План: Стр. Ι. Денежное обращение. …. 3 - 1. Расчеты платежными требованиями ΙΙ. Банки. …. 7 - 1. Причины создания и развития Центральны Банков. Функции ЦБР. ΙΙΙ. Кредит. … 17 - 1. Контокоррентный кредит. Список литературы. Ι.
Денежное обращение. Вопрос № 12.Расчеты платежными требованиями. Денежное обращение – это движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве. Денежный оборот страны, отражая движение денег, состоит из их обращения между: центральным банком и коммерческими банками; коммерческими банками; коммерческими банками и их клиентами (предприятиями, организациями,
населением); предприятиями и организациями, между ними и населением; физическими лицами; банками и различными финансовыми институтами, а также между последними и населением. В зависимости от формы функционирующих в денежном обороте денег его принято делить на налично-денежный и безналичный обороты. Налично-денежный оборот. Налично-денежный оборот – это движение наличных денежных знаков: бумажных денег, разменной монеты, банкнот.
Для расчетов наличными используются банкноты, выпускаемые центральным банком, который имеет монопольное право на их эмиссию. В России налично-денежный оборот организуется Центральным банком и берет начало в его расчетно-кассовых центрах. Безналичные денежное обращение. Оно преобладает во всех странах и обслуживается чеками, кредитными карточками, жироприказами, платежными поручениями, электронными средствами платежа и иными расчетными
документами (казначейскими векселями, сертификатами и др.). Расчеты – система организаций и регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам. Нои делятся на наличные и безналичные. Безналичные расчеты – это платежи, осуществляемые путем документооборота в виде материального обращения письменных документов и в виде электронных средств. Классические средства и способы расчетов в экономически развитых странах: чеки, перечисления, удержания,
векселя. Кроме того, в настоящее время широко используются расчеты с помощью карточек и терминалов для электронных платежей (электронные деньги). Достаточно распространенной формой безналичных расчетов являются расчеты с использованием платежных требований, суть которых заключается в том, что получатель средств выставляет требование плательщику уже после отгрузки товаров или выполнения работ. Иначе говоря, платежное требование – это расчетный документ, содержащий требование кредитора (получателя
средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором. Схема организации документооборота при расчетах платежными требованиями представлена на рис. 1. Рис. 1. схема документооборота при расчетах платежными требованиями:
1 – договор-соглашение с указанием формы расчетов платежными требованиями; 2 – отгрузка продукции, товара, сдача работ и услуг; 3 – документы на отгрузку и платежное требование отправлены покупателю или банку с дальнейшей пересылкой через банк покупателю; 4 – акцепт платежного требования покупателем и сдача его в свой банк для оплаты; 5 – передача документов о зачислении платежа и выдача покупателю выписки из его расчетного счета;
6 – выписка Различают два вида расчетов платежными требованиями: с предварительным акцептом и без акцепта плательщика. В безакцептном порядке расчеты платежными требованиями осуществляются в случаях, установленных законодательством или предусмотренных сторонами по основному договору при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения. Во всех остальных случаях расчеты могут производиться лишь при наличии акцепта плательщика.
Срок для акцепта платежных требований определяется сторонами по основному договору. Этот срок должен составлять не менее пяти рабочих дней. При оформлении платежного требования получатель средств в поле «Срок для акцепта» должен указать число дней, установленных договором для акцепта платежного требования. Если такого указания нет, то сроком для акцепта считаются пять рабочих дней.
На всех экземплярах принятых исполняющим банком платежных требований ответственный исполнитель банка в поле «Срок платежа» проставляет дату, по наступлении которой истекает срок для акцепта платежного требования. В расчет указанной даты не принимается день поступления документа в банк. Последний экземпляр платежного требования используется в качестве извещения для акцепта и передается плательщику в тот же день, если документы поступили в операционное время, либо не позже следующего рабочего
дня, если документ поступил в банк по истечении операционного времени. До получения акцепта плательщика либо до наступления срока платежа платежные требования помещаются исполняющим банком в картотеку по внебалансовому счету 90901 «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты». Плательщик вправе отказаться полностью или частично от акцепта платежных требований по мотивам, предусмотренным в основном договоре. Отказ плательщика от оплаты платежного требования оформляется
заявлением об отказе от акцепта, которое составляется в трех экземплярах. При полном отказе от акцепта платежное требование изымается из картотеки по счету 90901 и в тот же день должно быть возвращено в банк-эмитент вместе со вторым экземпляром заявления об отказе от акцепта для возврата средств получателю. При частичном отказе от акцепта платежное требование изымается из картотеки и оплачивается в сумме, акцептованной плательщиком.
При этом сумма, обозначенная цифрами, обводится и рядом с ней выводится новая сумма, подлежащая к оплате. Произведенная запись заверяется подписью ответственного исполнителя банка. В случае выставления необоснованного отказа от акцепта платежного требования ответственность за это возлагается в полной мере на плательщика. Все возникающие при этом между плательщиком и получателем средств разногласия разрешаются, минуя коммерческий банк, в порядке, предусмотренном законодательством.
При неполучении в установленный срок отказа от акцепта платежных требований они считаются акцептованными и на следующий рабочий день после истечения срока акцепта оплачиваются со счетов плательщиков при наличии денежных средств на счете. В случае отсутствия или недостаточности средств на счете платежные требования помещаются в картотеку по внебалансовому счету 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок». В случае безакцептного списания средств в платежном требовании в поле «Условие оплаты» делается указание
«Без акцепта» и дается ссылка на закон или договор, на основании которых осуществляется взыскание средств. При отсутствии такого указания платежные требования подлежат оплате плательщиком в порядке предварительного акцепта со сроком для акцепта три рабочих дня. Возражений плательщиков по списанию денежных средств с их счетов в безакцептном порядке банки по существу не рассматривают. Всю полноту ответственности за обоснованность выставления платежного требования на безакцептное списание
денежных средств несет получатель средств. ΙΙ. Банки. Вопрос №3. Причины создания и развития Центральных банков. Функции ЦБР. Составной частью рынка ссудных капиталов является банковская система. Она представляет собой совокупность различных банков. В зависимости от взаимосвязей банков, от характера выполняемых ими функций различают два типа построения
банковской системы: одноуровневую и двухуровневую. Для стран с административно-командным режимом управления характерна одноуровневая банковская система. Ее особенности заключаются в том, что все банки, в том числе центральный, выполняют аналогичные функции по кредитно-расчетному обслуживанию хозяйства. Хотя в системе формально имеется несколько банков, на практике центральный банк берет на себя функции коммерческих банков, выступая единым кредитно-расчетным
и валютным центром. Все остальные банки выполняют свои операции в соответствии с директивами центрального банка. В странах с рыночной экономикой действует двухуровневая банковская система, для которой характерно строгое разделение функций центрального и коммерческих банков. Двухуровневая система состоит из трех элементов: центрального банка (ось банковской системы); коммерческих банков (основа банковской системы); учреждений банковской инфраструктуры, обеспечивающей информационное,
методическое, научное и кадровое обеспечение банковской деятельности. Возникновение центральных банков в одних странах исторически связано с централизацией банкнотной эмиссии в руках немногих, наиболее надежных коммерческих банков, пользовавшихся всеобщим доверием, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Такие банки стали называть эмиссионными. Государство, издавая соответствующие законы, активно способствовало
этому процессу, так как выпускавшиеся для выдачи ссуд многочисленными мелкими банками банкноты лишались способности к обращению в случае банкротства эмитентов. В других странах центральные банки были созданы государством. В конце ХΙХ – начале ХХ в. в большинстве стран эмиссия всех банкнот была сосредоточена в одном банке, который стал называться центральным эмиссионным банком, а на современном этапе – просто центральным
банком. Это название отражает роль банка в кредитной системе страны. Центральный банк служит как бы осью, центром кредитной системы. Формы организации центральных банков. С точки зрения собственности на капитал центральные банки бывают государственные, капитал которых принадлежит государству (Великобритания, ФРГ, Франция, Россия); акционерные (США, Италия); смешанные – акционерные общества, часть капитала
которых принадлежит государству (Япония, Бельгия). Некоторые центральные банки были сразу образованы в качестве государственных (в Германии, России); другие создавались как акционерные, а затем национализировались (в Великобритании, Франции). Но независимо от того, принадлежит ли капитал центрального банка государству, исторически между банком и правительством сложились тесные связи, которые особенно усилились на современном
этапе. Правительство заинтересовано в надежности центрального банка в силу особой роли последнего в кредитной системе страны, в проведении его экономической политики. Однако тесные связи центрального банка с государством не означают, что последнее может безразлично влиять на его политику. Центральный банк независимо от принадлежности его капитала является юридически самостоятельным: его имущество обособлено от имущества государства, центральный банк распоряжается им
как собственник. Степень независимости центрального банка от исполнительной власти в разных странах различна. Большей самостоятельностью пользуются банки, по закону подотчетные парламенту (в США, Германии, России и т.д.), меньшей – подотчетные министерству финансов. Таких банков большинство. Существенная степень независимости центрального банка является необходимым условием эффективности его деятельности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями
правительства, озабоченного, например, приближением очередных выборов. Это особенно важно в плане ограничения возможностей правительства использовать ресурсы центрального банка для покрытия бюджетного дефицита. В то же время независимость центрального банка от правительства носит относительный характер в том смысле, что экономическая политика не может быть успешной без четкого согласования и тесной увязки ее основных элементов: денежно-кредитной и финансовой политики.
В долгосрочном плане политика центрального банка прямо определяется приоритетами макроэкономического курса правительства. В конечном счете любой центральный банк в той или иной степени сочетает черты банка и государственного органа. Функции центрального банка. Традиционно центральный банк выполняет пять основных функций: 1)денежно-кредитного регулирования; 2)функцию монопольной эмиссии банкнот;
3)банка банков; 4)банкира правительства; 5)внешнеэкономическую функцию. Денежно-кредитное регулирование или проведение денежно-кредитной политики. Регулирование экономики путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения – составной элемент экономической политики правительства, главными целями которой являются достижение стабильного экономического роста, низкого уровня безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса.
Общее состояние экономики во многом зависит от состояния денежно-кредитной сферы. По числу институтов, объему кредитных ресурсов и операций базу всей денежной системы составляют коммерческие банки и другие кредитные учреждения. Достаточно отметить что, от 75 до 90% всей денежной массы в большинстве стран составляют банковские депозиты и лишь 25 – 10% - банкноты центрального банка. Поэтому государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае,
если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков. Для воздействия на денежно-кредитную сферу центральный банк использует, прежде всего, способность коммерческих банков увеличивать или уменьшать депозиты, а следовательно, денежную массу. Однако это не означает, что он может непосредственно определять объем депозитной эмиссии и кредитных операций банков. Центральный банк воздействует на динамику банковских ссуд и депозитов через систему
обязательных резервов. Регулируя резервную позицию банков, он может вызвать цепную реакцию сокращения или увеличения кредитов и соответственно депозитов. Суть в том, что имеется определенная взаимосвязь между размером резервов, которые банки обязаны хранить на счете в центральном банке, и кредитными операциями банков. Увеличение банковских ссуд ведет к росту депозитов и, следовательно, вызывает необходимость увеличения
обязательных резервов; уменьшение ссуд приводит к противоположному результату. Если банк не имеет возможности поддержать требуемое соотношение между обязательными резервами и депозитами, он вынужден отказаться от выдачи новых кредитов или продать ценные бумаги. Если же у банков возникают избыточные («свободные») резервы, то банки могут предоставить новые ссуды и создать депозиты. Указанная зависимость получила название эффекта кредитно-депозитной мультипликации.
Он означает расширение депозитов путем многократного увеличения любых новых резервов, получаемых банковской системой в целом. Данный эффект срабатывает несмотря на то, что каждый отдельный банк не может расширить депозиты в количестве, превышающем его избыточные резервы. Желание банков иметь излишние резервы зависит, во-первых, от наличия спроса на банковские ссуды и, во-вторых, от уровня процента, который они могут получить по своим кредитам.
В условиях, когда предоставление банковских ссуд слишком рискованно, а надежные государственные краткосрочные обязательства приносят очень маленький доход, расширение банковских ресурсов в результате денежно-кредитной политики центрального банка, вероятно, просто привело бы к образованию или увеличению излишних резервов. Указанные обстоятельства существенно ограничивают возможности центрального банка воздействовать на состояние рынка ссудных капиталов и денежное обращение.
Методы денежно-кредитной политики центрального банка разнообразны. Наиболее широко используются: изменение процентных ставок, по которым центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам; изменение норм обязательных резервов банков; операции на открытом рынке, т.е. операции по купле-продаже государственных облигаций, векселей и других ценных бумаг; политика валютной интервенции, т.е. покупка-продажа иностранной валюты на национальную.
Указанные методы денежно-кредитного регулирования можно назвать общими, так как они влияют на операции всех коммерческих банков и на рынок ссудных капиталов в целом. Кроме того, могут применяться также выборочные (селективные) методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита (например, потребительского) или кредитование различных отраслей (жилищного строительства, экспортной торговли). К выборочным методам относятся: прямое ограничение размеров банковских кредитов
для отдельных банков или ссуд (так называемые кредитные потолки); регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов, в частности установление размеров маржи, т.е. разницы между суммой обеспечения и размером выданной ссуды, разницы между ставками по депозитам и ставками по кредитам. Традиционным методом регулирования является изменение процентных ставок центрального банка. Повышение официальной ставки уменьшает возможности коммерческих банков в получении кредита для пополнения
своих резервов, что в свою очередь приводит к сокращению их ссуд, а значит, денежной массы, и увеличению рыночных процентных ставок. Повышая ставки, центральный банк проводит политику ограничения кредита, т.е. кредитной рестрикции. Повышение процентных ставок отражается также на состоянии платежного баланса и уровне валютного курса, поскольку приводит к привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала. В итоге активизируется платежный баланс, увеличивается предложение иностранной валюты, а значит, снижается
курс иностранной и повышается курс национальной валюты. Снижение ставки центрального банка является методом политики расширения кредита – кредитной экспансии. Изменение официальных ставок играет роль сигнала для всего рынка ссудных капиталов: повышение ставок означает начало проведения политики кредитной рестрикции, снижение – кредитной экспансии. Существенное воздействие на ресурсы коммерческих банков и, следовательно, на их возможности предоставлять
ссуды оказывает изменение норм обязательных резервов. Повышение нормы обязательных банковских резервов (политика кредитной рестрикции) означает, что большая часть банковских средств «заморожена» на счетах центрального банка и на может использоваться коммерческими банками для выдачи кредитов. В результате сокращаются банковские ссуды и денежная масса в обращении, повышается курс национальной валюты, а также проценты по ссудам.
Снижение норм банковских резервов (политика кредитной экспансии) увеличивает возможности расширения банковских кредитов и денежной массы, что ведет к снижению курса национальной валюты и уровня рыночного процента. В странах с развитым рынком ценных бумаг наиболее распространенным методом денежно-кредитного регулирования являются операции на открытом рынке (ООР). Во-первых, эти операции влияют на деятельность коммерческих банков через объем их ресурсов.
Если центральный банк продает ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки их покупают (политика кредитной рестрикции), то остатки средств на корреспондентских счетах, отрытых этими банками в центральном банке, уменьшаются на сумму купленных бумаг. Соответственно уменьшаются их возможности по предоставлению ссуд своим клиентам. Это приводит к сокращению денежной массы в обращении, повышению курса национальной валюты и процентных ставок. При покупке ценных бумагу коммерческих банков (политика кредитной экспансии)
центральный банк зачисляет соответствующие суммы на их корсчета, что расширяет возможности банков по выдаче ссуд, увеличивает объем денежной массы, снижает курс национальной валюты и банковские ставки. Во-вторых, ООР могут использоваться для регулирования процентных ставок и курса (цены) государственных ценных бумаг. Для регулирования краткосрочных процентных ставок традиционно применяются операции центрального банка с долгосрочными государственными обязательствами.
Покупка таких обязательств центральным банком вызывает повышение их курса (в результате расширения спроса на них). Рост цену облигаций означает снижение их фактической доходности, которая определяется отношением суммы купонного дохода по облигации к ее рыночному курсу. Уменьшение фактической доходности долгосрочных облигаций приводит к снижению долгосрочных процентных ставок на рынке. Продажа облигаций центральным банком на открытом рынке вызывает падение их курса и
повышение доходности облигаций, а следовательно, и долгосрочных процентных ставок. Важным методом денежно-кредитной политики является политика валютной интервенции. Поддержание стабильности курса национальной валюты имеет большое значение для обеспечения стабильности цен и денежного обращения. Снижение курса национальной валюты ведет к повышению цен на внутреннем рынке сначала на импортные, а затем и отечественные товары, т.е. к уменьшению покупательной способности национальной
денежной единицы. В условиях постоянного снижения курса национальной валюты цены на товары на внутреннем рынке ориентируются не столько на издержки производства, сколько на падение курса национальной валюты. Снижение курса становится фактором инфляции. Рост курса, напротив, имеет антиинфляционный эффект. Валютная интервенция кроме влияния на валютный курс оказывает непосредственное воздействие на денежное обращение. Покупка иностранной валюты приводит к увеличению денежной массы в национальной валюте, а
продажа к ее сокращению. Монопольная эмиссия банкнот. За центральным банком как представителем государства законодательно закреплена эмиссионная монополия только в отношении банкнот, т.е. общенациональных кредитных денег, которые являются общепризнанным окончательным средством погашения долговых обязательств. В некоторых странах центральный банк монопольно осуществляет также эмиссию монет, но обычно их чеканкой занимается министерство финансов (казначейство).
Банкноты составляют незначительную часть денежной массы промышленно развитых стран, однако банкнотная эмиссия по-прежнему необходима для платежей в розничной торговле и обеспечения ликвидности кредитной системы. Следует иметь в виду, что монополия на эмиссию банкнот на современном этапе вовсе не означает ее жесткого контроля или увязки с целями денежно-кредитного регулирования. Главная задача денежно-кредитной политики – регулирование безналичной эмиссии, основным источником
которой являются коммерческие банки. В то же время эмиссионная монополия превратила центральный банк в эмиссионно-кассовый центр банковской системы, поскольку обязательства центрального банка (в форме как банкнот, так и депозитов коммерческих банков0 служат кассовым резервом любого коммерческого банка. Банк банков. Центральный банк не имеет дела непосредственно с предпринимателями и населением. Его главной клиентурой являются коммерческие банки, выступающие как бы посредниками между экономикой
и центральным банком. Последний хранит свободную денежную наличность коммерческих банков, т.е. их кассовые резервы. Исторически эти резервы помещались коммерческими банками в центральный банк в качестве гарантийного фонда для погашения депозитов. В большинстве стран коммерческие банки обязаны хранить часть своих кассовых резервов в центральном банке в соответствии с законом. Такие резервы называются обязательными банковскими резервами.
Центральный банк устанавливает минимальное отношение обязательных резервов к обязательствам банков (норму обязательных резервов). Через корреспондентские счета, открываемые коммерческими банками в центральном банке, последний осуществляет регулирование расчетов между ними. Традиционно центральный банк выполняет функции главного регулирующего органа платежной системы страны, служит расчетным центром банковской системы. Принимая на хранение кассовые резервы коммерческих банков,
центральный банк оказывает им кредитную поддержку. Он является для коммерческих банков кредитором последней инстанции, т.е. кредитором на крайний случай: банки обращаются за поддержкой к центральному банку только в случае отсутствия иной возможности получить кредит. Во многих странах центральные банки осуществляют надзор за деятельностью банков (регистрация, лицензирование) либо монопольно (например, в Австралии,
Великобритании, России), либо совместно с Минфином или другим государственным органом (например, в США). В ряде стран, (например, в Канаде) функция банковского надзора возложена не на центральный банк, а на другой орган. Основные направления банковского надзора: регистрация и лицензирование банковской деятельности; установление экономических нормативов; проверка и анализ финансовой отчетности банков и ревизии на местах. Банкир правительства. Как отмечалось, независимо от принадлежности капитала центральный
банк тесно связан с государством. Центральный банк выступает как его кассир, в нем открыты счета правительства и правительственных ведомств. В большинстве стран центральный банк осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета. Доходы правительства, поступившие от налогов и займов, зачисляются на беспроцентный счет казначейства (министерства финансов) в центральном банке, с которого покрываются все правительственные расходы. Центральный банк кредитует государство, консультирует
Минфин по вопросам размещения и погашения займов, управляет государственным долгом. Под управлением государственным долгом понимаются операции центрального банка по размещению и погашению займов, организации выплат доходов по ним, по проведению конверсии и консолидации. Центральный банк использует различные методы управления государственным долгом: покупает или продает государственные обязательства с целью воздействия на их курсы и доходности, изменяет условия продажи,
различными способами повышает привлекательность государственных обязательств для частных инвесторов. Внешнеэкономическая функция. От имени правительства центральный банк регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем государственных золотовалютных резервов, является органом валютного регулирования и контроля. Он осуществляет регулирование международных расчетов, платежных балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капитала и золота.
Центральный банк, как правило, представляет свою страну в международных и региональных валютно-кредитных организациях. Все функции центрального банка тесно взаимосвязаны. Кредитуя государство и банки, центральный банк одновременно создает кредитные орудия обращения, осуществляя выпуск и погашение правительственных обязательств, воздействует на уровень ссудного процента. Это определяет особое положение, которое занимает центральный банк в банковской системе, и создает
объективные предпосылки для выполнения им своей важнейшей функции – функции денежно-кредитного регулирования. Свои функции центральный банк осуществляет через банковские операции – пассивные и активные. Пассивными называются операции, с помощью которых банковские ресурсы, активными – операции по размещению банковских ресурсов. ΙΙΙ. Кредит. Вопрос № 4. Контокоррентный кредит. В современной российской практике кредитования не выделяются
ссуды под конкретный объект кредитования (в том числе под определенные виды товарно-материальных ценностей и затрат). Поэтому кредиты, предоставляемые на производственные, торговые или посреднические цели, на распределительные или перераспределительные операции, не выделяются. Это, однако, не означает, что такого рода кредиты не предоставляются вовсе. Ссуды на производственные и внепроизводственные предоставлялись ранее и предоставляются в настоящее
время, но классифицируются они не по объему, а по способу выдачи ссуд, а также в зависимости от срока кредитования. Выдача ссуды заемщику может также осуществляться путем открытия контокоррентного счета, т.е. в виде контокоррентного кредита, который предоставляется посредством открытия контокоррентного счета, откуда оплачиваются предъявленные клиенту требования при отсутствии на счете его собственных средств. Таким образом, контокоррентный кредит позволяет проводить денежные операции не только в пределах
свободного остатка средств, но и за счет ссудных средств. Контокоррент – это единый активно-пассивный счет. С него производятся практически все платежи (по дебету), включая оплату расчетных документов за различные виды товарно-материальных ценностей и услуг, чеков на заработную плату, поручений по платежам в бюджет и др. в кредит счета зачисляется вся причитающаяся предприятию выручка от реализации продукции и оказанных
услуг. В кредит также поступают другие платежи, включая погашение задолженности по товарным и нетоварным операциям, пени, штрафы, неустойки, возврат излишне перечисленных сумм в бюджет и др. поскольку весь платежный оборот концентрируется на контокорренте, расчетный счет заемщика закрывается. Поскольку контокоррентный счет представляет собой единый счет клиента в банке для осуществления кредитно-расчетного обслуживания, по которому проводятся вес операции с клиентом, то в обязанности банка входит
контроль за использованием ссудных средств без превышения лимита кредитования. Эта задача осложняется тем, что на контокоррентном счете отражаются все обороты по поступлению и списанию собственных и заемных средств клиента (рис. 2). Контокоррентный счет Дебет Кредит В пределах остатка собственных средств на счете и в сумме лимита кредитования оплата товаров и услуг оплата налогов штрафы, пени, неустойки уплаченные оплата процентов прочие списания поступление
товарной выручки погашение дебиторской задолженности средства в оплату уставного капитала средства от реализации имущества предприятия штрафы, пени, неустойки полученные прочие поступления Рис. 2. Схема действия контокоррентного счета. Сальдо на контокорренте может быть дебетовым и кредитовым. Дебетовое сальдо свидетельствует о том, что у заемщика временно отсутствуют собственные денежные средства для осуществления текущих платежей и ему выдан кредит.
Кредитовое сальдо, напротив, показывает. Что поступление собственных денежных средств превышает потребность в текущих платежах, клиент не нуждается в кредите и, по существу прокредитовал банк. Кредитовое сальдо дает основание для уплаты процентов в пользу клиента. Плата за данное сальдо практически соответствует размеру процентов по счетам до востребования. Пределом оплаты обязательств клиента по контокорренту, как уже отмечалось, является кредитная линия.
В каждом отдельном случае режим ее превышения может различным. Каждый банк самостоятельно регулирует свои взаимоотношения с клиентом, дифференцирует кредитные отношения в зависимости от кредитоспособности заемщика, платежного опыта работы с ним, степени доверия, качества форм обеспечения возвратности кредита, объема превышения кредитной линии. В отношении клиента первого класса кредитоспособности при отсутствии у него в прошлом систематической
потребности в сверхплановом кредите банк может ограничиться наблюдением за кредитной линией. Последняя превращается в своеобразную контрольную цифру, которую можно превышать. Возможен и второй вариант, когда банк также жестко не ограничивает платежи за счет кредита, допускает превышение кредитной линии, но до определенного уровня. Чаще всего допускается 10%-ное превышение кредитной линии, хотя следует принимать во внимание и индивидуальный
уровень, учитывающий специфику колебаний потребности в оборотных средствах. Если банк не уверен в сохранении высокого уровня кредитоспособности заемщика, то может быть использована схема кредитования, при которой погашение долга производится на основании векселей до востребования, дающих право банку в любое время ограничить право клиента на получение кредита. Контокоррентные отношения между клиентом и банком являются сугубо добровольными, т.е. они не могут
быть навязаны извне по какой-либо указке, распоряжению, а также по настоянию одной из сторон этих отношений. Использование заемщиком контокоррентного кредита не исключает оформления им в банке других кредитов, если ожидается временное увеличение потребности в заемных средствах, превышающее запланированный размер дебетового сальдо по контокорренту. Кредитование по контокорренту является достаточно рискованной формой кредитования. В условиях экономического кризиса его объемы резко сокращаются, большинство банков отказывается
от этой формы, предпочитая разовые выдачи кредитов. В условиях экономической нестабильности контокоррент используется только первоклассными клиентами, имеющими высокую степень доверия. Плата за пользование кредитом по контокорренту в силу более высокого долгового риска несколько выше, чем по другим краткосрочным кредитам. Ссудный процент устанавливается индивидуально для каждого заемщика и является договорным.
Объектом банковского контроля в процессе кредитования в целом является соблюдение условий кредитного договора. Здесь важно учитывать ряд положений. 1. Прежде всего особое внимание банк обращает на состояние кредитоспособности заемщика. Как уже отмечалось, данная форма кредитования вводится главным образом для клиентов первого класса кредитоспособности. Если заемщик ухудшил свои показатели ликвидности, не улучшил предусмотренную договором обеспеченность собственными средствами и др то банк может применить
схему кредитования – снять его с кредитования по контокорренту, в дальнейшем производить оплату расчетных документов только в пределах поступившей выручки от реализации продукции и оказания услуг. 2. Объектом контроля являются также другие показатели клиента. Ежеквартально банк рассматривает баланс оборотных средств, сравнивает его с плановыми данными, при необходимости корректирует размер кредитной линии.
Поскольку кредитная линия планируется на год с поквартальной разбивкой, то ее фактическая величина под влиянием ряда факторов производства и обращения может существенно отличаться от прогнозируемой суммы. Своевременная корректировка кредитной линии дает возможность избежать искажений и ошибок при оценке кредитных взаимоотношений банка с заемщиком. На основании анализа отчетности банк имеет возможность проверить и другие условия кредитного договора. Например, в качестве условий кредитования по контокорренту
может стать обязательство клиента снизить отвлечение своих средств дебиторскую задолженность, другие активы. Если эти отдельные условия кредитного договора не выполняются, банк увеличивает плату за пользование контокоррентным кредитом. 3. Важным является также оперативный контроль за состоянием задолженности по ссуде, ее отклонением от установленной кредитной линии. Режим кредитования по контокорренту, как правило, меняется, если заемщик превышает кредитную линию
более чем на 10%. В этом случае банк устанавливает твердый предел превышения кредитной линии, а также вводит штрафную надбавку к договорной процентной ставке. Недоиспользование кредитной линии также является нарушением кредитного договора. Для банка это означает, что он не размещает собранные им в основном на платной основе свободные денежные средства. В порядке компенсации за упущенную выгоду от сокращения кредитных операций банк взыскивает
с заемщика соответствующую комиссию. Ее размер зависит от величины и длительности недоиспользования кредитной линии и обязательно фиксируется в кредитном договоре. Правильное течение контокоррентных отношений характеризуется особым договором между банком и клиентом, который содержит ряд оговорок, освобождающий банк как лицо, наиболее рискующее при такой форме кредита, от невыгодных правовых последствий ответственности.
Существенным пунктом в договоре является не обусловленное никаким сроком право банка на закрытие этого счета. В кредитном договоре может фиксироваться и размер штрафа, выплачиваемого клиенту в случае, если банк из-за отсутствия у него ресурсов не выполнит своих обязательств по выдаче ссуды в пределах кредитной линии. В современных российских условиях выдача по контокорренту приостановлена, так как по действующим нормативным положениям вся выручка, причитающаяся предприятию, должна концентрироваться на его расчетном
счете. Список литературы. 1. Банковское дело: учебник. Под ред. О. И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 672 с. 2. Банковское дело: Учебник. Под ред. Колесникова В. И Кроливецкой Л. П. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 464 с. 3. Банковское дело: Учебник. Под ред.
Коробовой Г. Г. – М.: Юристъ, 2002. – 751 с. 4. Жуков Е.Ф Л. М. Максимова и др. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 600 с. 5. Колпакова Г. М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. Пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 496 с. 6. Общая теория денег и кредита:
Учебник для вузов. Под ред. Е. Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001. – 423с.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |