Тишайший
царь и его время
I
В 1953 году
исполнилось 250-летие с того дня, когда, основав Санкт-Петербург, Петр прорубил
окно в Европу. То самое знаменитое окошко, сквозь которое, благодаря действиям
русской интеллигенции, провалилось все русское государство.
В этом же году,
в том же октябре, четыреста лет назад, за 150 лет до основания Санкт-Петербурга
другим русским Царем Иоанном Грозным было прорублено другое окно, окно на
восток, в древнюю Азию.
2 октября 1552
года, руководимые Иоанном Грозным войска, взяли приступом столицу Казанского
царства, Казань. После взятия Казани, Волга стала вся русской рекой,
распахнулось окно в бесконечные просторы Азии.
Это окно,
открытое в просторы Азии принесло Русскому народу неизмеримо больше пользы, чем
все окна, открытые на запад.
Но одновременно
Московские цари, задолго до Петра, упорно старались прорубить в стенах своего
царства и другое окошко на запад.
“...Стремление
к самобытности и довольство косностью, — пишет С. Платонов, — развивалось на
Руси как-то параллельно с некоторым стремлением к подражанию чужому. Влияние
западно-европейской образованности возникло на Руси из практических
потребностей страны, которых не могли удовлетворить своими средствами.
Нужда
заставляла правительство звать иноземцев. Но, призывая их и даже лаская,
правительство, в то же время, ревниво оберегало от них чистоту национальных
верований и жизни. Однако знакомство с иностранцами все же было источником
“новшеств”. Превосходство их культуры неотразимо влияло на наших предков, и
образовательное движение проявилось на Руси еще в XVI веке, хотя и на отдельных
личностях (Вассиан Патрикеев и др.). Сам Грозный не мог не чувствовать нужды в
образовании; за образование крепко стоит и политический его противник князь
Курбский. Борис Годунов представляется нам уже прямым другом европейской
культуры”.
Борис Годунов
еще решительнее, чем Иоанн Грозный стал стремиться, чтобы в Россию стала
проникать западная культура. Борис Годунов ясно повел курс на сближение России
с западным миром, от которого она сторонилась от времен Александра Невского.
“Близость к
образованному Ивану развила и в Борисе вкус к образованности, а его ясный ум
определенно подсказал ему стремление к цивилизованному западу. Борис призывал
на Русь и ласкал иностранцев, посылал русскую молодежь заграницу учиться
(любопытно, что ни один из них не вернулся назад в Россию) и своему горячо
любимому сыну дал прекрасное, по тому времени, образование”.