Проекты реформ забайкальского пограничного казачьего
«войска» второй четверти XIX в.
Зуев А. С.
Участие
России в конце ХVIII — начале XIX в. в серии крупных европейских войн остро
поставило на повестку дня вопрос о необходимости создания массовой
многочисленной армии и четко высветило все недостатки рекрутской системы ее
комплектования. Однако в условиях сохранения в стране крепостничества (отрицающего
по своей сути всеобщую воинскую повинность) и в целях экономии государственных
финансов правительство не нашло ничего лучшего, как пойти на организацию
военных поселений — армейских подразделений, в значительной степени находящихся
на самообеспечении. Казачество со своим укладом жизни и службы как нельзя лучше
отвечало этим устремлениям правительства. Через всю первую половину XIX в.
тянется цепь Положений о различных казачьих войсках. Целью этих Положений
являлось придание отдельным территориальным группам российского казачества
относительно однообразных организационной структуры, порядка отбывания службы,
государственного обеспечения и землеустройства, четкое определение прав и
обязанностей казаков[1].
К
середине XIX в. не реформированным осталось лишь казачество Забайкалья,
представлявшее из себя разрозненные в организационном отношении (не
составлявшие единого войска) Забайкальский городовой полк, эвенкийский и четыре
бурятских полка, подразделения пограничных казаков и, наконец, станицы. При
этом если городовой полк и станицы, образованные в результате сибирской реформы
М. М. Сперанского 1822 г., еще отвечали по своему военно-организационному и
хозяйственному устройству требованиям того времени, то подобное же устройство
«инородческих» и пограничных казачьих формирований, созданных в 1760 -1770-х
гг., выглядело достаточно архаично по сравнению с прочими казачьими войсками.
Так, русские пограничные казаки[2], о которых и пойдет ниже речь, во второй
четверти XIX в. сохранили существующее еще с 1772 г. деление на дистанционные
команды — сотни. Определенные штатом 900 русских казаков распределялись по 100
— 150 человек на пограничных дистанциях (Туикинокой, Харацайской,
Троицко-Савской, Кударинской, Акшинской, Чиндантурукуевской, Цурухайтуевской,
Горбиченской). Каждая дистанционная команда имела в своем составе кроме рядовых
казаков также капралов, урядников и сотников[3].
По
«Учреждениям для управления сибирских губерний» 1822 г. пограничная линия была
разделена на два отделения: Цурухайтуевское и Харацайское. В первое вошли
Горбиченская, Цурухайтуевская, Акшинская и Чиндантурукуевская дистанции, во
второе — Харацайская, Кударинская, Троицко-Савская и Тункинская дистанции.
Каждое отделение вверялось пограничному приставу из русских казачьих офицеров,
назначаемых иркутским гражданским губернатором. В ведении пристава находились
дистанционные казачьи команды, во главе которых стояли сотники, являвшиеся
одновременно и начальниками дистанций. Общее управление «пограничной китайской
линией» осуществляло Троицко-Савское пограничное управление, которое делилось
на две «степени»: «окружное» — по всей границе и подчиненное ему «частное» — по
отдалениям. «Частное» управление составляли пограничные приставы, «окружное» —
главный пограничный начальник и пограничное правление. В правление под
председательством пограничного начальника входили один советник, шесть
заседателей и несколько человек технического персонала (секретарь, бухгалтер,
писаря и т.п.). Заседатели избирались на три года пограничными казаками (один —
от русских, прочие — от бурят и эвенков) и утверждались иркутским гражданским
губернатором. Пограничное правление пользовалось правами войсковой канцелярии и
ведало службой пограничных казаков, их благоустройством и хозяйством,
отстаивало интересы казаков перед земским вадомством и вышестоящими властями.
Троицко-Савское пограничное управление подчинялось иркутскому гражданскому
губернатору[4]. Управление пограничными казаками в результате этих
преобразований приобрело некоторые черты «войсковой организации». Кроме того,
по примеру городовых казаков чины пограничных-казачьих офицеров были приведены
в соответствии с классами «Табели о рангах» и уравнены с чинами гражданскими. В
то же время в отношении численности, состава и организационной структуры
пограничного казачества не было сделано никаких распоряжений.
Уже
вскоре после сибирской реформы 1822 г. военные и гражданские власти ясно
осознали «неимение положительных правил для устройства русских пограничных
казаков» Забайкалья и необходимость приведения их организационной структуры в
соответствие о принципами, принятыми при организационном построении казачьих
войск (в первую очередь, единая войсковая организация).
Сохранившиеся
в фондах ЦГВИА документы позволяют выяснить, какие же меры предлагались
правительственными чиновниками для реформирования «пограничного казачьего
войска на китайской границе»[5]. В связи с ограниченным объемом в данной работе
внимание сконцентрировано лишь на одном моменте, а именно — на предложениях по
реформе организационной структуры пограничного казачества. Не менее важные
проблемы, поднятые в ходе обсуждения проектов реорганизации забайкальского
казачества (улучшение государственного обеспечения, поземельного устройства,
хозяйственного быта, просвещения казаков и т.п.), остались не рассмотренными.
Первым
после реформ 1822 г. заметил недостатки в устройстве пограничной казачьей
стражи Забайкалья полковник генштаба Ладыженский. Возвращаясь в 1832 г. из
Китая, он осмотрел границу и в ноябре 1833 г. представил начальству
«Замечания», включающие в себя и меры по улучшению охраны границы. Придя к
выводу, что «Забайкальский край не только вовсе не обеспечен с внешней стороны,
но внутреннее охранение его далеко не соответствует надобности и роду
населения», Ладыженский предлагал передать всех пограничных казаков из
гражданского ведомства (в котором они находились с 1791 г.) в военное («ибо
военная команда под гражданским начальством опускается и теряет приличную
воинную выправку» ), увеличить их числеиность вместе с бурятскими и
эвенкийскими казаками до 5 тыс. человек, присвоить старшине пограничных казаков
чины, принятые в казачьих войсках[6].
«Замечания»
Ладыженского, однако, не повлекли за собой никаких обсуждений. Непосредственным
же толчком, послужившим причиной постановки вопроса о реорганизации
забайкальского казачества и его широкого обсуждения в правительственных кругах,
стало обращение в 18Э2 г. части бурятских казаков во вторую Ясачную комиссию с
просьбой о переводе их в ясачное состояние. Чиновники комиссии, рассмотрев
просьбу бурят, предложили упразднить «инородческие» полки, увеличив при этом
численность русских пограничных казаков. Это мнение полностью поддержали в 1835
г. Троицко-Савское пограничное управление и генерал-губернатор Восточной Сибири
С. Б. Броневский[7]. В 1838 г, на этом же настаивал новый генерал-губернатор
Восточной Сибири В. Я. Руперт, в отличие от иркутского гражданского
губернатора, который реэко был против. Идею упразднения бурятских полков и
увеличения численности русских казаков поддержали Сибирский комитет, Военное
министерство, Министерство государственных имуществ и Комитет министров; 7
января 1841 г. с ней согласился и Николай 1. Военное министерство 31 января
предписало В. Я. Руперту «предоставить вскорости проект положения о русских
полках». В мае того же года проект уже лежал на столе военного министра[8].
Проект
В. Я. Руперта предусматривал улучшение материального положения и преобразование
управленческой и организационной структур пограничного «войска». Наряду с
упразднением «бесполезных» бурятских и эвенкийского полков он предлагал
сформировать из русских пограничных казаков и их детей три шестисотенных полка
(Цурухайтуевский, Троицко-Савский и Акшинский) и полусотню мастеровых общей
численностью в 2 224 человека (табл. 1). Полки сводились в одну бригаду во
главе о бригадным командиром из армейских штаб-офицеров. По месту жительства
казаки составляли станицы (сотни), а они, в свою очередь, — три полковых
округа. В станице предполагалось иметь станичное правление (из сотника и двух
выборных из числа урядников судей), а в полковых округах — полковое правление
(из полкового атамана, двух заседателей и казначея, избранных из офицеров). По
всем вопросам жизни и быта (военным, гражданским, хозяйственным) казаки
подчинялись Войсковому бригадному правлению. И командиру бригады вменялось в
обязанность следить не только за службой и военным обучением казаков, но и
«строго наблюдать, дабы казаки в домашнем быту их имели время и возможность для
полевых и хозяйственных своих занятий». Он же утверждал выборных членов станичных
и полковых правлений. Иначе говоря, В. Я. Руперт предполагал
административно-территориальное деление и управление у пограничных казаков
полностью военизированным. Пограничные казаки должны были именоваться
«пограничным линейным казачьим войском» и находиться в военном ведомстве,
подчиняясь генерал-губернатору Восточной Сибири, а по вопросам охраны границы —
Троицко-Савскому пограничному управлению. В. Я. Руперт особо подчеркивал, что
«пограничные линейные казачьи полки суть полки поселенные». На них возлагалась
пограничная и полицейская служба. Чины казачьих офицеров сравнивались в рангах
с чинами офицеров армии. Разрабатывая свои преддожения, Руперт использовал
«Положения» о Сибирском линейном и Донском казачьих войсках.
Пока
военный министр рассматривал проект В. Я. Руперта, к нему в 1842 г. поступили
контрпредложения прибывшего из Китая статского советника Любимова, который
выступил в защиту бурятских казаков и настойчиво советовал оставить их в
прежнем положении. В отношении же русских казаков он предложил ограничиться
лишь незначительным увеличением их численности, предупреждая, что «чрезвычайные
меры» по укреплению границы могут обеспокоить Китай[9]. В результате проект В.
Я. Руперта был отложен, а «дело об обращении тунгус и бурят в ясачное состоянии
и об учреждении вместо их для охранения границы казачьих полков» в ноябре 1842
г. передали «для ближайшего рассмотрения» сенатору И. Т. Толстому,
направленному с ревизией в Восточную Сибирь. В этом же 1842 г. Николай I указал
разработать новое положение о сибирских городовых казаках.
Прибыв
в Иркутск, И. Т. Толстой в мае 1843 г. отправил с инспекцией на забайкальскую
границу капитана генштаба Н. Х. Агте. Последний в октябре 1844 г. представил
сенатору «Обзор пограничной линии с китайскими владениями», в котором,
солидаризируясь по принципиальным вопросам с Любимовым, подверг критике проект
В. Я. Руперта. Негативно отзываясь о состоянии дел на границе, Н. Х. Агте тем
не менее советовал «оставить положение пограничного войска в главных видах без
изменений» и предлагал лишь частные «перемены, необходимые по управлению оного
и устройству». Его идеи вкратце сводились к следующему: увеличение численности
русских казаков до 1 500 человек при одновременном сокращении числа
«инородческих» казаков до тысячи человек (в результате перевода трех бурятских
полков с границы на внутреннюю службу и сокращения штатной численности одного
бурятского полка с 600 до 500 человек); дистанционные команды сохранялись, а
пограничные отделения как лишнее звено в управлении казаками упразднялись;
дистанции и два «инородческих» полка напрямую подчинялись Троицко-Савскому
пограничному управлению, а последнее по казачьим делам — департаменту военных
поселений Военного министерства (правда, за иркутским гражданским губернатором
сохранялось руководство казаками по «гражданской части»); чины пограничных
казачьих офицеров «переименовывались» «из классных в соответствующие военные
иррегулярных войск». Организационное построение пограничного казачества Н. Х.
Агте не планировал менять: дистанционные команды не делились на более мелкие и
не сводились в более крупные подразделения. Он только добавил новые чины
есаулов и хорунжих (табл. 2).
В
отличие от Н. Х. Агте И. Т. Толстой представил в 1845 г. развернутый проект
коренной реформы организационной структуры пограничного «войска» и управления
им. По этому сюжету предложения сенатора во многом перекликались с
принципиальными положениями проекта В. Я. Руперта. И. Т. Толстой находил
возможным образовать из русских, бурятских и эвенкийских пограничных казаков и
из станичных казаков, живущих в приграничной полосе, единое казачье войско. В
состав его должны были войти три русских пятисотенных полка, четыре бурятских и
один эвенкийчкий шестисотенные полки, две полубатареи казачьей артиллерии и
команды мастеровых. Общая численность пограничных казаков вместе с нестроевыми
чинами (писарями, фельдшерами, чиновниками полкового, войсковых и станичных
правлений) достигла бы более 5 тыс. человек. Управление в войске делилось бы по
территориальному принципу на три «степени»: станичное (сотенное), полковое
(дистанционное) и войсковое. Станичные и полковые правления представляли
командиры сотен полков. Они находились под командой войскового правления во
главе с наказным атаманом (из армейских полковников). Войсковое правление
делилось на две экспедиции — воинскую и гражданскую — и имело при себе
канцелярию. В его руках находилась вся полнота власти на территории войска, а
само оно подчинялось через генерал-губернатора Восточной Сибири военному
министерству. Как Руперт и Агте, Толстой считал необходимым переименовать чины
пограничных казаков в «соответствующие чины иррегулярных войск», уравняв их в
правах с армейскими чинами. Однако при этом действительные офицерские чины
могли получить лишь дворяне, поступившие на службу в войско. Необходимо
заметить, что «Соображение об устройстве границы с Китаем и состоящей на оной
российской стражи» Толстого в выгодную сторону отличается от предшествующих
проектов своей обстоятельностью и охватом широкого круга проблем устройства
казачества. Фактически это был готовый проект Положения о пограничном казачьем
войске Забайкалья, в разработке которого Толстой опирался на Положение 1835 г.
о Войске Донском (табл.3).
Проект
И. Т. Толстого поступил в департамент военных поселений, а оттуда к военному
министру. Рассмотрение проекта тянулось в различных правительственных
инстанциях около двух лет, пока Николай I не вынес резолюцию: «Кончить прежде
проект положения о сибирских городовых казаках и потом приступить к составлению
положения о преобразовании пограничных казаков на китайской границе»[10]. В
результате этого решения проекты 1830 — первой половины 40-х годов
реорганизации пограничного казачества Забайкалья так и остались лишь проектами.
Но при всем при этомони достаточно отчетливо показывают, в каком направлении
правительство пыталось реформировать организационную структуру казачества. При
всех разногласиях, в рассмотренных выше проектах и предложениях можно выявить
существенное сходство позиций: 1.) перевод пограничных казаков из гражданского
в военное ведомство; 2.) увеличение их численности; 3.) создание стройной
войсковой организации (Руперт, Толстой); 4.) милитализированное
административно-территориальное устройство и управление; 5.) введение более
дробной иерархии офицерских чинов, как это было принято в казачьих войсках
(Донском, Сибирском и др.); при этом казачьи офицерские чины уравнивались в
рангах не с гражданскими, а с военными чинами. Значительное принципиальное
сходство наблюдалось и в решении других вопросов (землеустройства,
чинопроизводства, организации службы и т.п.).
Предложенные
Ладыженским, В. Я. Рупертом, Н. Г. Агте и И. Т. Толстым основные подходы к
реформе забайкальского казачества не долго ждали воплощения в жизнь. В 1851 г.
в прямой связи с началом присоединения к России Приамурья и Приморья в
Забайкалье, ставшем естественним плацдармом для занятия новых территорий, по
настоянию генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева было создано
казачье войско. Раэработанные Н. Н. Муравьевым Положения о Забайкальском
казачьем войске (17 марта и 21 июня 1851 г.) включили в себя многие
принципиалые идеи проектов 18ЭО-1840-Х гг., хотя и отличались от них большей
масштабностью, более детальной разработкой и самое главное — касались они не
отдельных категорий забайкальских казаков, а всего казачества Забайкалья в
целом.
Таблица
1
Проект
штатов забайкальского пограничного казачьего войска В. Я. Руперта 1838 г., чел.
Чины
В одном полку
В трех полках (бригаде)
Бригадных
Итого
Строевые чины
Бригадный командир
(штаб-офицер)
-
-
1
1
Полковой атаман
(капитан)
1
3
-
3
Бригадный адъютант
-
-
1
1
Сотники
6
18
-
18
Хорунжие
8
24
-
24
Пятидесятники
6
18
-
18
Урядники
30
90
-
90
Приказные
60
180
-
180
Рядовые
600
1800
-
1800
Нестроевые чины
Медицинские чины
7
21
4
25
Аудитор
-
-
1
1
Писаря
3
9
4
13
Мастеровые
-
-
50
50
ИТОГО
721
2163
61
2224
Примечание:
Составлена по: ЦГВИА. Ф.405, оп. 6, д.3089, л.32–41, 94–136об.
Таблица
2
Проект
штатов забайкальского пограничного казачества Н. Х. Агте 1844 г., чел.
Дистанция
Есаул
Сотники
Хорунжие
Нижние чины
Итого
Тункинская
1
-
1
98
100
Харацайская
1
-
1
128
130
Джидинская
1
-
1
118
120
Троицко-Савская
команда
1
2
-
197
200
Кударинская
1
-
1
128
130
Акшинская
1
1
1
207
210
Чиндантурукуевская
1
1
1
237
240
Цурухайтуевская
1
1
1
237
240
Горбиченская
1
-
1
128
130
ИТОГО
9
5
8
1478
1500
Примечание:
Составлена по ЦГВИА. Ф.405., оп.6, д.3091
Таблица
3
Проект
штатов пограничного казачества Забайкалья И. Т. Толстого 1845 г., чел.
Чины
В одном полку
В трех полках (бригаде)
Строевые чины
Полковой командир (ротмистр)
1
3
Сотники
5
15
Хорунжие
6
18
Урядники:
Старшие
Младшие
15
15
45
45
Приказные
38
114
Рядовые
500
1500
Нестроевые чины
Писаря
1
3
Фельдшера
1
3
ИТОГО
582
1746
Примечание.
Составлено по ЦГВИА. Ф.405, оп.6, д.3090, л.53–144
Список литературы
Столетие
Военного министерства. Спб., 1902. Т. II, Ч.1 С. 136–143, 278–295.
В
составе забайкальских пограничных казаков в данной статье учитываются и казаки
Тункинской дистанции.
ЦГВИА.
Ф.13, оп. 2/110, Д.151, ч.2, д. 214–220об, 227–328.
Там
же. Ф.405, оп.6, д.3091, л.53–54; ПСЗ-1. Т.38, №29125. С. 377–379.
Часть
этих документов уже использовалась авторами II тома «Столетие Военного
министерства» и особенно А. П. Васильевым, который кратко пересказал основное
содержание проектов реформы забайкальского казачества 30 — 40-х гг. XIX в. (за
исключением предложений Н. Х. Агте) (См.: Васильев А. П. Забайкальские казаки:
Ист. очерк. Чита, 1916. Т.2. с. 257–266).
ЦГВИА.
Ф. ВУА, д. 18528.
Там
же. Ф.405, оп.6, д.3090, л.42–46.
Там
же. Д.3089, л.2–17, 24–62, 80–93.
Там
же. Л. 157–180 об.
Васильев
А. П. Забайкальские казаки… Т.2. С. 266.