Общественно-политическое
движение 2-ой половины Х1Х в
В общественном движении России 2-ой половины 19 в. шла борьба
между различными политическими течениями, что и определяло характер
общественного развития. Консерваторы.
Самодержавие они объявляли важнейшим устоем государства, обеспечивающего
величие и славу России. Православие провозглашалось основой духовной жизни
народа и активно насаждалось. Народность означало единение царя с
народом, а значит и отсутствие
социальных конфликтов. Они выступали за частную собственность, за укрепление
позиций дворянства, за патриархальный образ жизни. Выступали за объединение
всех славянских народов вокруг России – панславизм. Либералы. Отстаивали идею
исторического пути по типу Западной Европы. Настаивали на введение
конституционных начал, демократических свобод, продолжения реформ. Они выступали за создание общероссийского
выборного органа (Земского собора), расширения прав и функций местных органов
самоуправления (земств)- земский либерализм. Политическим идеалом для них была конституционная
монархия. Они приветствовали капитализм и свободу предпринимательства,
выступали за сохранение частной собственности. Требовали ликвидировать
сословные привилегии, признать неприкосновенность личности. Считали реформы
главным методом социально-политической
модернизации России, т.е. стояли за эволюционный путь развития. Были готовы к сотрудничеству с консерваторами.
Их объединяла боязнь народного “бунта” и действий радикалов. Идеологи
либерализма – Чичерин, Кавелин, их опорой были научные общества, журналы,
земства. Радикалы. Они развернули
активную антиправительственную деятельность. Стремились к насильственным методам
преобразования России и к коренному переустройству общества (революционный
путь). Они выражали интересы крестьян и рабочих. Идеологи были вынуждены жить и действовать за границей. Сложилось
2 центра радикального направления. Один – вокруг редакции 2Колокол”,
издаваемого Герценом в Лондоне. Он пропагандировал идею “общинного социализма”.
Второй – вокруг редакции журнала “Современник” в России. Его идеологом был
Чернышевский. Он критиковал правительство, мечтал о социализме. Но в отличие от
Герцена видел необходимость использования опыта европейской модели развития.
Организация “Земля и воля” была первой революционно-демократической орг-й.
Ее программным документом была
статья Огарева “Что нужно народу”, в ней призывали к объединению всех революционных
сил, предостерегали народ от преждевременных выступлений. Главным требованием
выдвигали передачу земли крестьянам, развитие местного самоуправления и
подготовку к будущим активным действиям. В 1866 член кружка Ишутина - Д. Караказов совершил неудачное покушение
на Алесандра11. Революционные
народники считали, что капитализм в
России насаждается “сверху”и на русской почве не имеет социальных корней.
Будущее страны в “общинном социализме”. В народничестве было три направления.
Бунтарское, во главе с Бакуниным призывало к бунту, который должны
совершить крестьяне, что приведет, по их мнению, к установлению социализма. Пропагандистское
направление, во главе с Лавровым считало, что народ надо готовить к
социализму путем долгой пропаганды. Заговорщическое направление, во
главе с Ткачёвым считало, что власть должна захватить революционная партия и
внедрить социализм в русскую жизнь. В 1874 г. народники начали “хождение в
народ”, пытаясь поднять крестьян на бунт. Правительство разгромило это
движение. Уцелевшие участники “хождения в народ” в 1876 г образовали новую тайную организацию “Земля и
воля”. Ее программой было осуществление социалистической революции путем
свержения самодержавия, передачу всей земли крестьянам. Во главе стоял
Плеханов, Михайлов. В 1879 г. произошел
её раскол на “Народную волю” и “Черный передел ”. Народовольцы (Желябов,
Михайлов, Перовская) выдвинули программу подготовки политического переворота,
свержения самодержавия, созыва Учредительного собрания, установления
демократическкого строя, уничтожения частной собственности, передачу земли
крестьянам, фабрик – рабочим. Их последователями была партия
социалистов-революционеров. Они проводили террористические акты. Перовская организовала покушение на царя и 1
марта 1881 г. народники убили Александра II, что привело к разгрому “Народной воли”. К середине 80-х гг.
она перестала существовать. В 80-е гг. либеральные народники пытались найти
выход из тупика, предложили вести крестьянство к социализму путем долгой и
мирной работы. Лозунгом стали их “малые дела” – устройство школ, больниц,
экономическая и юридическая помощь общинам и артелям. К либеральным народникам
относились: Воронцов, Михайловский. Реформы 60-70 гг. 19 в. привели к
возникновению дворянского либерализма- проведение культурно-просветительной
работы среди населения теория “малых дел”. Идеологом дворянского либерализма
был Катков. Либералы выступали за свободу частного предпринимательства, за
парламентскую монархию. В конце 70-х – в начале 80-х гг. 19 в. в Росси
зарождается рабочее движение. В 1883 г. создается группа “Освобождение
труда” (Плеханов, Засулич, Аксельрот – бывшие участники “Черного
передела”), которые распространяли марксизм среди рабочих. В России возникает
марксистские кружки: в Петербурге, Казани.
В 1895 г. образовался “Союз борьбы за освобождение рабочего класса”
, его создатели Ленин, Мартов. Подъем
промышленности создал благоприятные условия для революцион. борьбы. Под влиянием Союза начались стачки с требованием укорочения рабочего дня,
своевременной оплаты труда.
Правительство пошло на уступки - раб.день сократили до 11,5 час. В 1898 г. в Минске социал-демократические
кружки объединились в РСДРП.
При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru