Реферат по предмету "История"


Князь Михаил Черниговский и боярин его Федор

Князь
Михаил Черниговский и боярин его Федор

Карпов А. Ю.

Церковь празднует память святых мучеников Михаила и Федора
20 сентября (3 октября), в день их гибели, и 14 (27) февраля, в день перенесения
мощей из Чернигова в Москву.

Черниговский князь Михаил Всеволодович, казненный вместе
со своим боярином Федором в Орде по приказу хана Батыя за отказ исполнять языческие
обряды, стал одним из самых почитаемых русских святых. Его подвиг олицетворял несломленность
Руси, давал русским людям надежду на избавление от постыдного рабства. А между тем,
предшествующая жизнь Михаила, казалось, ничуть не готовила его к этому великому
испытанию. До своей роковой поездки в Орду (1246 год) Михаил представлял собой пример
типичного южнорусского князя, активного участника непрекращающихся междоусобных
войн, потрясавших Русскую землю.

Родился Михаил предположительно в 1179 году, около 6 августа
(в этот день от тяжелых родов умерла его мать, княгиня Мария Казимировна). Он был
сыном князя Всеволода Святославича Чермного, из рода черниговских князей, одного
из самых деятельных и воинственных князей того времени. В 1223 году, после гибели
своего дяди, князя Мстислава Святославича, в знаменитой битве на Калке (в которой
русским впервые пришлось сразиться с монголо-татарами), Михаил занял черниговский
престол. Кроме того, он княжил в разное время в Переяславле Южном, Новгороде, Киеве,
Галиче; почти беспрерывно воевал, часто менял союзников. Долгие годы Михаил боролся
за княжение в Новгороде с князем Ярославом Всеволодовичем, отцом Александра Невского.
Он дважды занимал город (в 1224/25 и 1229 годах), но оба раза вынужден был покидать
его. В 1229 году Михаил оставил в Новгороде на княжение своего малолетнего сына
Ростислава. Но в конце следующего, 1230 года бояре, сторонники Ярослава Всеволодовича,
изгнали Ростислава из города. Вражда между Михаилом и Ярославом продолжалась в течение
почти всей их жизни, иногда принимая формы открытой войны. В 1228 году, вместе с
киевским князем Владимиром Рюриковичем, Михаил воевал с Даниилом Галицким — несмотря
на то, что последний приходился ему шурином (Михаил был женат на сестре Даниила);
эта война закончилась неудачно для союзников. В 1235 году, в союзе со своим двоюродным
братом Изяславом Владимировичем, Михаил начал войну против своего недавнего союзника
Владимира Рюриковича и Даниила Галицкого. На некоторое время Михаил занял Галич,
а в 1236 году — и Киев, в котором черниговский князь оставался до конца 1239 года.

Даже страшное нашествие татар не остановило усобицы и раздоры
южнорусских князей. В конце 1239 года татарские отряды впервые появились у стен
Киева. Татары вступили в переговоры с князем Михаилом, но тот не только отказался
от всяких переговоров, но и бежал из Киева в Венгрию, где уже находился его сын
Ростислав. (Поздние летописи рассказывают, что по приказу Михаила были убиты татарские
послы — и это кажется вполне правдоподобным.) Киев перешел сначала к смоленскому
князю Ростиславу, а затем к Даниилу Галицкому, который посадил в городе своего воеводу
Дмитра (будущего героя трагической киевской обороны). Бегством Михаила воспользовался
и его старый недруг Ярослав Всеволодович. Он захватил в городе Каменце жену и бояр
князя. Впрочем, жену Михаила Ярослав вскоре отпустил к ее брату, князю Даниилу Галицкому.

Не найдя приюта в Венгрии, Михаил и Ростислав вскоре уехали
в Польшу, но не задержались и там. Михаил направляет послов к своему шурину и недавнему
врагу Даниилу в Галич с просьбой предоставить убежище. Даниил принял изгнанников.
Однако зимой 1240 года началось вторжение в южную Русь полчищ Батыя. В декабре пал
Киев, и татары устремились в Галицкую землю. Михаил вновь бежал в Польшу, оттуда
— в Силезию, где был ограблен немцами. В 1241 году Михаил с сыном возвратился в
Киев, на пепелище. Он не захотел останавливаться в разрушенном городе и устроился
недалеко от Киева, на острове. Ростислав же уехал княжить в разоренный Чернигов
и в ом же году напал на владения Даниила Галицкого, ответив неблагодарностью на
недавнее гостеприимство. В 1245 году Ростислав женился на дочери венгерского короля
Белы IV. Узнав об исполнении своей давней мечты, Михаил поспешил в Венгрию. Однако
ни сват, ни сын не оказали ему достойного приема. Обиженный Михаил вернулся на Русь,
в родной Чернигов.

Таковы обстоятельства, предшествовавшие поездке Михаила
в Орду. О том, что произошло дальше, рассказывает "Сказание об убиении в Орде
князя Михаила и боярина его Федора" — Житие святых мучеников за веру, первые
редакции которого появились уже в первые десятилетия после смерти святых. Сохранился
также рассказ францисканского монаха итальянца Плано Карпини, побывавшего в ставке
Батыя вскоре после гибели русского князя и сообщившего некоторые подробности о случившейся
трагедии.

Хан Батый требовал от русских князей являться к нему с
поклоном и получать из его рук особую грамоту (ярлык) на владение тем или иным городом.
"Не подобает вам жить на земле Батыевой, не поклонившись ему", — передают
летописи слова татар, обращенные, в частности, к князю Михаилу. По обычаю, принятому
у татар, когда князья русские являлись к Батыю, их сначала проводили между огнями.
для очищения, и требовали, чтобы пришедшие поклонились "кусту, и огню, и идолам
их". Также и часть даров, которые князья приносили с собой, сначала бросали
в огонь. Только после этого князей вели к хану. Многие князья с боярами проходили
сквозь огонь, надеясь получить из рук Батыя города, в которых они княжили. И хан
давал им тот город, о котором они просили.

И вот пришло время и князю Михаилу отправиться в Орду.
Перед поездкой он пришел к своему духовнику. И так сказал князю его духовный отец:
"Если хочешь ехать, княже, не уподобляйся другим князьям: не проходи сквозь
огни, не поклоняйся ни кусту, ни идолам их, ни пищи от них не принимай, ни питья
их в уста не бери, но исповедуй веру христианскую, ибо не подобает христианам поклоняться
твари, но только единому Господу нашему Иисусу Христу". И князь Михаил обещал
ему исполнить все это, ибо, сказал, "я и сам хочу пролить кровь свою за Христа
и за веру христианскую". И боярин его Федор, который всегда был при князе в
советниках, также пообещал. На том духовный отец благословил их.

В 1246 году князь Михаил с боярином Федором приехали в
ставку Батыя. Вместе с князем был и его внук, юный ростовский князь Борис Василькович
(сын его дочери Марии). Когда Батыю доложили, что прибыл к нему русский князь, рассказывает
Сказание, хан повелел своим жрецам сотворить все по обычаю их. Жрецы привели князя
и боярина к огням и повелели им пройти сквозь они и поклониться идолам. Однако князь
решительно отказался сделать это. (По рассказу Плано Карпини, Михаил все же прошел
сквозь огни, но когда от него потребовали поклониться "на полдень (то есть
на юг) Чингисхану", отвечал, что скорее примет смерть, чем поклонится изображению
мертвого человека.) Об отказе русского князя выполнить требование татар доложили
Батыю, и тот пришел в великий гнев. Хан послал к Михаилу знатного татарина Елдегу
с такими словами: "Почто не исполняешь моего повеления, богам моим не кланяешься?
Теперь сам выбирай: жизнь или смерть. Если исполнишь повеление мое, то жив будешь
и княжение получишь. Если же не поклонишься кусту, солнцу и идолам, то злою смертью
умрешь" Михаил же отвечал на это: "Тебе, царю, кланяюсь, ибо поставлен
ты на царство свое от Бога. А тому, чему велишь мне, не стану кланяться!" И
когда он произнес эти слова, сказал ему Елдега: "Знай, Михаил, что ты уже мертв".


Внук святого Михаила князь Борис стал говорить своему деду
с плачем: "Господин, поклонись, сотвори волю цареву". И все бояре Борисовы,
бывшие с ним, начали уговаривать князя: "Все за тебя епитимью (то есть церковное
наказание) примем, и со всею областью нашей, только исполни повеление царя!"
Михаил же отвечал им: "Не хочу только по имени называться христианином, а поступать
по-язычески". Боярин же его Федор, опасаясь, как бы не поддался князь на уговоры,
напомнил ему наставления духовного отца их, а также вспомнил и евангельские слова:
"Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради
Меня, тот обретет ее" (Мф. 16, 25). И так отказался Михаил выполнять ханскую
волю. Елдега же поехал рассказать о том хану.

На том месте находилось множество людей, как христиан,
так и язычников, и все они слышали, что отвечал князь посланцу хана. Князь же Михаил
и боярин Федор начали сами отпевать себя, а затем причастились Святых Таин, которые
передал им духовник их перед поездкой в Орду. В это время сказали Михаилу:
"Княже, вот уже идут убивать вас. Поклонитесь и живыми останетесь!" И
отвечали князь Михаил и боярин его Федор, словно едиными устами: "Не станем
кланяться, не слушаем вас, не хотим славы мира сего". Окаянные же убийцы соскочили
с коней, и схватили святого князя Михаила, и растянули его за руки и за ноги, и
стали бить кулаками против сердца, а затем бросили наземь и стали избивать ногами.
Один же из убийц, бывший прежде христианином, а затем отвергшийся христианской веры,
по имени Доман, родом из черниговской области, вынул нож и отрезал голову святому
князю и бросил ее прочь. А потом обратились убийцы к боярину Федору: "Поклонись
богам нашим, и жив останешься, и примешь княжение князя твоего". Федор же предпочел
принять смерть, подобно своему князю. И тогда начали его мучить так же, как мучили
прежде князя Михаила, а затем отрезали его честную главу. Случилось же это злое
убийство 23 сентября. Тела обоих мучеников были брошены на съедение псам, и только
спустя несколько дней христианам удалось укрыть их.

Так рассказывает "Сказание об убиении в Орде князя
Михаила и боярина его Федора", и рассказ этот подтверждает Плано Карпини, побывавший
в Орде, как мы уже сказали, вскоре после их гибели.

Тела святых мучеников Михаила и Федора перевезли на Русь:
сначала во Владимир, а затем в Чернигов. Уже вскоре после смерти их стали почитать
как святых. Церковное празднование мученикам сначала установилось в Ростове, где
жила дочь князя Михаила княгиня Марья. Ею был возведен и первый храм во имя святого
Михаила Черниговского. В XVI веке, при царе Иване Грозном, мощи святых были перенесены
в Москву и положены в церкви во имя Черниговских чудотворцев, которая находилась
в Кремле, близ Тайницких ворот. Затем, по повелению императрицы Екатерины Великой,
мощи были перенесены в Архангельский собор, где пребывают и поныне.
Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы
с сайта http://www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Улучшение финансового состояния предприятия
Реферат Удосконалення податкової системи України - потужний фактор зменшення обсягів тіньової економіки
Реферат Национально-государственное устройство и особенности политической системы СССР
Реферат Товарна біржа Ринок цінних паперів
Реферат Технический анализ на рынке ценных бумаг 2
Реферат Технология производства черной меди на ОАО "Среднеуральский медеплавильный завод"
Реферат Транспортный налог 2
Реферат Смыслотехники самоподдержки: сценарии и программы тренингов
Реферат Организация мастерской по капитальному ремонту пылесосов
Реферат Формирование осознанно-правильного отношения дошкольников к природе посредством инновационных фо
Реферат Теории местного самоуправления
Реферат Аренда и лизинг как формы хозяйствования и лучшего использования капитала 2
Реферат Управление финансами предприятия 3
Реферат Управління фінансовими ресурсами підприємства
Реферат Искусство в жизни общества. Искусство и массовая культура