Реферат по предмету "История"


Культурная революция на Смоленщине в 1920-30 годах

Министерство образования РФ.
Муниципальная средняя школа №17.
реферат
Культурная революция на Смоленщине в 1920-1930г.
Работа
ученика 9 «Г» класса
Басова Сергея.
Учитель- консультант
Антонова Е.Г.
Смоленск 1999 г.
План.
I. Введение.
(стр. 3) II. Трудности и достижения первых лет культурной революции. (стр. 5) 1. Национализация культурных ценностей на Смоленщине. (стр. 5) 2. Проблемы образования.
(стр. 6) 3. Создание ВАРНИТСО и его деятельность.
(стр. 6) 4. Развитие театрального искусства на Смоленщине.
(стр. 7) 5. Кино.
(стр. 13) 6. Развитие радиовещания.
(стр. 13) 7. Пресса.
(стр. 14) 8. Пролеткульт.
(стр. 15) III. Культурная жизнь Смоленщины в 30-е годы.
(стр. 16) 1. Открытие ряда институтов и университетов на Смоленщине. ( стр. 16) 2. Открытие и работа научно-исследовательских учреждений. (стр. 17) 3. Успехи образования.
(стр. 17) a) Программа всеобуча и семилетнего образования на Смоленщине.
(стр. 17) b) Увеличение преподавательских кадров.
(стр. 18) c) Укрепление и увеличение числа высших учебных заведений. (стр. 19) 4. Дальнейшее развитие театрального искусства и художественной самодеятельности в 30-е годы.
(стр. 20) 5. Литература и художественное искусство.
(стр. 21) 6. Печать.
(стр. 22) IV. Репрессии.
(стр. 22)
V. Итоги культурной революции.
(стр. 24) VI. Вывод.
(стр. 25) VII. Сноски.
(стр. 26) VIII. Приложение.
(стр. 28) IX. Литература.
(стр. 38)
Я выбрал именно эту тему моего реферата, так как мне хотелось побольше узнать и изучить культурную жизнь Смоленщины в послереволюционный период. Почему именно Смоленщины? Потому что каждый человек должен знать и любить историю и культуру своего родного края, своей «малой родины» (Соколов- Микитов).
Революция 1917 года не только изменила политический строй страны, но и быт, мировоззрение людей. Не смотря на то, что это время, когда наша страна шла к строительству «светлого будущего, когда в стране был тоталитарный режим, и государство не соблюдало политические права граждан, но даже вмешивалось в частную жизнь человека, контролируя все сферы его жизни. Не смотря на всё это, мы всё равно не можем забывать и пропускать историю этого социалистического периода времени. Ведь без изучения прошлого не возможно изучение настоящего и будущего.
Много слухов ходят о тех временах. В силу того, что эта эпоха была столь противоречивой, люди 90-х часто впадают в те или иные крайности - то идеализируют 30-е, то сводят всё к репрессиям и страху. Поэтому мне хотелось узнать, узнать, что же было на самом деле в этот период времени, отметить как положительные, так и отрицательные стороны.
Мне интересно было узнать о творчестве смоленских писателей и поэтов, которые прославили не только Смоленский край, но и всю Россию. Выяснить, какие произведения были созданы ими в то время, и какие темы они отражали в них. Узнать, как быстро на Смоленщине развивался театр, кино, радиовещание, и какую информацию они пропагандировали. Какой в то время была пресса, и какая существовала на неё цензура. Мне так же было интересно узнать, какие театры были открыты в те года, и какие пьесы ставились на их сценах. В своих исследованиях я попытался выяснить отношение самих смолян к культуре, и какой вклад они внесли в её развитие, стремились ли народ к образованию, и на сколько быстро проходило его приобщение к культуре. С помощью моих исследований я попытался узнать, как относились смоляне к культурным ценностям своего родного края. Коснулись ли массовые репрессии населения Смоленщины, и какой чёрной полосой отразились они в истории нашего края и как повлияла «пролетарская культура» на жизнь и быт смолян.
С 1921 г. партия стала проводить в жизнь новую экономическую политику. Был издан декрет о земле, который начал национализацию достояния имущих классов. Несколько позже общественной собственностью стали музеи, библиотеки, архивы, памятники искусства. Запрещался вывоз за границу любых культурных ценностей.
К лету 1919г. в губернии было национализировано 149 помещичьих имений, среди имущества которых было немало полотен известных художников, редких книг, изделий из фарфора, бронзы, серебра, золота. К сожалению, усадьбы часто варварски разграблялись крестьянами, в результате чего погибло много уникальных коллекции. Порой этому способствовали и решения местной власти. К примеру, Вяземский уездный отдел народного образования 8 августа 1918 г. постановил уничтожить картины, напоминавшие старое время. Подобные случаи не были типичными. Так, 24 июля 1918г. Смоленский городской Совет решил привлекать к суду лиц, разрушающих крепостную стену. Некоторые уездные исполкомы ввели должности хранителей памятников древности. В Рославле было организовано общество по изучению местного края.
На восстановление разрушенных полной промышленности, транспорта, сельского хозяйства требовались огромные средства, и Советское правительство вынуждено было ограничивать ассигнования на нужды народного образования и культуры. На пути школьного строительства сразу же встретились серьезные трудности. Не хватало средств, педагогических кадров, школьных помещений, учебного оборудования, почти не было тетрадей, чернил, перьев, карандашей и прочих ученических принадлежностей.
В создавшихся условиях местные Советы изыскивали различные источники для накопления средств на нужды просвещения. На эти цели отчислялась часть средств, поступавших от самообложения, проводились «недели помощи школе», само население создавало бригады по ремонту и строительству школьных помещений и т.д. До войны в царской России по грамотности населения губерния занимала З6-е место, а из се почти 1,9 млн. жителей лишь 17,3% умели читать и писать. Вузов не было, а число учителей едва превышало 5 тыс. Для борьбы с невежеством масс 16 февраля 1918 г. был учрежден губернский комиссариат по просвещению (вскоре такие органы возникли и в уездах). Организовались курсы «активного ликбеза», проводились переписи неграмотных, «недели просвещения», а кое-где даже создавались чрезвычайные комиссии для его осуществления.
Характерной чертой того времени была огромная тяга трудящихся к культуре, что выражалось в повсеместном создании просветительных кружков. Их члены ставили спектакли и организовывали вечеринки отдыха. Обычно в одном уезде таких обществ насчитывалось несколько десятков с числом членов от 12 до 150. К концу 1920 г. в крае имелось 749 культпросвет кружков, 196 Народных домов и свыше 40 клубов. В Смоленске 17 ноября 1918 г. открылась Народная консерватория. В некоторых уездных городах были созданы музыкальные школы.
Шире развертывалась работа и по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. В 1923 г. в стране было организовано под председательством М. И. Калинина общество «Долой неграмотность» (ОДН). Вскоре отделы этой организации появились во всех уездах Смоленской губернии. При их содействии к 1 мая 1925 г. работало 119 сетевых и 1053 несетевых пункта по ликвидации неграмотности. Причем к этому времени в губернии уже было обучено грамоте 14967 человек.
В первые годы нэпа в трудных условиях оказался и университет. Некоторое время студенты не получали государственной стипендии, и остро нуждавшимся оказывали материальную помощь различные кооперативные и общественные организации. К концу восстановительного периода университет снова был взят на государственное обеспечение. Студентам стали выплачивать стипендии. Для создания своего подсобного хозяйства университету передали совхозы «Вонлярово» и «Семичевка», что позволило улучшить питание студентов и повысить продовольственные пайки преподавательскому составу.
В конце 20-х годов при университете открылся краеведческий научно- исследовательский институт, в задачу которого входило изучение производительных сил области, истории и природы своего края.
В 1927 г. по инициативе передовых ученых страны в СССР создается Всесоюзная ассоциация работников науки и техники для содействия социалистическому строительству (ВАРНИТСО), которая должна была пропагандировать и распространять среди трудящихся достижения науки и техники, сближать науку с производством, с практикой социалистического строительства, внедрять научные открытия и технические достижения в производство. Ученые Западной области в 1928 г. открыли в Смоленске отделение ВАРНИТСО, которое объединило профессоров и научных работников университета, а также ряд других специалистов города и области. Открывались средние специальные учебные заведения — педагогические, сельскохозяйственные, медицинские и др.
Яркой чертой культурной жизни тех лет был расцвет театрального дела. Если до Октября о крестьянских театрах в России и помину не было, то через три года их насчитывалось 3 тысячи. «Деревня сейчас вся охвачена театральным строительством», - отмечали «Известия Гжатского Совета» осенью 1919г. К концу гражданской воины на каждую волость в губернии приходилось по 2-3 любительские труппы, а из уездных городов они имелись в Вязьме, Дорогобуже. Ельне, Духовщине и Ярцеве. Репертуар постановок был очень широкий - от «Гамлета» и «Ревизора» до водевилей.
В Смоленске первым советским театром стал Художественный передвижной театр Западной области, открывшийся летом 1918 г. Особой популярностью он не пользовался, рядовому зрителю были малопонятны его спектакли в стиле новых веяний. 27 декабря 1919г. начал свою работу Пролетарски государственный театр (в нем ставились и оперы). В самом конце 1920 г. был создан Театр производственной пропаганды - в то время один из лучших в стране театр революционной сатиры.
Октябрьская социалистическая революция широко распахнула перед трудящимися Смоленщины двери в мир искусства. Бурное развитие получило повсеместно на Смоленщине самодеятельное драматическое искусство. Любительские драматические кружки появились в школах, учреждениях, на промышленных предприятиях, в красноармейских частях, при сельских и городских клубах, красных уголках и т. д. К 1920-году по Смоленской губернии насчитывалось 758 всевозможных кружков, зажимавшихся самодеятельным театральным искусством. В деревнях застрельщиками драматической самодеятельности чаще всего выступали учителя. Кое-где инициативу в этом культурном начинании проявляли профессиональные актеры разной степени одаренности и добросовестности, бежавшие из Москвы и Петрограда от голода, холода и безработицы. Да и не только они. В 1918 году дядя будущего первого космонавта мира Ю. А. Гагарина (брат его матери) рабочий Путиловского завода Сергей Тимофеевич Матвеев, приехав на родину в Гжатский уезд, организовал в селе Воробьеве любительскую труппу из 10 девушек и 20 парней. Труппа ставила спектакли и показывала их в окрестных селах и деревнях. Просуществовала она до 1920 года.
Репертуар драмкружков тех лет был весьма пестрый. Ставили отдельные сцены из пьес Островского, инсценировки рассказов Чехова («Злоумышленник», «Хирургия») и его драматические миниатюры («Юбилей», «Свадьба» и др.). Кое- где разыгрывались пьесы-самоделки, в которых на сцене появлялись и царь Николай II в солдатском мундире и рваных сапогах, и поп в ризе из рогожи, и барыни с петушиными перьями в импровизированных шляпах, и кулаки-мироеды с пеньковыми бородами.
В помощь драмкружкам в Смоленске и в некоторых других городах губернии открылись студии. В Дорогобуже, например, студия носила громкое претенциозное название "Лаборатория новых форм театра" В программу этой студни входили занятия по технике актерского мастерства, пантомиме, опыту инсценировок и импровизации, а также хоровая декламация, широко распространившаяся в стране в 20-х годах с легкой руки артиста В. К. Сережникова (брата ректора Смоленского государственного университета). В Вязьме были открыты краткосрочные курсы драм. искусства имени А. В. Луначарского, на которых в 1920 году обучалось около 70 студийцев, а в захолустной Сычевке в открывшейся в том же году драм. студии занималось около 90 любителей сценического искусства.
В результате культурного векового голодания и скованности духовных запросов народных масс увлечение драматическим искусством после революции стало буквально всенародным. Самодеятельные спектакли шли в переполненных до отказа помещениях. Ни один прославленный профессиональный театр не мог бы похвастаться той живой, непосредственной связью между сценой и зрительным залом, которая была присуща этим самодеятельным представлениям. И это в годы, когда страна была в огненном кольце гражданской войны, царила разруха, свирепствовали голод, холод, грязь, сыпной тиф!
В первые же годы после революции оживилась и профессиональная театральная жизнь Смоленщины. В Смоленск и другие города губернии (Смоленщина все же не испытывала такого голода, какой был в Москве и Петрограде) началось подлинное паломничество московских и петроградских артистов. На гастроли к смолянам приезжали артисты Московского Художественного театра. Приезжала в полном составе труппа московского Камерного театра во главе с А. Я. Таировым, причем, как ни старались рецензенты "Известий Смоленского губсовдепа" критиковать театр, обвиняя его в чуждости трудовым массам, смоляне валом валили на его спектакли. Благодаря мастерству Алисы Коонен. И. И. Аркадина и других талантливых артистов зрителям, сидевшим в театре Лопатинского сада в шинелях, ватниках, кепках и солдатских фуражках, становились близки и сказочные красоты «Голубого ковра» Любви Столицы, и изящное острословие изысканного «Короля- Арлекина», и глубина страданий героини трагедии «Адриенна Лекуврер».
В 20-х годах в театре Лопатинского сада гастролировал коллектив артистов под руководством А. Г. Крамова. Как вспоминает бывший рецензент смоленской газеты «Рабочий путь» Б, С. Бурштын (Иринин), «это была типичная летняя, то есть укомплектованная из артистов разных — в том числе и московских — театров, труппа, очень сильная по составу. В репертуаре, как обычно водилось летом, были преимущественно легкие комедии и душещипательные мелодрамы. Сменялись они с калейдоскопической быстротой, и ни о каких режиссерских «замыслах» и «удачах», понятно, не могло быть и речи,—успех создавался исключительно хорошей игрой отдельных артистов».
Однажды актерский состав решил отметить юбилей старейшего рабочего смоленского театра Б. Г» Сысоева (такие юбилеи до революции никогда не отмечались!). В перерыве между действиями спектакля юбиляр был приглашен на сцену, и при открытом занавесе А. Г. Крамов огласил посвященный ему адрес, заканчивающийся четверостишием:
На театральном небе ты—комета,
Творец сценических устоев.
Да здравствует на многи лета
Борис Григорьевич Сысоев!
Артисты и артистки душевно поздравляли, обнимали и целовали растроганного юбиляра. От зрителей притащили ему огромную корзину цветов из садоводства А. И. Зольбе. Зал горячими аплодисментами приветствовал виновника торжества.
Гастроли иногородних театров в Смоленске продолжались и в последующие годы. Только в 1928 году в Смоленске гастролировали: Ленинградский передвижной театр под руководством П. П. Гайдебурова, Московский театр сатиры, группа артистов московского Малого театра, группа артистов Ленинградского академического театра имени Пушкина (бывш. Александрийского театра) и Московский центральный театр для детей под руководством Наталии Сац.
Еще в первые послереволюционные годы и в Смоленске и в ряде уездных городов губернии проявилось стремление обзавестись своими профессиональными постоянными театрами. Первый из таких театров от - крылся в Вязьме, а вскоре в Смоленской губернии существовало уже шесть уездных театров. Работали они нерегулярно — то процветали, то распадались, то вновь открывались. Последовавший в эпоху нэпа переход зрелищных предприятий на хозяйственный расчет обрек деятельность этих театров почти на повсеместное превращение,
Недолговечным оказалось существование и театров, возникших в первые послереволюционные годы в самом Смоленске (Первый Художественный передвижной театр Западной области под руководством Вл. Тодди, театр «Миниатюр», Вольный пролетарский театр и др.). Менее года существовал в Смоленске и Театр революционной сатиры (ТБРЕВСЛТ), в репертуаре которого царили халтурные поделки
Недолговечным было существование в Смоленске и созданной в 1920 году драматической труппы Политуправления Западного фронта. Организатором и художественным руководителем труппы был артист А. Б. Гедда— человек, фанатически преданный искусству, враг рутины, шаблона, легковесности и халтуры. Ему немало пришлось положить сил, чтобы создать спаянный коллектив, способный решать сложные творческие замыслы. Пришлось терпеливо воспитывать и дисциплинировать не только актеров, но и вспомогательный персонал, вплоть до столяра, не желавшего делать сценическую мебель по эскизам художника и упрямо твердившего: «Я старый столяр, специалист своего дела, а табуретки так не делают, как у вас нарисовано».
Несмотря на то, что первое время труппа жила в очень тяжелых условиях, а репетиции ее шли в холодных, сырых помещениях и в вагонах-теплушках, ей все же удалось осуществить ряд хорошо слаженных спектаклей ("На дне", "Не было ни гроша", "Хозяйка гостиницы" и др.), показанных смолянам на сцене Домпроса (в здании бывш. Купеческого собрания, где ныне помещается областная библиотека имени Ленина).
Позднее, уже в середине 30-х годов, в Смоленске при окружном Доме Краевой Армии два-три года существовал театр, руководимый режиссером Гнедичем. Однако спектакли этого театра не отличались высоким уровнем игры и качеством постановок.
Все попытки в послереволюционный период создать в Смоленске постоянный театр были недолговечны. Лишь одни из них выдержал испытание временем. Речь идет о Смоленском государственном драматическом театре, открытом в 1919 году и существующем и в наши дни.
Одним из первых художественных руководителем Смоленского драматического театра был Б. А. Бертельс. Ему удалось поставить на смоленской сцене ряд отличных спектаклей («Двенадцатая ночь», «Маскарад», «Царь Федор Иоаннович», «Потоп» и др.), получивших признание критики и публики. Вскоре, однако, театр оказался в весьма трудном положении: переход на хозяйственный расчет поставил его деятельность в зависимость от кассы, то есть от посещаемости спектаклей. Чтобы привлечь зрителей, руководители Смоленского губполитпросвета не придумали ничего более разумного, как обязать театр «ввиду ограниченной емкости смоленского театрального рынка» начиная с 1 января 1924 года ставить по две премьеры в неделю—по вторникам и пятницам. Конечно, это «мудрое» распоряжение не только не исправило дела, но и еще больше осложнило положение театра, так как ни о какой серьезной творческой работе говорить уже не приходилось. Театр, как блины, пек скороспелые, легковесные, сырые и серые спектакли, что повлекло за собой дальнейшее снижение посещаемости. Эта невеселая картина усугублялась к тому же текучестью актерского состава и тем, что на долгое время художественное руководство театром оказалось в руках далеких от искусства, случайных людей (Мирский, Арнольдов).
Безотрадное состояние театра продолжалось до прихода в него в качестве художественного руководителя артиста Л. И. Изольдова. Изольдов подобрал и сплотил крепкий актерский коллектив и на ряд сезонов вывел театр из художественно-творческого и финансо-хозяйственного прозябания. «При нем,—вспоминает Б. С. Бурштын,—число постановок в сезоне было максимально сокращено, причем уменьшение количества их полностью компенсировалось повышением качества спектаклей. Репертуар строился уже преимущественно на произведениях современной советской драматургии, наиболее близкой интересам массового зрителя» и—отчасти—классики. Роль режиссера в театре чрезвычайно возросла, и акцент в спектаклях делался не на артистах «первого положения», а на ансамбле и целом. Небольшое, сравнительно, количество новых постановок позволило театру тщательно готовить и лучше оформлять спектакли и показывать их помногу раз».
Пришедшая на смену Изольдову опытный театральный деятель 3. М. Славянова успешно продолжала творческий курс своего предшественника.
В сентябре 1939 года Смоленский драматический театр получил специально для него построенное по проекту архитектора С. А. Ильинской большое здание со зрительным залом, рассчитанным на 1500 мест. Это позволило театру значительно расширить и улучшить работу. В 1940 и 1941 годах театр поставил ряд отличных спектаклей («Овод» с артистом Ф. М. Михайловым в заглавной роли, «Царь Федор Иоаннович» с участием артистов Н. Л. Покровского, Г. Ф. Мартини, В. С. Нельского, «В степях Украины» с участием артистов Ф. М. Волгина. А. Л. Экслера. В. И. Лихачева, пьесы «Враги», «Дачники», «Иванов», «Борис Годунов», «Анна Каренина», «Бесприданница», «Гроза» и другие).
В Смоленске незадолго до начала Великой Отечественной войны были созданы выездной совхозно-колхозный театр и областной театр имени Ленинского комсомола, театр юного зрителя.
Неотъемлемой частью досуга многих горожан являлись посещения кинотеатров, их в Смоленске насчитывалось четыре - «Художественный», «Паллас», «Фортуна» и «Большой». В них шли либо буржуазные драмы, либо вызывающие только глупый смех кинокомедии, демонстрация которых побудила руководство губернии открыть в «электротеатрах» рабочие клубы, где читались лекции, выступали агитаторы. Кроме Смоленска, были в Рославле, Вязьме, Сычевке и Дорогобуже. Кино стало проникать и на село: в 1928 г. в губернии действовали 44 стационарные киноустановки и 51 кинопередвижка.
Коммунистическая партия и Советское правительство большое значение придавали радиовещанию. Первые радиопередачи в стране стали вести в конце 1919—начале1920 г., а в 1922 г. в Москве начала работать первая радиовещательная станция. В то время это была самая мощная радиостанция в мире. В Смоленской губернии в 1921 г. действовала одна приемопередаточная станция небольшой мощности и шесть приемных станций. До конца восстановительного периода сеть радиоустановок развивалась медленно. На 1 октября 1925 г. в Смоленске насчитывалось всего 60— 70 приемных радиоустановок. Но уже в следующем году количество их увеличилось сразу более чем в 2 раза, причем 18 установок были громкоговорящими, остальные—с наушниками. Большинство установок было изготовлено самими радиолюбителями.
Основными центрами культурно-массовой работы на селе являлись в те годы избы-читальни. В 1924 г. на всесоюзном конкурсе за хорошую работу две из них—Гусинекая Смоленского уезда и Воскресенская Сычевского — получили премии. В 1929 г. Смоленская губерния вошла в состав вновь образованной Западной области. По грамотности населения она все еще была одной из наиболее отсталых среди других областей Российской Федерации. В то время как в среднем по РСФСР, по данным переписи 1926 г., имелось 44,1.%' грамотных, по Западной области—41,6%.
Ещё одной гранью жизни Смоленщины тех лет было учреждение новых органов периодической печати. До падения самодержавия в губернии издавался лишь Смоленский вестник». Первая уездная газета родилась в Рославле, называлась она «Известия Рославльского Совета». В последующие месяцы появилось еще несколько печатных органов: в марте - «Краснинская газета», в апреле - «Голос солдата и гражданина» (Гжатск), в июле - «Сычевская жизнь» и т.д. Органы периодической печати учреждали не только Советы и политические группировки, но и различные общества, комитеты, кооперативы и даже некоторые ячейки РКП(б) и культпросвет кружки.
О событиях в стране и в мире смоляне узнавали и из стенных газет (издавались местными отделами РОСТА). В них печатались самые свежие новости, полученные по радио (приемные радиостанции в Смоленске, Вязьме, Рославле, Гжатске и Мстиславле появились еще до Октября; между уездными городами и крупными населенными пунктами в волостях существовала телефонная или телеграфная связь). Первая в губернии стенная- газета вышла 20 мая 1919 г. в Вязьме и была посвящена неделе трудового фронта. Еще одним новшеством явились «устные газеты». Их появление объяснялось низкой грамотностью населения, слабой технической базой типографий, дефицитом бумаги и нехваткой опытных журналистов (особенно в уездах). Каждый выпуск «живой газеты начинался в определенное время, длился 10-20 минут, состоял из краткого обзора самых важных событий, и проводился в одном и том же месте - городской сад, клуб, базарная площадь и т.п. Иногда для привлечения граждан перед началом выпуска играл духовой оркестр.
Впервые «живая газета» прозвучала в Смоленске 30 июня 1920 г. на Блонье, а к концу ноября новая форма массовой информации уже широко использовалась в красноармейских частях, на предприятиях, в казармах и т. д. Быстрое признание получила она и на местах: уже в июле - в Сычевке, Юхнове, Вязьме. Гжатске, а к концу августа - в Белом, Ельне и Мстиславле.
Новой страницей в истории Смоленщины тех лет была деятельность общества «Пролетарской культуры» (Пролеткульта). Данное просветительское движение родилось весной 1917г. в Петрограде и вскоре стало бурно развиваться по всей стране. Свою задачу оно видело в том, чтобы помочь трудящимся критически осмыслить дореволюционную культуру, а главной темой любого искусства сделать труд, роль коллектива и техники в общественной жизни. В Смоленске первое заседание городского совета Пролеткульта состоялось в июле. 1918 г. Подобные организации стали возникать в уездных и даже волостных центрах.
Диапазон деятельности пролеткультовцев был широким - театр, живопись, скульптура, музыка, просвещение, археология, литература, пропаганда атеизма, издательское и библиотечное дело, проведение экскурсий, чтение лекций и пр. Деятели Смоленского Пролеткульта в отличие от своих коллег во многих других губерниях не только пропагандировали новые взгляды на искусство, но и не отрицали значения культурных достижении прошлого.
Судьба этих начинаний во многом зависела от позиции интеллигенции (прежде всего - учительства), однако почти все оно - как и всюду в России - поначалу отнеслось к большевикам отрицательно. Тем не менее, по мере укрепления их положения ситуация начала меняться и уже меньшее удивление вызывало вступление учителей в РКП(б). «В интеллигентных кругах, - писала в 1919г. газета вяземских коммунистов «Товарищ», - начался перелом в сторону
Советской власти. Оно и понятно. Победы Красной Армии, широкие перспективы государственного строительства... Твердый курс советской политики неизбежно должен был подчинить себе нетвердую волю широко мыслящих, но слабо действующих интеллигентов. И теперь везде и всюду они требуют себе доли в общей работе». Впрочем, к сотрудничеству с новым режимом многих оставшихся без всяких средств к существованию интеллигентов часто толкало элементарное чувство голода.
Участие "пролетариев ума" в создании новой жизни имело самые различные формы - борьба с неграмотностью, организация культпросвет кружков, хоров, оркестров, театральных любительских и профессиональных групп, открытие Народных домов, изб-читален, художественных студий. Устраивались беседы на темы культуры и образования, концерты-лекции, издавались популярные брошюры по искусству. Иными словами, «и кисть художника, и перо поэта и писателя, и игра музыканта, актера - все будило усталых, звало к труду, к творчеству, к созиданию». Как известно, последующая действительность оказалась куда прозаичнее подобных радужных представлений.
В связи с широко развернувшимся социалистическим строительством для всех отраслей народного хозяйства требовалась огромная армия специалистов. В январе 1930 г. партия и правительство приняли постановление «О подготовке технических кадров для народного хозяйства Союза ССР, в котором Госплану СССР и республиканским правительствам предлагалось провести в жизнь ряд мероприятий, направленных на ускоренную подготовку специалистов высшей и средней квалификации.
В соответствии с этим постановлением, Наркомпрос РСФСР признал необходимым реорганизовать ряд крупных вузов, в том числе и Смоленский университет, на базе которого были созданы два самостоятельных вуза — педагогический и медицинский институты. Пединститут, которому вскоре присвоили имя Карла Маркса, насчитывал пять факультетов (физико- математический, естественный, лингвистический, общественно-экономический и политико-просветительный), медицинский институт имел один факультет—лечебно- профилактический со стоматологическим отделением. Он (Медицинский институт) за 20 лет своего существования (этот юбилей отмечался перед самой войной) опубликовал свыше 1800 научных работ. Признание получили научные труды профессоров А.А.Оглоблина, И.Я.Сендульского, К.В.Пунина, Н.В.Маркова и др. Серьезные исследования вели преподаватели педагогического института.
В 1930 г. в Смоленске начал работать Западный коммунистический университет. В том же году был открыт Бежецкий машиностроительный институт в составе механического факультета с машиностроительным и технологическим отделениями. Тогда же на базе Новозыбковского сельскохозяйственного техникума организовался агропедагогический институт с четырьмя отделениями: химико-биологическим, общественно-литературным, агропедагогическим и физико- техническим. Недалеко от станции Дурово Сафоновского района в Николо- Погорелом (бывшем имении Барышниковых) в 1930 г. создали Западный институт прядильных культур, а в январе 1931 г. начал работать Брянский лесотехнический институт с лесокультурным и лесотехническим отделениями. Всего в области в 1931 г. имелось семь дневных институтов, а также три заочных, шесть дневных и 11 вечерних рабфаков.
В соответствии с пятилетним планом культурного строительства, в области развернулась работа в 40 научно-исследовательских учреждениях, из которых 25 занимались вопросами сельского хозяйства, а остальные представляли собой фабрично-заводские лаборатории.
Из сельскохозяйственных научно-исследовательских учреждений наиболее важными были Институт социалистической реконструкции сельского хозяйства, Западная зональная опытная станция, Новозыбковская селекционная опытная станция, Западная областная мелиоративная станция, Сычевская зональная животноводческая станция и ряд опорных пунктов по льну, конопле, картофелю, свиноводству и птицеводству. Всего в этих учреждениях насчитывалось 323 научных работника, из них 251-в сельскохозяйственных.
Но первоочередной задачей на том этапе культурного строительства для Западной области, как и всей страны, являлось решение проблемы всеобуча. Весной 1930г. ЦК ВКП(б) признал необходимым ввести с 1930/31 учебного года повсеместно обязательное обучение детей в возрасте 8—10 лет с последующим распространением начального всеобуча на детей 11 лет. В полном объеме эту задачу поставил XVI съезд партии. В соответствии с решением партии, в августе 1930 г. были вынесены постановления ЦИК и СНК СССР, а также ВЦИК и СНК РСФСР о введении всеобуча с осени 1930 г.
Во исполнение этих постановлений Западная область израсходовала большие средства на ремонт и строительство школьных помещений. Расширение школьной сети позволило ей приблизиться к выполнению решений партии и правительства о всеобуче: с осени 1930 г. число учащихся в начальной школе возросло по сравнению с предыдущим годом почти на одну треть, а охват детей 8—11- летнего возраста школой составил 96,3%.
Выполнение всеобуча вызвало большую потребность в педагогических кадрах. Если до этого в области работало 15 педагогических техникумов, то теперь они открылись дополнительно в Смоленске, Дорогобуже, Духовщине, Рудне и других городах области. Общее их количество достигло 26.
Решив в основном задачу начального всеобуча, коммунистическая партия перешла к осуществлению всеобщего семилетнего обучения в городе. XVI1 съезд партии в 1934 г. постановил во второй пятилетке осуществить обязательное всеобщее политехническое обучение в объеме семилетки в первую очередь в деревне, поскольку в городе эта задача была в основном уже разрешена на протяжении первой пятилетки.
Неотъемлемой частью борьбы за всеобуч являлось всемерное повышение качества обучения и воспитания детей. В связи с этим партия и правительство приняли ряд важных решений, направленных на повышение качества обучения в школе, на улучшение дисциплины учащихся, улучшение материально-бытовых условий учителей и пр.
С каждым годом росли ассигнования на школьное строительство. В границах вновь образовавшейся в 1937 г. Смоленской области за годы второй пятилетки с участием населения было построено 384 школы на 73 500 мест. Среди этих новостроек — 28 типовых зданий для средних школ и 74 для семилетних.
Центральной фигурой в школе является учитель, от которого зависит качество учебной и воспитательной работы. Между тем быстрый рост школьной сети и вызванная этим острая потребность в преподавателях вынуждали органы народного образования иногда направлять на педагогическую работу лиц, недостаточно для этого квалифицированных. В целях подготовки новых педагогических кадров и повышения квалификации уже работающих, расширили прием в педагогические учебные заведения как на очное, так и на заочное обучение. В 1932 г. Смоленский педагогический институт заочно окончили первые три человека, в следующем году их было уже 23, еще через год — 29. Немалую роль в подготовке учителей сыграл и областной институт повышения квалификации кадров народного образования (ИПККНО). В этом же учреждении действовала постоянная курсовая система по подготовке преподавателей и работников культурно-просветительных учреждений. Ежегодно работали краткосрочные 'курсы повышения квалификации педагогов в каждом районе области.
С 1936 г. постановлением ЦИК и СНК СССР вводилась аттестация учителей на присвоение им персонального звания учителя начальной и средней школы.
В 1939 г. 80 лучших учителей Смоленской области были награждены орденами и медалями Советского Союза, в том числе семь человек (Е. Е. Букреева, П. В. Ванифатов, М. С. Иванов, Н. П. Казачкова, А. Я. Котрелев, Е. А. Лапырина и В. Т. Силин) — орденом Ленина, шесть—орденом Трудового Крайнего Знамени, 16—орденом «Знак Почета». Учительница Смоленского района Е. А. Лапырина была избрана депутатом Верховного Совета РСФСР.
В 1940/41 г. в Смоленской области работало 3326 школ, в том числе 364 семилетних и 253 средних. В них насчитывалось 532 896 учащихся. Помимо общеобразовательных средних школ действовало 49 специальных средних учебных заведений, в том числе 21 медицинских, 13 педагогических, девять сельскохозяйственных, три индустриальных и др.
Крупным вузом стал педагогический институт с его пятью факультетами и 17 кафедрами. При нем работали заочное и вечернее отделения, курсы по подготовке учителей для средних и семилетних школ. Ежегодно из стен института выходило 750—800 специалистов для средних и неполных средних школ.
Значительно вырос медицинский институт, укрепилась его учебно- материальная база. Профессорско-преподавательский коллектив вел большую научно-исследовательскую работу, имевшую немалое значение для теоретической и клинической медицины. Общественно полезная деятельность научных работников института способствовала повышению квалификации врачей и санитарно-культурного уровня области.
Перед Великой Отечественной войной стал выпускать специалистов Смоленский сельскохозяйственный институт. Это было единственное в Союзе высшее учебное заведение, готовившее зоотехников.
Кроме этих трех вузов в Смоленске работали институты стоматологический и иностранных языков. Организовывались учительские институты в Вязьме и Дорогобуже на базе действовавших там до этого педагогических училищ (так стали называть педагогические техникумы).
Всего в стационарных высших учебных заведениях области обучалось около 6 тысяч студентов.
Широким фронтом шла работа по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. В 1938 г. Смоленская область в основном закончила ликвидацию неграмотности взрослого населения и была в этом отношении одной из передовых в Российской Федерации.
Тридцатые годы ознаменовались серьезными достижениями и на других участках культурного строительства.
В смоленских театрах все более утверждалась тема советской современности. Ставились пьесы Н. Погодина, А. Афиногенова, Л. Леонова, А. Корнейчука и других советских авторов. Наряду с этим шли пьесы русских и зарубежных классиков. Большим успехом у зрителей пользовались, например, драма А. Н. Островского «Лес», комедия Лопе де Вега «Собака на сене» и другие.
Широкое развитие получила художественная самодеятельность. В марте 1935 г. в Смоленске проводилась первая олимпиада художественной колхозно- совхозной самодеятельности, в результате которой было выявлено много талантливых коллективов и исполнителей. Первые места заняли: Михневский межколхозный хор и оркестр Смоленского района, хор и оркестр мазальцевского колхоза имени Парижских коммунаров того же района, драмкружок Никольского сельсовета Кармановского района, шумовой оркестр совхоза "Родоманово" Гжатского района, драмкружок совхоза "Столбово" этого же района и другие коллективы. В числе лучших был также отмечен драмкружок петровичевского клуба Шумячского района.
Развитие художественной самодеятельности сопровождалось дальнейшим ростом сети культурно-просветительных учреждений: увеличивалось количество клубов и библиотек, пополнялись библиотечные книжные фонды, все больше становилось читателей. Во многих городах и селах, не считаясь с мнением народа, так как многие из людей были верующими, переходились церковные здания под культурно-просветительные учреждения.
В годы Советской власти в Смоленске возникли местные организации писателей и художников. Еще во время гражданской войны в ельнинской уездной газете, а затем на страницах областных газет стали появляться первые стихи выдающегося советского поэта Михаила Васильевича Исаковского. Селькором смоленских газет начал свой путь в литературу Александр Трифонович Твардовский. В Смоленске он написал свою раннюю поэму о социалистической перестройке в сельском хозяйстве - "Страна Муравия", удостоенную Государственной премии.
Смолянин Василий Тихонович Бобрышев стал редактором основанного
А.М.Горьким журнала «Наши достижения», а его брат Иван Тихонович редактировал «Комсомольскую правду». При правящей тогда Советской власти в полную силу раскрылись таланты многих смолян-художников. Наиболее яркой фигурой среди них являлся Лев Ефимович Кербель, Он родился в исторический день - 7 ноября 1917 года, С детства жил в Смоленске, здесь получил образование и формировался как художник. Перед войной Л.Е.Кербель приобрел известность с работами, выполненными для павильона СССР на международной выставке в Нью-Йорке. В марте 1930 г. в Смоленске состоялась первая литературная конференция Западной области, положившая начало существованию Западной областной ассоциации пролетарских писателей. После создания Союза советских писателей она была преобразована в Смоленское отделение этого союза. В 1934 г. в Союз писателей были приняты М. Завьялов, А. Македонов, Н. Рыленков, А. Твардовский, кандидатами в члены — Ф. Казьмин, В. Кудимов, Е. Марьенков и Д. Осин.
Ведущие прозаики и поэты страны поддерживали с начинающими смоленскими литераторами постоянную и тесную связь. В Смоленск приезжали В. Маяковский А. Серафимович, А. Жаров и другие видные писатели Они собирали местную литературную молодежь, читали свои произведения, давали консультации, учили искусству создавать высокохудожественные произведения.
Тематика смоленских писателей была самой разнообразной. Поэты А. Твардовский и Н. Рыленков, например, публиковали циклы стихов, в которых описывалась преимущественно жизнь новой деревни. Группа писателей—Е. Марьенков, П. Буренков и другие—организовала в журнале «Наступление» отдел военно-исторического прошлого своего края. Этой же теме, а также отображению жизни смоленской деревни было посвящено творчество В. Шурыгина. В. Кудимов написал роман «Чудак Краузе». Н. Павлов работал над очерками и рассказами, критикующими врагов социалистической собственности. Злободневные вопросы современности поднимал в своих стихах Н. Грибачев. В середине 30-х годов в газете «Рабочий путь» стали печататься стихи Д. Дворецкого. Издавались сборники эстрадных произведений для самодеятельных театров.
Одним из важнейших показателей расцвета культуры является печать. В годы второй пятилетки трудящиеся Смоленской области выписывали около миллиона экземпляров только центральных газет и 45 тысяч экземпляров журналов. Кроме того, около 140 тысяч экземпляров областных и 25 тысяч экземпляров районных газет.
В развитие производительных сил и культуры области значительный вклад внесли смоленские ученые. Их научно-исследовательская работа планировалась и координировалась Западным областным научно-исследовательским институтом (ЗОНИИ), созданным летом 1931 г. Действовавший же до этого при университете краеведческий научно-исследовательский институт перестал существовать, так как все его функции перешли к новому научному учреждению. Профессора и преподаватели вузов области, работавшие над краеведческой тематикой, стали теперь сотрудничать с новым институтом. ЗОНИИ действовал пять лет. За эти годы под его грифом было издано более десятка книг (не считая брошюр.) по различным отраслям хозяйства и культуры области.
Но, учитывая все достоинства и достижения культурной революции, мы не можем забывать так же и о «чёрной полосе» в жизни советского народа ( репрессии. В силу того, что эта эпоха 30-х годов была столь противоречивой, люди 90-х годов часто впадают в те или иные крайности - то идеализируют 30-е годы, то сводят все к репрессиям и страху. И действительно, в эти годы было и то, и другое. Общеполитическая ситуация на Смоленщине практически мало чем отличалась от ситуации в других регионах страны. На политическую обстановку в области влияли как состав и настроение населения, гак и деятельность руководства.
Массовые репрессии коснулись в 1936 1940гг. всех категорий населении. Более 50% репрессированных в области составляли крестьяне. По новейшим данным, за годы советской власти (до 1953 г.) в Смоленской области было подвергнуто репрессиям около 50 тыс. человек. Печатной приметой времени были процессы над «врагами народа" и «вредителями». В 1937 1938 годах 1) Смоленске прошли дела «Землеустроителей». «Животноводов», «Рославльского вагоноремонтного завода», «Церковников», «Учителей г. Демидова» и ряд других. В 1928 г, прошел громкий «Суд над работниками коммунального хозяйства», в 1929 году прогремело «Дело работников губисполкома» и т. д. Большинство обвинялись в антисоветской пропаганде, но встречались и те, кому вменялось в вину «подготовка покушения на товарища Сталина» и других партийных или советских работников», а также шпионаж. До сих пор неизвестна точная численность выселенных кулаков, неясна
их судьба. Хотя в Западной области число выселенных было относительно невелико, по все равно это минимум тысячи.
Во второй половине 30-х гг. почти всем нарушениям законности, упущениям по службе, халатности давалась политическая оценка. Падеж скота в колхозе мог бить назван «антиколхозной вылазкой», моральное разложение -антисоветской деятельностью», политический анекдот -антисоветской пропагандой» и т. п. Характерно в том отношении «дело учителей г. Демидова» 1937г. Группу учителей, в основном служивших когда-то в царской армии (а другой армии до революции 1917 г. просто не было), винили в том, что они «... ведут разлагательную вредительскую работу, заведомо направленную на извращение преподаваемых школьных предметов, ... проводят антисоветскую агитацию среди населения города». Обвинение было основано на показаниях директора школы, который, не выдержав пыток, назвал «врагов народа». Практически это "Дело» было отголоском расправы над И. П. Румянцевым и Г. Д. Рикитовым. После их ареста репрессировали все их окружение, в том числе и зав. облоно Резникова. Вслед за последним по третьему кругу репрессировали и тех, кого выдвигал Резников. Таким «выдвижением» и был директор Демидовской школы Л. Н. Слобашевич. А уже в четвертый круг попали ни в чем не повинные 11 демидовских, учителей. Приговор «тройки», заседавшей в Смоленске, был стандартный - расстрел. Жертвы этой трагедии были реабилитированы в 1957г.
Конец 20-х - 30-е гг. ( это время борьбы против всяких уклонистов, «искривляющих линию партии». Но линия так часто менялась, что немудрено было проглядеть новые веяния, В конце 20-х гг. громили правых уклонистов, в Смоленской губернии из партии «вычистили» (т. е. исключили) 12% состава губернской парторганизации. Исключенным из партии за «уклон» было трудно найти работу, а в 1937-1938 годах многие «уклонисты» были репрессированы. Потом боролись с «троцкистско-зиновьевским охвостьем». В Смоленске «тройки» работали в это время с большой нагрузкой, активно расправлялись с «врагами народа».
А теперь вернёмся к более светлой полосе периода 20-30-х годов.
Успехи культурного строительства привели к созданию большой армии новой, советской интеллигенции, вышедшей из среды рабочих и крестьян. Только работников социально-культурных учреждений (просвещения, здравоохранения и коммунального хозяйства) в области насчитывалось более 20 тысяч человек. К этому надо еще добавить большую армию невиданной ранее интеллигенции села: специалистов сельского хозяйства, работников учреждений культуры и других.
В районных центрах Смоленской области перед войной действовало 47 Домов культуры. Только в ведении Наркомпроса было около 300 библиотек, более 110 изб-читален, 32 пионерских клуба. Да свыше 100 клубов было построено в колхозах.
В 1939 г. на торжественном заседании, посвященном первомайскому празднику, в Смоленске состоялось открытие нового здания драматического театра. Теперь в городе работало два театра (второй—имени Ленинского комсомола). Один театр был в Вязьме. Имелся и колхозно-совхозный театр, обслуживавший в летний сезон село. В областном центре заканчивалось строительство нового здания кинотеатра. В Смоленске работала филармония, ансамбль песни и пляски, в летнее время действовал цирк.
Возникшее в начале 30-х годов Смоленское книжное издательство выпускало в год до 50 названий различных книг общим тиражом свыше 300 тысяч экземпляров.
Проанализировав период с начала 20-х до 30-х годов, мы можем смело сказать, сто произошла именно революция в культурной жизни и быту простого народа. Октябрьская социалистическая революция буквально распахнула перед трудящимися Смоленщины двери в мир искусства, а смоляне, обладая огромной тягой к культуре, так долго недоступной основной массе простого населения, с необъяснимым рвением стремились к обогащению своего внутреннего мира.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Число просветительных учреждений на Смоленщине к началу 20-х годов.
|Просветительные учреждения |число | |Библиотеки |536 | |избы-читальни |более 1300 | |Клубы |свыше 40 |
Число школ на Смоленщине в конце 1921 г.
|Школы | |Из них | | | | | | | |Первой ступени |второй ступени | |2727 |165 | | | | | |обучалось | |более 200 тысяч | |человек |
Специальные средние учебные заведения на Смоленщине к концу
30-х годов.
|Уч. Заведения |Их число | |Медицинские |21 | |Педагогические |13 | |Сельскохозяйственные |9 | |Индустриальные |3 |
Число школ на Смоленщине в 40/41 гг.
Школы-3326
Из них
|Семилетние |Средние | |364 |253 | | | | | |обучалось | |532896 | |человек |
Социальный состав репрессированных на Смоленщине
|За период с 1918 по 1953г. | |Репрессировано |% | |Служащие |36,5 | |Рабочие |27,2 | |Интеллигенция |11,4 | |Священнослужители |6,1 | |Прочие |18,8 |
Национальный состав репрессированных на Смоленщине
|По переписи |Из них репрессировано | |населения 1926 г. в | | |Смоленске проживало | | | |Всего |% | |Всего городских |1772 |2,52 | |жителей в Смоленске | | | |70,2 тыс. чел. | | | |Белорусов |11,4 |2,7 | |Латышей |1,0 |16,0 | |Поляков |2,0 |6,0 | |Украинцев |2,2 |4,09 |
Сноски
Сноски.
1. ПАСО, ф. 3, оп. 6, д. 298, л. 3, 1925 г. 2. ГАСО, ф. 19, оп. 2, д. 247, 1928 г. 3. «Вся западная область РСФСР». Справочник, 1932 г., стр. 61. 4. «Победы социаклизма». Сборник. Смоленск. 1939 г., стр. 86. 5. ПАСО, ф. 5, оп 10, д. 540, л. 39, 1935 г.
Литература.
1. Андреев Н.В., Смоленск социалистический. Смоленск, 1958 г. 2. Аникеев Е., Смоленщина советская. Московский рабочий,
1967 г. 3. Будаев Д.И., Смоляне и Смоленский край. Московский рабочий,1976 г. 4. Будаев Д.И., М.Н. Левитин, Истории живые голоса. Смоленск, 1992г. 5. Будаев Д. И., Рабочие-революционеры смоляне. Смоленск, 1957 г. 1. Никифоров А.Н., Н.М. Гробштейн, А.Г. Третьякова, Край наш Смоленский Смоленск: Московский рабочий, 1985 г. 6. Трофимов И.Т., Писатели Смоленщины. Смоленск, 1948 г. 7. Яковлев С., Смоляне в искусстве. Московский рабочий, 1968 г. 8. Большая Советская Энциклопедия М., 1971 г. 9. История Смоленщины часть 2. Смоленск: “Траст-Имаком”, 1995 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Creation And The Fall Essay Research Paper
Реферат Slavery 5 Essay Research Paper Slavery Slavery
Реферат Математика (Шпаргалка)
Реферат Совершенствование организации бухгалтерского учета расчетных операций за счет бюджетных и внебюджетных средств в системе образования
Реферат Особенности внимания младшего школьника
Реферат I. Состояние условий труда по-прежнему сохраняет тенденцию к ухудшению. По данным Росстата продолжается увеличение доли работников, занятых во вредных условиях труда
Реферат Обзор существующих конструкций индукционно-динамических механизмов
Реферат "Утопия Мора и "Город Солнца" Кампанеллы как попытка решения проблемы социального неравенства
Реферат Курс лекций по Христианской антропологии
Реферат Анализ проблемы участия подозреваемого в процессе сбора доказательств по уголовному делу
Реферат Romeo And Juliet Essay Research Paper Contrast
Реферат Правила догляду та утримання кролів. Загальні ветеринарно-санітарні та профілактичні заходи
Реферат Порядок проведения хозяйственных операций в бухгалтерской документ
Реферат Metamorphosis Essay Research Paper Metamorphosis In biology
Реферат Death Of A Saleman And Rasin In