Пропаганда и газета
Для того , чтобы идеология ( любая идеология ) могла
существовать , необходима поддержка
миллионов людей ,
нужны средства и механизмы
распространения идеологических формул в народ . Соковнин пишет об этом
так-"Определенные идеи , чтобы
существовать в виде идеологии , должны
быть восприняты многими людьми. Они должны распространяться среди
людей."(1) Вот здесь-то и выходит на арену информация. Прежде всего
"... никакая информация невозможна без определенной цели. Тот , кто думает
информировать без определенной цели и считает
возможным взаимоотношение такого характера , тем самым уже провозгласил
цель,"- сообщает F.Fatorello(2), и
с этим трудно не согласиться.
Применительно к пропаганде это может обозначать то ,
что даже самая нейтральная информация носит в себе какую-либо цель, но
ведь , говоря словами P.Lianbuger'а , "... Информация становится
пропагандой , если лицо , публикующее ее , преследует какие-либо цели."(3)
Значит , любая информация является пропагандой. Попробуем проверить эту
гипотезу , используя уже материалы советских исследователей.
В.И.Бровик и
И.В.Попович пишут: "...Информация
характеризует конкретный акт отражения со стороны его содержания ,
без учета особенностей его как определенного процесса. Если свойством отражения обладают все виды
материи , то свойства информации
присущи материи лишь на таком
уровне ее организации , на котором
возникают процессы управления."(4) Это
может означать лишь то , что
человек получая информацию служит объектом управления , независимо от ее
качественных , содержательных характеристик ,
но в таком случае процессы управления возникают в социальной информации - а также
в математических и естественнонаучных теориях.(5)
Но разница между социальной и
естественнонаучными теориями все же существует , она в идентичности информации
социальной и смысловой. "Смысловая
информация по своему характеру является социальной , так как она возникает
в процессе общения людей и отражает факты ,
события , явления..."(6) В
свою очередь , математическая и иные
информации скорее соотносятся со статистическим аспектом логической
информации (7), что формально отделяет
их от социальной сферы. Из этого
можно сделать вывод об
идентичности смысловой и политической информации , которая является одним из
видов социальной.
Таким образом ,
политическая информация существует только при наличии смыслового момента в
информировании , если же в информации
присутствуют одни лишь цифры ,
она теряет свой социальный , а значит и политический аспекты.
Несколько
слов необходимо сказать
об основных принципах политической информации." Условно принципы
политической информации можно разделить на две группы. Первую из них составляют принципы ,
определяющие преимущественно характер содержания информации , ее направленность. Это - научность , партийность , всесторонность информирования
, его связь с жизнью... Вторую группу
образуют принципы , обуславливающие выбор средств , форм , методов информации ,
ее организационную и методическую стороны. Это прежде всего оперативность ,
дифференцированность , популярность , доходчивость информирования и
др."(8) Кроме того , хотелось
бы выделить "...Приемственность - важнейший принцип
политического информирования. Он
требует такого построения информационного материала , при котором последующее опирается на предыдущее и вместе с тем
подготавливает восприятие будущего."(9)
Теперь обратимся к
принципам работы политической
информации. В общих чертах
"...процесс политической информации представляет собой единство двух
встречных потоков информации: сверху
- вниз и снизу - вверх."(10)
Воздействие на общественное мнение - это то , что является первым из
потоков,-"... происходит , во-первых , путем прямого и непосредственного
влияния политической информации на общественное мнение; во-вторых , путем опосредованного воздействия на те явления и факты сознания, психику людей , которые способствуют процессу
формирования общественного
мнения как социально психологического феномена (потребности , интересы ,
установки , ценностные
ориентации и др.)."(11) Второй же поток , идущий снизу , работает по
принципу обратной связи - после приема информации у реципиента появляются какие-то эмоции , отклики ,
поступающие к информатору.
П.М.Якобсон описывает это так:"...когда в
пропагандистском воздействии удалось глубоко затронуть чувства личности , то воспринятое содержание становится не
толькло предметом размышлений , но и источником волнений или настроения ,
побуждающей силой для новых желаний и устремлений."(12) Таковы основные
принципы работы политинформации , а как известно
"...Значение осведомительно - информационной работы состоит...в том , что
без нее идеологический процесс
не может даже начаться , он немыслим без нее."(13) Но кроме того
"...Политическая информация это составная
часть и база
агитационно-массовой работы...", а
значит и пропаганды , без которой идеология не может существовать.
" Идеология
с помощью пропаганды обращается к массам , стремясь
представить политику господствующего класса как целесообразную и обоснованную ,
имеющей статус теоретической , научно обоснованной , мировоззренческой оправданности
,"- пишет Гуревич в своей
работе.(14), а В. Ф.Правоторов , в
подтверждение этой мысли , говорит
, что "... пропаганда - это
деятельность по распространению в
массах идеологии и политики определенных
классов , партий
и государств."(15) При
всем , необходимо добавить к
словам данных авторов , что несмотря на
казалось бы пассивную роль пропаганды , выступающей как инструментарий
идеологии , пропаганда на самом деле является самостоятельным элементом в
общей структуре идеологической системы.
Безусловно пропаганда не может обойтись без идей , но с другой стороны идеология , особенно в
условиях ХХ века никак не сумеет обойтись без пропаганды.
Конечно же
существует и более широкое значение термина "пропаганда" , охватывающее полностью все
возможные его отношения. " В самом
широком смысле под пропагандой подразумевается
особый род социальной деятельности
, основная функция которой состоит в
распространении политических ,
философских , научных , технических знаний , художественных ценностей и
другой информации с целью формирования определенных взглядов , представлений и эмоциональных состояний ,
оказания влияния на поведение людей."(16) Если рассматривать
пропаганду под таким углом , то
несомненным становится факт обладания пропагандистскими возможностями любого
предмета , формы или образа , на это стоит обратить внимание поскольку в
дальнейшем нам придется обратиться к семантической структуре газеты: к словам ,
фотографиям , рисункам. Пока же вновь обратим внимание на сам термин
" пропаганда".
" Слово
"пропаганда" - исторически обусловленная форма политической и
идеологической деятельности , которая используется различными классами , партиями и государствами для целенаправленного
распространения своих идей , воззрений
и ценностей с целью оказать воздействие на мировозренчекие представления
, социальную ориентировку и поведение индивидов и социальных
общностей,"(17) - пишет Гуревич.
Он считает необходимым для всестороннего раскрытия содержания пропаганды
как теоретического понятия
представить точки зрения различных авторов ,
и мы последуем за ним ,
поскольку без этого может возникнуть некоторая неопределенность при
работе с самим термином.
При первом взгляде
на различные определения
пропаганды , которые дают
буржуазные исследователи , может
показаться , что они абсолютно тождественны.
В самых общих чертах
пропаганда рассматривается как организованное убеждение , обращение к сознанию
индивида , распространение определенных
идей и представлений. Именно эта сторона процесса и зафиксирована в
расшифровке термина ,
которую предлагают американские социологи Robert T. Holt и Robert W. de Velde. Они пишут: "
Во всех определениях пропаганды подчеркивается , что она представляет собой
попытку влиять на
поведение , воздействуя с
помощью средств массовой коммуникации на характер постижения массовой
аудиторией смысла и значения
окружающего мира".(18) С этой точкой зрения нельзя не согласиться , но с
другой стороны можно увидеть в их словах ориентацию не на политическую
пропаганду , а на пропаганду в ее чисто
прагматической плоскости. Для этих исследователей пропаганда представляется в отношении вульгарном , повседневном и практическом. Нас же более интересуют политический и
психологический моменты.
В американской
социологии содержится попытка раскрыть природу пропаганды на основе выявления
ее различий с другими видами общественной деятельности. Kris E. и Leites N.
подчеркивают, что " образование
в отличие от пропаганды распространяет результаты познания , т.е. такие
представления , которые не носят противоречивого характера , одинаково оцениваются различными группами
людей. Если же некоторые представления , в том числе и социального содержания
, вызывают разное отношение у
тех или иных слоев населения , можно все же полагать , что это уже сфера пропаганды
".(19) На эти слова стоило бы обратить внимание возникает один
спорный момент , который
хотелось бы разрешить. Проблема в том , что американские социологи никогда , видимо
не учились в советских школах ,
особенно в 30-е годы, и никогда
не воспринимали тяжесть пропаганды на школьной парте или в
аудитории. В обществе , где математика носит классовый характер даже представления , не
носящие противоречивого характера ,
могут носить пропагандистский
оттенок. Продолжив эту дискуссию обратимся к мнению другого специалиста. Lasswell H.
определяет пропаганду как попытку повлиять на установку большого числа людей по
противоречивым вопросам. По мнению американского политолога , нейтральное
распространение взглядов не является
пропагандой. Такой же точки
зрения придерживается Davies
I. Однако правомерно поставить вопрос
, какое распространение взглядов можно
считать нейтральными , чтобы
почувствовать абстрактность такого подхода.(20)
Французские
исследователи Haratonic P.L. и Moran
T.P. понимают пропаганду не как распространение конкретной "ортодокссии" , а как совокупность определенных структур
, абстрактных символов , влияющих на
человеческое восприятие , мышление и поведение. Иначе говоря , пропаганда
сводится к символическому отражению мира.
Не подлежит сомнению тот факт ,
что средства массовой информации
пользуются разработанной символикой. Однако это вовсе не означает будто
пропаганда вообще лишена
идеологического и теоретического содержания - пишет Гуревич.(21)
Разумеется, в этих
определениях фиксируются определенные грани пропагандистского процесса ,
но вместе с тем содержится конкретная тенденция: замаскировать
политические цели пропаганды , свести
ее к абстрактному просвещению , коммуникации или к акту символизации. При этом пропаганда нередко понимается
настолько расширительно , что включает в себя фактически всю
общественную жизнь. Так , английский
историк Thomson O., полемизируя с Lasswell'ом , предлагает следующее определение: " К пропаганде относятся любые средства внедрения и
передачи образов , идей или информации , которые влияют на
человеческое поведение , взятое с его активной или пассивной стороны. Сюда входят почти все аспекты искусства и
коммуникации ".(22) Таким
образом , для зарубежных специалистов характерны две основные точки зрения:
во-первых , представление о
пропаганде как о влиянии на установку большого числа людей по
" спорным вопросам ",
при этом не считается пропагандой распространение нейтральных взглядов
, вторая позиция заключается в
представлении пропаганды в виде любых
средств внедрения и передачи информации , влияющей на человеческое поведение.
Но наиболее приемлемым определением , с моей
точки зрения , является формула
В.Соковнина , который в 1968 году писал:"...Одной из форм общения , специально служащей для распространения идеологических взглядов ,
является пропаганда."(23) Без
всякого сомнения пропаганда - это форма общения , и подтверждение мы находим в работе другого
советского исследователя. Б.П.Базылёв
пишет:"...Одна из основных функций пропаганды состоит в оказании
идеологического и социально -
психологического воздействия , которое предпологает общение в
специализированной форме социального взаимодействия тех , кто
создает пропагандистские тексты
, с теми , кто их
воспринимает."(24) Примем же на веру данное утверждение и попытаемся
впоследствии проследить это общение на примере "Правды".
Само собой ,
возникает вопрос - почему именно печать является объектом нашего исследования
? Ответ состоит в том , что печатная пропаганда являлась
наиболее эффективным средством пропагандистского воздействия в
30-е годы. После признания
несостоятельности кружкового и индивидуального методов в 1939 году , ЦК в лице
тов. Сталина рекомендовал "...сосредоточить внимание партии на пропаганде
в печати и организации лекционной
системы пропаганды..."(25) Эти два
вида пропаганды и стали основными на многие годы , но предпочтение всегда отдавалось печатной пропаганде , поскольку за ней было чисто психологическое
преимущество. По наблюдениям психологов , человек способен внимательно
прочитать в нормальных условиях 25 тысяч слов , а выслушать лишь 9 тысяч.(26)
Сие и
предопределило главенствующие
позиции печати в деле пропагандирования. Кроме того , метод печатной пропаганды
дает возможность использовать прием нейтрального информирования , дающий прекрасные результаты. Таковы
основные критерии выбора печати , как
объекта исследования , а сейчас необходимо разрешить еще одну
важную проблему терминологического плана - проблему соотношения пропаганды
и агитации в печати.
Хорошо разработан
этот момент в работе В.А.Шандры , который
различает понятия пропаганды и агитации.
Он пишет:"... для пропаганды характерен акцент на просвещение ,
имеющее целью вооружить трудящихся системой политических знаний..."
Агитация же "...Опирается преимущественно на разъяснение. В агитации также присутствует элемент
просвещения , но он не определяет ее
сущности."(27) Кроме того , автор
обращает внимание на то , что "... предметом печатной партийной пропаганды являются актуальные
аспекты социальных теорий и общественно-исторической практики."(28)
А агитация "...обеспечивает идеологически решение
ближайших , тактических задач партии и народа."(29) Таким образом , мы
можем говорить о разделении пропаганды и агитации по характеру задач: пропаганда ведает стратегией в
распространении идеологии , агитация
занимается тактикой. Но чего же больше
в советской прессе 30-х годов ?
Список литературы
1) Соковнин В.
Человеческое общение и идеология./ Идеология и общественная психология.-
Фрунзе, 1968.-С.97.
2) Цит. по:
Власов Ю.М. Пропаганда
за фасадом новостей. -М.: Изд-во
МГУ, 1976.-С.22.
3) Там же, с.27.
4) Цит. по:
Политическая информация. Некоторые вопросы теории и практики.-М.: Мысль,
1974.-С.9.
5) Там же, с.10.
6) Политическая
информация.-М.: Политиздат, 1973.-С.10.
7) Там же, с.9.
8)
Политическая информация. Некоторые
вопросы теории и практики.-М.:
Мысль, 1974.-С.40.
9) Там же, с.66.
10) Там же, с.24.
11) Там же.
12) Якобсон
П.М. Эмоциональный фактор в
пропагандистском воздействии./
Проблемы социальной психологии и
пропаганды.-М.: Политиздат, 1971.-С.63.
13)
Политическая информация. Некоторые
вопросы теории и практики.-М.: Мысль, 1974.-С.18.
14) Гуревич
П.С. Пропаганда в идеологической борьбе.-М.: Высшая школа, 1987.-С.110-111.
15) Правоторов
В.Ф. Пропаганда.// Философский энциклопедический словарь.-М.: Политиздат,
1983.С.539.
16) Там же.
17) Гуревич
П.С. Пропаганда в идеологической борьбе.-М.: Высшая школа, 1987.-С.100.
18) Там же, с.101.
19) Там же.
20) Там же, с.102.
21) Там же.
22) Там же.
23) Соковнин
В. Человеческое общение и идеология. /
Идеология и прсихология.- Фрунзе.: Илим, 1968.-С.97.
24) Базылев
Б.П. О специфике употребления слова в
системе буржуазной пропаганды./ Язык и стиль
буржуазной пропаганды.-М.: Изд-во МГУ, 1988.-С.49.
25) Цит. по:
Большевистская печать.-М.: Политиздат, 1940.- С.359.
26) См. Проблемы социальной психологии и пропаганда.-М : Политиздат, 1971.
27) Шандра В.А. Газета, пропаганда, жизнь: вопросы теории и
методики.-М.: Мысль, 1982.-С.29
28) Там же, с.25.
29) Там же, с.30.