Своеобразие архитектуры Великого Новгорода Реферат по МХК Выполнила: ученица 10-б класса МОУ СОШ № 31 Проверила: Новочеркасск. 2007 г. Содержание: 1. ВВЕДЕНИЕ. Достопримечательности великого Новгорода с. 2. Основные этапы истории новгородского зодчества с. 4 2.1. XI - XII вв с. 4 2.2. XII - начало XIII вв с.
3. XIII - первая половина XIV вв с. 10 2.4. XIV в. с. 13 2.5. XIV - XV вв. с. 6. Конец XV - XIX вв. с. 3. Заключение. ХХ в. с.4. Список литературы с.1. Введение. Достопримечательности Великого Новгорода Герб Великого Новгорода. "В серебряном поле златыя кресла с лежащею красною подушкою, на коей крестообразно
с правой стороны скипетр, а с левой крест, наверху кресла подсвечник с тремя горящими свечами, а по сторонам стоящие два медведя" Высочайше утвержден 16.08.1781 г. По Городам России. Энциклопедия. М. 1998. Стр. 305 Великий Новгород – один из древнейших и красивейших городов России. Это город с аурой таинственности и красоты.
Его по праву называют городом – музеем под открытым небом. Великолепные архитектурные ансамбли на берегах Волхова, шедевры монументальной живописи XI-XVII веков ежегодно привлекают тысячи туристов со всего мира. Господин Великий Новгород, являясь одним из самых старинных российских городов, сыграл важную роль в объединении восточных славян, создании русского государства -
Руси. Сама древняя история великого города, уникальный комплекс памятников древнерусского зодчества XI-XVII веков, часть из которых расположена на территории кремля, основанного в 1044 году делает город привлекательным местом для туристов. Здесь находятся уникальные для всей страны памятники, такие как "Тысячелетие России", собор Святой Софии (1045-1055 гг.), храмы древнерусского зодчества X - XVII вв знаменитая коллекция новгородских икон.
Хорошо гулять по Новгороду в любое время года, но особенно он красив весной и летом, когда начинается пора белых ночей. Сегодня трудно и даже невозможно определить, где кончается город и начинается музей. Около 50-ти ценнейших памятников древнерусского зодчества XI-XVII вв. стали частью живой структуры современного города. Здесь можно коснуться шероховатых стен храмов, увидеть древнюю плинфу и полустертую, но все же завораживающую
зрителя фреску. История новгородских храмов, монастырей, оборонительных сооружений насчитывает много прекрасных и трагических страниц. Обычно прогулку начинают с осмотра Детинца. С площади Софийской площади-площади Победы сразу можно попасть в Кремль – сердце Новгорода, где расположен собор Святой Софии Новгородской (XI век), памятник Тысячелетия России и множество других достопримечательностей.
Пройдя через Кремль, можно попасть на пешеходный мост, с которого открывается панорама Волхова, который делит Новгород на две стороны: Торговую и Софийскую. На Торговой стороне замечателен ансамбль Ярославова дворища с его аркадой торгового двора и великолепными памятниками, слева от моста виден бывший путевой дворец Екатерины Второй, возведенный в 1771 году.
Справа вдали сверкает купол звонницы Юрьева монастыря. Налево, за мостом им. Александра Невского видны здание академического театра драмы им. Ф. М. Достоевского, церкви Бориса и Глеба в Плотниках, Иоанна Богослова в Радоковицах и Антониев монастырь. 2. Основные этапы истории новгородского зодчества.
2.1. XI - XII вв. Древнейшие страницы истории Новгорода с трудом читаются сквозь сказочный туман легенд, саг и сказаний. До недавнего времени эти легендарные сказания, занесенные в XI—XII веках в новгородские летописи, были единственными источниками для изучения наиболее ранней поры истории города Раскопками на территории города до сих пор не удалось обнаружить слоев старше X века. К самому концу X века относится первая крупная постройка — дубовая церковь
Софии «о тринадцати верхах», выстроенная в 989 году присланным из Киева первым новгородским епископом Иоакимом. Как и другие города Древней Руси, Новгород даже в эпоху своего расцвета был городом по преимуществу деревянным. Частные и общественные здания, торговые и производственные сооружения возводились почти исключительно из дерева. Обусловленная огромными лесными массивами края дешевизна строительного материала и удобство
его доставки по многочисленным водным артериям способствовали развитию плотничьего дела. Не случайно киевляне еще в 1016 году презрительно называли новгородцев плотниками («А вы плотницы суще, а приставим вы хором рубити наших»). О многочисленных деревянных постройках — крепостных стенах, мостах, церквах и хоромах знати неоднократно повествуют уже в древнейший период новгородские летописи. Но древний деревянный Новгород пока лежит под землей.
Археологическими раскопками вскрыты в разных районах города комплексы разновременных деревянных сооружений, которые позволяют составить некоторое представление о новгородской деревянной архитектуре. Архитектурный ансамбль древнего Новгорода складывался в основном из деревянных жилых и хозяйственных построек, среди которых возвышались каменные храмы, оборонительные сооружения и хоромы знати. Но нередко и эти постройки рубились также из дерева.
Прекрасная сохранность дерева в условиях новгородской почвы обещает в будущем дать возможность глубже и детальнее изучить историю деревянного зодчества Великого Новгорода. С 1044 года началось строительство каменных стен кремля, который в древнем Новгороде обычно называли детинцем или каменным городом. Год спустя, в 1045 году, в новом детинце был заложен каменный храм
Софии. Политический и общественный строй Новгородского княжества в XI веке еще мало отличался от строя других русских княжеств. Как и в Киеве, в нем сильна была княжеская власть. Князья еще не потеряли права владения землей, права назначать и смещать по своему усмотрению должностных лиц, вершить суд и расправу. Как и в Киеве, власть над городом принадлежала тому, кто владел сердцем
города — детинцем. С 1045 по 1050 год по повелению сына Ярослава — новгородского князя Владимира в центре детинца строится каменный собор Софии. Новгородская София — один из наиболее выдающихся памятников древнерусского зодчества, имеющий мировое значение. Эта постройка свидетельствует о намерении повторить в Новгороде блеск и великолепие княжеского строительства
Киева. Новгородская София повторяла киевскую не только по имени. Подобно киевской, она представляет собой огромный расчлененный вереницами столбов на пять продольных нефов храм, к которому с трех сторон примыкали открытые галереи. Внешний облик храма характеризуется исключительной монолитностью и конструктивностью. Мощные выступы лопаток членят фасады здания в полном соответствии с внутренними членениями.
Лопатки как бы укрепляют здание по основным его осям. Подобно киевским памятникам XI века, стены новгородской Софии первоначально не были оштукатурены. Кладка стен, в отличие от киевских построек XI века, в основном состояла из огромных, грубо отесанных, не имеющих квадровой формы камней. Розоватый от примеси мелкотолченого кирпича известковый раствор подрезан по контурам камней, подчеркивая
их неправильную форму. Кирпич применен в кладке стен в незначительном количестве, отнюдь не создавая впечатления «полосатой» кладки из регулярно чередующихся рядов плоского кирпича (плинф) и камня, что было характерной особенностью киевского зодчества XI века. Кладка эта, не скрытая под штукатуркой, придавала фасадам здания подчеркнутую мощность и своеобразную суровую красоту. На фоне этой каменной, в основном, кладки стен резко выделялась кладка арочных перемычек
над оконными и дверными проемами, выложенных целиком из кирпича. Новгородская София, подобно своему киевскому прототипу, была парадным сооружением, резко выделявшимся среди окружавших ее деревянных жилищ горожан. Подчеркнутая монументальность княжеских парадных построек была характерна для искусства феодального общества. Новгородская София, несмотря на несомненную близость к киевскому собору, в то же время и существенно
отлична от него. Это отличие заключается не только в том, что в новгородском соборе имеются отдельные конструктивные особенности, не встречающиеся в киевском. Новгородская София отличается от киевской по своему художественному замыслу. Она проще, лаконичнее и строже своего оригинала. Прежде всего значительно более проста вся композиция масс здания. Сложное завершение киевского собора тринадцатью главами заменено в
Новгороде более простым и строгим пятиглавием. Архитектурные массы новгородской Софии монолитнее и несколько статичнее, чем расчлененные динамичные массы Софии киевской с ее пирамидальным нарастанием композиции. Различен и характер интерьеров обоих соборов. В интерьере новгородской Софии уже намечается некоторый отход от сложного «живописного пространства» киевской
Софии в сторону большей простоты, с одной стороны, и большей расчлененности, разобщенности отдельных пространственных ячеек здания, с другой. Значительно проще, строже интерьер новгородского собора и в отношении приемов декора. Отказ от мозаики в пользу фрески, отказ от использования мрамора и шифера делают интерьер новгородской Софии значительно более суровым, простым. 2.2. XII - начало XIII вв. В начале XII века Новгород превращается в вечевую республику.
Боярство завладевает всем государственным аппаратом, оттесняя князя на роль наемного военачальника города. Потеря князьями власти над городом сказалась, между прочим, и в том, что они теряют власть над детинцем и переселяются на Городище, подле которого возникает княжеский Юрьев монастырь, а несколько позже — Спасо-Нередицкий. Хозяином детинца становится новгородское боярство в лице посадника и архиепископа, избираемых из числа
крупнейших боярских фамилий. Выстроенный в 1119 году князем Всеволодом Георгиевский собор Юрьева монастыря по своим размерам и строительному мастерству занимает в новгородском зодчестве первое место после Софии. Новгородский князь стремился построить здание, которое могло бы если не затмить собор Софии, то во всяком случае конкурировать с ним. Поздняя новгородская летопись сохранила имя зодчего,
выстроившего собор. Это был русский мастер Петр. Созданный Петром собор сохраняет, как и церковь Николы на Дворище, образ большого парадного здания, к северо-западному углу которого мастер приставил высокую прямоугольную башню с расположенной внутри лестницей, ведущей на полати собора. Выдающийся русский зодчий достиг в этой новой постройке исключительной выразительности, доведя до пределов лаконичность форм, строгость пропорций и ясность конструктивного замысла.
Все это придавало мощному массиву собора характер монолитного законченного целого. Вслед за постройкой собора Юрьева монастыря наступает резкий упадок княжеского строительства в Новгороде. В чрезвычайно напряженной политической обстановке конца первой трети XII столетия возводятся два последних княжеских храма в городе — церковь Иоанна на Опоках в 1127 году и церковь Успения на Торгу в 1135 году.
Обе они заложены князем Всеволодом незадолго до его изгнания из Новгорода. Обе постройки сохранились крайне плохо; они несут на себе следы многочисленных разновременных переделок. В основе обоих памятников лежит упрощенная и сокращенная схема плана Николо-Дворищенского собора. Обе церкви лишены башен. Вход на хоры отныне устраивается в виде узкой щели в толще западной стены.
После 1135 года князья не выстроили в Новгороде ни одного здания. Даже в многочисленных перестройках стен и башен детинца, которые проводились в течение XII—XIV веков, князья не принимали никакого участия. Летопись сообщает после 1135 года лишь о трех возведенных князьями зданиях, но не на городской территории, а исключительно на Городище или подле него. Только в обстановке этих новых политических условий может
быть понят последний памятник княжеского строительства в Новгороде — церковь Спаса-Нередицы, заложенная в 1198 году князем Ярославом Владимировичем в княжеском дворцовом монастыре, подле новой княжеской резиденции на Городище. Князь Ярослав Владимирович не мог, да, очевидно, и не стремился создать хотя бы отдаленное напоминание грандиозного собора Юрьева монастыря, выстроенного восьмьюдесятью годами раньше.
Церковь Спаса-Нередицы представляет кубического типа постройку, почти квадратную в плане, с четырьмя столбами внутри, несущими единственный купол. Узкий щелевидный ход в толще западной стены ведет на хоры. В отличие от более ранних построек, только средняя часть хор открыта внутрь церкви. В северо-западном и юго-западном углах на полатях помещались небольшие приделы. Как открытая в церковь средняя часть хор, так и угловые приделы размещены не на сводах, как раньше,
а на деревянном накате. Замена крестчатых в плане столбов квадратными, наряду с сокращением числа столбов, отказ от лопаток на внутренней поверхности стен делают внутреннее пространство здания более простым, менее расчлененным. За исключением закрытых глухой стеной приделов на хорах, пространственно изолированных, весь интерьер обозрим с одной точки. В отличие от высокой строительной техники Софии и Георгиевского собора, Нередица не блещет геометрической точностью линий и форм, стены ее непомерно
толсты, кладка грубовата, хотя и повторяет старую систему чередования камня и плоского кирпича на растворе извести с примесью толченого кирпича. Кривизна линий, неровность плоскостей, скошенность углов — все это придает церкви Спаса на Нередице особую пластичность, столь отличающую новгородское и псковское зодчество от памятников владимиро-суздальской архитектуры и зодчества ранней Москвы, унаследовавшего владимиро-суздальскую строительную технику.
По сравнению с пышными княжескими сооружениями XI и начала XII века церковь Спаса — скромная небольшая постройка, всем своим художественным обликом тесно связанная с тем новым течением в новгородском зодчестве, которое возникло, по-видимому, еще в середине XII века и развилось в течение XII и XIII столетий. Упадок княжеского строительства во второй половине
XII века отнюдь не являлся свидетельством упадка всего новгородского зодчества этой поры. Наоборот, именно вторая половина XII и начало XIII века характеризуются бурным развитием строительной деятельности, памятники которой в большом количестве сохранились до нашего времени и в самом Новгороде и в его пригородах — в Пскове, Ладоге, Руссе. При этом следует иметь в виду, что сохранившиеся доныне памятники являются лишь незначительными остатками
строительства новгородского боярства, купечества и различных городских корпораций, о котором повествуют ежегодные записи новгородских летописей. Во второй половине XII века в Новгороде складывается новый тип храма. Вместо грандиозных, но немногочисленных сооружений появляются здания небольшие по величине, но строящиеся в очень большом количестве. Здания эти по сравнению с величественными парадными сооружениями начала
века значительно проще, скромнее и интимнее. В конструктивном отношении храмы конца XII века также подверглись упрощению, представляя как бы сокращенный вариант старых монументальных сооружений. Решительно изменяется характер интерьера. Пышные открытые полати — хоры заменяются закрытыми со всех сторон угловыми камерами на сводах, соединенными между собой небольшим деревянным помостом. В одной из этих камер устраивался придел, нередко посвященный небесному патрону заказчика церкви, другая
камера часто использовалась как хранилище. За исключением угловых камер, внутреннее пространство храма сделалось более целостным, менее расчлененным. Снаружи масса храма также становится монолитнее и проще. Башни для входа на хоры заменяются узким щелевидным ходом в толще западной стены. Парадная многокупольность, столь характерная для более раннего зодчества, в новгородской архитектуре с конца XII до начала XVI века совершенно исчезает.
Изменяется и композиция фасадов, развивающаяся в сторону большей простоты и лаконичности. Только лопатки членят плоскость стены на три части, выражая внутреннюю структуру здания. Каждое членение стены завершается полукружием (закомарой), которое обычно соответствовало форме внутреннего свода. Столь типичные для фасадов начала XII века пояса двухуступчатых ниш в памятниках конца XII—XIII века не применяются. Первая дошедшая до нас постройка нового типа — церковь
Благовещения у деревни Аркажи под Новгородом, выстроенная в 1179 году, сохранилась только до половины высоты. Верхняя часть стен и своды перестроены в более позднее время, поэтому восьмискатное покрытие отнюдь нельзя относить к древнейшей поре. Храм имеет квадратный план с тремя полуциркульными апсидами на восточной стороне. Внутри четыре прямоугольных столба поддерживали единственный купол. Значительно лучше сохранилась церковь Петра и Павла на
Синичьей горе, построенная в 1185— 1192 годах лукиничами, то есть жителями Лукиной улицы. Полностью связанная по художественному облику с охарактеризованной выше группой памятников конца XII века, эта церковь обладает весьма примечательной особенностью. Совсем необычна для Новгорода техника кладки здания, выстроенного из одного кирпича без рядов камня, причем лежащие в плоскости фасадов ряды кирпича чередуются с рядами, утопленными в растворе, поверхность
которого гладко затерта. Эта особенность кладки, характерная для полоцкого зодчества XII века, объясняется, по-видимому, прямым влиянием полоцкой строительной традиции. Церковь Петра и Павла выделяется среди новгородских памятников конца XII века грузностью крестчатых столбов и мощными лопатками на внутренней поверхности стен, придающими интерьеру храма большую стесненность. Однако исследованиями последних лет было установлено, что внутренние
лопатки и выступы крестчатых столбов являются прикладками, сделанными значительно позже для усиления столбов и стен. Первоначальные столбы имели, как и в других постройках Новгорода этого времени, квадратный план. Резкий перелом в новгородской архитектуре в середине XII века нередко пытались объяснить то влиянием северного новгородского климата, то воздействием «художественной воли» новгородского архиепископа Нифонта. Несостоятельность этих объяснений не нуждается в доказательствах.
Восстание 1136 года, окончательно поставившее княжескую власть в зависимость от веча, было использовано новгородским боярством в своих классовых интересах. Весь государственный аппарат и политическое господство надолго были захвачены крупнейшими боярскими фамилиями Новгорода. Однако боярская олигархия оставляла доступ к политической и общественной жизни Новгорода и более широким кругам свободного населения, бурные выступления которого характеризуют всю
историю Великого Новгорода. Ожесточенная классовая борьба втягивала в свой круговорот не только все слои городского населения, но порой и сельское население, защита интересов которого иногда была лозунгом городских движений. Это обстоятельство накладывало глубокий отпечаток на характер развития материальной и духовной культуры Новгорода. Новгородская культура шире и глубже, чем в других центрах феодальной Руси, охватывала массы городского населения, вместе с тем органически впитывая в себя соки народной
жизни. Именно поэтому в Новгороде, как нигде, наряду с культурой господствующих боярско-купеческих верхов, уже в конце XII—XIII веке развилась очень богатая и своеобразная городская культура, культура городских, ремесленных, демократических слоев. Без учета этой особенности новгородской культуры нельзя правильно понять основные черты зодчества и живописи. Возникновение и широкое распространение в новгородском зодчестве конца XII—XIII веке охарактеризованного выше типа небольшого, упрощенного по конструкции и нового по
своему художественному выражению храма несомненно связано с новой социальной группой, вышедшей на общественную и политическую арену Новгорода в первой половине XII столетия. Среди строителей новгородских храмов конца XII—XIII века, наряду с просвещенными меценатами из кругов боярской олигархии, все чаще выступают не только купцы и купеческие корпорации, но и городские общины (уличане). Огромный размах строительных работ, развернувшихся в
Новгороде и его пригородах со второй половины XII века, был бы невозможен, если бы Новгород не располагал в эту пору значительными кадрами местных зодчих. Начиная с XII века в Новгороде несомненно работало несколько местных строительных артелей. Летопись, скупая на имена зодчих и художников, сохранила нам от этой поры одно имя зодчего, уже упомянутого выше мастера Корова Яковлевича с Лубяной улицы, выстроившего в 1196 году церковь
Кирилла в Кирилловском монастыре под Новгородом. Охарактеризованный выше тип храма был очень устойчив. Как показывает сохранившаяся только в своей нижней части церковь Федора Стратилата на Софийской стороне, выстроенная в 1292—1294 годах, этот тип здания удержался почти без изменения вплоть до самого конца XIII века. Однако наряду с этим уже в самом начале XIII века делались попытки внести существенные изменения в конструкцию зданий и декоративную обработку
фасадов. В 1207 году «заморскими купцами», то есть новгородцами, ведшими заморскую торговлю, была выстроена церковь Параскевы-Пятницы на Торгу. Несмотря на многочисленные разновременные перестройки, особенно в верхних частях здания, памятник сохранил не только старый план, но и весьма интересные детали фасадных обработок. В церкви Параскевы-Пятницы к средней полукруглой в плане апсиде примыкали по сторонам две апсиды, имевшие только внутри полукруглую форму. Снаружи они были прямоугольные, что придавало восточному
фасаду церкви необычный для Новгорода характер. С трех сторон к основному кубу здания примыкали пониженные притворы, углы которых, как и углы основного куба здания, были декорированы мощными уступчатыми (пучковыми) лопатками, также необычными для новгородского зодчества. Наконец, фасады основного куба здания имели трехлопастные завершения, соответственно которым делалось и покрытие храма. Все эти особенности интересно сопоставить с аналогичными чертами отлично сохранившегося
памятника смоленского зодчества — церкви Михаила архангела в Смоленске, выстроенной в 1194 году. В церкви Параскевы-Пятницы нельзя не видеть прямого влияния зодчества Смоленска, в основных путях исторического развития которого во второй половине XII века наблюдается много общего с Новгородом. 2.3.
XIII - первая половина XIV вв. Монгольское нашествие, обрушившееся на Русь в XIII веке, не нанесло Новгороду такого сокрушительного удара, какой был нанесен городам Владимиро-Суздальской и Рязанской земель и южнорусским городам Поднепровья. Однако было бы ошибочно думать, что Новгород остался вне сферы действия монгольского ига. Оно имело существенные последствия и для развития новгородской культуры.
Достаточно сравнить бурную строительную деятельность в Новгороде и его пригородах в конце XII и в первые десятилетия XIII века с мрачным затишьем, наступившим после 1240 года, чтобы понять, в какой мере тяжелый удар, обрушившийся па Русь, был ощутим и в Новгороде, не испытавшем прямого разгрома татарскими полчищами. К тому же вскоре положение Новгорода стало еще более серьезным в связи с усилившейся опасностью, угрожавшей
с Запада. Новгородские летописи, сообщавшие почти ежегодно о многочисленных постройках в течение второй половины XII — начала XIII века, с 1240 года до начала 90-х годов XIII века упоминают о постройке всего лишь трех, да и то деревянных церквей. Несколько более оживленным было крепостное строительство той поры. Новгородцы дважды перестраивали деревянный острог вокруг своего города, поставили деревянный город
в Порхове, деревянный же, а потом каменный город в Копорье. Нетрудно понять, что небывалое затишье в новгородском строительстве, прерывавшееся лишь срочными работами по укреплению западных рубежей Русской земли и частичному обновлению оборонительных сооружений новгородского острога, красноречиво говорит о тяжелой поре, наступившей в истории русского народа, которую переживал и Новгород. Однако уже в 90-х годах XIII века и особенно в первые десятилетия
XIV века положение резко изменилось. Нанеся сокрушительный удар сначала шведам, затем ливонским рыцарям, Новгород становится одним из крупнейших городских центров Руси. Международная торговля широкого размаха связывала Новгород с североевропейским союзом торговых городов — Ганзой. Единственный из русских городов, сохранивший полностью памятники своей прошлой культуры и не
растерявший, как многие другие города Руси, за время татарского лихолетья свои древние культурные традиции, Новгород вступил в полосу нового, яркого расцвета своей культуры. Опираясь на свои политические и культурные традиции, Новгород стоял несколько в стороне от национального объединительного движения, которое зародилось уже в начале XIV века в Твери, впервые поднявшей знамя решительного восстания против татар.
Когда позднее господствующей силой объединительного процесса стала Москва, Новгород долго пытался отстаивать свою независимость от великокняжеской власти, используя соперничество Твери и Москвы. Именно поэтому в зодчестве, как и в живописи, Новгород продолжал идти своим путем, не только развивая старые художественные традиции, но и подчеркнуто противопоставляя свое искусство тем новым художественным движениям, которые возникали в искусстве
Твери и Москвы. Строительство, вновь развернувшееся в последнее десятилетие XIII века и особенно в XIV веке, продолжается непрерывно вплоть до присоединения к Москве в конце XV века. В качестве строителей, как и в конце XII века, выступают представители крупнейших боярских фамилий, посадники, иногда корпорации купцов, нередко уличане; много церковных, гражданских и даже военных построек сооружает новгородский владыка.
Дошедший до нас памятник самого конца XIII века — церковь Николы на Липне, выстроенная архиепископом Климентом в 1292 году, свидетельствует о том, что попытки переосмыслить старую схему церковного здания, намеченные строителями церкви Параскевы-Пятницы и особенно церкви Рождества богородицы Перынского скита, нашли свое дальнейшее развитие в конце
XIII века. Исходя из старой композиции кубической, четырехстолпной, одноглавой постройки с квадратным планом, новгородские зодчие конца XIII века окончательно отказываются от старой системы посводного (по закомарам) покрытия. Трехлопастное покрытие являлось отражением новой структуры сводов церкви. Исходя из старой традиционной композиции храма, новгородские зодчие конца XIII века стремились переосмыслить ее как в отношении конструкции, вводя новые приемы, так, особенно,
в отношении общего художественного выражения. В этом переосмыслении нельзя не заметить некоторой роли романского зодчества, откуда новгородские зодчие черпали отдельные конструктивные детали и отдельные элементы композиционного решения, отнюдь не разрушавшие новгородской традиционной схемы здания в целом. Прочные экономические и культурные связи Новгорода с городами Прибалтики и севера Европы легко объясняют заимствования новгородскими зодчими отдельных элементов из
опыта романских мастеров, тем более что в самом Новгороде издавна существовали две церкви — немецкая церковь Петра и «варяжская божница», выстроенные иноземными купцами на своих торговых дворах. С другой стороны, не подлежит сомнению, что новгородское зодчество оказывало и обратное воздействие на архитектуру прибалтийских стран. Так, в ряде зданий Таллина, датируемых XV—XVI веками, мы встречаем трехлопастную обработку плоскости щипца, применявшуюся
в новгородском зодчестве с XIII века. Интересна и некоторая общность приемов кирпичной орнаментации. Эти совпадения позволяют говорить об определенной культурной близости прибалтийских стран с Новгородом, а также о широком распространении новгородского влияния. Из довольно многочисленных построек первой половины XIV века до нашего времени сохранились лишь две. Первая из них — церковь
Благовещения на Городище, выстроенная архиепископом Василием в 1324—1343 годах на месте разобранной древней церкви 1103 года, не сохранила купола, старых сводов и верхних частей стен, что затрудняет задачу реконструкции ее первоначального облика. Однако, судя по плану и уцелевшим частям стен, это была постройка, повторявшая основную композицию церкви Николы на Липне. Выстроенная новгородским боярином
Онцифором Жабиным в 1345 году, церковь Спаса на Ковалеве является одним из интереснейших памятников новгородского зодчества XIV века. Церковь Спаса — типичный памятник переходной эпохи, в архитектурном облике которого отразились новые искания и старые традиции. Подобно храмам XII века, она имеет позакомарное покрытие, однако, как в Николе Липном, при отсутствии средних лопаток на фасадах.
Подобно церкви Николы на Липне и церкви Благовещения на Городище, церковь Спаса имела одну апсиду, но в то же время, подобно церкви Параскевы-Пятницы, три притвора, один из которых был усыпальницей бояр-строителей. Притворы Спаса, различные по форме и величине, больше напоминают «прирубы» деревянного храма и весьма далеки по своей композиционной роли от симметричных и связанных в единую систему с основным зданием
притворов церкви Параскевы-Пятницы. Основными чертами этого переходного периода были незавершенность новых решений и нередкий возврат к старым формам. Вместе с тем характерной особенностью мастеров конца XIII — начала XIV века было критическое отношение к старым, давно устоявшимся представлениям. Не все из этого критического переосмысления вошло в дальнейшем в арсенал художественных форм классического периода новгородского зодчества. Так, например, отказ от членения стены лопатками — прием, примененный
впервые еще зодчими церквей в Перынском скиту и Николы на Липне, повторенный позже в церкви Успения на Волотове и в церкви Михаила на Сковородке и, при иной системе покрытия, в церкви Спаса на Ковалеве, — не привился впоследствии. Трехчастное членение фасадов лопатками, как выражение четырехстолпной конструкции здания, станет характерной чертой новгородской архитектуры конца
XIV—XV века в такой же мере, как это было в зодчестве конца XII— XIII века. Новгородские памятники конца XIII — первой половины XIV века, сохранившие старые композиционные приемы и отражавшие лишь некоторые новые черты в понимании внутреннего пространства, вместе с тем несомненно открывают новый период истории новгородского зодчества. Новые элементы конструкций (применение полукоробовых сводов) привели к разработке новой системы завершения
храма, делавшей внешний облик здания резко отличным от старого. Уничтожение боковых апсид придавало фасаду церкви новый, необычный характер. Наряду со старыми формами оконных проемов, в зодчестве этого периода впервые появляются окна со стрельчатым завершением. Наконец, на этот же период падает отказ от старой системы кладки из плинфы и камня и переход к кладке из местной плиты. Многочисленные выходы волховской плиты, не требовавшей больших затрат на
разработку и доставку, представляли неисчерпаемый запас строительных материалов для всех видов строительства. Именно этим было, по-видимому, вызвано сравнительно позднее освоение чисто кирпичной техники в новгородском строительстве. Характер строительного материала накладывал отпечаток некоторой грубоватости, типичной для техники новгородского зодчества. 2.4. XIV в. В 1360 году новгородский посадник Семен Андреевич заложил на берегу Федоровского ручья церковь
Федора Стратилата. В следующем году церковь была закончена. Церковь Федора Стратилата относится к классическим памятникам новгородского зодчества второй половины XIV века. Как и храмы первой половины XIV века, церковь Федора Стратилата представляет собой кубического типа четырехстолпную одноглавую постройку, в отношении пространственной композиции близкую к памятникам первой половины
XIV века. Однако но сравнению с ними церковь Федора Стратилата — гораздо более законченное, зрелое художественное произведение. Наиболее существенным новшеством был внешний облик храма. До недавней поры фасады храма завершались щипцами с многолопастной ползучей аркой под каждым щипцом. Исследование верхних частей церкви Федора Стратилата при восстановлении ее после войны привело к выводу
о первоначальном трехлопастном завершении храма. Многолопастная арка па фасадах была лишь декоративным убранством. В целом церковь Федора Стратилата — выдающийся памятник, ставший надолго классическим образцом для последующего строительства. Исходя в основном из старых плановых и пространственных решений, в то же время внеся ряд новых черт, зодчий Федора Стратилата придал новый характер внешнему оформлению здания и обнаружил новую для новгородской архитектуры тенденцию к декоративности в трактовке стены, не нарушая
при этом конструктивной логичности фасада. Тенденция декоративности в значительно усиленном виде выступила в другой замечательной постройке — церкви Спаса на Ильине улице, выстроенной в 1374 году. Летопись под 1374 годом не сообщает, по чьему заказу строилась церковь. Однако четыре года спустя, в 1378 году, в летописном известии о «подписании» церкви сообщается, что церковь расписана «повелением благородного и боголюбивого боярина
Василия Даниловича со уличаны Ильины улицы». Можно думать, что и постройка церкви была вызвана инициативой уличан Ильиной улицы, другими словами, церковь Спаса можно рассматривать как уличанский храм. Прекрасно сохранившимся образцом новгородского зодчества конца XIV века является церковь Иоанна Богослова в Радоковицах, выстроенная в 1384 году. Это исключительно стройное здание с узкими лопатками на фасадах, подчеркивающими его удлиненные пропорции.
На южном фасаде сохранился заложенный портал. Новый художественный облик новгородского храма, окончательно сложившийся к началу шестидесятых годов XIV века, помимо охарактеризованной выше серии прекрасно сохранившихся памятников 60—80-х годов XIV века, представлен и рядом других, значительно хуже сохранившихся, испорченных разновременными перестройками памятников. Порой только незначительные отличия в пропорциях и в распределении тех или иных декоративных мотивов отличают одни памятник от другого.
Ни новых пространственных, ни декоративных решений новгородские зодчие конца XIV века уже не дают. 2.5. XIV - XV вв. С последней четверти XIV века на судьбах Новгорода начинают сказываться крупные перемены в жизни Русской земли, связанные с разгромом Дмитрием Донским татарских орд Мамая на Куликовом поле. Эта выдающаяся победа предопределила последующее быстро возрастающее усиление
Москвы. Политика новгородского боярства, борющегося за свою независимость, утрачивает прогрессивные черты, становясь все более консервативной политикой, мешающей процессу создания русского национального государства. Это в немалой степени определяет консервативный характер новгородского зодчества конца XIV века, которое все чаще обращается к художественным образам прошлого. Типичной для новгородского зодчества делается чрезвычайная привязанность к излюбленным, найденным ранее
композиционным решениям. В начале XV века новгородские зодчие продолжали разрабатывать и углублять поиски декоративного оформления фасадов. Великолепными памятниками их творчества являются восстановленная в первоначальных формах церковь Петра и Павла в Кожевниках и известная лишь по старому рисунку церковь Лазаря. В середине XV века становится излюбленным тип миниатюрной церковки, сохраняющей, однако, старые основы композиции. Этот тип представлен церковью Двенадцати апостолов на
Пропастех, выстроенной в 1455 году, и церковью Симеона в Зверине монастыре, выстроенной в 1468 году. К этому же типу относилась разрушенная во время войны миниатюрная церковь Николы в селе Гостинополье на Волхове (середина XV века). В XV веке появляются впервые двухэтажные храмы, точнее, храмы на подклетах, которые использовались в качестве хозяйственных складов-подвалов. На фасадах подклет ничем не выражен.
Нередко в эту же пору подклеты устраивались и в более древних храмах путем настилки деревянного наката. В последние два десятилетия новгородской независимости довольно распространенным явлением становится нарочитый архаизм, выражающийся в подражании старым постройкам XII века. Так, в 1454 году по повелению архиепископа Евфимия была разобрана церковь Иоанна Предтечи на Опоках, выстроенная в 1127—1130 годах.
В том же году по заказу Евфимия на старых фундаментах было выстроено новое здание, которое не только по плану, но и по всему своему художественному облику было явным подражанием старой церкви. Наряду с многочисленными церковными постройками XIV—XV веков, в Новгороде сохранилось несколько гражданских построек той же поры. Особенно интересной является известная под более поздним наименованием «Грановитая палата».
Строитель этого большого парадного здания архиепископ Евфимий, занимавший новгородскую кафедру с 1429 по 1458 год, был одним из наиболее ярых врагов Москвы, боровшихся за новгородскую независимость. Стремясь всеми средствами поднять падавший авторитет Новгорода и укрепить в целях борьбы с Москвой местный патриотизм, Евфимий предпринял парадную обстройку Владычного двора в новгородском детинце.
В результате многолетнего строительства феодальный двор новгородского владыки становился сложным комплексом каменных зданий. Евфимием была возведена еще одна необычная постройка, известная под названием Часозвоня. Выстроенная первоначально в качестве дозорной башни Владычного двора, она лишь значительно позже получила новое назначение — часозвони. Столп сторожни завершался шатровым верхом. Тем самым постройка
Евфимия имеет прямое отношение к истории зарождения национальной шатровой архитектуры XV—XVI веков. 2.6. Конец XV - XIX вв. Разгром новгородского боярства не закончился занятием Новгорода войсками Ивана III и официальным упразднением в январе 1478 года новгородской «вольности». Репрессивные мероприятия московского правительства, направленные па выкорчевывание всех пережитков новгородской самостоятельности, продолжались в течение 80-х и 90-х годов
XV века. На место высланных в Новгород были переселены «лучшие люди гости и дети боярские» из Московской земли. В 1499 году был нанесен удар по новгородской церкви. Все эти события имели огромные последствия для развития новгородского зодчества. Бурное строительство, столь характерное для Новгорода, резко оборвалось после 1478 года. За последние два десятилетия XV века и первое десятилетие
XVI века новгородские летописи отметили лишь одну постройку деревянной церкви на Владычном дворе, поставленную в один день по случаю «мора» (эпидемии). Группа московских гостей — новых хозяев города до конца 60-х годов XVI века играет несомненно ведущую роль в новгородском строительстве, выступая то в виде отдельных представителей наиболее крупных купеческих фамилий, то в виде целых корпораций, иногда объединенных с корпорациями
новгородских гостей. В 1520 году была выстроена церковь Климента на Иворове улице. Строитель ее, гость московский Василий Тараканов — фигура, весьма напоминающая Ивана Сыркова. Как и последний, Тараканов был представителем крупнейшей фамилии московских гостей, переселенных в Новгород на место «выведенных» новгородцев. Выстроенная
Василием Таракановым церковь представляет по своим формам типично новгородскую четырехстолпную одноглавую постройку с трехлопастным завершением. Невысокое подцерковье хозяйственного характера ничем не выражено на фасадах церкви. В отличие от более старых новгородских храмов, церковь Климента выстроена целиком из кирпича. Церковь Климента свидетельствует о том, что новые московские заказчики вынуждены были обращаться к новгородским строительным артелям, не сразу отказавшимся от своих
исконных традиций. В типично новгородских формах была выстроена в 1526 году и церковь Филиппа апостола на Нутной улице, заказчики которой, гости московские и новгородские, жившие на Нутной и Бардовой улицах, также должны были обратиться к новгородской строительной артели. Памятники новгородского зодчества XVI века отражают чрезвычайно интересный процесс взаимодействия между новгородскими и московскими традициями. Типично московский облик имела выстроенная в 1557 году церковь
Никиты на Московской улице. В XVII веке новгородская архитектурная школа окончательно прекращает свое существование, вливаясь в общий поток русского зодчества. Памятники новгородского зодчества этой поры — церковь Николы в Вяжищском монастыре 1681 года и церковь Иоанна Богослова того же монастыря 1698 года, Знаменский собор 1682 года, церковь
Покрова в Кремле последнего десятилетия XVII века и немногочисленные постройки начала XVIII века — не имеют уже никаких черт, характерных для новгородской архитектуры. 3. Заключение. XX в. Небольшим губернским городом встретил Новгород Великую Октябрьскую революцию, позже превратившись сначала в окружной, а затем в районный центр Ленинградской области. В конце августа 1941 года в
Новгород ворвались фашистские варвары. Фашисты сожгли и разрушили почти все жилые, общественные и производственные здания, уничтожили все городское хозяйство: водопровод, электростанцию, телефон, телеграф, радиоузел и пр. С особой ненавистью они уничтожали древние постройки Новгорода. После освобождения от фашистских захватчиков город, ставший вскоре областным центром, был заново отстроен. Под руководством А. В. Щусева были разработаны основы генерального плана восстановления.
Исходное положение плана гласит: «Город Новгород восстанавливается как выдающийся город-памятник, сохранивший на своей территории большое количество древних сооружений русского зодчества, и как административно-хозяйственный, культурный и промышленный центр Новгородской области». Проект сохраняет в основном исторически сложившуюся систему улиц, вместе с тем осуществляя укрупнение ряда кварталов, особенно на Софийской стороне. Разработка нового плана потребовала решения трудной,
но важнейшей задачи включения в новые ансамбли многочисленных древних сооружений и увязки новой застройки с древними памятниками архитектуры. К сожалению, это важнейшее условие не всегда бесспорно соблюдалось. В ряде мест, где древние памятники сохранились достаточно кучно, встал вопрос о создании внутри города архитектурных заповедников, с запрещением строительства на этих территориях. Вокруг одиноко стоящих памятников создаются охранные зоны, очищенные от малоценной застройки, благодаря
чему появляются благоприятные условия осмотра и изучения древних памятников. С целью воссоздания древнего архитектурного облика детинца разработан проект планировки и благоустройства всей его территории и охранной зоны. Предположено очистить и освободить древний ров, ограждающий детинец. Восстанавливается древний облик башен и стен. Начались работы по благоустройству Ярославова дворища, ансамбль которого имеет выдающееся значение в архитектурном облике
Торговой стороны. Великий Новгород - уникальный город. Такого количества прекрасных памятников архитектуры XI - XVII веков больше нет ни в одном из древнейших русских городов. В 1484-1490гг. возведенные стены и башни новгородского кремля, называемого "Детинцем", располагаясь на берегу реки Волхов, великолепно сочетаются с его полноводным простором,
и прекрасно вписываются в современный городской пейзаж. Архитектура Новгорода представляет собой крупное явление общеевропейского искусства, оно выделяется ярким национальным своеобразием, выразительностью и художественной законченностью. 4. Список литературы: 1. Н. Н. Кузьмина, Л. А. Филиппова. Крепостные сооружения Новгорода Великого. СПб, 1997. 2.
Каргер М.К. Новгород; – Л.: Искусство, 1980. 3. Кушнир И.И. Архитектура Новгорода; – Л.: Стройиздат, 1991. 4. Новгород. Архитектурные памятники. Набор открыток/Оформ. Л.Яценко.; – Л.: Аврора, 1969 16 открыток (иллюстрации к тексту)
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |