Реферат по предмету "История"


Славянские и неславянские племена

Славянские и неславянские племена  

В Повести временных лет рассказывается о расселении
славянских племен. Вначале, по мнению летописца, славяне жили на Дунае, потом
они расселились по Висле, Днепру, Волге. Автор указывает, какие племена
говорили на славянском языке, а какие - на других языках: “Се бо токмо,
словенски язык в Руси: Поляне, Древляне, Новгородци, Полочане, Дреговичи,
Север, Бужане, зане седоша по Бугу, после де же Ве-лыняне. А се суть инии языци
иже дань дают Руси: Чюдь, Меря, Весь, Мурома,
Черемись, Мордва, Пермь, Печера, Ямь, Литва, Зимигола, Корсь, Норова, Либь. Си
суть свои язык имуще от колена Афетова, иже жи-вуть в странах полунощных”.
Летописец дает и описание быта и обычаев славян: “...живяху кождо с своим родом
и на своих местах, владеюще кождо родом своим на своих местах” и т. п.

Вятичи

Вятичи,
древнерусское племя, жившее в части бассейна р. Оки. Родоначальником В.
летопись считает легендарного Вятко: «А Вятко седе с родом своим по Оце, от
него же прозвашася вятичи». Вятичи занимались земледелием и скотоводством; до
10—11 вв. у Вятичей сохранялся патриархально-родовой строй, в 11—14 вв.
развивались феодальные отношения. В 9—10 вв. Вятичи платили дань хазарам, позже
— киевским князьям, но до начала 12 в. Вятичи отстаивали свою политическую
независимость. В 11—12 вв. на земле Вятичей возник ряд ремесленных городов —
Москва, Колтеск, Дедослав, Неринск и др. Во 2-й половине 12 в. земля Вятичей
была поделена между суздальскими и черниговскими князьями. В 14 в. Вятичи в
летописях больше не упоминаются. Ранние курганы Вятичей, содержащие
трупосожжения, известны по верхней Оке и на верхнем Дону. Они содержат по
нескольку погребений родичей. Языческий обряд погребения сохранялся до 14 в. От
12—14 вв. дошли многочисленные небольшие курганы Вятичей с трупоположениями.

Лит.: Арциховский А. В., Курганы вятичей, М., 1930;
Третьяков П. Н., Восточнославянские племена, 2 изд., М., 1953.

Кривичи (вост.-слав. племенное
объединение)

Кривичи,
восточнославянское племенное объединение 6—10 вв., занимавшее обширные области
в верхнем течении Днепра, Волги и Западной Двины, а также южную часть бассейна
Чудского озера. Археологические памятники — курганы (с трупосожжениями) в виде
длинных валообразных насыпей, остатки земледельческих поселений и городища, где
обнаружены следы железоделательного, кузнечного, ювелирного и др. ремёсел.
Главные центры — гг. Смоленск, Полоцк, Изборск и, возможно, Псков. В состав К.
входили многочисленные балтийские этнические группы. В конце 9—10 вв. появились
богатые погребения дружинников с вооружением; особенно много их в Гнездовских
курганах. По летописи, К. до включения их в состав Киевского государства (во
2-й половине 9 в.) имели своё княжение. Последний раз имя К. упоминается в
летописи под 1162, когда на земле К. уже сложились Смоленское и Полоцкое
княжества, а северо-западная её часть вошла в состав Новгородских владений. К.
сыграли большую роль в колонизации Волго-Клязьминского междуречья.

Лит.: Довнар-Запольский М., Очерк истории Кривичской и
Дреговичской земель до конца XII ст., К., 1891; Третьяков П. Н.,
Восточнославянские племена, 2 изд., М., 1953; Седов В. В., Кривичи, «Советская
археология», 1960, № 1.

Гнёздовские курганы
, древнерусские курганы (около 3000 насыпей) 10 —
начало 11 вв. у деревни Гнёздово, в 12 км от Смоленска, вниз по Днепру, где
кончался древний путь по мелким рекам и волокам из Западной Двины в Днепр.
Раскопками с 1874 (основные исследователи — М. Ф. Кусцинский, В. И. Сизов, С.
И. Сергеев, Д. А. Авдусин) вскрыто около 850 насыпей. Основной обряд погребения
— трупосожжение. Находки: бытовая утварь, украшения, керамика, орудия труда,
монеты (арабские и византийские), реже — оружие (стрелы, топоры, мечи, кольчуги,
шлемы). Найден сосуд с древнейшей русской надписью (см. Гнездовская надпись), а
также древнейшие на Руси бритва и ножницы шарнирного типа. Погребальный
инвентарь отражает становление феодализма на Руси, развитие ремесла, торговли
(в т. ч. внешней). В Г. к. наряду с единичными погребениями богатых воинов
раскопано большое количество погребений, принадлежащих представителям низших
социальных слоев. Среди погребённых главным образом славяне, а также скандинавы
и балты. Попытки обосновать участие варягов в образовании Древнерусского
государства (см. Норманская теория) некоторыми находками в Г. к.
неосновательны, т.к. скандинавских погребений мало, и, кроме того, большинство
Г.- к. насыпано в конце 10 в., т. е. через 100 лет после легендарного
«призвания варягов». Возле курганов имеются селища домонгольского времени,
жители которых, видимо, обслуживали пути между Западной Двиной и Днепром.

Лит.: Сизов В. И., Курганы Смоленской губернии, в
сборнике: Материалы по археологии России, № 28, СПБ, 1902; Авдусин Д. А., К
вопросу о происхождении Смоленска и его первоначальной топографии, в сборнике:
Смоленск, Смоленск, 1967.

Лит.: Авдусин Д. А., Гнездовская корчага, в сборнике:
Древние славяне и их соседи. М., 1970.

Древляне
(деревляне)

ДРЕВЛЯНЕ (ДЕРЕВЛЯНЕ) - славянское племя,
оби тавшее в лесах к с.-з. от Киева («зане седоша в лесехъ»,-говорит летопись).
Название племя и получило от лесов. Древляне имели полугосударственную
организацию. В летописи рассказывается о князьях и «лучших мужах», дружинниках.
До середины Х в. между древлянскими и киевскими князьями происходили военные
столкновения. В связи с этим автор Повести временных лет (киевлянин) старается
описывать их в черном цвете: “...Древляне живяху зве-риньскимъ образом, живуще
скотьски: убиваху друг друга, ядаху вся нечисто, и брака у них не бываше, но
умыкиваху к воды девицы”. Древлянские курганы отличаются скоплениями золы и
угольков в насыпях всегда выше трупоположений. Обычно это тонкая
зольно-угольная прослойка в центре кургана. На севере Древляне соседствовали с
дреговичами. Самые древние курганы Древлян были курганы с трупосожжениями и
урнами пражско-корчаковского типа.

Поляне


ПОЛЯНЕ - славянское племя, обитавшее по
Днепру. “Тако же и ти словене пришедше и седоше по Днепру и нарекошася поляне”,-сообщает летопись.
Кроме Киева, Полянам принадлежали города Вышгород, Василев, Белгород. Название
Поляне происходит от слова “поле” - безлесное пространство. Киевское
Поднепровье еще в скифское время было освоено земледельцами. Значительная часть
днепровской лесостепи, по мнению некоторых исследователей, принадлежала другому
славянскому племени - северянам. Поляне хоронили своих умерших и в могилах, и
путем сжигания.

Радимичи


РАДИМИЧИ - союз племен в. славян
междуречья верховий Днепра и Десны. Основной регион - бассейн р. Сож. Культура
сходна с другими славянскими племенами. Основные особенности: семилучевые
височные кольца. Покойников сжигали на месте курганов на особой подсыпке. С XII
в. стали помещать умерших в специально вырытые под курганами ямы.
Русские славяне и их соседи

Что касается до славян, то древнейшим
местом их жительства в Европе были, по-видимому, северные склоны Карпатских
гор, где славяне под именем венедов, антов и склавен были известны еще в
римские, готские и гуннские времена.
Отсюда славяне разошлись в разные стороны: на юг (балканские славяне), на запад
(чехи, моравы, поляки) и на восток
(русские славяне). Восточная ветвь славян пришла на Днепр вероятно еще в VII в.
и, постепенно расселяясь, дошла до озера Ильменя и до верхней Оки. Из русских
славян вблизи Карпат остались хорваты и волыняне (дулебы, бужане). Поляне,
древляне и дреговичи основались на правом берегу Днепра и на его правых
притоках. Северяне, Радимичи и вятичи перевалили за Днепр и сели на его
левых притоках, причем вятичи успели продвинуться даже на Оку. Кривичи тоже
вышли из системы Днепра на север, на верховья Волги и Зап. Двины, а их отрасль
словене заняли речную систему озера Ильменя. В своем движении вверх по Днепру,
на северных и северо-восточных окраинах своих новых поселений, славяне
приходили в непосредственную близость с финскими племенами и постепенно
оттесняли их все далее на север и северо-восток. В то же время на северо-западе
соседями славян оказывались литовские племена, понемногу отступавшие к
Балтийскому морю перед напором славянской колонизации. На восточных же
окраинах, со стороны степей, славяне, в свою очередь, много терпели от кочевых
азиатских пришельцев. Как мы уже знаем, славяне особенно "примучили"
обры (авары). Позднее же поляне, северяне, радимичи и
вятичи, жившие восточнее прочих родичей, в большей близости к степям, были
покорены хазарами, можно сказать, вошли в состав хазарской державы. Так
определилось первоначальное соседство русских славян.

Самым диким из всех соседивших со
славянами племен было финское племя, составляющее одну из отраслей монгольской
расы. В пределах нынешней России финны жили с незапамятной поры, подчиняясь
воздействию как скифов с сарматами, так позднее готов, тюрков, литовцев и
славян. Делясь на много маленьких народцев (чудь, весь, емь, эсты, Меря,
мордва, черемисы, вотяки, зыряне и многие другие), финны занимали своими
редкими поселениями громадные лесные пространства всего русского севера.
Разрозненные и не имевшие никакого внутреннего устройства слабые финские
народцы оставались в первобытной дикости и простоте, легко поддаваясь всякому
вторжению в их земли. Они быстро подчинялись более культурным пришельцам и
ассимилировались с ними, или же без заметной борьбы уступали им свои земли и уходили
от них на север или восток. Таким образом с постепенным расселением славян в
средней и северной России масса финских земель переходила к славянам, и в славянское
население мирным путем вливался обруселый финский элемент. Лишь изредка там,
где финские жрецы-шаманы (по старому русскому названию "волхвы" и
"кудесники") поднимали свой народ на борьбу, финны становились против
русских. Но эта борьба кончалась неизменной победой славянства, и начавшееся в
VIII--Х вв. обрусение финнов продолжалось неуклонно и продолжается еще до наших
дней. Одновременно со славянским воздействием на финнов началось сильное
воздействие на них со стороны тюркского народа болгар волжских (названных так в
отличие от болгар дунайских). Пришедшие с низовьев Волги к устьям Камы кочевые
болгары основались здесь и, не ограничиваясь кочевьями, построили города, в
которых началась оживленная торговля. Арабские и хазарские купцы привозили сюда
с юга по Волге свои товары (между прочим, серебряную утварь, блюда, чаши и
проч.); здесь они выменивали их на ценные меха, доставляемые с севера Камою и
верхнею Волгою. Сношения с арабами и хазарами распространили между болгарами
магометанство и некоторую образованность. Болгарские города (в особенности
Болгар или Булгар на самой Волге) стали очень влиятельными центрами для всей
области верхней Волги и Камы, населенной финскими племенами. Влияние болгарских
городов сказывалось и на русских славянах, торговавших с болгарами, а
впоследствии враждовавших с ними. В политическом отношении волжские болгары не
были сильным народом. Завися первоначально от хазар, они имели, однако, особого
хана и многих подчиненных ему царьков или князей. С падением хазарского
царства, болгары существовали самостоятельно, но много терпели от русских
набегов и были окончательно разорены в XIII в. татарами. Их потомки чуваши
представляют теперь слабое и мало развитое племя. Литовские племена (литва,
жмудь, латыши, пруссы, ятвяги и др.), составляющие особую ветвь арийского
племени, уже в глубокой древности (во II в. по Р. Хр.) заселяли те места, на
которых их позднее застали славяне. Поселения литовцев занимали бассейны рек
Неман и Зап. Двины и от Балтийского моря доходили до р. Припяти и истоков
Днепра и Волги. Отступая постепенно перед славянами, литовцы сосредоточились по
Неману и Зап. Двине в дремучих лесах ближайшей к морю полосы и там надолго
сохранили свой первоначальный быт. Племена их не были объединены, они делились
на отдельные роды и взаимно враждовали. Религия литовцев заключалась в
обожествлении сил природы (Перкунь -- бог грома, у славян - Перун), в почитании
умерших предков и вообще находилась на низком уровне развития. Вопреки старым
рассказам о литовских жрецах и различных святилищах, теперь доказано, что у
литовцев не было ни влиятельного жреческого сословия, ни торжественных
религиозных церемоний. Каждая семья приносила жертвы богам и божкам, почитала
животных и священные дубы, угощала души умерших и занималась гаданиями. Грубый
и суровый быт литовцев, их бедность и дикость ставили их ниже славян и
заставляли литву уступать славянам те свои земли, на которые направлялась
русская колонизация. Там же где литовцы непосредственно соседили с русскими,
они заметно поддавались культурному их влиянию.

По отношению к финским и литовским своим
соседям русские славяне чувствовали свое превосходство и держались
наступательно. Иначе было дело с хазарами. Кочевое тюркское племя хазар прочно
осело на Кавказе и в южнорусских степях и стало заниматься земледелием,
разведением винограда, рыболовством и торговлей. Зиму хазары проводили в
городах, а на лето выселялись в степь к своим лугам, садам и полевым работам.
Так как через земли хазар пролегали торговые пути из Европы в Азию, то
хазарские города, стоявшие на этих путях, получили большое торговое значение и
влияние. Особенно стали известны столичный город Итиль на нижней Волге и
крепость Саркел (по-русски Белая Вежа) на Дону близ Волги. Они были громадными
рынками, на которых торговали азиатские купцы с европейскими и одновременно
сходились магометане, евреи, язычники и христиане. Влияние ислама и еврейства
было особенно сильно среди хазар; хазарский хан ("каган" или
"хакан") со своим двором исповедовал иудейскую веру; в народе же
всего более было распространено магометанство, но держались и христианская вера
и язычество. Такое разноверие вело к веротерпимости и привлекло к хазарам
поселенцев из многих стран. Когда в VIII столетии некоторые русские племена
(Поляне, северяне, Радимичи, Вятичи) были покорены хазарами, это
хазарское иго не было тяжелым для славян. Оно открыло для славян легкий доступ
на хазарские рынки и втянуло русских в торговлю с Востоком. Многочисленные
клады арабских монет (диргемов), находимые в разных местностях России,
свидетельствуют о развитии восточной торговли именно в VIII и IX вв., когда
Русь находилась под прямой хазарской властью, а затем под значительным
хазарским влиянием. Позднее, в Х в., когда хазары ослабели от упорной борьбы с
новым кочевым племенем -- печенегами, русские сами стали нападать на хазар и
много способствовали падению Хазарского государства. Перечень соседей русских
славян необходимо дополнить указанием на варягов, которые не были прямыми
соседями славян, но жили "за морем" и приходили к славянам
"из-за моря". Именем "варягов" ("варангов",
"вэрингов") не только славяне, но и другие народы (греки, арабы,
скандинавы) называли норманнов, выходивших из Скандинавии в другие страны.
Такие выходцы стали появляться с IX в. среди славянских племен на Волхове и
Днепре, на Черном море и в Греции в виде военных или торговых дружин. Они
торговали или нанимались на русскую и византийскую военную службу или же просто
искали добычи и грабили, где могли. Трудно сказать, что именно заставляло
варягов так часто покидать свою родину и бродить по чужбине; в ту эпоху вообще
было очень велико выселение номаннов из Скандинавских стран в среднюю и даже
южную Европу: они нападали на Англию, Францию, Испанию, даже Италию. Среди же
русских славян с середины IX столетия варягов было так много и к ним славяне
так привыкли, что варягов можно назвать прямыми сожителями русских славян. Они
вместе торговали с греками и арабами, вместе воевали против общих врагов,
иногда ссорились и враждовали, причем то варяги подчиняли себе славян, то
славяне прогоняли варягов "за море" на их родину. При тесном общении
славян с варягами можно было бы ожидать большого влияния варягов на славянский
быт. Но такого влияния вообще незаметно -- знак, что в культурном отношении
варяги не были выше славянского населения той эпохи.

Гунны


Нашествием гуннов открывается ряд последовательных азиатских
вторжений в Россию и Европу. Монгольская орда гуннов, постепенно придвигаясь с
востока к Дону, в 375 г. обрушилась на остготов, разгромила готское королевство
и увлекла с собою готские племена в движении на запад. Гонимые гуннами готы
вступили в пределы Римской империи, а гунны,
овладев Черноморьем и кочуя между Волгой и Дунаем, образовали пространное
государство, в котором соединилось много покоренных ими племен. Позднее, в V
в., гунны продвинулись еще более на запад и
основались в нынешней Венгрии, откуда доходили в своих набегах до
Константинополя и до теперешней Франции. После их знаменитого вождя Аттилы во
второй половине V в. сила гуннов была сломлена междоусобиями в их среде и
восстаниями подчиненных им европейских племен. Гунны
были отброшены на восток за Днепр, и самое их государство исчезло. Но вместо
гуннов из Азии в VI в. появилось новое монгольское племя аваров. Оно заняло те
же места, на которых сидели ранее гунны, и до
конца VIII в. держалось в Черноморье и на Венгерской равнине, угнетая
покоренные европейские племена, пока, в свою очередь, его не истребили германцы
и славяне. Падение аварского могущества совершилось так быстро и решительно,
что у славян послужило предметом особой поговорки: русский летописец,
называвший аваров обрами, говорит, что из них в живых не осталось ни одного,
"и есть притча в Руси и до сегодня: погибоша аки обри". Но обры
погибли, а на их месте появились с востока еще новые орды все того же
монгольского корня, именно -- угров (или венгров) и хазар. Угры после некоторых
передвижений в южной России, заняли нынешнюю Венгрию, а хазары основали
обширное государство от Кавказских гордо Волги и до среднего Днепра. Однако
движение народов с востока не остановилось и после образования хазарской
державы: за хазарами в южно-русских степях появились новые азиатские народы
тюрко-татарского племени; это были печенеги, торки [тюрки -- Ред.], половцы и
позднее всех, татары (в XIII в.). Так последовательно в продолжение почти
целого тысячелетия южные степи нынешней России были предметом спора прошлых
племен: готы сменялись гуннами, гунны --
аварами, авары -- уграми и хазарами, хазары -- печенегами, печенеги --
половцами, половцы -- татарами. Начиная с гуннов, Азия посылала на Европу одно
кочевое племя за другим. Проникая через Урал или Кавказ в Черноморье, кочевники
держались вблизи от Черноморских берегов, в степной полосе, удобной для
кочевья, и не заходили далеко на север, в лесные пространства нынешней средней
России. Леса спасали здесь от окончательного разгрома пришлых орд постоянное
местное население, состоявшее главным образом из славян и финнов.

Балты


БАЛТЫ, балтийские (балтские) племена. Заселяли в 1-м —
начале 2-го тысячелетия нашей эры территории от юго-запада Прибалтики до
Поднепровья и междуречья Москвы и Оки. Язык балтийской группы индоевропейской
семьи. По некоторым гипотезам, до начала нашей эры составляли вместе со
славянами балто-славянскую этноязыковую общность. Хозяйство: земледелие,
скотоводство, ремесла. Западные балты: пруссы, ятвяги; племена центральной
группировки балтов: курши, земгалы, селы, латгалы (предки латышей), жемайты и
аукштайты (предки литовцев). Восточные балты: голядь,
племена Верхнего Поднепровья и др., ассимилированные восточными славянами,
вошли в состав древнерусской народности на рубеже 1 — 2-го тысячелетия нашей
эры.

Голядь


Голядь,
балтийское племя, упоминаемое в русских летописях 11—12 вв.; жило в бассейне
реки Протвы, правого притока реки Москвы, между вятичами и кривичами. В 12 в.
большинство Г. было ассимилировано славянами.

Меря


Меря,
племя, предки которого в конце 1-го тыс. до н. э. — 1-м тыс. н. э. жили в междуречья.
Впервые М. упоминаются в 6 в. готским историком Иорданом. Русская летопись
«Повесть временных лет» помещает М. в районе озёр Неро и Клещина. Язык М.
относился к финно-угорской семье. В 1-м тыс. н. э. у М. распадался родовой
строй. Основные занятия М скотоводство, охота, рыболовство, домашние ремёсла.
По мере продвижения в Поволжье славян (с конца 1-го тыс.) М. постепенно
растворились в их среде.

Меря, Меряне — древнее финское племя, упоминаемое в
Начальной Летописи, как жившее в соседстве с весью, у озер Ростовского (Неро) и
Клещина (Переяславского), платившее, наравне с другими славянскими и финскими
племенами, дань варягам и участвовавшее, затем, в призвании варяжских князей.
Летописные данные об этом племени весьма скудны (последнее упоминание под 907
г.), а хоро- и топографическая номенклатура доказывает, что область обитания М.
была весьма обширна и обнимала все среднее Поволжье, доходя на С до водораздела
Волги с Беломорским бассейном, на 3 — до Шексны и Мологи, на Ю — захватывая
верховья Клязьмы и Москвы-реки и соприкасаясь с областью кривичей и вятичей, на
ЮВ и В — сходясь с поселениями мещеры, муромы и перми. Эго широкое распространение
М. доказывается и археологическими раскопками курганов в губерниях
Владимирской, Ярославской, Костромской и т. д., давшими вообще много данных для
суждения о культуре М. в IX, Х и XI вв. Самые значительные раскопки (в уу.
Суздальском, Владимирском, Юрьевском, Переяславском и Ростовском) были
произведены в 50-х гг. граф. А. С. Уваровым и П. С. Савельевым, которыми было
раскопано 772 кургана; позже раскопки производились гг. Кельсиевым, Ушаковым,
костромской археологической комиссией, Ф. Д. Нефедовым и др. лицами. По форме
черепа у М. преобладала долихоцефалия, особенно в Тверской, Ярославской,
Московской и Владимирской губ., тогда как среди костромских курганных черепов
нередки также мезо- и брахицефалы. Находимые иногда в могилах остатки волос
указывают на преобладание шатенов и брюнетов. Из курганов, считаемых
мерянскими, в одних найдены были следы трупосожжения, в других — погребения,
при чем умерший хоронился или на глубине не менее 2 арш., или на небольшой
насыпи, прикрывавшейся курганом. В числе предметов, находимых в могилах,
некоторые указывают, несомненно, на варяжское (норманское) влияние, напр.
бронзовые скорлупчатые фибулы (чашеобразные прорезные пряжки или броши),
некоторые формы мечей и топоров, африко-арабские и западные монеты и т. д.
Мерянские могилы вообще довольно богаты различными орудиями и украшениями
(бронзовые кольца на висках, обручи или гривны на шее, разнообразные привески и
бусы, пряжки, серьги, серебряные и медные браслеты и запястья, кольца, перстни
и др.). Часто встречаются железные ножики, каменные бруски, огнива и кремни,
костяные гребни, ключи, монеты (на ожерельях). Судя по остаткам тканей и кожи,
М. носили шерстяную одежду, иногда парчевую (по-видимому — византийского
происхождения) и сапоги (иногда с железными подковками). В случае трупосожжения
пепел иногда клали в горшок. При сожженных костях находят обыкновенно слитки
спаявшихся металлических украшений и железных орудий.

Кроме человеческих костей попадаются нередко кости
домашних животных, очевидно приносившихся в жертву для сопровождения умершего
на тот свет. Иногда воин хоронился со своим конем (с удилами и стременами) и с
полным вооружением: мечем (или саблей), копьем (или дротиком), секирой,
стрелами (железными и каменными), луком. О быте народа свидетельствуют также железные
ключи и замки; глиняная посуда, отчасти грубая, сделанная от руки, отчасти
обожженная и украшенная узором; бронзовые сосуды (редко) и деревянные ведра, с
железными обручами; небольшие сундучки; железные долота, клещи, щипчики, иглы;
глиняные пряслицы (для веретен); железные серпы и сошники; ножницы для стрижки
овец; железные гарпуны и багры. На сношения с Востоком и Западом указывают
норманские украшения и оружие, восточные бусы и бисер, янтарь, византийские
ткани, серебряные украшения, различные монеты. К религиозным предметам
относятся идолы (из глины и бронзы), глиняные подражания человеческой руке и
звериной лапе, железные и бронзовые изображения змей, может быть также
белемниты, звериные зубы и когти, крашеные яйца, некоторые подвески (в форме полулуния
и т. д.), игравшие, может быть, роль амулетов. В числе подвесок встречаются
крестики и образки — Богоматери, такого-то святого с копьем (Дмитрий
Солунский?), каких-то парных святых и т. д. Присутствие этих крестов и образков
не доказывает еще принадлежности к христианству, так как остальные подробности
погребения свидетельствуют о языческом обряде, да и самые крестики и образки
оказываются или привешенными к ожерелью, наравне с другими подвесками, или
парными, служившими, очевидно, для украшения серег. Многие украшения и другие
предметы мерянского обихода свидетельствуют о некоторой зажиточности и
художественном вкусе и в то же время указывают на некоторую общность культуры с
другими финскими и славянскими племенами. Наиболее родственным М. племеном
были, по-видимому, черемисы, которые называют себя также мара или мэря;
последние дольше отстаивали свою племенную обособленность, тогда как М.,
по-видимому, рано подпала культурному влиянию варягов и славян, и уже к XI в.
обрусела. Во всяком случае, племя это представляет важность в том отношении,
что на почве его возникло русское государство (во Владимире и Москве) и, при
воздействии славянской колонизации, образовалась, главным образом,
великорусская народность.
Список литературы

Гр. А. С. Уваров, “Меряне и их быт по курганным
раскопкам” (в “Трудах I Арх. Съезда в Москве”, 1869 г., т. II, М., 1871, со
многими таблицами рисунков)

Корсаков, “М. и Ростовское княжество” (Казань, 1872);

Раскопки Ушакова, Кельсиева и др. в “Известиях” Импер.
Общ. Люб. Ест. за 70-е гг.;

проф. А. П. Богданов, “О мерянских черепах” (в изд.
“Антропол. Выставка” Общ. Люб. Ест., т. III).

Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://lesebuecher.pisem.net


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.