Реферат по предмету "История"


Российское государство: прошлое, настоящее, будущее

Российское государство: прошлое, настоящее, будущее
Традиции российской государственности

За
многовековую историю в России сложилось немало традиций, которые во многом
определили развитие российской государственности, придали ей уникальность и
самобытность. Традиции — это исторически сложившиеся, укоренившиеся в обществе
и передаваемые из века в век обычаи, обряды, общественные установления,
ценности, идеи и т. д. Они представляют собой социально-культурное и
национальное наследие, сохраняющееся в обществе длительное время.

С
традициями неразрывно связан менталитет (мен-тальность) — исторически
сложившийся устойчивый умственный (интеллектуальный) и духовный строй (образ)
народа. Традиции и менталитет обеспечивают передачу от поколения к поколению
проверенных жизнью фундаментальных социальных ценностей, идей и взглядов.
Традиции могут быть прогрессивными и негативными. Прогрессивные традиции не
только связаны с прошлым, они являются надежными ориентирами для настоящего и
будущего. Поэтому различные перестройки, преобразования, реформы, проводимые
без их учета, малоперспективны.

В
России наиболее важные отечественные традиции — общинность, соборность,
державность (государственность), патриотизм, социальная справедливость,
приоритетная ценность труда, духовность. Традиционный идеал (менталитет)
народов России — сильное централизованное государство, способное обеспечить
необходимый порядок, целостность общества, защитить страну от иноземных
нашествий. Державность включает в себя ратную службу государству, готовность
защитить его суверенитет. Российскому менталитету не присуще противопоставление
общества государству: общинность и державность сглаживали противоречия,
отчужденность между государством и человеком.

Общественное
мнение справедливо считало государство политическим институтом, объединяющим в
единое целое многонациональный народ России, обеспечивающим мир в стране.
Причем Российское государство исторически возникло и развивалось как русское
государство, национальным стержнем которого оыл русский народ. Именно русский
народ, всегда объединявший многонациональные народы страны, был носителем
традиции сильного, активно функционирующего государства. Именно русский народ
традиционно играл в истории Российского государства великую роль ооъединяющего
все народы, стаоилизирующего, укрепляющего государство фактора. Правда, по
мнению Н. Бердяева, двумя полюсами русской жизни всегда были незрелость глухой
провинции и гнилость государственного центра. Последняя особенно отчетливо
проявилась в начале XX в. (распутинщина и др.). Понятно, что это бросало тень
на традиции державности и подтачивало основы российской государственности.

Вековые
монархия и самодержавие породили другую традицию — патернализм. Он выражается в
насаждении в общественном сознании идеи о непогрешимости носителя верховной
власти, его обожествлении и одновременно в неограниченном произволе, бесправии
и раболепстве подданных, отрицании свободы и демократии.

В
Российском монархическом государстве восточно-деспотического типа уважительного
отношения к праву и закону сложиться не могло, не было в нем и условий для
утверждения демократической законности. И все же свежие ветры перемен доходили
и до России. На рубеже XI X—XX столетий в общественном сознании набирала силу
идея установления в России конституционно-демократического строя. Падение
монархии в 1917 г. было предопределено и тем, что она сопротивлялась его
введению. Следовательно, государственное строительство в России идет сегодня не
на пустом месте. Потомки Петра 1 и дети большевиков в. очередной раз решают
проблему реорганизации государственности и общественного уклада страны, и,
видимо, процесс этот будет достаточно длительным и трудным. Непосредственным
предшественником современной российской государственности является Советский
Союз.
Советское государство, его исторический путь и распад

История
Советского государства сложна, противоречива и поучительна. Она вобрала в себя
веру народа в идеалы социализма, их извращение властями и трагические
последствия тоталитаризма. Ее всестороннее исследование станет, надо полагать,
важным предметом отечественной науки.

Трудный
путь Советского государства можно смело назвать историческим бездорожьем, ибо
аналогов в мировой истории не было. Согласно марксистской теории пролетарская
революция ломает, разрушает старую государственность и устанавливает диктатуру
пролетариата. Переходное к коммунизму государство мыслилось создать по типу
Парижской Коммуны, без специального аппарата и чиновничества, без армии, без
разделения властей. Основная цель его заключалась в подавлении сопротивления
свергнутого эксплуататорского класса; по мере ее достижения государство должно
было начать отмирать.

Первым
непродолжительным периодом в развитии молодого Советского государства был так
называемый военный коммунизм с примитивной уравниловкой, прямым
продуктообменом, трудовой армией, военным принуждением. По сути это было
государство военной диктатуры. В. И. Ленин в числе первых увидел и признал
ошибочность политики военного коммунизма. «Мы рассчитывали — или, может быть,
вернее будет сказать: мы предполагали без достаточного расчета —
непосредственными велениями пролетарского государства наладить государственное
производство и государственное распределение продуктов по-коммунистически в
мелко-крестьянской стране. Жизнь показала нашу ошибку». Строительство
коммунизма путем организации производства методами государственного принуждения
и уравнительного государственного распределения — нонсенс, пародия на
коммунизм, его дискредитация.

На
смену военному коммунизму пришел самый интересный и богатый по содержанию
период в истории нашего общества и государства — нэп. По сути дела, нэп — это,
скорее всего, интуитивное движение страны по социал-демократическим ориентирам.
Новые правила хозяйственной деятельности на основе многоукладной экономики
стимулировали предприимчивость, трудолюбие, повышали жизненный уровень народа.
В промышленности внедрялись хозяйственный расчет, оптовая торговля, в сельском
хозяйстве — кооперация, взаимовыгодная смычка, обмен товарами с городом, в
обществе — гласность, дискуссии, правовые начала. В 1922 г. на добровольной
договорной основе образуется СССР, в 1924 г. принимается союзная Конституция,
начинают утверждаться законность и демократия. В эти годы предпринимаются
эффективные меры по созданию четко действующего и подконтрольного народным
массам государственного аппарата. Если бы нэп утвердился надолго и всерьез (как
писал В, И.Ленин), наша страна могла бы пойти по пути строительства справедливого
социалистического общества.

Вместе
с тем уже в конце 20-х гг. нэп был ликвидирован. Надвигались сумерки
тоталитаризма, или новый вариант военного коммунизма. Партийный и
государственный аппарат наводнили деклассированные элементы (люмпен-выдвиженцы)
— люди без социальных корней, нравственного кодекса, готовые нерассуждающе
повиноваться сильному, т. е. обладающему в данный момент реальной властью.
Именно люмпен-выдвиженцы и новая партийно-государственная бюрократия
превратились в основную опору сталинского режима.

Российская
многовековая традиция патернализма нашла воплощение в мелкобуржуазном вождизме,
характерном для многомиллионной крестьянской страны. Психология вождизма,
бюрократическое обожествление авторитета и послужили питательной средой культу
личности Сталина. К началу 30-х гг. тоталитарный режим стал суровой
политической реальностью. Его основные черты состояли в следующем.

Во-первых,
неограниченная и бесконтрольная высшая власть была сосредоточена в руках
диктатора, который осуществлял ее через принудительно-репрессивный,
милитаризованный чиновничье-бюрократичес-кий аппарат.

Во-вторых,
власть часто реализовалась неправовыми методами насилия, массового жестокого
террора, произвола и беззакония. Человеческая личность оказалась ничем и никем
не защищенной. И хотя Конституция СССР 1936 г. закрепила определенные права и
свободы граждан, однако пик репрессий, произвола и беззакония пришелся именно
на 1937 г. Следовательно, тоталитарный режим 
 не считался не только с текущим
законодательством, но и с Основным Законом страны.

В-третьих,
официальные конституционные органы государства — система Советов — проводили в
жизнь указания диктатора и директивы партийной номенклатуры. Демократические
начала в их деятельности были во многом выхолощены. Территориально
государственная власть осуществлялась по принципу строгого сверхцентрализма.

В-четвертых,
произошло огосударствление общества, которое всеобъемлюще (тотально)
контролировалось административно-карательным аппаратом. Политическая власть
распространилась на экономику, на все народное хозяйство. Экономические рычаги
были сосредоточены в руках бюрократического аппарата, что обусловило
доминирование монопольной государственной собственности и планово-командных
методов хозяйствования как материальной основы тоталитарной диктатуры.

В-пятых,
в стране существовала одна строго централизованная партия, верхушка которой
стояла над государством и обществом.

В-шестых,
массированной культовой идеологии удалось убедить многих в том, что
происходящее необходимо и справедливо, что сталинский режим создает условия для
строительства социализма, но поступательному движению к нему мешают
многочисленные враги и реакционеры, против которых в силу их особой опасности
допустимы любые средства борьбы. И люди в большинстве своем поддерживали
преступный режим, самоотверженно трудились, отдавали все силы выполнению и
перевыполнению планов, рапортовали вождю о трудовых и творческих достижениях,
маршировали в праздничных колоннах, не только не сознавая, что служат
марионетками в чудовищных манипуляциях десятками миллионов человеческих судеб,
но искренне веря, что действуют для пользы общества, строят социализм.

В
действительности тоталитаризм по своей сути ничего общего с социализмом не
имеет, чужд и враждебен социализму. Он причинил огромный вред социализму,
полностью извратил, деформировал его, однако подорвать веру советских людей в
идеалы нового строя так и не смог. Суровым экзаменом на верность этим идеалам,
на преданность Родине стала Великая Отечественная война. И в трудные послевоенные
годы наша страна двигалась вперед по пути экономического, научно-технического
прогресса, осваивала атомную энергию, открыла эру освоения космоса и др. По
масштабам народного образования, науки, культуры она прочно занимала передовые
позиции в мире. Чем определялись эти несомненные успехи? В немалой степени тем,
что реальная практика опиралась на вековые российские традиции: коллективизм —
на общинность и соборность, трудовой энтузиазм — на трудовую российскую мораль,
укрепление государства — на державность и т.д. И делалось все это не благодаря
сталинскому режиму, а вопреки ему.

В
послевоенное время общество стало все более настороженно воспринимать факты
беззакония и произвола, в общественном сознании зрела надежда на перемены,
особенно усилившаяся после смерти Сталина.

Идущие
от народа социальные, нравственные импульсы, ожидания и надежды не могли
остаться без ответа. Требовались более гуманная политика, экономические реформы
и демократические перемены. Во второй половине 50-х гг. такие преобразования,
хотя и половинчатые, последовали. Были разработаны и проводились в жизнь
программы подъема сельского хозяйства, технического перевооружения
промышленности, улучшения пенсионного обеспечения, повышалась заработная плата
низкооплачиваемых слоев населения. Возглавил преобразования Н. С. Хрущев. В
этот период были осуждены произвол и беззаконие сталинского режима, делались
шаги по укреплению законности, развитию демократии. В стране была создана более
или менее благоприятная обстановка для развития юридической науки, для
активного совершенствования законодательства.

В
нашей литературе утверждается, что после смерти Сталина крайности тоталитарного
режима были устранены, но тоталитарная сущность государства осталась
неизменной. Это утверждение нельзя признать бесспорным: неправовое насилие,
террор и беззаконие государственных органов заканчивались, народ освобождался
от гнетущей социальной и правовой незащищенности. По сути дела, в стране
установился другой, с элементами демократии и законности политический режим — режим
авторитарный. Однако социальная база сталинизма оставалась значительной. Кроме
того, не претерпевший существенных изменений, привыкший восхвалять Сталина
пропагандистский аппарат с неменьшим размахом и азартом, чем Сталина, начал
восхвалять Хрущева. На гигантской волне лжи и лести разрастались субъективизм и
хрущевские импровизации: непродуманные реорганизации государственного аппарата,
призывы догнать и перегнать США по производству молока и мяса за два-три года,
построить материально-техническую базу коммунизма к 1980 г. и др.

Осенью
1964 г. во главе партии и страны оказался ставленник партийно-государственной
бюрократии и номенклатуры Л. И. Брежнев. Как раз в это время появилась тяга к
устоявшимся, проверенным централизованным командно-административным методам
государственного управления. Боязнь нового, нежелание менять существующее
положение дел и обусловили догматизм и консерватизм данных методов.

В
60-е и 70-е гг. во всем мире происходили большие изменения, бурно развивался
научно-технический прогресс. Советский же Союз находился в состоянии застоя.
Постепенно ухудшалось экономическое положение в стране, непомерные военные
расходы изматывали общество, множились различные диспропорции. В то же время
безудержно усиливались восхваления Брежнева, плодились ритуалы, замалчивалось
все негативное, парадности и показухе с неизменностью сопутствовали приписки и
очковтирательство. В стране процветали лицемерие и ложь, порождающие
общественную пассивность, равнодушие, упадок нравственности. На всех уровнях началось
разложение партийно-государственного аппарата. Нарастающий кризис охватил все
сферы общества. Принятая в 1977 г. Конституция не внесла сколько-нибудь
заметных изменений в общественную жизнь, во внутреннюю и внешнюю политику
государства. Сама жизнь требовала проведения продуманных, научно выверенных и
последовательных преобразований, прежде всего в экономике.

В
1985 г. экономические реформы начались. Их цели и суть определялись так:
добиться значительного ускорения экономического развития на базе научно-технических
достижений, вести поиск новых форм управления и на этой основе постепенно
переходить к рыночным отношениям. Однако вскоре было решено проводить глубокие
экономические реформы одновременно с радикальным реформированием всей
политической системы, т. е. речь уже пошла о революционной перестройке.

Сегодня
перестройка (еще недавно — сверхмодное слово) оценивается почти однозначно
негативно. Однако меньше внимания уделяется выяснению и анализу причин, почему
она не состоялась, не вывела общество из застоя и кризиса, а углубила его.
Причин провала перестройки, надо полагать, много, но (не без оснований) в
литературе на первое место выдвигают субъективную: столь крупномасштабные
преобразования возглавили совершенно не готовце и не способные к этому выходцы
из партийно-государственной номенклатуры. Не существовало научно обоснованного
плана реформирования общества, не были определены приоритеты, цели и
последовательность преобразований. Организаторы перестройки плохо знали свое
общество, его историю, традиции и, естественно, не опирались на них. Правда, на
первых порах экономические цели были понятны людям и поддерживались ими —
переход от экстенсивных методов хозяйствования к интенсивным, ускоренное
развитие экономики страны и др. Но не было случая, чтобы очередные задачи
ставились после выполнения предыдущих.

Уже
на ранних стадиях перестройка сместилась в политическую сферу. Без серьезных
научных обоснований, в спешке были созданы новые высшие органы государственной
власти — громоздкий, неповоротливый и плохо управляемый Съезд народных
депутатов СССР («митинг под крышей») и постоянно действующий Верховный Совет
СССР. Законодательная власть оказалась в руках двух органов, что породило
дублирование, параллелизм в работе, подрывало их ответственность. Затем был
учреяоден (тоже без всяких серьезных обоснований) пост президента страны.

Сложные
политические нововведения и бури отодвинули на задний план проблемы экономики,
вызвали разрыв ее закономерных, взаимоподдерживающих связей с политикой.
Нарастающий груз экономических и политических ошибок становился неподъемным. На
таком фоне разрастались сепаратизм, национализм, вспыхнули противоестественная
«война законов» и «противоборство суверенитетов», которые разрушали основы
многонационального государства. И хотя в марте 1991 г. на Всесоюзном
референдуме народ высказался за сохранение СССР, его распад вскоре стал
свершившимся фактом, принесшим ни в чем не повинному народу неисчислимые беды и
страдания.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://student.rostov.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.