Реферат по предмету "История"


Россия в конце 19 века.

Россия в
конце 19 века
Внутренняя
политика самодержавия в конце XIX в.

Идеологами и
проводниками внутриполитического курса, определявшего все царствование
Александра III (1881 — 1894), были убежденные консерваторы: обер-прокурор
Синода К. П. Победоносцев, издатель "Московских ведомостей" М. Н.
Катков и министр внутренних дел Д. А. Толстой. Все эти деятели отрицательно
относились к реформам 1860 — 1870-х гг., рассчитывая нейтрализовать их воздействие
на русскую жизнь путем контрреформ. Наиболее значительными из мер, принятых
правительством в этом направлении, были создание новой администрации на местах
в лице земских начальников (1889) и земская контрреформа (1890). Земский
начальник стоял во главе земского участка (в каждом уезде таких участков было 4
— 5). Назначались эти должностные лица министром внутренних дел исключительно
из числа местных потомственных дворян — помещиков. Крестьянство попадало в их
полную и безоговорочную власть. Следя за соблюдением порядка, сбором податей и
пр., земские начальники широко пользовались предоставленным им правом
штрафовать крестьян, сажать под арест и подвергать телесным наказаниям. В
результате земской контрреформы, имущественный ценз для землевладельческой курии
понизился вдвое, а для городской значительно повысился. После этого
преобладание землевладельцев в земствах стало еще значительней. Крестьянская же
избирательная курия вообще потеряла право самостоятельного выбора:
окончательное решение по ее кандидатурам принимал губернатор. Т.о.,
самодержавная власть пыталась максимально укрепить позиции дворян-помещиков в
местном управлении. Кроме того, правительство оказывало поместному дворянству
еще и финансовую поддержку: в 1885 г. был учрежден Дворянский банк, дававший
ссуды на льготных условиях под залог поместий. В первый же год своей
деятельности банк ссудил помещикам почти 70 млн рублей. Денежные вливания
тормозили процесс оскудения поместного дворянства, но остановить его не могли.

Поддерживая
дворянство, правящая бюрократия стремилась в то же время максимально укрепить
свои позиции. 14 августа 1881 г. Александр III утвердил "Положение о мерах
к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия", по
которому в любой местности могло быть объявлено чрезвычайное положение. Местная
администрация получала возможность арестовывать всех, кого считала нужным,
ссылать без суда на срок до 5 лет в любую часть Российской империи, предавать
военному суду. Ей было дано право закрывать учебные заведения и органы печати,
приостанавливать деятельность земств и т.п. "Положение" вплоть до
1917г. широко использовалось властью в борьбе с революционным и общественным
движением. В 1880-х гг. правительство предприняло еще ряд суровых мер против
образованной части общества, в которой оно видело своего главного противника:
ужесточило цензуру, усилило административный надзор за высшими учебными
заведениями, затруднило доступ к образованию представителей "низших
сословий".

Николай II
(1894 — 1917) поначалу также пытался следовать реакционному курсу своего отца.
В его царствование была создана единая сеть охранных отделений —
высокопрофессиональных органов политического сыска. С полной нагрузкой работали
царские суды. Обычным явлением стало употребление для борьбы с "массовыми
беспорядками" не только полиции и жандармерии, но и войск. Слабые попытки
некоторых представителей высшей бюрократии, прежде всего министра финансов С.
Ю. Витте, провести преобразования буржуазного характера, связанные с
разрушением общины и укреплением слоя зажиточного крестьянства, не находили у
царя поддержки.
Общественное
движение в конце XIX - начале XX в.

В конце XIX в.
средоточием либеральной оппозиции по-прежнему были земские органы, а ее главным
лозунгом — "позитивная работа на местах". В эти годы завязывались и
крепли связи между земствами, происходили встречи земских лидеров,
разрабатывались планы. Введение конституции либералы считали первостепенно
важным для России преобразованием. На этой платформе в 1904 г. возникает
организация "Союз Освобождения", объединившая либеральных земцев и
интеллигенцию. Выступая за конституцию, "Союз" выдвигал в своей
программе и некоторые умеренные социально-экономические требования, прежде
всего в крестьянском вопросе: отчуждение части помещичьих земель за выкуп,
ликвидация отрезков и т.п. Характерной чертой либерального движения по-прежнему
было неприятие революционных средств.

Тяжелый кризис
переживает в эти годы народничество. В нем значительно усиливается либеральное
крыло, представители которого (Н. К. Михайловский, С. Н. Кривенко и др.)
надеялись воплотить народнические идеалы в жизнь мирным путем. В среде
либерального народничества возникла "Теория малых дел", нацеливавшая
интеллигенцию на ежедневную будничную работу по улучшению положения крестьян —
в земских школах, больницах, волостных правлениях и т.п. От либералов
либеральные народники отличались прежде всего тем, что для них первостепенное
значение имели социально-экономические преобразования. Введение конституции,
политических свобод и пр. представлялось им вторичным. Революционному крылу
народничества, ослабленному преследованиями охранки, удалось активизировать
свою деятельность лишь в конце XIX в. В 1901 г. возникает Партия
социалистов-революционеров (эсеров), которая в своей программе попыталась воплотить
идеалы революционного народничества. Наиболее важной частью программы эсеров
была социализация земли, т.е. уничттожение частной собственности на землю и
передача ее общинам. Эсеры выступали за свержение самодержавия и созыв
Учредительного собрания, которое определит характер государственного строя
России. Пытаясь вести широкую агитацию среди рабочих и особенно крестьян, эсеры
в то же время важнейшим средством революционной борьбы считали индивидуальный
террор. Боевая организация партии совершила в 1903 г. ряд терактов, убив
министров внутренних дел Сипягина и Плеве, московского ген.-губернатора вел.
кн. Сергея Александровича.

В конце XIX в.
в России все большее распространение получает марксизм, сторонники которого
видят главную революционную силу в пролетариате. В 1883 г. в эмиграции в Женеве
возникает группа "Освобождение труда" во главе с Плехановым, члены
которой переводят на русский язык и пишут сами сочинения марксистского
характера. В России появляется ряд кружков — Благоева, Точисского, Бруснева,
Федосеева, распространяющих марксистские взгляды в интеллигентской и рабочей
среде. И 1895 г. в Петербурге возникает "Союз борьбы за освобождение
рабочего класса" во главе с В. И. Лениным; по его образцу подобные
организации создают и в других городах. В 1898 г. их члены предприняли
неудачную попытку создать свою партию на съезде в Минске. Только в 1903 г., на
II съезде в Брюсселе, учреждается Российская социал-демократическая рабочая
партия. В ходе бурных дебатов была принята программа РСДРП, включавшая две
части. Программа-минимум определяла ближайшие задачи партии: в сфере
политических преобразований — свержение самодержавия и установление
демократической республики; в рабочем вопросе — 8-часовой рабочий день; в
крестьянском — возвращение крестьянам отрезков и отмену выкупных платежей. В
целом эта часть программы РСДРП была ничуть не революционней эсеровской, а в
аграрном вопросе стояла ближе к либеральной. Но зато программа-максимум,
которая была нацелена на установление диктатуры пролетариата, ставила РСДРП в
особое положение, превращая ее в крайнюю, экстремистскую организацию. Такая
цель исключала уступки и компромиссы, сотрудничество с представителями других
общественно-политических сил. Принятие на съезде программы-максимум знаменовало
победу радикального крыла РСДРП — большевиков во главе с Лениным. Их
противники, получившие после этого съезда название меньшевиков, настаивали на
том, чтобы партия исходила в своей деятельности только из программы-минимум.
Культура
второй половины XIX в.

В пореформенное
время резко возросла потребность в инженерах, учителях, врачах и пр. Старая
система просвещения преобразуется. В сфере начального образования большое
значение приобретают земские школы. В развитии среднего образования важную роль
сыграл новый устав гимназий (1864 г.), упразднявший их сословно-дворянский
характер. По этому уставу гимназии разделялись на классические, в основе
преподавания — изучение древних языков, и реальные (позже училища), где на
первом плане были математика и естествознание. В 1863 г. принят новый
университетский устав, возродивший былую автономию. С 1862 г. в России стали
открываться женские гимназии, а с 70-х гг. — высшие женские курсы. Эти меры
способствовали демократизации образования, которое стало охватывать все более
широкие слои населения. Однако в эпоху реакции Александра III реальные училища
были преобразованы в технические школы, готовившие низший технический персонал;
в гимназии запрещалось принимать детей "низших сословий"; в 1883 г.
принят указ, восстанановивший власть попечителей учебных округов.

Процесс
демократизации захватывает и русскую литературу: в ней появляется все больше
писателей, чьи произведения носили скорее публицистический, нежели
художественный характер, удовлетворяя насущную потребность читателя в четких ответах
на жгучие вопросы современности. Самой яркой фигурой из них был Н. Г.
Чернышевский, чей роман "Что делать?" пользовался популярностью в
среде разночинной интеллигенции. Вторая половина XIX в. дала писателей,
достойно продолжавших традиции своих гениальных предшественников. Некоторые из
них держались демократического направления, выделяясь талантливостью и
мастерством — гениальный сатирик М. Е. Щедрин, создатель истинно народных по
духу стихотворений Н. А. Некрасов, проникновенный исследователь крестьянской
жизни Г. И. Успенский. Другие — И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, А. Ф.
Писемский, придерживаясь более умеренных взглядов, сумели дать в своих
произведениях широкую панораму русской жизни, изображенной с поразительным
талантом. Особое место в этом ряду занимают гениальные твония Л. Н. Толстого и
Ф. М. Достоевского, которые, отталкиваясь от повседневной действительности,
сумели подняться до "вечных вопросов" о Боге, о душе, о смысле жизни.

Для русской
живописи вторая половина XIX в. также стала временем расцвета. Главным событием
в ее истории явилась организация в 1870 г. "Товарищества передвижных
художественных выставок", объединившего художников-реалистов, которые
стремились сделать искусство доступным для самых широких масс. Это стремление
выражалось как в творческой манере передвижников, в тематике их картин, так и в
постоянной организации ими своих выставок в разных городах России. Многих
передвижников волновали самые злободневные сюжеты (В. Е. Маковский —
"Осужденный", "Узник", "Вечеринка"; Н. А. Ярошенко
— "Курсистка", "Студент"; Г. Г. Мясоедов — "Земство
обедает" и пр.); привлекали образы людей труда — крестьян и рабочих
(Мясоедов. "Косцы"; Ярошенко. "Кочегар"; В.М.Максимов.
"У своей полосы"). Не чуждались они и "вечных", в том числе
и евангельских тем (И. Н. Крамской. "Христос в пустыне"; Н. Н. Ге.
"Что есть истина"; В.Д.Поленов. "Христос и грешница"). Были
среди них замечательные мастера исторической живописи (В. И. Суриков.
"Утро стелецкой казни" и пр.), великолепные мастера пейзажа (А. К.
Саврасов. "Грачи прилетели"; И. И.Шишкин. "Лесная глушь",
"Рожь", "Дубовая роща"; А. И. Куинджи. "Украинская
ночь"), выдающиеся портретисты (В. Г. Перов, Крамской, Ярошенко). Даже в
этой необычайно талантливой среде выделялся И. Е. Репин, с одинаковым блеском творивший
во всех жанрах ("Бурлаки на Волге", "Царевна Софья",
"Не ждали" и пр.).

Окончательно
складывается национальная русская школа в музыкальной культуре: так же, как и в
живописи, здесь определяющую роль играло своеобразное творческое содружество
"Могучая кучка", объединившее близких по своим художественным идеалам
композиторов: М. А. Балакирева, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, Н. А.
Римского-Корсакова. Все они в своем творчестве были близки к народному мелосу,
русской песенной стихии, так же, впрочем, как и творивший вне этого кружка П.
И. Чайковский.

Для архитектуры
этот период оказался наименее плодотворным. Подавляющее большинство зданий
этого времени — фабрик, заводов вокзалов, "доходных домов" —
создавалось из чисто практических соображений, без всякого архитектурного
изыска. В строительстве широко использовали новые материалы — цемент, песок,
железобетонные конструкции.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Технический менеджмент
Реферат Fuctions And Roles Of Protiens Carbohydr Essay
Реферат Процесс закрепощения крестьян на Руси. Юридическое оформление крепостного права
Реферат Научно-технический прогресс и проблемы цивилизации (радиоактивность)
Реферат Годовая бухгалтерская отчётность организации порядок составления и анализ её основных показател
Реферат Гражданское процессуальное правоотношение
Реферат Аудит в ОАО Пекарь
Реферат Белорусские остарбайтеры
Реферат Информационные технологии менеджмента
Реферат Закон РФ Об информации, информатизации и защите информации
Реферат Акт о результатах проведения в Саратовской области плановой выездной проверки полноты и качества осуществления переданных полномочий в области содействия занятости населения и расходования средств на осуществление переданных полномочий
Реферат Проблеми комунікацій та доступу до інформаційних ресурсів у програмі ЮНЕСКО
Реферат Инквизиция история становления и заката
Реферат Оптимальное управление вычислениями в распределенных вычислительных системах на основе графа потоков данных
Реферат Экзаменационные билеты по предмету Теория и история языкознания за ноябрь 2000 - февраль 2001 гг..