Современные взгляды на время
В.Чернобров
Развитие материи, согласно
представлениям современной философской мысли, приводит к возникновению новых
видов этой самой материи, а также к появлению новых свойств, новых форм
существования материи. Пространство и Временя, как формы существования материи
обладают общими свойствами материи и особенными, определенными законами
развития каждого данного вида материи. Внутренние противоречия материи находят
свое проявление и во внутренней противоречивости Пространства и Времени. Они по
своей природе и бесконечны, и конечны. Бесконечность Пространства складывается
из конечных протяженностей отдельных материальных объектов, а бесконечность
Времени - из конечной длительности отдельных материальных процессов.
Пространство и Время представляют
единство прерывности и непрерывности. Противоречивость Пространства связана с
наличием его протяженности и структурности, противоречивость Времени - с
бесконечной длительностью и сменой моментов. Протяженность и длительность -
суть формы выражения непрерывности, а структурность и смена моментов -
прерывности. Конечная протяженность предметов создает прерывность в непрерывном
Пространстве. Начало и конец процесса вносят прерывность и в непрерывный ход
Времени.
Диалектико-материалистическое
понимание сущности Пространства и Времени и их соотношения с материей и
движением, как это было показано выше, заключается в признании того, что
Пространство и Время являются основными объективно-реальными формами бытия
движущейся материи, что они обусловлены в своих свойствах движущейся материей и
в то же время обладают своими специфическими чертами. Всякая недооценка этих
соотношений материи, движения, Пространства и Времени, по мнению современных философов
материалистов, неизбежно приводит к идеалистическому и метафизическому
искажению всей проблемы.
Так, известный критик
диалектического материализма иезуит Густав ВЕТТЕР пишет: "Главной ошибкой
учения диалектического материализма о пространстве и времени является то,
что... в основе его лежит та же материалистическая предпосылка о материальности
всякого бытия". Откажитесь от диалектико-материалистического решения
основного вопроса философии, призывает Веттер, и тогда учение о Пространстве и
Времени можно будет "согласовать" с теософскими учениями. Для этого
он даже пытается сблизить марксистскую философию с неотомизмом: "В основе
своей воззрение диалектического материализма на Пространство и Время совпадает
с воззрением схоластики, для которой Пространство и Время есть мысленные
предметы с вещественной основой (ens rations cum fundamento in res), содержащие в себе,
следовательно объективное и субъективное. Объективная сторона, вещественная
основа понятия Пространства есть протяженные материальные предметы; понятия
Времени - последовательность состояний предметов. Эти понятия являются
субъективными, мысленными предметами, поскольку мы воспринимаем, вернее,
представляем пространственное развертывание и временное чередование как что-то
существующее само по себе и от вещей независимое"...
Владимир Ильич ЛЕНИН, политик
номер один в 20-м веке, также обратил внимание на эту проблему, он подчеркивал,
что человеческие представления и понятия о Пространстве и Времени абсолютны и
относительны одновременно. Их абсолютность связана с признанием объективной
реальности Пространства и Времени как основных форм существования движущейся
материи, а их относительность выражается в том, что человеческие представления
о Пространстве и Времени историчны, неполны, изменчивы, зависят от
естественнонаучных данных о свойствах Пространства и Времени... Не лишне
добавить, что наши представления о Пространстве и Времени действительно
постоянно изменяются, особенно в настоящее время в связи с достижениями
науки...
Еще позже академик В.А.Фок писал:
"К научному, физическому понятию пространства и времени можно подойти,
выделив путем абстракции в соотношениях между событиями материального мира
пространственно-временную сторону". И первые научные понятия Пространства
и Времени мы находим в классической физике.
...Так что же такое Время?
Философия в ответах на этот вопрос никогда не отмалчивалась. Прошли уже две
тысячи лет с тех пор, как философы впервые ответили на этот самый каверзный
вопрос всех времен... Но... 2000 лет в ответах философы никогда искренне не
испытывали уверенности в своих знаниях! Две тысячи лет (или может даже больше)
попыток найти ответ так ничего и не дало; здесь можно сказать, что фактически
само время (в смысле - года и тысячелетия) оказалось бессильным помочь
философам разобраться со Временем...
Список литературы
Для подготовки данной работы были
использованы материалы с сайта http://www.timy.ru