Реферат по предмету "История"


Исторические корни популизма

Исторические корни популизма

Баранов Н.А.

Термин
"популизм" (от лат. populus - народ) впервые появился в конце ХIХ
века в США, после чего он прочно вошел в политический лексикон в течение
последующего столетия. Но родословная популизма началась гораздо раньше.

Еще
в Римской империи во II - I веках до нашей эры существовало идейно-политическое
течение популяров, призванное отражать интересы простого народа - плебса, и
противостоявшее оптиматам, которые отражали интересы нобилитета - знати. В
Древнем Риме нобилитет представлял замкнутый круг патрицианских и знатных
плебейских семейств, имевших доступ к высшим государственным должностям.
Видными популярами были братья Тиберий и Гай Гракхи - знаменитые народные
трибуны-реформаторы конца II века до н. э. Они стремились возродить пришедшее в
упадок крестьянство и обуздать всесилие сенаторской аристократии. Их
последователем явился народный трибун Апулей Сатурнин. Популяров отличало
ораторское мастерство, с помощью которого они стремились воздействовать на
толпу. Однако значительных политических результатов это движение не имело.

К
раннему популизму можно отнести сельские идиллии римского поэта Вергилия (I век
до н. э.), сочетающиеся с интересом к политическим проблемам.

В
период Английской буржуазной революции XVII века образовалась
радикально-демократическая мелкобуржуазная политическая партия под названием
"левеллеры" (от англ. levellers - уравнители) во главе с
Дж.Лилберном. Они добивались установления республики, введения всеобщего
избирательного права, но выступали против ликвидации частной собственности, чем
оттолкнули от себя беднейшие слои. В отличие от них "истинные
левеллеры" или диггеры (от англ. digger - копатель) - представители крайне
левого крыла революционной демократии, участники аграрного движения среди
сельской и городской бедноты во главе с Дж.Уинстэнли, требовали уничтожения
частной собственности и переустройства быта на уравнительных началах. Оба эти
движения также претендуют называться одними из явлений популизма эпохи средних
веков.

Близки
к современной интерпретации популизма политические взгляды и идеи Ж.Ж.Руссо.
Культ природы и естественности, критика городской культуры и цивилизации,
искажающих изначально непорочного человека, предпочтение сердца разуму - таков
лейтмотив сочинений великого французского философа. Руссо выступал против
социального неравенства, деспотизма королевской власти, идеализировал состояние
всеобщего равенства и свободы людей, разрушенное введением частной собственности.
Идеи Ж.Ж.Руссо оказали влияние на общественную мысль многих стран.

Элементы
популизма были характерны для массового движения английских рабочих
1830-1850-ых годов, вошедшего в историю под названием "чартизм" (от
англ. chartism, charter - хартия). Требования чартистов, изложенные в виде
законопроекта "Народная хартия", касались демократизации
государственного строя, экономических прав рабочих и т.д.

К
популистскому движению относится также народничество в России. Так, в Большом
энциклопедическом словаре Ларусса (Франция) одно из определений популизма
выглядит так: "1. Идеология и политическое движение (по-русски -
народничество), получившее развитие в России в 1870-х годах, отстаивает
специфический путь продвижения к социализму" [Grand dictionnaire enciclopedique
Larousse. T.8. - Paris: Librairie Larousse, 1984. - P.8340].

Американский
исследователь Р.Уортмэн в своей работе "Кризис русского популизма"
считает, что народничество в России возникло как продукт эпохи 60-ых годов XIX
века, когда молодое поколение (разночинцы) увлекшись духом реформ, пошло на
резкий разрыв с традиционными устоями, со своим классом в целом. Но этот разрыв
привел их к эмоциональной пустоте, которую необходимо было чем-то заполнить.
Отсюда страстная вера в крестьянство, которое стало для разночинцев
"референтной группой и которую интеллигенция волюнтаристски наделяла
своими собственными помыслами". Однако дальнейшее развитие народнической
идеологии вылилось в цепь непрерывных разочарований, столкновений с
действительностью, не соответствующей представлениям народнических деятелей.
Вся беда была в том, что народники "видели реальный мир в свете своих
устремлений" и поэтому постепенно пришли к полному идейному и
политическому краху [Wortman R. The Crisis of Russian Populism. Cambridge,
1967. P.16-17].

В.Г.Хорос
также считает народничество одной из разновидностей популизма. По его мнению
употребление понятия популизм как обозначение идейных построений народнического
типа не вызывает возражений. Во-первых, популизм может быть понят как широкая
идейная традиция, возникающая в переходных, развивающихся обществах XIX-XX
веков. В таком аспекте данный термин, по мнению В.Г.Хороса, примерно
равнозначен типологическому понятию народничества. Во-вторых, термин
"популизм" может быть использован для обозначения особого типа
политической культуры (политического патернализма, харизматического вождизма и
т.д.) [Хорос В.Г. О популистских течениях в развивающихся странах // Вопросы
философии, 1978. #1. С.108-120].

Российское
народничество вполне соответствует определению популизма как политического
движения, отстаивающего интересы широких масс. Так, популистами были такие
уважаемые в России и Европе люди, народники, как П.Л.Лавров и Н.К.Михайловский.
Возникнув в немногочисленной просвещенной прослойке российского общества
народнический популизм не был понят простым народом и не получил массовой
поддержки. Потерпев поражение в политической борьбе, он возродился со временем
в идеологии и практике партии эсеров.

Этимологически
понятия "популизм" и "народничество" идентичны, но по
своему реальному употреблению далеко не равноценны. Исторически народничество
обозначает идеологию движения демократической интеллигенции в России, а
популизм связан с движением фермерских и отчасти городских слоев в США в конце
XIX века. В современной западной литературе популизм выступает в качестве
глобального феномена, по отношению к которому народничество является одной из
многочисленных разновидностей.

Исторически
корни современного популизма большинство западных и российских ученых
усматривает в деятельности американских популистов на рубеже ХIХ - ХХ веков.

Появлению
популизма предшествовали следующие события.

После
гражданской войны 1861-1865 годов американские фермеры, особенно на среднем
Западе и Юге, стали терпеть убытки от постоянного снижения цен на свою
продукцию. Основными причинами этого являлись: во-первых, увеличение
производства, благодаря появлению новой техники, и во-вторых, революция в
транспорте, которая заставила американских производителей конкурировать с производителями
из других стран. Американские фермеры были склонны не замечать эти основные
причины, а вину возлагали на чрезмерные железнодорожные расходы, высокие
процентные ставки, необоснованно высокие доходы механиков и торговцев и даже на
некий денежный заговор, возможно, международный, созданный для поддержания
недостатка в деньгах.

Предваряя
популизм, существовала серия фермерских движений, получивших основную поддержку
от производителей продуктов со среднего Запада и производителей хлопка и табака
с Юга. Фермеры в 1870-ых годах сосредоточили свои усилия на железной дороге и
добились значительных результатов на уровне штатов и, в конце концов, повлияли
на федеральный железнодорожный устав. Свободные добытчики серебра акцентировали
внимание на денежном вопросе, требуя или увеличения количества бумажных денег,
или равного обмена серебра на золото, или то и другое. Альянсы фермеров: один -
на среднем Западе, другой - на Юге, использовали возможности взаимодействия
фермеров как экономические, так и политические.

Популисты
- так стали называть сторонников зарождающегося движения - старались создать
партию, служащую в первую очередь интересам сельскохозяйственных работников.
Попытки завоевать также поддержку рабочих оказались тщетными. Их противниками
были "плутократы", которые контролировали финансы и промышленность, а
также две старейшие политические партии: демократическая и республиканская.

В
конце 1880-х и начале 1890-х годов положение фермеров на западных окраинах
среднего Запада и старого Юга было ужасающим. Перемещение на запад исчерпало
себя по причине неблагоприятных погодных условий. Фермеры-арендаторы на юге при
постоянно падающих ценах работали из последних сил, так как необходимо было
выдержать поборы хозяев и оптовых торговцев. Ко всему этому добавился еще один
фактор. На крайнем западе добытчики серебра были недовольны демонетаризацией
серебра; уже с 1873 года США имели единый золотой стандарт, и цена на серебро
катастрофически упала. Тот факт, что некоторые европейские страны опередили США
в принятии золотого стандарта, укреплял во мнении, что существует международный
заговор о выведении серебра из бизнеса. В действительности проблема состояла в
том, что западные старатели добыли столько серебра, что нарушили традиционное
равновесие между ценами серебра и золота. Но этот факт старатели признавать
отказывались.

Настроение
разорившихся фермеров и ряда рабочих уловили общественные деятели, которые
объединились в политическую организацию. 19 мая 1891 года она оформилась в
Народную (популистскую) партию.

Популистское
движение объединяло разнородные групповые интересы (главным образом фермеров и
рабочих) на межрасовой основе в борьбе против многообразных форм господства
монополистического капитала, установившегося в тот период. В движении
отразилось мироощущение массовых слоев американских трудящихся, ставших
жертвами разрушительного воздействия монополий на мелкое производство и его
социальных последствий. Оно тяготело к спонтанному, организационно аморфному
типу, что определялось недоверием к теоретизированию и к жесткой организации,
которые воспринимались как символы отделения власти от народа. Поэтому
идейно-политическое творчество популистов, несмотря на то, что к нему примыкали
на разных этапах такие представители общественной мысли как Г.Джордж и И.Доннелли,
в целом развивалось на уровне обыденного сознания.

Тем
не менее популисты выдвинули ряд новых идей, соответствовавших важным
тенденциям общественного развития США. Программные установки популистского
движения изложены в Омахской (1892г.) и Спрингфельдской (1894г.) декларациях.
Своеобразие популистских идей определялось следующими фундаментальными
аспектами: во-первых, новым содержанием понятия "народ и
народовластие"; во-вторых, новым взглядом на роль государства; в-третьих,
требованием расширения демократических структур путем сочетания
представительной демократии и прямой демократии, то есть непосредственного
участия народа в управлении страной и контроле за деятельностью властей.

Понимание
идеи народа и народовластия, предложенное популистами, отличалось от
классических положений буржуазной демократии. Высшая социальная ценность для
них - не абстрактный народ, а трудящиеся массы: "истинный народ - это те,
кто трудится в деревне и в городе" [Nugent W.T.K. The Tolerant Populists.
Chicago, 1963. - P.233-234].

Вопреки
американской традиции слабой центральной власти популисты выдвинули идею
сильного государства, действующего в интересах трудящегося народа и, что
особенно важно, под его непосредственным контролем. Дж. Хикс писал:
"Популистская философия в конечном счете сводится к двум основным
положениям: первое - правительство должно сдерживать эгоистические интересы
тех, кто извлекает выгоду за счет бедных и нуждающихся; второе - народ, а не
плутократы должны контролировать правительство" [Hicks J.D. The Populist
Revolt: A History of the Farmers Alliance and the People`s Party. Minneapolis,
1931. - P.407].

Главной
целью движения популисты считали улучшение положения трудящихся, которое, по их
мнению, должно достигаться путем роста регулирующей роли государства в
экономической сфере.

Известный
американский историк Р.Хофстэдтер, один из наиболее последовательных критиков
популизма, признает, тем не менее, за ним приоритет в пересмотре
господствовавших в США взглядов на роль государства. "Популизм, - писал
он, - был в США первым значительным политическим движением, которое настаивало
на ответственности государства за всеобщее благосостояние" [Hofstadter R.
The Age of Reform. From Bryan
to FDR. N.Y., 1955. - P.61 Hofstadter R. The Age of Reform. From Bryan to
FDR. N.Y., 1955. - P.61].

Популисты
1890-ых годов определили на уровне массового сознания одну из центральных
проблем политической философии современности: соотношение демократии и
социальной ответственности государства, что предполагает сильную исполнительную
власть при четко действующем механизме демократического контроля.

Популисты
не только выдвинули идею участия в управлении государством, но и предложили
обеспечивающую ее систему конкретных реформ. "Популизм, - писал
американский исследователь Э.Голдмен, - разработал механизм прямой демократии -
прямые выборы в сенат; инициативы, дающие избирателям право законодательства
через головы представителей; референдум, обеспечивающий право вето на действия
законодательных органов" [Goldman E.F. Rendezvous with Destiny. A History
of Modern American Reform. N.Y., 1956. - P.46].

Наиболее
активным популистское движение было в южных штатах, где проявления расизма были
открытыми и очевидными. Под воздействием популистов создалась коалиция белых и
черных для борьбы против всевластия промышленно-финансовых магнатов. Это
продолжило традицию аболиционизма, перенеся ее в самый очаг расизма - на
глубокий Юг. В насыщенных антирасистской риторикой речах популистов, в их
действиях в защиту преследуемых черных популистских лидеров обозначился принцип
движения, поставившего социальные противоречия выше расовой розни. Один из
популистских лидеров, конгрессмен от штата Джорджия Т.Уотсен в своих
многочисленных речах постоянно акцентировал на этом внимание, называя ненависть
краеугольным камнем финансового деспотизма, порабощающего и белых, и черных.

Яркий
урок антирасистской солидарности преподали популисты штата Джорджия, когда в
ответ на угрозу линчевания негритянского лидера две тысячи вооруженных белых
фермеров-популистов выступили в его защиту [Populism: Reaction or Reform? Ed by
Saloutos T.Huntington. N.Y., 1978. - P.45]. По свидетельству американских
исследователей антирасистский размах популистского движения уникален для
массовых политических выступлений белых на Юге.

Популизм
не исчерпывался социально-политической проблематикой. Движение несло с собой
целый пласт мировоззренческих, психологических и этических проблем.
Популистское сознание характеризовалось особым, не рационально-теоретическим, а
интуитивно-прагматическим видением мира и места личности в нем, своеобразным
отношением к историческим судьбам страны. Не имея четко оформленной идеологии и
теоретической базы, популизм представлял собой противоречивое сочетание: с
одной стороны, это было прагматическое политическое течение с весьма конкретной
программой, с другой стороны, - умонастроение и своего рода этос: составляющая
человеческой природы, которая подвластна ему самому и является предметом
морального выбора. Популистскому восприятию социального мира было свойственно
дихотомическое деление общества, возрождающее примитивные социальные
представления о нем: богатые и бедные, народ и избранные. Иррационализм
популистского сознания выражался в пристрастиях к экономическим и политическим
панацеям.

В
идейном арсенале популизма важное место принадлежит проблеме личности. "В
центре популистской идеологии, - писал английский исследователь Д.Макрэ, - не
экономика, не политика, даже не общество. Ее ядро - личность, в первую очередь
ее моральный аспект" [Populism. Its Meanings and National Characteristics. Ed. by Jonescu G., Gellner E.
L., 1969. - P.159]. Это утверждение является характерным для
популистского мировоззрения. В соответствии с ним главной задачей общества -
его экономической и социальной политики - должно быть счастье рядового
человека, его материальное благосостояние и духовная гармония, что характерно
также для марксизма, частично либерализма. Но если марксизм предполагает
добиваться этого с помощью революционных преобразований, либерализм - исходя из
концепции частной собственности, то популизм - благодаря надежде на простейшее
решение всех проблем, вере в то, что одно или несколько простых мероприятий
(например, предлагаемая популистами чеканка серебряных денег) могут радикально
изменить к лучшему всю общественную ситуацию.

В
популистском мировосприятии идеал человека воплощал земледелец-фермер. Поэтому
популисты остро критиковали капиталистическую индустриализацию и присущую
капитализму урбанизацию сельской жизни. Они были первым массовым движением в
Соединенных Штатах, поставившим экологические проблемы. Однако их критика не
носила характера ярко выраженного антитехницизма. Они одобряли развитие техники
и ее внедрение для облегчения труда на производстве и в сельском хозяйстве, но
были обеспокоены тем, что она используется для усиления власти промышленных
магнатов.

Популистский
личностный идеал сочетался с представлениями о демократической общественной
деятельности как высшей форме самовыражения личности. Эти идеи развивал один из
самых образованных популистских лидеров Т.Ньюджент. "Не есть ли Христос, -
вопрошал он, - конечный результат божественной эволюции, ниспосланный в этот
мир для того, чтобы преобразовать, возвысить и прославить Человека
общественного?" [Godwin
L. The Populist Moment: A Short History of the Agrarian Revolt in America. N.Y.,
1978. - P.192-193].

Личностная
самореализация рядового американца в общественной деятельности осуществлялась в
популистском движении. Миллионам тружеников, униженных и отторгнутых от
возможности влиять на свои судьбы, это движение давало ощущение социальной
причастности и значимости. Оно сформировало культуру, характеризовавшуюся
особым демократическим этосом. Высшей ценностью этой культуры мыслился рядовой
"общественный человек" активно участвующий в решении своей судьбы.
Популистские идеи демократического участия и контроля были политическим
выражением этих более глубоких культурно-мировоззренческих основ.

Популистское
сознание в США характеризует ряд особенностей, а именно: меткость и
решительность в разоблачении негативных явлений американской жизни и вместе с
тем приверженность основополагающим принципам системы в целом, на которые не
покушались даже самые радикальные популисты. Они, например, не подвергали
сомнению принцип частной собственности, рассматривая его как естественное право
личности и основу идеального общества. Ими не ставилась и проблема
производственных отношений, и общественных классов, соответственно у них
отсутствовали и представления об антагонистическом противостоянии в обществе.
Отсюда и отрицание популистами насильственных способов решения социальных
проблем.

В
то же время популистское движение имело антимонополистическую направленность,
установки на подлинное равенство вплоть до расового. Программа структурных
реформ, которую выдвинули популисты, предполагала максимальное участие рядовых
людей в решении своих судеб. При всей противоречивости популистского
мировосприятия эти характерные для него качества делают возможным определить
популистское движение в целом как явление демократической ориентации.

Будучи
реакцией на ломку старых структур и складывание крупнокапиталистического
производства популизм в США тем не менее не был обращен в прошлое. Напротив,
популистский менталитет улавливал требования своего времени, а зачастую и
времени, отдаленного на несколько десятков лет вперед. Об этом свидетельствуют
требования движения, обозначившие основные направления развития демократии в
США, сохраняющие актуальность и по сей день: достижение экономических целей
средствами массового политического движения, в котором участвует широкая
коалиция трудящихся на межрасовой основе; демократическое участие и контроль;
сохранение окружающей среды и гармоническое развитие личности.

Тем
не менее, являясь неопределенным по своему составу, популистское движение не
смогло существовать самостоятельно. В 1896 году оно влилось в демократическую
партию, поддержав на президентских выборах их кандидата У.Брайана. С его именем
связано окончательное утверждение термина "популизм" как метода
политической борьбы. Характерными чертами этого метода являются апелляция к
обыденному сознанию масс, попытки подстроиться под их требования, использование
таких черт обыденного сознания, как упрощенность представлений об общественной
жизни, непосредственность восприятия, максимализм и склонность к простым и
однозначным политическим решениям.

В
популизме У.Брайан увидел средство привлечения на свою сторону широких масс,
сделав на этом главную ставку в президентской кампании. Он резко критиковал
"воротил Уоллстрита", пытался представить свою борьбу за Белый дом
как войну за святое дело, а себяљ- как новую мессию, раздавая направо и налево
различные обещания фермерам и рабочим. У.Брайану не удалось добиться победы, но
популизм как политический прием доказал свою перспективность: демократы набрали
на один миллион голосов больше по сравнению с предыдущими выборами и были как
никогда раньше близки к победе.

Популизм
имел несколько побед на уровне штатов, но так как его программа была
преимущественно общегосударственной, то эти локальные победы были малоэффективны.
В 1900 году партия раскололась: сторонники слияния с демократами поддержали
список последних, а фракция "непримиримых" выдвинула В.Баркера от
Пенсильвании на пост президента и И.Доннелли от Миннесоты на пост
вице-президента. Эта фракция продолжала выдвигать списки кандидатов до 1912
года. При Теодоре Рузвельте и Вудроу Вильсоне многие из требований популистов
были удовлетворены.

Но
популистская традиция в США не была прервана. Популизм ярко проявился здесь во
время "великой депрессии", наступившей вслед за мировым кризисом в
экономике 1929-1933 годов. Став самым длительным и разрушительным в истории
капитализма, вызвав беспрецендентное падение жизненного уровня населения,
кризис возбудил общественные страсти и привел к новому подъему популизма. Проводимая
в это время система мероприятий правительства президента Ф.Рузвельта,
сочетающая меры по усилению государственного регулирования экономики с
некоторыми реформами в социальной области, получила название "новый
курс".

В
современной истории использование популистских методов характерно как для
политических деятелей демократических государств, так и для руководителей
авторитарных и тоталитарных режимов. Программные установки и действия Муссолини
и Гитлера были основаны на стремлении удовлетворить потребности толпы в
"хлебе и зрелищах", сулили быстрые и легкие пути выхода из кризиса,
ласкали слух обывателя громкими радикальными лозунгами и словами: раздел
богатства, антиаристократизм, социальная справедливость, особая миссия. В
теории и практике гитлеровского национал-социализма был достаточно эффективно
задействован такой популистский прием, как раздувание воинствующего
национализма и расизма. "Ариец является Прометеем человечества. Его ясная
голова была одарена божьей искрой гения, ему дано было возжечь первые огоньки
человеческого разума, ему первому удалось бросить яркий луч света в темную ночь
загадок природы и показать человеку дорогу к культуре, научив его таинству
господства над всеми остальными живыми существами на этой земле... Все основные
планы человеческого прогресса, все самые большие камни, необходимые для
постройки, - все это дал ариец. Другим расам принадлежало только выполнение
планов," - так Гитлер представляет созидательное прошлое арийской нации,
играя на национальных чувствах народа [Гитлер А. Моя борьба: Пер. с нем. -
Ашхабад, 1992. - С.243]. Брошенное в благодатную почву семя привело Гитлера и
его сподвижников к власти, проросло в виде фашистского государства,
исповедующего расизм, национализм, шовинизм, тоталитаризм, которое принесло
миру много горя и страдания.

Сильный
элемент популизма был свойственен и политике большевистской партии в России.
Такие популистские лозунги как "Мир - народам!" и "Земля -
крестьянам!" сплотили вокруг большевиков многомиллионные народные массы.
Их реализация сыграла решающую роль в борьбе за влияние в народе. "...Мир
по телеграфу" дали большевики и солдатская масса пошла за ними," -
признавал в своих мемуарах П.Н.Краснов [Революция и гражданская война в
описании белогвардейцев. - М.-Л.: Госиздат, 1926. - С.25].

С
лозунгами, выражавшими волю и чаяния простых людей, у большевиков соседствовали
и такие, которые играли на низменных инстинктах толпы, например, "Грабь
награбленное!" или "Война - дворцам!", которая привела к
невосполнимым утратам материальных и духовных ценностей.
Выводы

Появившийся
в конце ХIХ века как общественное движение, идеология и вид политической
деятельности популизм прочно занял свои позиции в политическом сознании масс,
приобретая новые черты и активизируясь в периоды, когда страны переживали
переломные этапы своей истории.

Являясь
сопутствующим атрибутом демократии, популизм порой приводит к власти на гребне
своей волны политических лидеров, которые в дальнейшей политической
деятельности исповедуют авторитарные или тоталитарные принципы.

В
современной политической жизни любой публичный политик вынужден использовать те
или иные популистские методы, придерживаться определенного политического стиля
в борьбе за власть, так как полное игнорирование нужд и симпатий избирателей
приводит к поражению на выборах.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://polit.mezhdunarodnik.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.