Афины и Спарта
Сергей Голубев
К
началу V века до н. э. в Греции выделилось два наиболее значительных
города-государства - Спарта и Афины.
Пути
развития этих государств были различны.
Спартанская
община носила аграрный, землевладельческий характер; торгово-денежные отношения
были здесь развиты слабо. Земля, поделённая на примерно равные участки (клеры)
и находившаяся у отдельных семей спартиатов, считалась собственностью общины,
государства в целом, и владеть ею отдельный спартиат мог лишь как член общины.
Эти земли обрабатывались трудом бесправного, зависимого и прикреплённого к
клерам населения - илотов. В отличие от обычного для Греции типа рабовладения
илоты принадлежали не отдельным спартиатам, а всей общине в целом. В Спарте
существовала также особая категория неполноправного населения – периэки
(“живущие вокруг”, т.е. не на территории самого города Спарты. ). Их положение
было менее тяжёлым. Они владели имуществом и землёй на основе частной
собственности и занимались не только земледелием, но ремёслами и торговлей.
Богатые периэки владели рабами.
Афины
представляли собой иной тип рабовладельческого города-государства. Интенсивный
рост производительных сил афинского общества, связанный с развитием ремесла и
морской торговли, привёл к сравнительно раннему разложению общины. В Афинах в
результате борьбы, развернувшейся между широкими слоями населения (демос) и
родовой аристократией (евпатриды), складывается рабовладельческое государство,
получившее довольно сложную социальную структуру. Свободное население Афин
распадалось на класс крупных торговцев и класс свободных производителей. К
первому из них следует отнести, помимо евпатридов, представителей новой
торговой знати, ко второму - широкие слои демоса, т.е. крестьян и
ремесленников. Существовало и другое деление свободной части афинского
населения: на пользовавшихся
политическими правами и неполноправных - на граждан и метеков (чужестранцы, живущие на территории
Афин). Ниже всех на социальной лестнице
стояли абсолютно лишённые гражданских прав и личной свободы рабы (но таковой
ситуация было по всей Греции, а не только в Афинах).
Государственный
строй Афин м Спарты так же имел существенные
различия.
Спарта
была типичной олигархической республикой. Во главе общины стояли два царя, но
власть их была сильно ограниченна советом старейшин (герусия) - органом
спартанской знати - и коллегией эфоров. Народное собрание (апелла) хотя и
считалось формально верховным органом власти, но фактически большого значения
не имело. Мнения же никому кроме царей и геронтов на собраниях высказывать не
разрешалось. Народ мог либо одобрить, либо отвергнуть предложение.
В
Афинах в результате преобразований, проведённых в VI веке Соломоном и Калисфеном, установился строй
рабовладельческой демократии. Политическое господство родовой знати было
сломлено. Всё более росла роль афинского народного собрания (экклесия).
Основные государственные должности были выборными. Выборный “совет пятисот”
(буле) постепенно оттеснил на задний план оплот родовой знати - ареопаг, хотя
последний в начале V века ещё представлял собой определённую политическую силу.
Был создан такой демократический орган, как суд присяжных (гелиэя), состав
которого пополнялся путём жеребьевки из числа всех полноправных граждан.
Экономический и политический строй греческих государств определял и характер их
военной организации. В Спарте своеобразный быт и система военизированного
воспитания, основанных на установлениях Ликурга, способствовали созданию
сильного и опытного войска(спартанская пехота). Спарта подчинила себе Кинурию и
Массению и возглавила Пелопонесский союз, в который входили аркадские города,
Элида, а затем Коринф, Мегары и остров Эгина. Афины, как торговое и морское
государство, развивали преимущественно кораблестроение. К началу V в. Афинский
флот. В особенности военный, был ещё невелик. Однако всё экономическое развитие
Афинского государства, а затем нависшая над ним военная угроза (персы) толкали
афинян на путь усиленного строительства флота.