Рынок: сущность, условия, структура, типы Рынок – место, где происходит купля-продажа товаров по свободно складывающимся ценам. Сущность рынка находит свое выражение в его экономических и социальных функциях. Мировой и национальный опыт показывает, что рынок оказывает громадное влияние на все стороны жизни общества. Классификация рынков: 1) По объектам приложения различают: рынок товаров, рынок услуг, строительный рынок, рынок технологий, информационный рынок, кредитный рынок, фондовый рынок, рынок рабочей силы.
2) В пространственном отношении различают: локальный, региональный, национальный, региональный по группе интегрированных стран, мировой рынки. 3) По механизму функционирования различают: свободный, монополизированный, государственно – регулируемый и планово – регулируемый рынки. 4) По уровню насыщенности различают: равновесный ( по объему и структуре), дефицитный и избыточный. Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный
вес в общем объеме рынка. Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков. Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и системы рынка: 1) по объектам: Рынок товаров и услуг (потребительский рынок). Это товарные биржи, множество других форм оптовой и розничной торговли, маркетинга и маркетинговых организаций и т. д. Рынок жилья до недавнего времени в нашей стране существовал в виде купли-продажи
частных домов, дач и других владений подобного рода, а также кооперативных квартир, которые могли быть проданы и куплены Рынок факторов производства. Объектами купли-продажи на этом рынке являются земля, рабочая сила. Соответственно, можно различать и сегменты этого рынка: рынок земли, рынок труда, рывок капиталов. Другой особенностью рынка средств производства является его высокая неоднородность и исключительное разнообразие товаров. Рынок инвестиций представляет собой одну из разновидностей денежного рынка, в
котором объектом рыночных отношений являются капиталовложения. Финансовый рынок — это, рынок, где покупаются и продаются финансовые средства: деньги, облигации, акции, векселя в другие ценные бумаги. Рынок инноваций, т.е. нововведений, изобретений, рационализаторских предложений. Рынок информационных продуктов — это особый рынок, предметом купли-продажи здесь являются книги, газеты, картины, различного вида реклама и великое множество других предметов и видов деятельности,
несущих людям необходимую информацию. Рынок лицензий — это часть рынка инноваций. Объектом купли и продажи здесь служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний, использование товарных знаков и т.д. Это торговля технологией. 2) по субъектам: На рынке покупателей предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и оказывает предпочтение тому
или иному товару. Здесь есть конкуренция производителей и торговцев, что характерно для современных развитых национальных и международных рынков. Рынок продавца характеризует значительное превышение спроса над предложением. Здесь главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание. Рынок государственных учреждений включает совокупность актов купли-продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары,
необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти. Рынок промежуточных продавцов выражает совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя. 3) по географическому положению: • местный (локальный) рынок; • региональный рынок; • национальный рынок; • мировой рынок. 4) по уровню насыщения: • равновесный рынок; • дефицитный рынок; • избыточный
рынок. 5)по степени зрелости: • неразвитый рынок; • развитый рынок; • формирующийся рынок. 6) по степени ограниченности конкуренции: • свободный рынок; • монополистический рынок; • олигополистический рынок; • смешанный рынок. 7) по соответствию действующему законодательству: • легальный рынок; • нелегальный («черный» и «серый») рынок. 8) по отраслям: • автомобильный рынок; • компьютерный рынок и т.д. 9) по характеру продаж: • оптовый рынок; • розничный рынок.
10) с учетом ассортимента товаров: • замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя; • насыщенный рынок, на котором множество сходных товаров многих производителей; • рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей; • смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой. ТИПЫ РЫНКА История развития рынка позволяет выделить следующие типы
рынка: неразвитый, свободный, регулируемыми деформированный. Неразвитый рынок характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаше всего товарный (бартерный) характер. Свободный (классический) рынок функционирует на основе саморегулирующегося механизма, обращен к человеку, через цены на основе спроса создает ориентиры для капиталовложений в производство. Свободный рынок — это механизм заведомо бездефицитного рынка
Регулируемый рынок — это результат цивилизации и гуманизации общества, когда государство стремится как-то смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но не настолько, чтобы свести на нет мотивацию к творческому, инициативному труду и риску в хозяйственной деятельности. Макроэкономическая нестабильность: сущность и фазы экономического цикла, причины и последствия Экономическая история последних двух столетий дает нам великое множество примеров макроэкономической
нестабильности. За периодами успешного промышленного развития и всеобщего экономического процветания всегда наступали периоды спадов, сопровождающиеся падением объемов производства и безработицы. Экономический цикл (деловой цикл) – это периодические колебания уровня деловой активности, представленного реальным ВВП. Само слово цикл подразумевает возвращение экономической системы к одному и тому же положению, то есть экономический цикл – это повторяющееся через определенные промежутки времени состояние экономики,
характеризуемое одними и теми же макроэкономическими параметрами. В теории экономического цикла принято выделять цикл и тренд. Линия тренда строится таким образом, что сглаживаются колебания реального ВВП на долгосрочном отрезке времени. Сглаживание краткосрочных колебаний не означает, что в результате тренд будет представлять собой прямую линию. Но в любом случае ее «волнообразность» будет значительно
меньше, нежели кривой, отражающей краткосрочные, т. е. собственно циклические колебания выпуска. Экономисты в поисках причин макроэкономической нестабильности обратили свой взор внутрь экономических процессов. Они считают, что причины колебаний надо искать внутри самой экономики, исследуя эндогенные факторы. Среди них особое место отводилось определенным периодам обновления основных производственных фондов, закономерностям , определяющим функционирование кредитно – денежной системы, колебаниям предложения
труда и заработной платы, непредсказуемому поведению фондовых рынков и инвестиционным процессам. Теории, объяснявшие циклические колебания внешними причинами, называют экстернальными теориями. Интернальные теории рассматривают причины возникновения колебаний деловой активности внутри самой экономической системы. Существует несколько теорий экономических циклов: 1)Теории, в центре которых находится действие мультипликатора и акселератора, порождающие цикличность
колебаний ВВП. 2)Теории политического делового цикла, видящие причины макроэкономических колебаний в действиях правительства в области кредитно – денежной и налогово – бюджетной политики. 3)Теории равновесного экономического цикла, согласно которым цикличность объясняется не колебаниями выпуска продукции вокруг тренда потенциального ВВП, а колебаниями самого тренда в краткосрочном периоде. 4)Теория реального делового цикла. Причинами макроэкономических колебаний могут быть шоковые изменения
в технологии производства. Каждая из перечисленных теорий с той или иной степенью достоверности отражает причины экономических колебаний. В экономической теории известно несколько типов экономических циклов, которые называют волнами: - циклы Н.Д. Кондратьева (50-60 лет) – «длинные волны»; - циклы С. Кузнеца (18-25 лет); - циклы К. Жугляра (10 лет); - циклы Дж. Китчина (2 года 4 месяца). Нет единства и по вопросу о продолжительности экономического цикла.
Чаще ученые рассматривали период экономического цикла, равный 8 – 10 годам. Подчеркивая своеобразие и неповторимость каждого цикла, выделяют несколько типичных фаз: кризис, депрессия, оживление и подъем. Фаза кризиса стала сопровождаться повышением общего уровня цен. Фаза депрессии стала сокращаться. Фаза оживления так плавно переходит в фазу подъема, что определить границы между ними очень трудно. Равновесие производителя в случае двух продуктов.
Задача производителя состоит в том, чтобы, использовав все бюджетные средства на два переменных фактора, получить наибольший объем продукта, то есть занять максимально отдаленную от начала координат изокванту. Действуя таким же методом, как при определении равновесия потребителя, совместим карту изоквант с изокостой. Та изокванта, по отношению к которой изокоста займет положение касательной, определит наибольший объем производства, при заданных бюджетных возможностях.
Точка касания изокванты изокостой будет точкой наиболее рационального поведения производителя (рис. 1). Любая изокванта, расположенная ближе к началу координат, даст меньший объем выпускаемого продукта (изокванта Q1). Те изокванты, которые расположены выше и правее изокванты Q2, потребуют большего количества факторов, чем может позволить бюджетное ограничение производителя. Следовательно, точка касания изокосты и изокванты - это оптимальная точка, в которой производитель
получает желаемый для себя результат. Рисунок 1 При анализе изокванты выяснили, что ее наклон в какой-либо точке определяется углом наклона касательной, или нормой технологического замещения: MRTSx,y = - y/ x . Изокоста в точке E совпадает с касательной. Наклон изокосты равен угловому коэффициенту -Px/Py . Исходя из этого, можно определить точку равновесия потребителя как равенство соотношений между ценами
на факторы производства и изменением этих факторов. При исследовании данного вопроса необходимо ввести понятие предельного продукта переменного фактора производства, в данном случае это MPx и MPy. Если предположить, что фактор y уменьшается, то для того, чтобы объем производства (Q) остался на прежнем уровне, необходимо увеличить использование фактора x на некую величину. Вспомним, что значение предельного продукта
MP = Q/ x . Обозначим колебания объема производства в результате изменения фактора y - через Qy, а фактора x - через Qx. Тогда значения предельных продуктов выразятся формулами: MPx = Qx/ x; MPy = Qy/ y. Если обе части этих равенств умножить соответственно на x и y, то получим Qx = MPx· x; Qy = MPy· y. Для того, чтобы производитель при уменьшении использования одного из факторов (в нашем случае фактора y) остался бы на прежней изокванте, то есть сохранил объем производства, должно
выполняться равенство: Qy = Qx. Следовательно, можно записать, что MPy· y = MPx· x. Преобразовав это выражение получим, что при постоянном объеме производства отношения предельных продуктов равны обратному отношению изменений факторов производства: MPx/MPy = - y/ x . В таком случае, предельную норму технологического замещения MRTSxy можно выразить следующим образом: MRTSxy = - y/ x =MPx/MPy .
В точке равновесия производителя, когда MRTSxy = - y/ x =Px/Py можно сказать, что отношение предельного продукта фактора x к предельному продукту фактора y будет равно отношению цены фактора x к цене фактора y: MPx/MPy =Px/Py , или MPx/Px =MPy/Py Следовательно, равновесие производителя достигается тогда, когда образуется равенство отношений предельных продуктов факторов к ценам на эти факторы производства. y/ x =Px/Py Равновесие монополии Монополией называется ситуация в отрасли, при которой 1) в отрасли
существует только одна фирма, 2) благо, которое она производит, не имеет близких заменителей, 3) отсутствует возможность появления в отрасли других фирм. Единственная фирма на рынке может выбирать цену блага. Монополист не должен принимать решения в условиях заданной цены (в отличие от фирмы, действующей в условиях конкуренции). Для него задана рыночная кривая спроса на его продукцию, положение которой определяется
не зависящими от него обстоятельствами (предпочтениями и доходами потребителей). Таким образом, монополист выбирает и цену своего продукта, и объем его предложения. Существует несколько возможных причин появления монополии в зависимости, от которых монополии делят условно на естественные и искусственные. Естественной монополией называется ситуация, когда одна большая фирма в отрасли будет производить благо с более низкими средними затратами, чем несколько небольших
фирм. Искусственной монополией называется ситуация, при которой нет причин для естественной монополии, но в отрасли существует всего одна фирма, так как один предприниматель некоторым образом получает контроль над всей отраслью. В любом случае при естественной или искусственной монополии другие фирмы в отрасли появиться не могут, и единственная фирма в отрасли является полным хозяином положения. Так что же будет делать фирма, ставшая хозяином всей отрасли?
Как устанавливается равновесие в условиях монополии? По существу выбор монополиста сводится к выбору точки на кривой спроса на его продукт. Предположим, что на рисунке 3 изображена кривая спроса на продукт монополиста. Рисунок 3 – Кривая спроса Монополист может выбрать точки А, Б, В или любу другую точку на кривой спроса. Точки, лежащие над кривой спроса, ему недоступны.
Почему он не выбирает точки, лежащие под кривой спроса? Конечно, он может выбрать такую точку = например, точку Г = производить количество Q1 и продавать его по цене Р1. Но это будет противоречить его желанию получить максимум прибыли = ведь он может запросто поднять цену до значения Р2 и увеличить свою выручку на величину площади заштрихованного прямоугольника.
Какое бы количество продукта ни решил монополист выставить на рынок, он попытается назначить на него максимально возможную цену. Следовательно, если монополист хочет получить максимальную прибыль, то он должен выбрать одну из точек на кривой спроса. Чтобы определить цену и объем выпуска, которые принесут ему наибольшую прибыль, монополист должен перебрать все точки на кривой спроса, рассчитать прибыль в каждой из них и выбрать точку, в которой прибыль максимальна.
Если монополист начнет понемногу уменьшать выпуск, он обнаружит, что это увеличивает прибыль. Если монополист решит уменьшить выпуск еще немного, то он сможет повысить цену и перейдет в точку В. Он обнаружит, что прибыль его не изменилась. Но если он уменьшит свой выпуск еще и перейдет в точку В, он обнаружит, что прибыль его не изменилась, даже несмотря на повышение цены. А если он еще уменьшит выпуск и перейдет в точку Б, то он обнаружит, что его прибыль уменьшилась.
Таким образом, монополисту невыгодно выходить за пределы отрезка ВГ и следует искать оптимальную точку внутри него. Перебрав все возможные варианты, он обнаружит, что максимальная прибыль достигается в точке M. Любая соседняя точка будет означать уменьшение прибыли. Так как точка М является самой выгодной для монополиста.
Прибыль монополиста в этой точке равна площади заштрихованного прямоугольника. Эффективная заработная плата На рынке каждой профессии устанавливается заработная плата - цена, по которой рабочие продают фирмам свой труд. От чего зависит эта цена труда? При определении заработной платы на любом рынке имеет важное значение следующее обстоятельство. Рабочие выбирают рынок, на котором они продают свою рабочую силу.
Какими соображениями могут они руководствоваться при выборе того или иного рынка? Рабочие учитывают выгоды присутствия на рынке и барьеры для входа на этот рынок. Выгоды от продажи труда на конкретном рынке состоят из двух следующих компонентов: 1) Заработная плата, которую рабочие получают за свой труд и которая представляет собой их доход. Этот доход они могут потратить на приобретение различных благ.
Чем больше денег получит рабочий, тем большее количество благ он сможет приобрести. 2) Полезность (или антиполезность) самого процесса труда для рабочего. Некоторые виды труда могут быть для рабочего приятными и приносить ему полезность помимо заработной платы. Некоторые виды труда могут быть неприятными, и будут приносить антиполезность. Так как рабочие стремятся к наиболее выгодному варианту продажи своего ресурса, они стараются выбрать
рынок, на котором сочетание заработной платы и полезности (денежного и неденежного вознаграждений) для них оптимально. Но чтобы добраться до выгод от продажи труда на любом рынке, рабочему нужно преодолеть барьеры, которые могут препятствовать выходу на рынок. Барьеры для входа на рынок означают затраты, которые рабочий должен осуществить, чтобы выйти на этот рынок в качестве продавца. Этим барьером могут являться образование (чтобы получить какую-либо профессию,
нужно затратить деньги и время на обучение), природные способности (талант) - даже если отдельный человек захочет стать художником, у него может ничего не получиться. Затраты выхода на рынок в последнем случае равны бесконечности. Причины различий в заработной плате: 1) Труд многих разных профессий имеет различную полезность (или антиполезность) для человека. Полезность, получаемая от труда, играет роль дополнительной (неденежной)
заработной платы и уменьшает требования рабочего к обычной (денежной) заработной плате. Гораздо более весомую роль в определении заработной платы играет антиполезность труда многих профессий. Некоторые виды труда связаны с большими затратами физической энергии, психической энергии. 2) Наличие барьеров, с которыми столкнется любой рабочий, желающий выйти на рынок некоторой профессии. Основным барьером здесь является образование. Производственные способности работника любой профессии
различаются также в зависимости от его физических характеристик: пола, возраста. Выбор работника между доходом и досугом Рисунок 4 показывает равновесие в распределении времени между работой и досугом для типичного работника. Предполагается, что работник не имеет никаких трудовых доходов. МА - бюджетная линия (линия бюджетного ограничения) "доход - досуг". Эта линия показывает все комбинации досуга и дохода, которые доступны работнику, когда почасовая заработная
плата составляет w долларов. I - дневной доход, Н - часы досуга в день. Разность (24 - Н) представляет часы работы в день. Под досугом понимается времяпрепровождение, не связанное с работой за плату. Например, если заработная плата - 10 долларов в час и рабочий имеет 16 часов досуга в день, то он, таким образом, работает 8 часов в день и его доход будет: (10 долл.) 8 -
80 долларов. Наклон бюджетной линии "доход-досуг" равен (-w). Человек принимает рыночную цену на свой труд на конкурентном рынке труда как данное извне. Когда рыночная заработная плата равна 10 долларам в час, рабочий получает 10 долларов дохода за каждый час досуга, от которого он отказался ради работы. Количество часов работы зависит от размера заработной платы и предпочтений в отношении дохода и досуга. MRSHI=w, где
MRSHI - предельная норма замещения досуга доходом. Человек, чьи кривые безразличия показаны на рисунке 5, находится в равновесии в точке Е, где бюджетная линия "доход - досуг" касательна к кривой безразличия в этой точке Рисунок 5 – Кривые безразличия Линия МА показывает возможность обмена досуга на доход при рыночной заработной плате. Кривые безразличия указывают на предпочтения человека в отношении дохода и досуга.
Для достижения равновесия человек корректирует распределение времени между работой и досугом до тех пор, пока не будет выполнено условие: MRSHI=w Равновесие достигается в точке Е, где потребляются Н* часов досуга. Человек, таким образом, работает (24 - Н*) часов и зарабатывает I* долларов дохода. Находясь в равновесии, человек, чьи кривые безразличия показаны на графике, имеет Н* часов в день досуга и, таким образом, (24 -
Н*) часов работы. Его доход, таким образом, будет составлять: I = w (24 – H*) Многие работники заняты стандартную сорокачасовую неделю. Однако для работника существуют способы варьировать количество рабочих часов в день или неделю в данном году (или на протяжении жизни). Работник может продать больше своих трудовых услуг, беря работу в сверхурочное время, занимая второе рабочее место или откладывая уход на пенсию.
Работники могут работать на одном или нескольких рабочих местах неполную смену. Они могут зарабатывать меньше из-за долгого отпуска, прогулов, раннего ухода на пенсию и долгих перерывов между устройством на различные работы. Чтобы полностью понять характер индивидуального предложения труда необходимо рассмотреть эффекты изменения дохода и замещения (изменения взаимозаменяемости дохода с досугом) при изменениях заработной платы. Задачи 1. Производственная функция
Р=5*L0,5К, где L – расход труда, К - расход капитала. Найдите предельный продукт капитала, если расход труда равен 4, расход капитала 7. Р=5*L0,5К Р= 5*40,5*7=70. 2. На основе приведенных данных рассчитайте величину среднего продукта труда в денежном выражении: Число рабочих, чел. Объем выпуска, ед. Цена единицы продукции, руб. Средний продукт в денежном выражении 1 10 3000 3000 2 25 3000 37500 3 34 3000 34000 4 40 3000 30000 5 44 3000 26400
АРL= (Q/L)*3000 АРL1= (10/1)*3000=3000 АРL2=(25/2)*3000=37500 АРL3=(34/3)*3000=34000 АРL4=(40/4)*3000=30000 АРL5=(44/5)*3000=26400 3. Функция полезности U=xy. Найдите предельную норму замещения для набора (2,5). U=2*5=10 MRS = Δy/Δx Δy = 10 – 5 = 5 Δx = 2 – 1 = 1 MRS = 5/1 = 5 - предельная норма замещения для набора (2,5).
4) На рынке труда – монопсония. Функция предложения труда L=4w-16, где L – число занятых рабочих, w – заработная плата; а) найдите формулу предельных издержек фирмы на труд. б) вычислите прирост издержек фирмы при найме 80 – го рабочего. Предельные издержки при монопсонии – это заработная плата МС=w. L = 4w – 16, а) МС = w = (L+16)/4 – формула предельных издержек фирмы на труд б)
МС(79) = (79 + 16)/4 = 23,75 МС(80) = (80 + 16)/4 = 24 ∆ МС = 24 – 23,75 = 0,25. 5)В таблице заданы значения цены спроса для первых пяти апельсинов. Рыночная цена одного апельсина равна 6 р. Найдите: а) излишек потребителя для каждого апельсина; б) равновесный объем потребителя апельсинов; в) максимальный излишек потребителя. номер апельсина 1 2 3 4 5 цена спроса, р. 12 10 9 7 4 а) номер апельсина 1 2 3 4 5 излишек потребителя 0 2 4 10 24 б) в) максимальный
излишек потребителя равен 24. 6)Полезность, выраженная в рублях, задается формулой U=40*x0,5 , где x – количество потребленного молока (л). Рыночная цена молока равна 10 руб/л. Найдите равновесный объем потребления молока. TU = 40*x0,5 МU = d(TU)/d(x) МU = 40*0,5*х(-0,5) Р = 10 руб/л Q = МU/ Р = 20/(10x0,5) = 2/x0,5 – равновесный объем потребления молока.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |