Первый мост через Фонтанку по приказу Петра I начали строить в 1713 году, на что из казны выделили 50 рублей. Мост этот стоял в створе нынешней Итальянской улицы. Он получил свое название по фамилии командира адмиралтей¬ского «работного батальона» М. О. Аничкова. Мост обвет¬шал, и в 1726 году на Большой Першпективой дороге (как тогда назывался Невский проспект) построили второй
Анич¬ков мост. Его сделали подъемным — для прохождения по Фонтанке судов с мачтами. Тогда же на месте современного дома на набережной Фонтанки (№ 29/66) поставили гаупт¬вахту. Находившаяся в ней стража следила, чтобы в город не входили «подозрительные люди». В царствование Петра II (внука Петра Великого), в 1728 году, столицу перенесли в Москву. «Не хочу ходить по морю, как дедушка!»,—говорил
юный Петр II. Лишь в 1732 году Санкт-Петербург вновь стал столицей. Для торжественной встречи новой царицы—Анны Ивановны у Аничкова моста соорудили триумфальные ворота, украшен¬ные 17 статуями, картинами на исторические сюжеты, симво¬ликой и приветственными надписями. Около двадцати лет стояло это сооружение, статуи развалились, картины превра¬тились в линялые тряпки, и в 1751 году арку разобрали.
К этому времени Аничков мост подвергся частичной ре¬конструкции—в 1742—1749 годах его укрепили на сваях. И, наконец, в 1780-х годах мост радикально перестроили — наподобие сохранившегося моста имени Ломоносова. Строи¬тельство было закончено в 1787 году. Аничков мост с четырьмя гранитными башнями являлся пристанищем для «простолюдинов» — рядовых обывателей столицы, которые здесь вели неспешные разговоры, нанима¬лись на поденную работу, лузгали семечки и наблюдали
не¬торопливое прохождение барж по реке. Все оживленнее становилось движение на Невском прос¬пекте (как с 1783 года стала именоваться главная'улица сто¬лицы), и на проезжей части гранитного Аничкова моста не¬редко возникали «пробки» из карет и извозчичьих повозок. В 1838 году началось строительство нового Аничкова мо¬ста, соответствующего ширине Невского проспекта. Строил его инженер А. Д. Гетман.
Работы велись почти десять лет. Авторство литых чугунных перил Аничкова моста, в кото¬рых скомпонованы изображения русалок и морских коньков, в литературе нередко приписывается А. П. Брюллову. Но они являются копией перил моста через Купферграбен — рукав реки Шпрее в центре Берлина, у начала улицы Унтер-ден-Линден, построенного по проекту Карла Фридриха
Шинкеля в 1822—1824 годах. Чугунные решетки берлинского моста выполнены по рисункам К. Ф. Шинкеля. Его, возможно, и сле¬дует считать автором важных деталей парапета Аничкова мо¬ста. 22 ноября 1841 года на новом Аничковом мосту уже была воздвигнута первая из конных групп П. К. Клодта. На тор¬жестве открытия моста Николай I (его не отличала изыскан¬ность выражения своих эмоций), хлопнув по плечу скульпто¬ра, заявил громогласно:
«Ну, Клодт, ты лошадей делаешь лучше, чем жеребец!» История этих скульптурных композиций восходит к нача¬лу 1830-х годов, когда после сооружения К. А. Тоном гра¬нитной пристани у Академии художеств решено было создать еще два таких же причала на левом берегу Невы, вблизи Зимнего дворца. И тогда Петру Карловичу Клодту поручили вылепить четыре бронзовые фигуры «укротителей коней», что¬бы попарно установить
их на новых пристанях левого бере¬га Невы. П. К. Клодт, выходец из древнего лифляндского рода, к этому времени уже был известен своими работами. Отец его умер в бедности, и молодой Клодт начал свою карьеру воен¬ной службой. Но вскоре его властно увлекло искусство ваяния. После окончания артиллерийского училища в 1826 году Клодт вышел в отставку и поступил в Академию художеств.
Работал он неутомимо. Биограф Клодта рассказывает, что «повсюду, где только предоставлялся удобный случай,— в манеже, на улице, в каретной упряжке, в возу, в размахах бега и в спокойном состоянии, он наблюдал различные дви¬жения, позы, аллюры и привычки лошадей. Не имея иного учителя, кроме природы, он слушался только этого одного неизменного профессора и строго изучал сперва только голо¬ву, потом склад и все части, стараясь передать их с безуп¬речной точностью
до последней жилки». Созданные Клодтом (в гипсе) два изваяния «Конь с водничим» были высоко оценены Академией художеств. Этими скульптурами решено было украсить Аничков мост. Клодту поручили отлить в бронзе по два экземпляра каждой из кон¬ных групп. Скульптор лично произвел отливку двух изваяний. По приказу Николая I Клодт отлил также в бронзе две копии своих скульптур для отправки в
Берлин. Этот подарок Николая I прусскому королю вызвал в Берлине всеобщее восхищение. Статуи установили в немецкой столице на высоких постаментах перед королевским дворцом. Петербургская Академия художеств писала в своем офи¬циальном отчете, что статуи Клодта в Берлине «произвели та¬кой всеобщий восторг, какого там никогда не было». Обра¬щено было внимание и на то, что надписи на статуях, от правленных в
Берлин, были сделаны Клодтом на русском языке. Прусский король Фридрих-Вильгельм IV в 1845 году прислал в Санкт-Петербург ответный подарок—изваяния двух Слав. По приказу Николая I их поставили на высоких колоннах у начала Конногвардейского бульвара, в ознаменование боевых заслуг конной гвардии. По обеим сторонам Аничкова моста в то время стояли по две одинаковые группы «Коня с водничим».
Но так было не долго. В начале 1840-х годов Николай I в знак благодарности за то, что его жене оказывались в Италии пышные приёмы, распорядился снять с одного конца Аничкова моста два бронзовых изваяния и выслать их в дар королю Сицилии Фердинанду II. Так две конные группы Клодта оказались в
Неаполе. Там их разместили на площади, параллельно фасаду королевского дворца, где они прекрасно смотрятся в профиль и, лучше чем в Берлине, обогащают фасад невысокого и сравнительно скромно оформленного здания. Свидетельством международного признания таланта и мастерства Клодта явилось его избрание в состав Академии художеств Берлина, Рима и Парижа. На опустевшей стороне Аничкова моста временно установили гипсовые, тонированные
под бронзу копии конных групп. Одновременно Клодт получил заказ на отливку их в бронзе. Но скульптор не повторил первую пару статуй—он создал две новые композиции на тему обуздания дикого коня. Образовалась состоящая из четырех групп своеобразная последовательность, запечатлевшая победу человека над животной силой. В первой группе— вздыбленный дикий конь н поверженный на землю человек: вторая группа—юноша поднял на колено и сдерживает рвущегося вперед коня.
Третья группа—юноша поднялся с колен и уздой осаживает все еще разгоряченного коня. Четвертая группа—конь укрощен, он покорился водничему. Замысел—дать последовательные фазы укрощения коня—Клодт акцентировал такими деталями: в группах, обращенных в сторону Адмиралтейства, кони подкованы, покрыты попонами. На последней (у д. № 29/66) группе во рту коня удила, он покорен человеку.
Клодт остался в памяти людской не только своими ликолепными творениями, но и выдающимися душевным чувствами. Беспредельно скромный, с натруженными руками ваятеля и мастерового-литейщика, он был известен своей добротой и бескорыстием. Клодт постоянно бедствовал, очень часто все свои доходы раздавал неимущим. После смерти Клодта в «имуществе» его с трудом сыскали 50 рублей В 1941 году, когда фронт приближался к Ленинграду, конные группы были сняты с пьедесталов и бережно
закопаны в саду, примыкающем к Аничкову дворцу. Это спасло изваяния. В ночь на 6 ноября 1942 года 250-килограммовая фа¬шистская бомба разорвались на Аничковом мосту. Взрывная волна смела в Фонтанку 30 метров чугунной решетки и тум¬бы, державшие перила. Осколки бомбы повредили гранитные постаменты, вырвали из них крупные куски камня. Еще во время войны погибшие звенья решетки были заново отлиты и установлены на прежних местах.
Незадолго до окончания войны конные изваяния вновь заняли прежние места на пье¬десталах. В перспективе Аничкова моста на площади у Московско¬го вокзала сверкает золотая звезда на обелиске, отмечающем подвиг города-героя. Она перекликается с золотой каравеллой на шпиле Адмиралтейства в другом конце доходящего через Аничков мост главного проспекта Санкт-Петербурга.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |