). Вместе с тем московская митрополия с этого момента оказалась в
прямой зависимости от великокняжеской власти.
Церковь и ереси во второй половине XV века
К концу XV столетия положение русской православной церкви оказалось
довольно сложным. После падения Константинополя в 1453 г. русская церковь
окончательно стала самостоятельной и на ее отношения со светской властью извне
никто уже не мог воздействовать. Наиболее дальновидные иерархи православной
церкви стремились к укреплению великокняжеской власти и централизации
государства как оплота самодержавства.
Вместе с тем внутри страны авторитет церкви был значительно поколеблен
из-за обострения социальных противоречий. Протест социальных низов общества
чаще всего выражался в религиозной форме. В наиболее крупных русских городах в
XV в. появились так называемые еретики, деятельность которых была особенно
опасна для церкви.
Новый подъем еретического движения произошел в конце XV в. в Новгороде
и был связан с деятельностью приехавшего из Литвы в 1471 г. еврея Скария
(отсюда название - ересь жидовствующих, из-за схожести с иудаизмом). Эта ересь
получила широкое распространение среди низшего новгородского духовенства.
Самыми упорными гонителями еретиков стали архиепископ Новгорода Геннадий и
видный церковный деятель, игумен и основатель Иосифо-Волоколамского монастыря
Иосиф Волоцкий (Иван Санин). По имени последнего стало называться целое
направление религиозной мысли.
Московский кружок еретиков составляли дьяки и купцы, возглавляемые
приближенным Ивана III думным дьяком Иваном Курицыным. Они выступали за
усиление великокняжеской власти и ограничение церковного землевладения,
настаивали на том, что каждый человек без посредничества церкви может общаться
с Богом. В 1490 г. на церковном соборе еретики были осуждены и прокляты.
Сторонники ереси жидовствующих были высланы из Москвы, а в Новгороде их
подвергли унизительной расправе.
В церковной среде не было полного единства по отношению к еретикам.
Так, оппонентами иосифлян выступали так называемые нестяжатели во главе со
старцем Кирилло-Белозерского монастыря Нилом Сорским. Нестяжатели, например,
считали, что с еретиками следует полемизировать, а не расправляться, и что
подлинное служение церкви надо исполнять через аскетический образ жизни,
"нестяжанием" земных богатств и владений. Некоторое время Иван III
склонен был поддерживать нестяжателей.
Но на церковном соборе 1503 г. воинствующие иосифляне оказали упорное
сопротивление в вопросе об отказе церкви от землевладения. А уже на следующий
год новый церковный собор приговорил еретиков к смертной казни. Московский
кружок Курицына был уничтожен. Так начал складываться союз светской власти с
наиболее ортодоксальной частью церковников во главе с Иосифом Волоцким, который
провозглашал "священство выше царства", а устои православия -
условием существования самодержавия.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://russia.rin.ru/