ВВЕДЕНИЕ В своем реферате я хотел бы рассказать о Византии, одном из государств, которое внесло большой вклад в развитие культуры в Европе Средних веков и России. В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным
изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впередивсех стран средневековой Европы. Прямая наследница греко-римского мира и Востока Византия всегда оставалась центром своеобразной и воистину блестящей культуры. -3-
Основная часть Византия – государство ромеев. Ядро восточнохристианского мира составляла Восточная Римская империя, или Византия. Это название произошло от имени греческой колонии Византии, располагавшейся на том месте, где император Константин Великий в IV веке заложил свою новою столицу – Константинополь. Империя была расположена в восточном части
Средиземноморья и в период наивысшего расцвета в VI веке владела землями, раскинувшимися в Европе, Азии и Африке. Это были Италия, Балканский полуостров, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет, Северная Африка, Месопотамия, Армения, а также средиземноморские острова. Если пытаться отделить византийскую культуру от культуры
Европы, Переднего и Ближнего Востока, то наиболее важными будут следующие факторы: 1. В Византии была языковая общность (основным языком был греческий); 2. В Византии была религиозная общность (основной религией было христианство в форме православия); 3. В Византии при всей многоэтничности, существовало этническое ядро, состоящее из греков. 4. Византийскую империю всегда отличали устойчивая государственность и централизованное управление.
Это все, конечно, не исключает того, что византийская культура, оказывавшая воздействие на многие соседние страны, сама подвергалась культурному влиянию со стороны как племен и народов, населявших ее, так и сопредельных ей государств. В течение своего тысячелетнего существования Византия сталкивалась с мощными внешними культурными влияниями, исходившими из стран, находившихся на близкой ей стадии развития из Ирана, Египта, Сирии,
Закавказья, а позднее латинского Запада и Древней Руси. С другой стороны, Византии приходилось вступать в разнообразные культурные контакты с народами, стоявшими на несколько или на значительно более низкой стадии развития (византийцы называли их "варварами"). История византийского государства делится на 9 периодов: 1. До Юстиниана (330-518 гг.) 2. Юстиниан и его преемники (518-610 гг.) 3.
Ираклий и борьба с мусульманством (610-717 гг.) 4. Династия Исаврийская и иконоборство (717-867 гг.) 5. Македонская династия и расцвет (867-1025 гг.) -4- 6. Упадок (1026 - 1081 гг.) 7. Династия Комненов и Ангелов (1081 - 1204 гг.) 8. Империя в Нике (1204-1261 гг.) 9. Расцвет при
Палеологах и падение (1261-1453 гг.) Если пытаться отделить византийскую культуру от культуры Европы, Переднего и Ближнего Востока, то наиболее важными будут следующие факторы: * В Византии была языковая общность (основным языком был греческий); * В Византии была религиозная общность (основной религией было христианство в форме православия); * В Византии при всей многоэтничности, существовало этническое ядро, состоящее из греков. *
Византийскую империю всегда отличали устойчивая государственность и централизованное управление. Это все, конечно, не исключает того, что византийская культура, оказывавшая воздействие на многие соседние страны, сама подвергалась культурному влиянию со стороны как племен и народов, населявших ее, так и сопредельных ей государств. В течение своего тысячелетнего существования Византия сталкивалась с мощными внешними культурными влияниями, исходившими из стран, находившихся на
близкой ей стадии развития из Ирана, Египта, Сирии, Закавказья, а позднее латинского Запада и Древней Руси. С другой стороны, Византии приходилось вступать в разнообразные культурные контакты с народами, стоявшими на несколько или на значительно более низкой стадии развития (византийцы называли их "варварами"). Процесс развития Византии был не прямолинейным.
В нем были эпохи подъема и упадка, периоды торжества прогрессивных идей и мрачные годы господства реакционных. Но ростки нового, живого, передового прорастали рано или поздно во всех сферах жизни, во все времена. Неиссякаемым источником культуры было народное творчество. Под покровом традиций и стереотипов жило, действовало и пробивало себе дорогу новое, творческое начало. 1. Историческая информация Византия расположена на европейской стороне
Босфора. Основана в 658г. до н.э. Первоначально В. являлась мегарской колонией. Выгодное географическое положение у известной бухты Золотого Рога сделало ее большим торговым центром. В 330 году Константин Великий перенес в. столицу Римской Империи, назвав ее Константинополем и Новым Римом.
С тех пор она является центром гражданской и духовной жизни греко-римского мира. В средние и новые века Византией стали называть всю восточно-греко-римскую империю, существовавшую от 324 г. до завоевания Константинополя османами в 1453 г. Византийская империя породила особую культуру, названную в науке византизмом. -5- 2. История византийского государства История византийского государства делится на 9 периодов:
1. До Юстиниана (330-518 гг.) 2. Юстиниан и его преемники (518-610 гг.) 3. Ираклий и борьба с мусульманством (610-717 гг.) 4. Династия Исаврийская и иконоборство (717-867 гг.) 5. Македонская династия и расцвет (867-1025 гг.) 6. Упадок (1026 - 1081 гг.) 7. Династия Комненов и Ангелов (1081 - 1204 гг.) 8.
Империя в Нике (1204-1261 гг.) 9. Расцвет при Палеологах и падение (1261-1453 гг.) 3.3. История формирования философии, религии и мировоззрения Византии. Первые столетия существования Византийского государства можно рассматривать как важнейший этап в формировании мировоззрения византийского общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма и принципы христианства. Формирование христианства как философско-религиозной системы было сложным и
длительным процессом. Христианство впитало в себя многие философские и религиозные учения того времени. Христианская догматика сложилась под сильным влиянием ближневосточных религиозных учений, иудаизма, манихейства. Однако христианство, несмотря на наличие общих с манихейством черт, принципиально отлично от манихейского дуализма. Само христианство являлось не только синкретическим религиозным учением, но и синтетической философско-религиозной системой, важным компонентом которой являлись античные философские
учения. Это, может быть, объясняет в некоторой степени и то, что христианство не только боролось с античной философией, но и использовала ее в своих целях. На смену непримиримости христианства со всем, что несло клеймо язычества, приходит компромисс между христианским и античным миросозерцанием. Наиболее образованные и дальновидные христианские богословы поняли необходимость овладения всем арсеналом языческой культуры для использования ее в создании философских концепций.
Такие мыслители, как Василий Кесарийский, Григорий Рисский и Григорий Назианзин, закладывают собственно фундамент византийской философии. Их философские построения уходят глубокими корнями в историю эллинского мышления. В центре их философии находится понимание бытия как совершенства, что ведет своеобразному оправданию космоса, а, следовательно, мира и человека. В переходную эпоху гибели рабовладельческого строя и становления
феодального общества коренные сдвиги происходят во всех сферах духовной жизни Византии. Рождается новая эстетика, новая система духовных и нравственных ценностей, более соответствующая складу мышления и эмоциональным запросам средневекового человека. -6- Патриотическая литература, библейская космография, литургическая поэзия, монашеская повесть, всемирная хроника, христианские описания жизни святых, пронизанные религиозным миросозерцанием, мало-помалу овладевают
умами византийского общества и приходят на смену античной культуре. Меняется и сам человек той эпохи, его видение мира, его отношение к вселенной, природе, обществу. Создается новый по сравнению с античностью "образ мира", воплощенный в особую знаковую систему символов. На смену античному представлению о героической личности, античному пониманию мира, как мира смеющихся богов и бесстрашно идущих на смерть героев, где высшее благо - ничего не бояться и ни на что
не надеяться (очень симпатичная философия), приходит мир страждущего, раздираемого противоречиями, маленького, греховного человека. Он бесконечно унижен и слаб, но он верит в свое спасение в иной жизни и в этом пытается найти утешение. Христианство с небывалой интенсивностью выявляет мучительное раздвоение внутри человеческой личности. Меняется и представление человека о космосе, о времени, о пространстве, о ходе истории: на смену замкнутым историческим циклам античных писателей, обусловленное волей
Бога, библейское видение поступательного движения истории ранневизантийских историков и хронистов. В ранней Византии кристаллизуется одна из фундаментальных идей средневековья - идея союза христианской церкви и "христианской империи". 3.4. Право в Византии Византия имела весьма развитую систему законодательства в виде императорских указов, жалованных грамот, сборников законов и комментариев к ним, сборников судебной практики.
В период с IV по VIII век основными источниками права Византии были Кодекс Феодосия и свод Юстиниана. В 726 году на основе свода Юстиниана издается сборник гражданских, уголовных и процессуальных законов - Эклога. Он был призван отразить изменения в праве, связанные с развитием феодальных отношений. Благодаря краткости и простоте изложения Эклога получила широкое распространение и вне
Византии, особенно в славянских странах. Большую роль в Византии играло церковное право, важнейшими источниками которого были постановления Вселенских соборов и патриарха. Большую популярность получили сборники церковного и светского права, которые именовались Номоканонами. Наибольшую известность получил Номоканон Схоластика (VI в) и Номоканон VII века, переработанный патриархом
Фотиев в 883 г. Переводы Номоканонов получили большое распространение на Руси и оказали существенное влияние на развитие древнерусского права. При императоре Василии 1 (867-886 гг.) был издан сборник законодательства - Прохирон, в качестве руководства для судей. Он содержал нормы гражданского, уголовного и отчасти судебного права, переработанные в соответствии с требованиями времени.
Позднее на базе Прохирон была издана Эпанагога, имевшая то же значение, но имевшая более лучшую систему изложения правового материала. Последней официальной попыткой систематизации византийского права были Базилики ("царские законы"), изданные при императоре Льве Мудром. Из более поздних законодательных актов Византии наибольшую известность получили Хрисовулы (золотопечатные грамоты), закрепляющие целый ряд
феодальных привилегий; "Книга Эпарха" - содержит нормы, определяющие организацию, жизнь-и быт византийских торговых и ремесленных корпораций; а также "Шестикнижие" - сборник уголовного и гражданского права, составленный в XIV веке как частная кодификация. -7- Но, несмотря на все последующие изменения, основные институты права, регламентированные в Кодексе Юстиниана, были сохранены.
Сохраняются институты собственности, сервитутов, залога, наследственной арены. В 1Х-Х вв. появляется феодальное условное владение за военную службу - прений. Первоначально он давался на определенный срок, чаще всего пожизненно. Позднее он переходит в наследственную собственность. Прониар осуществлял на вверенной ему территории судебные и административные функции.
Крестьяне, жившие на земле прониаров, должны были платить оброк и нести барщину. В византийском праве согласно римской традиции возникновение обязательств делилось на обязательства из договоров и обязательства из деликтов. Основными видами договоров были договора купли-продажи, мены, найма, займа, хранения, товарищества и др. В большинстве случаев сделки заключались в письменной форме. Для договоров займа был установлен максимальный размер процентной ставки -
12% годовых. В сфере семейно-брачных отношений в Византии господствовали нормы православного церковного права. Для вступления в брак требовалось достижение определенного возраста (14 лет для юношей и 12 лет для девушек), согласие жениха и невесты, их родителей или опекунов, отсутствие родства и наличия другого брака. В течение жизни в брак можно было вступать трижды. Развод допускался, но в ограниченных случаях. Наследование осуществлялось как по закону, так и по завещанию.
Уголовное право Византии носило сословно-классовый характер. За одно и то же преступление были предусмотрены различные виды наказания в зависимости от сословного и имущественного положения. Лица моложе 7 лет и умалишенные ответственности за преступления не несли. Не влекли наказания случайные (неумышленные) преступления, совершенные в состоянии аффекта, а также убийство вора или прелюбодея на месте преступления.
Покушение на преступление каралось так же, как и оконченное преступление. В отношении государственных и религиозных преступлений наказывался и умысел. Соучастие во всех формах наказывалось так же, как и само преступление. Рецедив усиливал наказания. Среди преступлений законодательство выделяет следующие виды: 1) государственные, карались смертной казнью; 2) религиозные - вероотступничество, раскол - карались
смертной казнью; святотатство, лжеприсяга, колдовство и пр членовредительными и телесными наказаниями; 3) имущественные преступления - кража, грабеж, разбой, поджег и пр карались телесными наказаниями и штрафом или смертной казнью; 4) преступления против нравственности и семьи - многобрачие, прелюбодеяние, изнасилование, кровосмешение и пр карались смертной казнью или телесными наказаниями; 5) преступление против личности - убийство - каралось смертной казнью; телесные повреждения, оскорбление,
клевета - телесными наказаниями. По мере развития феодального общества усиливается репрессивный характер уголовного законодательства. В системе наказаний денежные взыскания отступают на второй план, одновременно увеличивается количество преступлений, караемых смертной казнью. Распространены были телесные и членовредительные наказания. В качестве дополнительных наказаний упоминаются острижение и изгнание.
Тюремное заключение в качестве самостоятельного наказания в византийских источниках не упоминалось. Уголовный процесс в Византии носит инквизиционный характер, в следствии применяется пытка, исключается представительство, как со стороны потерпевшего, так и со стороны обвиняемого. Свидетели по уголовным делам были обязаны явиться по вызову суда. Показаний одного свидетеля было недостаточно. Закон оговаривал круг лиц, не имевших права-выступать
в качестве свидетелей. Это несовершеннолетние, слабоумные, наемники, слуги, родственники, домашние и некоторые другие категории. Сторона, недовольная решением суда, могла обратиться с апелляцией в вышестоящий суд. -8- Развитие государства и права Византии оказало большое влияние на государственно-правовое развитие южных и восточных славян. 3.5. Влияние Византии на развитие государства и права юго-восточной Европы В VI веке славянские племена начали колонизацию
Балкан. В VII веке они образуют на территории нынешней Болгарии союз, известный под названием "Семь славянских племен". В 70-е гг. этого же столетия в этот район вторглись кочевые племена булгар, возглавляемые ханом Аспарухом. В условиях военной угрозы со стороны Византии и других кочевых племен, прежде всего авар, булгары и славяне заключают союз. Хан Аспарух становится верховным властителем и вместе со своей дружиной
обосновывается в столице новой державы - Плиске. Уровень экономического и культурного развития славян был выше булгар, кроме того, они превосходили последних и по численности. Поэтому в очень скором времени булгары были ассимилированы славянским населением, но оставили им свое родовое название. В 1Х-Х веках в Болгарии устанавливаются феодальные отношения. Выделяются господствующий класс феодалов - "Боляре" и эксплуатируемый - и, прежде всего крестьянство.
Крестьяне делились на три категории: баштинников, сохранивших личную свободу, наделы и некоторую свободу в распоряжении собственностью; париков - крепостных, несших повинности, как в пользу феодалов, так и государства и отроков - рабов, посаженных на землю или состоявших при дворе господина. В период правления ханов Крума (802-815 гг.) и Омуртата (814-831 гг.) разрозненные славянские племена были объединены в одно Болгарское государство. Способствовало усилению централизации и развитию феодальных
отношений и принятие Болгарией в качестве официальной религии христианства. Это произошло в 864-865 гг. Но в начале XI века Болгария была завоевана Византией и находилась под ее господством около 150 лет. В период около 1187 года Болгарское царство вновь обретает независимость. Во время византийского господства ликвидируется личная свобода крестьян-баштинников, они превращаются
в крепостных. Развитие права в Болгарии проходило под сильным влиянием византийского права, роль которого усилилась особенно с принятием христианства. На рубеже 1Х-Х вв. появляется первая болгарская кодификация, получившая название "Закона судного людям". Кодификация посвящена, прежде всего, вопросам уголовного права. Гражданско-правовые отношения регулируются, главным образом, нормами обычного права.
В соседних с Болгарией регионах Балкан происходит складывание сербской народности и развитие в ее среде феодальных отношений. Однако из-за географической разобщенности, постоянной борьбы с Византией и Болгарским царством эти процессы носят замедленный характер. Тем не менее, в период VIII-X вв. происходит оформление раннефеодальной государственности у сербов. С IX века они принимают христианство, ускорившее развитие феодальных отношений.
В XII веке в правление Стефана Немана сербское государство объединяет большинство сербских земель вплоть до Адриатического побережья. В 1217 г. Сербия становится королевством. Наступает расцвет феодальных отношений. Наибольшего усиления и величия Сербия достигает в период правления Стефана Душана (1308-1355 гг.). При нем был издан один из наиболее значительных памятников сербского права -
Законник Стефана Душана. Господствующий класс Сербии состоял из двух сословий - властелей и властеличей. -9- Высшую феодальную знать составляли властелин. Их земельная собственность носила наследственный характер и не зависела от воли короля. Властелин занимали все важнейшие должности в центральном и местном аппарате. Властеличи относились к феодалам низшего ранга. Сербское крестьянство распадалось на три основные группы:
свободных людей, закрепощенных (меропхов), которые должны были нести в пользу феодалов определенные натуральные и денежные повинности, и отроков - рабов. После смерти Стефана Душана Сербия стала быстро распадаться на уделы, что ослабило мощь государства. В 1389 году в сражении на Косовом поле сербы, после героического сопротивления, были разбиты турками и вскоре вся Сербия оказалась под турецким господством.
К 1436 году турки подчинили и Болгарию. С покорением Сербии и Болгарии на длительное время прекратилось их самостоятельное государственное развитие. Западнославянские племена проживали на обширной территории восточнее реки Эльба, вдоль южного берега Балтийского моря. Они были основателями будущих городов Щецин, Магдебург, Любек, Берлин и других. Но история и развитие западных славян были прерваны германским
завоеванием. В 1160 г воспользовавшись разногласиями и борьбой между славянскими племенами, саксонский герцог Лев начинает завоевание восточных земель. Завоевание сопровождалось не только установлением политического господства, колонизацией земель немецкими переселенцами, но и физическим истреблением славянского населения. Лишь племена польских и чешских славян смогли отстоять свою государственную и национальную самобытность. На рубеже 1Х-Х веков на территории польских земель происходит оформление государственности и формирование
феодальных отношений. Первым исторически доверенным правителем польского государства был князь Мешко 1 (960-992 гг.). В его правление Польша принимает христианство. В Х-Х1 вв. возникают первые польские города Краков, Гнезно, Вроцлав и др. Князья опираются на свою дружину. Но их власть ограничивается советом знати и феодальными съездами (сеймами).
В этот период основная масса лично свободных крестьян, дедичей, переходит в разряд "приписных", т.е. лично зависимых. В течение XIII века устанавливается обычай наследования высших должностей в стране внутри определенных фамилий. Широко распространяются различные иммунитеты - налоговые, судебные, административные. Особенности экономического и исторического развития Польши были связаны с тем, что польские города, где господствующее положение заняли немцы-колонисты,
не были заинтересованы в установлении сильной королевской власти. Короли же, видя свою главную опору в рыцарстве, были вынуждены идти на удовлетворение его политических требований. В 1374 г. польское дворянство добилось уравнивания с магнатами в правах на землю и освобождения от повинностей (налогов) в пользу государства. В различных областях стали образовываться шляхетско-магнатские собрания - сеймики земель. А с 1454 года утверждается правило, что ни один закон, затрагивающий интересы
дворянства не может быть принят без предварительного согласия сеймиков. Судебные дела в отношении шляхты были изъяты из компетенции королевского суда и переданы сословному шляхетскому земскому суду. Окончательное оформление политических прав польских феодалов произошло в т.н. Радомской конституции 1505 года. В 1569 году на Люблинском сейме происходит объединение Польши с Литовским
Княжеством в Речь Посполиту. Главой государства был король. Но власть его была достаточно условна. Королевская власть была выборной и зависела от воли магнатов и шляхты. -10- Действительная власть принадлежала общепольскому сейму, который собирался два раза в год. Сейм состоял из двух палат. Нижняя, "посольская изба", состояла из депутатов избранных шляхетскими сеймами. Верхняя, сенат, включала представителей феодальной аристократии, церковных иерархов,
высшего чиновничества. Представители городов в работе сейма участия не принимали. Для принятия решения необходимо было единогласное голосование. Даже один голос "против" вел к срыву решения. Дворянство всячески охраняло этот принцип, называя его "либертум вето", т.е. право свободного запрета, хотя оно не раз парализовало работу государства.
Общим следствием этой политической системы было ослабление государства. В течение XVIII века в результате 3-х разделов между Австрией, Пруссией и Россией Польша потеряла свою государственность. В IX веке на территории расселения чешских племен возникает Великоморавское княжество. В короткий срок оно достигает внутренней консолидации и внешнеполитического
значения. Но в 906 г. оно пало под натиском венгерского нашествия. В середине Х века на территории этих земель образуется Чешское княжество. Государственное устройство Чехии развивалось по пути "дворянской демократии". В силу определенных причин руководящее положение в чешских городах принадлежало немецкому патрициату, поэтому чешские короли были вынуждены искать себе опору в среднем и мелком дворянстве.
Большое влияние на развитие чешского государства оказали т.н. гуситские войны. Гуситские войны, будучи антифеодальным выступлением народных масс, облеченным в религиозную форму, имели противоречивые последствия. Под угрозой распространения этого движения на другие регионы, римский папа и германский император вынуждены были пойти на уступки. В так называемых "Пражских компактах" 1433 года среди прочих мер были утверждены свобода
вероисповедания, секуляризация церковных имуществ, отмена церковной юрисдикции по уголовным делам. Вместе с тем, поражение основной социальной системы движения - таборитов, привело ко "второму изданию крепостничества". Постановлениями Земского суда 1437 г. и ряда последующих сеймов была ликвидирована личная свобода крестьян и их право распоряжаться собственным имуществом без разрешения господина. Сразу же после разгрома таборитов чешский сейм стал представлять все три сословия - панов,
мелкую шляхту (владык) и мещан (горожан). Но феодальные магнаты (паны) и здесь получили преобладающее значение. А после 1500 года городской патрициат вообще отстраняется от участия в сейме. В начале XVI века над Чешскими, Венгерскими и Австрийскими землями нависла угроза турецкого завоевания. Это вызвало необходимость более тесного союза и в 1526 году чешским королем избирается Фердинанд Габсбург. Началась политика насаждения католичества, ограничение прав чешских государственных
учреждений и привилегий городов. В 1547 году вспыхивает восстание против политики Габсбургов, но оно было подавлено. Города лишились последних своих привилегий, король закрепил за собой право назначать на все высшие должности в стране и определять работу сейма. Чешский трон был объявлен наследственным владением Габсбургов. В 1627 году самостоятельное государственное существование
Чехии было прекращено. Развитие права у южных и западных славян проходило в целом на основе обычного права, но под большим влиянием зарубежных источников. Если на южных славян определяющее влияние оказало византийское право, то на западных славян, в Польше и Чехии, преобладающее, влияние оказало германское городское и каноническое право. -11- 3.6. История, памятники и значение Византийского искусства.
В VI в. при императоре Юстиниане I Византийская империя достигла расцвета. Искусство прославляло мощь и военные триумфы государства. Столицу империи Константинополь украсили новые постройки - Ипподром, Большой дворец и знаменитый храм Святой Софии (храм Премудрости), построенные Анфимием из Трал и
Исидором из Билета в 532-537 гг. Огромное внутреннее пространство храма св. Софии перекрыто полусферическим куполом, к которому с востока и запада примыкают два полукупола. Поэтому главный купол кажется как бы парящим в воздухе. Купол, символизирующий небо, станет в дальнейшем неотъемлемой частью византийских церковных построек. Внутри храм Софии богато разукрашен разноцветным мрамором и цветной майоликой.
Такая пышность внутреннего убранства храма в сочетании с торжественным богослужением, роскошными облачениями священников и драгоценной утварью производила огромное впечатление на молящихся. Эффект от всего этого был такой же, как от театрального действия. Этот зрелищный характер византийского искусства сохранится как его отличительная черта на протяжении всего его развития. Помимо Константинополя наиболее значительные памятники ранневизантийского искусства
сохранились на территории теперешней Греции и в Италии, в Равенне. Наряду с религией искусство этого периода прославляло власть императора. Стены церкви Сан-Витале (526-547) в Равенне украшают всемирно известные мозаичные изображения императора Юстиниана I и его супруги Феодоры. 3.7. Зрелое византийское искусство Зрелое византийское искусство сложилось в 730-843гг.
В 867-1057 гг при императорах Македонской династии, придворное столичное искусство Константинополя становится менее пышным. Огромные соборы типа базилик (прямоугольных в плане зданий, разделенных внутри продольными рядами колонн на несколько частей) вытесняются церквами крестово-купольного типа, имеющими в плане форму вписанного в квадрат креста и увенчанными одним либо несколькими куполами. Роспись такого храма имеет строго продуманную систему, она обычно иллюстрирую основные положения христианского
учения, и повествует о жизни Богоматери, Христа и святых. При императорах македонской династии расцветает и прикладное искусство (резные изделия из слоновой кости, перегородчатой эмали, ткани и др.). В мастерскихпри императорском дворе изготовляются роскошные рукописи с миниатюрами (так называемая "Парижская Псалтирь", хранящаяся в парижской Национальной
Библиотеке, "Свиток Иисуса Навина" и "Миологии Василия II", находящиеся в Ватиканской библиотеке.). Лучше других сохранились архитектурные ансамбли XI-XII вв монастыри Хосиос Лука-с в Фоки-де (Греция), Нее Мони на острове Хаосе и Дафнии близ Афин. В них мы находим замечательный по цельности синтез архитектура
и монументальной живописи - мозаики. -12- Среди византийской фресковой живописи XI - XII вв. следует упомянуть росписи храма св. Софии в. Охри-де, церкви св. Пантелеймона в Нереи (Сербия) и монастыря Иоанна Богослова на Патмосе. В XI - XII вв. византийское искусство широко распространилось на запад (Сицилия, Венеция), в славянские страны (Болгария,
Сербия, Древняя Русь), на Кавказ (Грузия). Оно почиталось в те времена как самое передовое по своим художественным решениям, и в высших кругах феодального общества ему всячески стремились подражать. Хотя в XIII в. в провинциальных областях распавшейся Византийской империи, в которую вторглись крестоносцы, все еще много строили, ничего существенно нового для искусства это столетие с собой не принесло. После вторжения крестоносцев в столицу
Византии Константинополь как главная художественная школа, откуда выходили все новые идеи, перестал на время существовать. Зато активизировалась художественная жизнь в провинции, где спасались от бесчинств крестоносцев многие столичные художники. Так, например, наступил расцвет в сербском искусстве (известные росписи храма в Сопочанах в Сербии) После изгнания крестоносцев из Константинополя в 1261 г. начали складываться условия для медленного возрождения местной школы.
К концу XIII в. вновь стали изготовляться рукописи с миниатюрами, подражавшими образцам X в созданным в античном духе. К началу XIV столетия приобрел четкие очертания палеологовский стиль (он так назван по имени правившей в Византии династии Палеологов). Для него характерны более свободные движения фигур, более мягкое выражение лиц. Наиболее известные памятники византийской монументальной живописи этого времени - мозаики монастырей
Хора (Кахрие-Джами) и Фетие-Джами в Константинополе, а также церкви св. Апостолов в Салониках. Поразительно красивые по своим краскам, эти мозаики знаменуют последний взлет византийского искусства. В дальнейшем еще создавались мозаичные иконы, но монументальное искусство начало быстро мельчать, архитектура утратила свою ведущую роль, на первый план выдвинулась иконопись, которой стала подражать фреска. Дорогая мозаика почти не применялась.
После взятия турками Константинополя в 1453 г. византийское искусство совсем пришло в упадок. Оно продолжало еще существовать на Афоне, на острове Крите, в православных храмах Болгарии и Сербии, но постепенно изжило себя. На историческую сцену выступали новые общественные силы, средоточием которых стали передовые торговые города Италии и Нидерландов. И именно там, раньше чем в других странах, сложилось реалистическое искусство
Возрождения. Византийское искусство имело исключительно большое значение. Широко использовав античное наследие, византийское искусство выступило хранилищем многих его образов и мотивов и передало их другим народам. Особенно велико было значение византийского искусства для стран, придерживавшихся, как и Византия, православной религии (Болгария, Сербия, Древняя Русь) и неизменно сохранивших оживленные культурные связи с
Константинополем (императорским и патриаршим дворами). Лучшие произведения Византийского искусства находятся в Эрмитаже, Лувре, Византийском музее (Афины), монастыре св. Екатерины (Синей), Британском музее (Лондон), Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, собрании Дембартон Оокс (Вашингтон). -13- 3.8.
Литература Византии: история и деятели. Литература Византии делится на три периода. Первый от Константина до смерти Ираклия (323-640 гг.) создал целую плеяду великих церковных писателей, учителей и получил названиезолотого века. Больше всего разрабатывались богословие, историография, гражданская и церковная история, риторика, церковная поэзия, филология. Второй период (640-843) не отличается богатством творчества из-за закрытия
философских и богословских школ. Третий период – период подъема с середины XI в. До середины XV в. Дал много ценного. Богословие составляло центр византийской литературы. Литературными деятелями в области богословия были Иоанн Дамаски, Никита Акоминат, Иоанн Кипариссиот и патриарх Фобий. По аскетике и мистике известны труды Марка,
Исаии, Нила, Макания, Диадохи, Исидора Пелусиота и др по агиологии (жития святых) – Леонтия, Епифания Агиополита. Во главе истории стоит. Прокопай. Из византийских хронографов известны: Иоанн Калама, Иоанн Антиохийский, Георгий Амартол, Иоанн Зонара и др. Не замирала в Византии и философия, в которой славятся
Михаил Пселл, Иоанн Итал, Георгий Пахимер и др. Далее византийцы разрабатывали географию, филологию, юриспрунденцию, медицину, математику, астрономию, зоологию, ботагнику, археологию, алхимию и военное искусство. Представители церковной поэзии составляли прекрасные песнопения; из них известны: Роман Сладкопевец, патриарх Сергий, Софроний Иерусалимский, Андрей Критский, Козьма Майюмский, Иоанн Дамаскин. -14-
Литература 1) Головатенко "Истории России: спорные проблемы". 2) Костомаров Н.И "Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей" 3) Соловьев С.М. "Сочинения. Книга I" 4) «Культура Византии» 3 тома, 1989г. Москва -15-
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |