Наука при Саманидах в IX -
X вв
Наука при саманидах
также достигла большого расцвета. Ислам, насильственно насажденный среди
большей части покоренных арабами народов, вплоть до конца саманидской эпохи не
смог преодолеть научных традиций, корнями своими уходивших в античность и в
древние культуры Средней Азии, — особенно Хорезма, а также Вавилона, Ирана и
Индии.
В течении IX и X вв., сначала в обстановке аббасидского
халифата, а потом государств тахиридов, саманидов и буидов, сосуществовало два
мира — официальный мир мусульманского богословия со все растущими тенденциями
мракобесия и мир научного познания, большинство представителей которого
старались не вступать ни в какие конфликты с исламом, считая, что ученные — не
богословы и должны заниматься делом, совершенно посторонним религии.
Едва ли случаен тот
факт, что лучшие ученые IX-X вв., писавшие на арабском языке, вышли из Средней
Азии. Вспомним таких выдающихся математиков, как Абуджафар ибн Муса ал-Хорезми
и Ахмед ал-Ферганий, из которых, как показывают их имена, один был выходцем из
Хорезма, другой — из Ферганы.
С именем Хорезми
связана большая научная работа в обсерватории халифа Мамуна (813-833 гг.),
находившейся в квартале Шамасийя в Багдаде. Имя Хорезми, в связи с переводом на
латинский язык его сочинения по алгебре, прочно вошло в историю науки, не
только как астронома. В Европе имя “ал-Хорезми” искажено было в “Алгоритми” и в термине “алгоритм”[1]
дошло до наших дней.
Время Саманидов
породило таких гигантов мысли, как Фараби, Абуали ибн Сина (Авиценна) и Беруни.
С именем Абунасра
ал-Фараби (умер в 950 г.), среднеазиатского тюрка по происхождению, связаны
высшие достижения восточной философии. Фараби хотя и признавал бога, но вместе
с тем разработал идею о вечности материи и, тем самым, о несотворенности мира.
Эта идея находилась в резком противоречии с основами ортодоксального ислама. Да
и само понятие бога у Фараби, как и у его продолжателей, например, у великого
Ибн Сины, не могли не встретить резкого осуждения в рядах мусульманского
духовенства.
С точки зрения истории
культуры, большой интерес представляет жизнеописание Ибн Сины, в основном
изложенное в его автобиографии. Ибн Сина родился в селении Афшана, вблизи
Бухары, в семье финансового чиновника. Отец его, родом из Балха, был человеком
культурным и имел связи среди исмаилитски настроенных людей, которые в те
времена в Бухаре встречались по преимуществу, среди саррафов — менял.
Еще в детстве Ибн Сина
приехал вместе с отцом из Афшаны в Бухару. Здесь он рано познакомился с
греческой философией, геометрией и индийским счетом. Когда Ибн Сина был ещё
совсем юным, в Бухаре появился некий Абуабдулла ан-Натали, образованный, но
ограниченный человек. Отец Ибн Сины поселил его у себя дома, желая использовать
его как учителя для своего старшего сына. Повидимому, степень воздействия этого
учителя на своего ученика была невелика, так как в автобиографии Ибн Сина не
без пренебрежения говорит о своих учителях. Таким образом, Ибн Сина в известной
мере может быть назван самоучкой.
Юные годы его прошли в
Бухаре, в царствование Нуха ибн Мансура (976-997 гг.) и Мансура II (997-999
гг.). Если в Бухаре того времени выдающиеся ученые отсутствовали, то там было
много образованных, культурных людей.
Приступив к изучению
сочинения, заключавшего изложение основ аристотелевской метафизики, Ибн Сина“,
как рассказывает он об этом в автобиографии, убедился, что он его не
понимает. Прочтя это сочинение до 40 раз, зная его почти наизусть, он вместе в
тем ни на шаг не продвинулся в его понимании. Однажды вечером, проходя по
книжному базару в Бухаре, как он имел обыкновение делать это весьма часто, Ибн
Сина за три дирхема купил книгу Абдунасра ал-Фараби — комментарии к
“Метафизике” Аристотеля. Для Ибн Сина это явилось целым откровением. По его
собственному признанию, Фараби открыл ему глаза на Аристотеля.
Научные интересы Ибн
Сины и его знания развивались в двух направлениях — в медицине и в философии. К
семнадцати годам он стал сложившимся ученым, обладавшим огромным запасом знаний в этих науках , и уже пользовался большим
авторитетом как врач. Однажды его пригласили во дворец к серьезно заболевшему
Нуху ибн Мансуру, и он удачно вылечил эмира. В знак признательности тот
разрешил молодому ученому пользоваться дворцовой библиотекой.
Годы напряженного
учения Ибн Сины совпали с самыми тяжелыми годами в истории саманидского
государства. Известно, что караханиды нанесли свой главный удар саманидам в 992
и 999 гг., когда ими оба раза была захвачена Бухара. Ибн Сина стал свидетелем
полного бессилия саманидского правительства, его неспособности спасти свое
государство от падения. Осенью 999 г. илек-хан Наср занял Бухару, не встретив
сопротивления. Наступившая в первые годы правления новой династии анархия
напугала Ибн Сина, и он ушел ко двору хорезм-шаха в Ургенч, где, как он слышал,
находилось немало выдающихся ученых, которым власти в известных целях
покровительствовали.
Арузи ас-Самарканди
приводит некоторые данные из жизни Ибн Сина в Ургенче.
Ургенч, в то время
столица объединенного Хорезма, представлял собою богатый и культурный город.
Хорезмшахом тогда был Абулаббас Мамун (999 - 1016 гг.), человек образованный и
культурный, покровительствовавший ученым , поэтам и художникам. Арузи
ас-Самарканди приводит имена замечательных людей, составлявших культурное
окружение хорезмшаха. Здесь находились , кроме Ибн Сины, Абусахл Масихи —
философ, Абулхайр ал-Хаммар — крупный медик, Абунаср Арран — выдающийся
математик, Абурайхан ал-Бируни, впоследствии ставший самым крупным ученым XI в.
Нечего и говорить, как благотворно было для Ибн Сины пребывание, хотя и
кратковременное, в Ургенче.
Ибн Сина формировался
как ученый на почве среднеазиатской
культуры. Дальнейшее его скитания по городам Ирана и Хорасана (Абиверд,
Гурган, Рей, Казвин, Хамадан, Исфаган и снова Хамадан) расширили его кругозор,
обогатили его жизненный опыт. В трудных условиях господства реакции,
подвергаясь преследованиям со стороны мракобеса Махмуда Газневи, неустанно
продолжает он свою научную работу. Ему не страшна была и тюрьма. Он, служивший
в качестве визиря правителя Хамадана Шамсуддавля, впоследствии был обвинен
сыном правителя Хамадана в том, что находился в общении с правителем Исфагана,
и был посажен в крепость. Однако и здесь он не прерывал свою деятельность;
усиленно работая, он закончил важный раздел своего известного труда “Китаб
уш-Шифа” (Книга исцеления”), посвященной логике. Измученный тяжелыми условиями
жизни Ибн Сина умер в 1037 г. в Хамадане, где он и похоронен.
Передовые философские
мысли Ибн Сина и его взгляды по естественнонаучным вопросам были
материалистическими. Хотя философия Ибн Сины составляет целую эпоху в развитии
прежде всего восточной философии, однако главное значение научной деятельности
Ибн Сины заключается в его трудах по медицине. Как ни велико в истории
философии значение “Китаб аш-Шифа” (“Книга исцелений”), мировую славу создал
ему все же его классический сводный труд по медицине “Китаб ал-канун фи-т-тиб”
(“Канон врачебной науки”).
Величайшая заслуга Ибн
Сины перед наукой заключается в том, что он не только обобщил достижения
научной мысли предшествующих эпох, но и на основании своего опыта и наблюдений
двигал средневековую науку вперед.
Без среднеазиатского
периода жизни, без Бухары и Ургенча, Ибн Сина не смог бы стать впоследствии
великим ученым и написать свои труды. Сам Ибн Сина большое значение придавал
дням своей юности, когда слагалось его исключительное дарование.
При дворе Саманидов
большое внимание уделялось истории и географии. В Мавераннахре наблюдался
значительный интерес к многочисленным сочинениям по истории и географии.
Мадаини, Белазури,
Табари, Ибн Мискавейх и другие были популярными историками той эпохи.
При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru
[1]
Решение
задачи по строго определенному методу.