Реферат по предмету "История"


Пропаганда и газета

Пропаганда и газета

      Для того ,  чтобы идеология ( любая идеология ) могла
существовать ,  необходима  поддержка 
миллионов  людей  , 
нужны средства  и  механизмы 
распространения идеологических формул в народ .  Соковнин пишет об этом
так-"Определенные идеи ,  чтобы
существовать в виде идеологии ,  должны
быть восприняты многими людьми. Они должны распространяться среди
людей."(1) Вот здесь-то и выходит на арену информация. Прежде всего
"... никакая информация невозможна без определенной цели. Тот , кто думает
информировать   без   определенной   цели   и  считает 
возможным взаимоотношение такого характера ,  тем самым уже  провозгласил
цель,"- сообщает F.Fatorello(2),  и
с этим трудно не согласиться. 
Применительно к пропаганде это может обозначать то  , 
что даже самая нейтральная информация носит в себе какую-либо цель, но
ведь , говоря словами P.Lianbuger'а , "... Информация становится
пропагандой , если лицо , публикующее ее , преследует какие-либо цели."(3)
Значит , любая информация является пропагандой. Попробуем проверить эту
гипотезу , используя уже материалы советских исследователей.

     В.И.Бровик и
И.В.Попович пишут:  "...Информация
характеризует конкретный акт отражения со стороны его содержания  , 
без учета особенностей его как определенного процесса.  Если свойством отражения обладают все виды
материи , то свойства информации 
присущи  материи лишь на таком
уровне ее организации ,  на котором
возникают процессы управления."(4) Это 
может  означать лишь то , что
человек получая информацию служит объектом управления , независимо от ее
качественных , содержательных характеристик , 
но в таком случае процессы управления возникают в социальной   информации   -   а   также  
в   математических    и естественнонаучных  теориях.(5) 
Но  разница между социальной и
естественнонаучными теориями все же существует , она в идентичности информации
социальной и смысловой.  "Смысловая
информация по своему характеру является социальной , так как она возникает
в  процессе  общения людей и отражает факты , 
события ,  явления..."(6) В
свою очередь ,  математическая и  иные 
информации скорее соотносятся со статистическим аспектом логической
информации (7),  что формально отделяет
их от социальной  сферы.  Из этого 
можно  сделать вывод об
идентичности смысловой и политической информации , которая является одним из
видов социальной.

      Таким образом ,
политическая информация существует только при наличии смыслового момента в
информировании , если же в информации 
присутствуют одни лишь цифры , 
она теряет свой социальный , а значит и политический аспекты.

     Несколько
слов  необходимо  сказать 
об основных принципах политической информации." Условно принципы
политической  информации  можно разделить на две группы.  Первую из них составляют принципы ,
определяющие преимущественно характер содержания информации ,  ее направленность.  Это - научность , партийность , всесторонность информирования
,  его связь с  жизнью...  Вторую группу
образуют принципы , обуславливающие выбор средств , форм , методов информации ,
ее организационную и методическую стороны. Это прежде всего оперативность ,
дифференцированность , популярность , доходчивость информирования и
др."(8) Кроме того , хотелось 
бы  выделить  "...Приемственность - важнейший принцип
политического информирования.  Он
требует такого построения информационного материала ,  при котором последующее опирается на предыдущее и вместе с  тем 
подготавливает  восприятие  будущего."(9)

     Теперь обратимся к
принципам работы политической 
информации.  В общих чертах
"...процесс политической информации представляет собой единство двух
встречных потоков информации: сверху 
-  вниз  и  снизу - вверх."(10)
Воздействие на общественное мнение - это то , что является первым из
потоков,-"... происходит , во-первых , путем прямого и непосредственного
влияния политической информации на общественное мнение;  во-вторых , путем  опосредованного воздействия на те явления и факты сознания,  психику людей ,  которые способствуют процессу 
формирования общественного 
мнения как социально психологического феномена (потребности ,  интересы , 
установки ,  ценностные
ориентации и др.)."(11) Второй же поток , идущий снизу , работает по
принципу обратной связи - после приема информации у реципиента  появляются какие-то эмоции ,  отклики , 
поступающие к информатору.

П.М.Якобсон описывает это так:"...когда в
пропагандистском воздействии удалось глубоко затронуть чувства личности ,  то воспринятое содержание становится не
толькло предметом размышлений , но и источником волнений или настроения ,
побуждающей силой для новых желаний и устремлений."(12) Таковы основные
принципы  работы  политинформации  ,  а как известно
"...Значение осведомительно - информационной работы состоит...в том ,  что 
без  нее идеологический процесс
не может даже начаться , он немыслим без нее."(13) Но кроме того
"...Политическая информация это составная 
часть  и база
агитационно-массовой работы...",  а
значит и пропаганды , без которой идеология не может существовать.

" Идеология 
с  помощью  пропаганды обращается к массам , стремясь
представить политику господствующего класса как  целесообразную и обоснованную , 
имеющей статус теоретической , научно обоснованной ,  мировоззренческой оправданности
,"-  пишет Гуревич в своей
работе.(14),  а В. Ф.Правоторов , в
подтверждение этой мысли ,  говорит
,  что "... пропаганда - это
деятельность  по распространению в
массах идеологии и политики определенных 
классов  ,  партий 
и  государств."(15)  При  
всем   , необходимо добавить к
словам данных авторов , что несмотря на 
казалось бы пассивную роль пропаганды , выступающей как инструментарий
идеологии , пропаганда на самом деле является самостоятельным элементом в
общей  структуре  идеологической  системы.

Безусловно пропаганда не может обойтись без идей ,  но с другой стороны идеология , особенно в
условиях ХХ века никак не сумеет обойтись без пропаганды.

      Конечно же
существует и более  широкое  значение  термина "пропаганда" , охватывающее полностью все
возможные его отношения.  " В самом
широком смысле под пропагандой  подразумевается
особый  род социальной деятельности
,  основная функция которой состоит в
распространении политических , 
философских , научных , технических знаний , художественных ценностей и
другой информации с целью формирования определенных взглядов ,  представлений  и эмоциональных состояний , 
оказания влияния на поведение людей."(16) Если рассматривать
пропаганду под таким углом  , то
несомненным становится факт обладания пропагандистскими возможностями любого
предмета , формы или образа , на это стоит обратить  внимание  поскольку в
дальнейшем нам придется обратиться к семантической структуре газеты: к словам ,
фотографиям , рисункам.  Пока  же вновь обратим внимание на сам термин
" пропаганда".

     " Слово
"пропаганда" - исторически обусловленная форма политической и
идеологической деятельности , которая используется различными классами ,  партиями и государствами для целенаправленного
распространения своих идей ,  воззрений
и  ценностей  с целью  оказать  воздействие на мировозренчекие представления
, социальную ориентировку и поведение индивидов и социальных
общностей,"(17) - пишет Гуревич. 
Он считает необходимым для всестороннего раскрытия содержания  пропаганды 
как  теоретического понятия
представить точки зрения различных авторов , 
и мы последуем за ним , 
поскольку без этого может возникнуть некоторая неопределенность при
работе с самим термином.

     При первом взгляде
на различные определения 
пропаганды  , которые дают
буржуазные исследователи ,  может
показаться , что они абсолютно тождественны. 
В самых  общих  чертах 
пропаганда рассматривается как организованное убеждение , обращение к сознанию
индивида ,  распространение определенных
идей и представлений.  Именно  эта сторона процесса и зафиксирована в
расшифровке  термина  , 
которую  предлагают  американские  социологи Robert T. Holt и Robert W. de Velde. Они пишут: "
Во всех определениях пропаганды подчеркивается , что она представляет собой
попытку  влиять  на 
поведение ,  воздействуя с
помощью средств массовой коммуникации на характер постижения массовой
аудиторией  смысла и значения
окружающего мира".(18) С этой точкой зрения нельзя не согласиться , но с
другой стороны можно увидеть в их словах ориентацию не на политическую
пропаганду ,  а на пропаганду в ее чисто
прагматической плоскости. Для этих исследователей  пропаганда представляется в отношении вульгарном ,  повседневном и практическом.  Нас же более интересуют политический и
психологический моменты.

     В американской
социологии содержится попытка раскрыть природу пропаганды на основе выявления
ее различий с другими видами общественной деятельности. Kris E. и Leites N.
подчеркивают, что  "  образование 
в отличие от пропаганды распространяет результаты познания , т.е. такие
представления , которые не носят противоречивого  характера  ,  одинаково оцениваются различными группами
людей. Если же некоторые представления , в том числе и социального  содержания 
,  вызывают разное отношение у
тех или иных слоев населения , можно все же полагать , что это уже сфера  пропаганды 
".(19) На эти слова стоило бы обратить внимание возникает один
спорный момент  ,  который 
хотелось  бы  разрешить. Проблема в том ,  что американские социологи никогда , видимо
не учились в советских школах , 
особенно в 30-е  годы,  и никогда 
не  воспринимали  тяжесть пропаганды на школьной парте или в
аудитории.  В обществе ,  где математика носит  классовый характер даже представления , не
носящие противоречивого характера , 
могут носить пропагандистский 
оттенок.  Продолжив  эту дискуссию  обратимся  к  мнению другого специалиста. Lasswell H.
определяет пропаганду как попытку повлиять на установку большого числа людей по
противоречивым вопросам. По мнению американского политолога , нейтральное
распространение взглядов не является 
пропагандой.  Такой же точки
зрения придерживается Davies
I.  Однако правомерно поставить вопрос
,  какое распространение взглядов можно
считать нейтральными ,  чтобы
почувствовать абстрактность такого подхода.(20)

     Французские
исследователи Haratonic P.L.  и Moran
T.P. понимают пропаганду не как распространение конкретной  "ортодокссии" ,  а как совокупность определенных структур
,  абстрактных символов , влияющих на
человеческое восприятие , мышление и поведение.  Иначе говоря ,  пропаганда
сводится к символическому отражению мира. 
Не подлежит сомнению тот факт , 
что  средства массовой информации
пользуются разработанной символикой. Однако это вовсе не означает будто
пропаганда вообще лишена 
идеологического и теоретического содержания - пишет Гуревич.(21)

     Разумеется, в этих
определениях  фиксируются  определенные грани  пропагандистского процесса , 
но вместе с тем содержится конкретная тенденция: замаскировать
политические цели пропаганды ,  свести
ее к абстрактному просвещению , коммуникации или к акту символизации.  При этом пропаганда нередко понимается
настолько  расширительно ,  что включает в себя фактически всю
общественную жизнь.  Так , английский
историк Thomson O., полемизируя  с  Lasswell'ом ,  предлагает следующее определение:  " К пропаганде относятся любые средства внедрения и
передачи  образов ,  идей или информации , которые влияют на
человеческое поведение , взятое с его активной или пассивной стороны. Сюда  входят почти все аспекты искусства и
коммуникации ".(22) Таким     
образом , для зарубежных специалистов характерны две основные точки  зрения: 
во-первых ,  представление о
пропаганде как о влиянии на установку большого числа людей  по 
"  спорным вопросам  ", 
при этом не считается пропагандой распространение нейтральных взглядов
,  вторая позиция заключается в
представлении  пропаганды в виде любых
средств внедрения и передачи информации , влияющей на человеческое поведение.

     Но наиболее приемлемым определением , с моей
точки зрения ,  является формула
В.Соковнина ,  который в 1968 году  писал:"...Одной  из форм общения ,  специально служащей для распространения идеологических взглядов ,
является пропаганда."(23) Без 
всякого сомнения пропаганда - это форма общения ,  и подтверждение мы находим в работе другого
советского исследователя. Б.П.Базылёв 
пишет:"...Одна из основных функций пропаганды состоит в оказании
идеологического и социально  -
психологического воздействия , которое предпологает общение в
специализированной форме социального взаимодействия тех ,  кто 
создает  пропагандистские тексты
,  с теми , кто их
воспринимает."(24) Примем же на веру данное утверждение и попытаемся
впоследствии проследить это общение на примере "Правды".

     Само собой ,
возникает вопрос - почему именно печать является объектом нашего исследования
?  Ответ состоит в том ,  что печатная пропаганда  являлась 
наиболее  эффективным  средством пропагандистского воздействия в
30-е годы.  После признания
несостоятельности кружкового и индивидуального методов в 1939 году , ЦК в лице
тов. Сталина рекомендовал "...сосредоточить внимание партии на пропаганде
в печати  и  организации  лекционной
системы  пропаганды..."(25) Эти два
вида пропаганды и стали основными на многие годы ,  но предпочтение всегда отдавалось печатной пропаганде ,  поскольку за ней было чисто психологическое
преимущество. По наблюдениям психологов , человек способен внимательно
прочитать в нормальных условиях 25 тысяч слов , а выслушать лишь 9 тысяч.(26)
Сие  и 
предопределило  главенствующие
позиции печати в деле пропагандирования. Кроме того , метод печатной пропаганды
дает возможность использовать прием нейтрального информирования ,  дающий прекрасные результаты. Таковы
основные критерии выбора печати ,  как
объекта исследования  ,  а сейчас необходимо разрешить еще одну
важную проблему терминологического плана - проблему соотношения пропаганды
и  агитации  в печати.

     Хорошо разработан
этот момент в работе В.А.Шандры ,  который
различает понятия пропаганды и агитации. 
Он пишет:"... для пропаганды характерен акцент на просвещение ,
имеющее целью вооружить трудящихся системой политических знаний..."
Агитация же "...Опирается преимущественно на разъяснение.  В агитации также присутствует элемент
просвещения ,  но он не определяет ее
сущности."(27) Кроме того ,  автор
обращает внимание на то  ,  что "...  предметом печатной партийной пропаганды являются актуальные
аспекты социальных теорий и общественно-исторической  практики."(28) 
А  агитация  "...обеспечивает идеологически решение
ближайших , тактических задач партии и народа."(29) Таким образом  ,  мы
можем говорить о разделении пропаганды и агитации по характеру задач:  пропаганда ведает стратегией в
распространении идеологии ,  агитация
занимается тактикой.  Но чего же больше
в советской прессе 30-х годов ?

Список литературы

1) Соковнин В. 
Человеческое общение и идеология./ Идеология и общественная психология.-
Фрунзе, 1968.-С.97.

     2) Цит.  по: 
Власов  Ю.М.  Пропаганда 
за  фасадом новостей. -М.: Изд-во
МГУ, 1976.-С.22.

     3) Там же, с.27.

     4) Цит. по:
Политическая информация. Некоторые вопросы теории и практики.-М.: Мысль,
1974.-С.9.

     5) Там же, с.10.

     6) Политическая
информация.-М.: Политиздат, 1973.-С.10.

     7) Там же, с.9.

     8)
Политическая  информация.  Некоторые 
вопросы  теории и практики.-М.:
Мысль, 1974.-С.40.

     9) Там же, с.66.

     10) Там же, с.24.

     11) Там же.

     12) Якобсон
П.М.  Эмоциональный фактор  в 
пропагандистском воздействии./ 
Проблемы  социальной психологии и
пропаганды.-М.: Политиздат, 1971.-С.63.

     13)
Политическая  информация.  Некоторые 
вопросы теории и практики.-М.: Мысль, 1974.-С.18.

     14) Гуревич
П.С.  Пропаганда в идеологической  борьбе.-М.: Высшая школа, 1987.-С.110-111.

     15) Правоторов
В.Ф. Пропаганда.// Философский энциклопедический словарь.-М.: Политиздат,
1983.С.539.

     16) Там же.

     17) Гуревич
П.С.  Пропаганда в идеологической  борьбе.-М.: Высшая школа, 1987.-С.100.

     18) Там же, с.101.

     19) Там же.

     20) Там же, с.102.

     21) Там же.

     22) Там же.

     23) Соковнин
В.  Человеческое общение и идеология. /
Идеология и прсихология.- Фрунзе.: Илим, 1968.-С.97.

     24) Базылев
Б.П.  О специфике употребления слова в
системе буржуазной пропаганды./ Язык и стиль 
буржуазной пропаганды.-М.: Изд-во МГУ, 1988.-С.49.

     25) Цит. по:
Большевистская печать.-М.: Политиздат, 1940.- С.359.

     26) См.  Проблемы социальной психологии и  пропаганда.-М : Политиздат, 1971.

     27) Шандра В.А.  Газета, пропаганда, жизнь: вопросы теории и
методики.-М.: Мысль, 1982.-С.29

     28) Там же, с.25.

     29) Там же, с.30.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Основы оптовой торговли
Реферат Складність методів вирішення проблеми дискретного логарифмування в групі точок еліптичної кривої
Реферат Сучасні погляди на проблему еволюції
Реферат Разговорная речь как особая система
Реферат Налог на прибыль организаций 7
Реферат Анализ российских домохозяйств по расходам семьи на образование
Реферат Загадка гробницы Тутанхамона
Реферат Союзническая война 91 88 до н. э.
Реферат Джон Кабот
Реферат Архитектура орнаментальное и изобразительное искусство при саманидах в Мавераннахре
Реферат Похвальное слово русскому языку
Реферат Туризм и здоровье
Реферат Всвязи с подготовкой и проведением праздничных мероприятий, посвящённых празднованию 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг
Реферат Причины и структура конфликта
Реферат Вывески с торцевой подсветкой