1. Актуальность проблемы. Динамический характер современной экономики наполняет новым содержанием функционирование большинства предприятий Одной из задач является приспособление к рыночному механизму хозяйствования С усилением конкуренции со стороны иностранных и отечественных компаний, российским фирмам приходится прибегать к различным ценовым и неценовым стратегиям В данном контексте использование инструментов ценовой дискриминации приобретает большую практическую ц
енность. В экономической литературе нет однозначного ответа на вопрос о том, как ценовая дискриминация сказывается на общем благосостоянии, на благосостоянии потребителей кто выигрывает, кто проигрывает, как соотносится ценовая дискриминация с вопросами эффективности и справедливости Экономическая и социальная значимость проблемы, недостаточная изученность ряда важнейших вопросов влияния ценовой дискриминации на благосостояние в условиях динамического характера современной экономики свидетельствуют об актуальности данной
проблемы 2. Обзор теоретических положений. Термин дискриминация образован от латинского discriminatio, что означает различие, различение. Под ценовой дискриминацией понимают практику установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затратами. Отсутствие связи ценовых различий с затратами не случаен. В тех случаях, когда покупатель оплачивает особенности индивидуальной сделки, требующие соответствующих затрат, ценовые различия, не являются дискриминационными
. И наоборот, оплачивая то, что не требует дополнительных расходов, покупатель подвергается ценовой дискриминации. Ценовые различия, возникающие на основе конкурентной борьбы разных фирм, предлагающих одну и ту же продукцию, относятся к другим особенностям функционирования рынка и не связаны с дискриминацией. Смысл дискриминационного поведения состоит в том, чтобы использовать все возможности для назначения максимальной цены на каждую продаваемую единицу товара. Это значит, что дискриминации может подвергатьс
я как один и тот же покупатель, например, в зависимости от закупаемого количества товара, так и разные покупатели. Возможность заниматься ценовой дискриминацией не является легкодоступной для всех продавцов, так как ценовая дискриминация осуществима, когда реализуются три условия. 1. Наиболее очевидно, что продавец должен быть монополистом или, по крайней мере, обладать некоторой степенью монопольной власти, то есть некоторой способностью контролировать производство и ценообразование. Гла
вное, чтобы конкуренты не могли продавать товар дешевле там, где фирма намерена продать его дороже. Власть над ценами связана также с количеством противостоящих продавцу покупателей. Если покупателей мало, так что уход любого из них с рынка заметен для продавца, возможности ценового диктата ограничены.2. Продавец должен быть способен выделять покупателей в отдельные классы, в которых каждая группа имеет разную готовность или способность платить за продукт. Это выделение покупателей обычно основывается на различной элас
тичности спроса, что впоследствии прояснят примеры. 3. Первоначальный покупатель не может перепродавать товар или услугу. Если те, кто покупает на участке рынка с низкими ценами, могут легко перепродать на участке рынка с высокими ценами, происходящее в результате снижение предложения увеличило бы цену на участке рынка с высокими ценами. Обсуждение проблемы условий дискриминации проводится обычно в контексте теории монополии, однако это - не единственная рыночная ст
руктура, в которой встречается такое явление. Любая фирма, способная назначить цену на свою продукцию, если она в состоянии разделить потенциальных покупателей в зависимости от эластичности предъявляемого ими спроса, а эти последние в принципе лишены возможности перепродавать свою продукцию, рано или поздно сталкиваются с искушением воспользоваться стратегией ценовой дискриминации. Рис. 1. Совершенная ценовая дискриминация Оптимальный выпуск монополии находится в точке
L при пересечении кривых предельной выручки и предельных затрат (МС и MR) и составляет Q*2 при цене. Излишек потребителей равен площади P*2AL, излишек продавца равен площади CP*2LE2. Монополист присваивает себе весь потребительский излишек P*2AL, который при совершенной конкуренции, при объеме производства Q*2 был бы присвоен покупателем. Поскольку монополист не может иметь полной информации о функциях спро
са всех возможных покупателей своего блага, этот вид ценовой дискриминации в чистом виде невозможен. Определенное приближение к чистой ценовой дискриминации возможно при незначительном количестве покупателей, когда каждая единица блага выпускается по заказам конкретных потребителей. Ценовая дискриминация второй степени имеет место, когда цены блага одинаковы для всех покупателей, однако различаются в зависимости от объема покупок. Следовательно, связь между общей выручкой монополиста (расходам
и покупателей) принимает нелинейный характер, а цены называются нелинейным, или многоставочным, тарифом. При этом виде ценовой дискриминации блага группируются в определенные партии, на каждую из которой устанавливаются различные цены. На практике этот вид ценовой дискриминации проводится в форме скидок и надбавок на цены благ. Ценовую дискриминацию второй степени проиллюстрируем на рис. 2. Рис. 2. Ценовая дискриминация второй степени На рис. 2 весь выпуск благ монополист разделил на три партии и ка
ждую реализует по разным ценам. Предположим, что первые Q1 единиц блага будут продаваться по цене Р1; следующие Q2 – Q1 единиц – по цене Р2, следующие Q3 – Q2 единиц – по цене Р3.Таким образом, общая выручка монополиста от реализации Q1 единиц блага равна площади прямоугольника OP1AQ1, от реализации Q2 единиц – площади фигуры OP1AKBQ2, от реализации Q3 единиц – площади всей заштрихованной фигуры. Из рис.
2 видно, что выручка от реализации Q3 единиц по единой цене Р3 равна площади прямоугольника OP3CQ,3, а площадь фигуры P1P3AKBL (потребительский излишек) присвоен монополистом исходя из ценовой дискриминации второй степени. Площадь незаштрихованных треугольников под кривой спроса – это та доля излишка потребителя, которую не присвоил монополист. Ценовая дискриминация второй степени нередко выступает в форме ценового дисконта, или скидок (на объем поставок; кумулятивные скидки – сезонный билет на железной дорог
е; дискриминация во времени – различные цены на утренние, дневные, вечерние сеансы в кино; взимание абонементной платы в сочетании с пропорциональной оплатой объема купленного блага). Ценовая дискриминация третьей степени предполагает, что разным лицам благо продается по разным ценам, но каждая единица блага, приобретаемая конкретным покупателем, оплачивается им по одинаковой цене. Если при ценовой дискриминации первых двух степеней предполагалось разделение благ на группы, то в основе ценовой дискриминации третьей
степени предполагается разделение самих покупателей на группы или рынки, где устанавливаются свои цены продажи. На рис. 3 показана ценовая дискриминация третьей степени на двух рынках. Рис. 3. Ценовая дискриминация третьей степени Оба графика имеют общую вертикальную ось. Предельные издержки (МС) постоянны. На каждом рынке фирма монополист, максимизируя прибыль при равенстве MR = МС, устанавливает более высокую цену (РД по которой спрос на ее блага менее эластичен.Ценовая дискри
минация часто применяется западными фирмами. Во многих случаях она осуществляется регулярно, фирмы монополисты систематизируют потребителей по предпочтениям, доходам, возрасту, месту жительства, характеру работы и продают свои блага в соответствии с этой градацией. Чаще всего к ценовой дискриминации фирмы монополисты обращаются в ходе конкурентной борьбы для привлечения дополнительных покупателей. 3. Российская практика. Цены на авиабилеты. Цены на авиабилеты — образец многообразия. Большинство ав
иакомпаний устанавливают низкие цены на билет туда и обратно между двумя городами, если пассажир остается в пункте назначения в ночь с субботы на воскресенье. На первый взгляд, подобная практика кажется странной. Какое дело авиакомпании до того, останется ли пассажир в пункте назначения в ночь на воскресенье или нет? Причина кроется в том, что такая практика позволяет разделить тех, кто летает по делам бизнеса, и пассажиров, отправляющихся в полет по личным делам.
Те, кто занят бизнесом, готовы заплатить за билет большую сумму денег и, что более вероятно, вряд ли остаются в другом городе в ночь на субботу. Напротив, те, кто летают по личным делам, готовы заплатить за билет меньше, а вероятность того, что они пожелают задержаться в пункте прибытия с субботы на воскресенье, значительно выше. Таким образом, авиакомпании могут успешно осуществлять ценовую дискриминацию, назначая более низкие цены для пассажиров, остающихся в другом городе в ночь на воскресенье. Купоны
на право получения скидки. Многие компании печатают в газетах и журналах купоны на право получения скидки. Покупатель просто должен вырезать купон и предъявить его кассиру магазина, чтобы получить скидку, скажем в $0,50, при очередной покупке. Зачем компании печатают купоны? Почему бы просто не снизить цену на $0,50? Ответ заключается в том, что посредством купонов компании осуществляют ценовую дискриминацию. Фирмам известно, что не все покупатели готовы тратить время на вырезан
ие и «коллекционирование» купонов. Более того, так как готовность находится в прямой зависимости от цены, которую потребитель желает заплатить за товар. Обеспеченная и постоянно занятая деловая женщина вряд ли будет тратить время на вырезание купонов, она скорее заплатит за необходимый ей продукт более высокую цену. Напротив, вполне вероятно, что безработный с удовольствием займется просмотром газет и сбором купонов, чтобы сэкономить при покупке товара. Таким образом, устанавливая низкие цены только для предъявителе
й купонов, фирмы успешно осуществляют ценовую дискриминацию. Материальная помощь. Многие колледжи и университеты предоставляют нуждающимся студентам материальную помощь, что рассматривается экономистами как форма ценовой дискриминации. Состоятельные студенты готовы заплатить за обучение более высокую цену, чем нуждающиеся однокурсники. Устанавливая высокую плату за обучение и избирательно предоставляя материальную помощь, учебные заведе
ния фактически назначают разным потребителям различные цены в зависимости от оценки последними возможности обучения. Такая политика ничем не отличается от поведения осуществляющего ценовую дискриминацию монополиста. Оптовые скидки. До сих пор в наших примерах ценовой дискриминации монополист назначал разную цену для разных покупателей. Однако иногда он осуществляет ценовую дискриминацию посредством назначения для одного и того же покупателя разных цен на один и тот же товар в зависимости от объема покупки. Наприм
ер, многие фирмы предлагают оптовым покупателям более низкие цены на товары. Булочник, к примеру, запрашивает за один пончик $0,50, но только $5 за дюжину. Мы имеем дело с формой ценовой дискриминации, так как обычный покупатель платит за первую купленную единицу товара больше, чем за двенадцатую. Оптовые скидки зарекомендовали себя как весьма удачный способ ценовой дискриминации. 4. Государственное регулирование проблемы. В отличие от юридической практики западных стран, которая относит
ценовую дискриминацию к проявлению недобросовестной конкуренции и запрещает ее на конкурентных рынках, а на монопольных разре¬шает, российский закон запрещает заниматься ценовой дискри¬минацией предприятиям, доля которых на рынке того или иного товара превышает 5%. Статья 11 Закона «О защите конкуренции» гласит: «1. Запрещаются соглашения между хозяйствующими субъек¬тами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные дей¬стви
я приводят или могут привести: 1) к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; 2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; 3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи ; III 6) экономически, технологически и иным образом не обосно¬ванному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар » 1 Федеральный закон РФ № 135-ФЭ «О защите конкуренции». Вместе с тем в российских законодательных нор
мах есть осво¬бождение от запрета. Оно излагается в п. 4 ст. 11, где указывается, что соглашения могут быть признаны правомерными, если пред¬приятие докажет, что положительный эффект от его действий пре¬высит негативные последствия. При установлении цены на продукт или услугу законодательные ограничения всегда принимаются во внимание менеджерами компании и производители не всегда свободны в установлении цены. Например, согласно законодательству Соединенных Штатов Америки,
производитель не может проводить политику ценовой дискриминации между двумя потребителями с намерением уменьшить или предотвратить конкуренцию между ними. Существуют три отличительные черты законов, направленных на ограничение ценовой дискриминации;  они направлены на ограничение дискриминации со стороны производителей, а не сферы услуг;  ценовая дискриминация допустима, если разница в ценах обусловлена различной суммой затрат, понесенных комп
анией;  ценовая дискриминация, направленная на ограничение конкуренции, противозаконна. 5. Авторская позиция. Если рассмотреть зарубежный опыт, можно сказать, что, например, на западе ценовая дискриминация считается проявлением недобросовестной конкуренции и на конкурентных рынках запрещена. В сферах деятельности естественных монополий ценовая дискриминация не относится к разряду запрещенной деятельности, поскольку в этих сферах отсутствует сама конкуренция.
В тоже время, в статье российского закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности", посвященной недобросовестной конкуренции, упоминания о ценовой дискриминации нет. Зато закон запрещает заниматься ценовой дискриминацией предприятиям, доля которых на рынке того или иного товара превышает 65, а в некоторых случаях 35%. Таким образом, мировая практика трактуется с точностью до наоборот. В принципе ценовая дискриминация и по отечественному законодательству может быть признана правомер
ной, если производитель или продавец докажет, что его действия способны принести пользу. В частности, способствовать насыщению товарных рынков. Тот факт, что занимающийся ценовой дискриминацией монополист имеет стимулы к расширению производства, может в условиях всеобщего спада означать, что его действия априори не следует признавать противоправными и разрешить ему открыто устанавливать различные цены для разных категорий потребителей, не прибегая к помощи высокой инфляции или денежных суррогатов.
Поэтому нельзя однозначно сказать, что ценовая дискриминация вредна экономике. Скорее всего должен существовать четкий, а не спонтанный механизм ее применения. Список используемой литературы: Большой экономический словарь (Автор и составитель А.Б. Борисов) – М.: книжный мир, 2005. – 895 с. Экономика: учебник для вузов / под ред. А.С. Булатова – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: экономистъ, 200
5 896 с Мэнкью Н.Г. Принципы макроэкономики. 2-е изд. /пер. с англ. – СПБ. Питер, 2004. – 576 с. Интернет-ресурсы: http://bookdn.com/book_421_glava_62_12.4 .OSOBENNOSTI_GOSUDARSTVE.html http://works.tarefer.ru/102/100494/index .html
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |