Революционное народничество
В истории России мы
видели революционные выступления дворян. На смену революционерам-дворянам
приходят революционеры-разночинцы. Именно они поднимают на новую высоту борьбу
с царизмом. Революционеры-разночинцы поставили вопрос о ликвидации самодержавия
в России и провозглашали борьбу за демократическую республику и
социалистическое общество. Они проводят борьбу за социалистическое общество.
Герцен и Петрашевцев.
Лозунг был подхвачен
всеми революционными организациями от народников 70-х до большевиков и эсеров.
В 70-е годы на
политическую сцену России стали революционеры-демократы, народники.
Народничество в своем развитии прошло несколько этапов развития, начиная с 60-х
годов, переживя расцвет в 70-е и, исчерпав свои революционные силы, к 80-90-м
годам сошло с политической сцены.
В начале XX
века существовали народнические партии: эсеры, энесы и течение
эсеров-максималистов, но их мировоззрение коренным образом отличалась от
идеологии народников 70-х годов 19 века.
Революционеры-народники
вступили в борьбу с царизмом, как выразители интересов крестьянства. Они
отстаивали идею, что Россия, опираясь на общинное землевладение, минует стадию
капитализма, перейдя сразу к социализму.
В 40-60 годы эти
взгляды развивали Герцен, Петрашевцев, Чернышевский.
Однако,
капиталистическое развитие России стало уже фактом, поэтому Герцену и
Чернышевскому пришлось вести борьбу с остатками феодально-крепостнического
дореформенного строя, ограниченным просветительством.
Таким образом, если
перед революционерами-демократами 50, начала 60-х годов стоял вопрос о
крепостничестве, то перед революционерами-народниками помимо вопроса о
крепостничестве, встал вопрос и о капитализме, и последнее пытались решить оба
этих вопроса.
Двойственность задач
обуславливала двойственность и противоречие практических действий и
теоретических воззрений народничества. Считая капитализм реакционным, народники
считали, что Россия должна перепрыгнуть через него во имя интересов
крестьянства и царства свободы, отрицали буржуазные черты, присущие
послереформенному крестьянству. Одновременно они выражали и демократические,
прогрессивные тенденции в развитии общества, борясь за социалистическое
равенство, отстаивали объективно крестьянскую мелкобуржуазную демократию, ибо в
России преобладал класс мелких производителей. Идеологи народничества воплощали
последовательный, боевой, объективно-революционный крестьянский демократизм и
демократизм мелкобуржуазных слоев, умеренный и половинчатый.
По мере развития
революционного движения на первый план попеременной выдвигаются то
крестьянско-демократические тенденции освободительного движения, то интересы
мелкой буржуазии в общедемократическом движении. В результате, народничество
выражало в себе революционные и либеральные тенденции, и между ними шла борьба.
И если в 70-е годы преобладало революционное крыло народничества в борьбе
против царизма, то в 80-90гг. преобладало либеральное. Противоречия отразились
и на идеологии народничества, а это сказалось и на развитии революционной
борьбы. Заслуга народничества состояла в том, что оно вело решительную борьбу
за демократическое преобразование страны, за республику и социализм.
Народничество
выработало некоторые идейно-политическое направления, которые пытались
осуществить на практике. Главные из них:
1.)пропагандистское, разрабатываемое группой во главе с
Лавровым,
2.)анархистское — с Бакуниным и
3.)заговорщическое — с Ткачевым.
Всем этим направлениям присущи демократические черты.
Анархистские взгляды Бакунина сыграли определенную роль в становлении
народничества. Его взгляды, как анархистские, были направлены на всяческое
истребление владения человека человеком. Ткачев считал, что небольшая группа
революционеров способна свергнуть правительство и взять власть в свои руки.
Вопрос о возможности захвата власти этой группой долго дискутировался. Итог:
небольшая группа революционеров сделать это способна, но опираясь на народную
массу.
Теоретические
воззрения народников были проверены революционной практикой. Ошибочные и
порочные взгляды были отвергнуты, прогрессивные же были и использованы борцами с
политикой самодержавия.
На рубеже 60-70гг. в
стране существовали многочисленные студенческие организации, которые зимой 70г.
организовали в Петербурге съезд нелегальных партий. Целью съезда было
соединение сил студенческих организаций для самообороны, создания касс
взаимопомощи, создания библиотек нелегальной печати и ее распространения.
В 69г. в Петербурге
среди учащейся молодежи был создан кружок, названный кружком чайковцев, во
главе которого становится Натансон. Кружок распространял свою деятельность на
Москву, Киев, Одессу и др. Среди членов кружка были Кропоткин, Перовская,
Желябов, Николай Морозов, Фроленко и многие другие. “Кружок саморазвития возник
из желания нечаевским способам деятельности.”(Кропоткин). До 1872г.
деятельность кружка чайковцев не носила какого-либо отношения к революционной
борьбе: они распространяли литературу Лассаля, Бервиль-Перровского, Карла
Маркса. С 1872г. работа членов кружка принимает революционный характер. Спор
шел о том, вести революционную и социалистическую пропаганду среди учащейся
молодежи или подготавливать людей, способных поднять народ на восстание. В
разработанной Кропоткиным программе главной задачей кружка была подготовка
крестьянского восстания. Эту программу поддержали Перовская, Тихомиров, Черушин
и др. В 1872г. члены кружка приступают к пропаганде среди рабочих. Стремясь
посеять революционное настроение, они рассчитывали использовать рабочих для
пропаганды среди крестьян. Им удается втянуть рабочих нескольких фабрик и
заводов Петрограда. Члены кружка сделали попытку создать единую рабочую
организацию. Но начавшиеся в 73г. массовые аресты помешали работе. Весной 74г.
кружок чайковцев был разгромлен.
В 1872 г. складывается
кружок долгушиных, в состав которого входят Плотников, Дмоховский, Панин,
рабочий Васильев. До 73г. кружок располагался в Петербурге, затем переехал в
Москву. В Звенигородском районе московской губернии приобретена была дача,
послужившая подпольной типографией, где выпущен был ряд листовок. Они
пропагандировали уничтожение оброков за землю, распространение земли по
справедливости, создание школ, ликвидацию дворянского и чиновничьего засилья в
управлении страной, выборность правительства и его сменяемость народом,
требовали буржуазно-демократической революции.
И чайковцы, и
долгушинцы верили в приближение революции. Им казалось, что окунувшись в
народные массы, молодежь сможет поднять народ на борьбу. Они предполагали, что
социальную революцию сделать очень легко. Уже летом 73г. петербуржцы
Кравчинский и Легачев вели пропагандистскую работу среди народа. Опыт показал,
что эта пропаганда в массах возможна.
Зимой 73-74гг.
народнические организации приняли решение весной идти в народ. Весной и летом
74г. в народ двинулись сторонники Лаврова и Бакинисты. Свыше 1000
революционеров направились в 37 губерний России. Результатом этого массового
хождения в народ стали многочисленные восстания крестьян.
Сначала долгушинцы
вели бродячие формы пропаганды, но потом революционеры стали селиться в
деревнях, занимаясь промыслом, делом. Активная работа велась в Верхневолжской,
Саратовской, Киевской губерниях.
Народники встречались
с большими трудностями, главной из которых было недоверие со стороны народа.
Поднять массы на
всероссийское восстание не удалось, поскольку не было четкого руководства,
связей между народниками, ушедшими в народ. Провал был полный, поскольку
полиция свирепствовала, буквально пачками отлавливая народников, арестовав в
итоге большую часть революционеров. Но революционеры не отказались от своих
взглядов. Необходимо было изменить приемы своей деятельности и создать единую
организацию.
Такая организация была
создана в 76г. Сначала она называлась Северная революционная народническая
группа, затем была переименована в 78г. в организацию “Земля и Воля”. Созданная
организация выработала программу и устав. В программе утверждалось, что
социализм может существовать. Программа требовала ликвидации частной
собственности на землю и передачи ее в руки крестьянства при равномерном
распределении.
Для осуществления
положенных задач “З. и В.” выдвинула лозунг слияния всех революционных
организаций с ней для подготовки восстания.
В окончательно
принятой в 78г. редакции программы предлагалось систематически истреблять
видных лиц правительства.
В уставе определялись
структуры организации, сложенной по принципу строгой конспирации и
централизации. Руководящую роль осуществляла управленческая группа, включающая
в свой состав наиболее активных членов движения. Администрация находилась в
Петербурге. “З. и В.” состояла из нескольких групп, выполняющих основные
революционные задачи. Деревенщики вели агитацию среди народа, среди
рабочих — рабочая группа.
В основную группу
входило 25 членов (Натансон, Михайлов, Плеханов, Аптекман. Группа пополнялась:
Фигнер, Фроленко, Перовская, Тихомиров Желябов, Морозов и др.). Все общество
насчитывало около 200 человек молодежи. Они заявили о себе 6 декабря 78г.,
организовав политическую демонстрацию около Казанского собора в Петербурге, на
которой выступил Плеханов.
В 78г. в Петербурге
стала функционировать тайная землевольческая типография, которая выпускала
журнал “Начало”, газету “Земля и Воля”, листки “Земля и Воля”. Силами отделения
“Земли и Воли” было совершено несколько террактов. Террор сначала одновременно
и осуждался и приветствовался, но реальная ситуация требовала пересмотра
взглядов на террор. Многочисленные казни, аресты революционеров толкали
последних на решительные действия и усиления борьбы. Можно выделить один из
совершенных террактов — выстрел Веры Засулич: она 24 января 1874 года стреляла
в Трепова и тяжело его ранила. Правительство рассчитывало, что суд присяжных
привлечет ее к большому сроку заключения, но во время суда ее адвокат
Александров представил дело так, что Трепов сам вынудил ее выстрелить в него.
Суд присяжных оправдал Веру Засулич, которая сразу же после процесса исчезла из
поля видимости полиции.
Выстрел Веры Засулич
явился последним аргументом, склонившим революционеров к началу политической
борьбы. Сложилась особая группа, состоявшая из Зунделевича, Квитковского,
Морозова и др., считавших, что без политической силовой борьбы нельзя свергнуть
царизм.
В 79г. от ножа
Квитковского был убит градоначальник Петербурга. 2 апреля 79г. Соловьев стрелял
в Александра I.
На съезде в Липецке и
Воронеже от “Земли и Воли” откололась группа “Черный передел”. Эта группа
подготовила и успешно осуществила терракт против Александра I 1
марта 1881г. Группой руководила Перовская; первую бомбу бросил Рысаков, ранив
заодно и себя, а вторую — роковую для Александра I — Гриневецкий. Убийство
Александра I
не привело к положительным результатам, наоборот, правительство усилило террор
против революционеров.
При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru