Микроконтент: как писать заголовки, заглавия страниц и
темы в почтовых сообщениях
Якоб Нильсен
Микроконтент
должен быть верхом ясности:
в вашем распоряжении 40-60 символов,
в которых вам нужно изложить содержание своего макроконтента. Пользователи
никогда не откроют страницу или почтовое сообщение, если заголовок страницы или
тема сообщения не сообщают четко, о чем они.
Требования
предъявляемые к "электронным"
заголовкам очень сильно отличаются от требований к печатным заголовкам,
потому что они используются по-другому. Два главных различия таковы:
Электронные
заголовки часто выводятся вне
контекста: например в списках статей на сайте, в списках
поступивших сообщений в почтовых программах, в списках результатов поиска на
поисковых серверах, в списках закладок броузера и в прочих элементах навигации.
Некоторые из перечисленных случаев очень
сильно изменяют контекст: поисковые сервера могут выдавать ваш заголовок
в результатах поиска по любой теме, поэтому пользователи не должны обладать
какими-то особыми сверхзнаниями, чтобы понять ваш заголовок. То же самое
относится и к темам сообщений e-mail.
Даже
если заголовок выводится в сопутствующем контексте, трудность чтения текста с
экрана и ограниченное количество информации, которое видно с первого взгляда, не позволяют пользователю получить достаточно
сведений из окружающей заголовок информации. В печати же
заголовок тесно связан с фотографиями, подзаголовками, и всем текстом статьи -
все это можно охватить одним взглядом. На экране компьютера же будет видно
значительно меньшее количество информации, и даже эту информацию будет трудно и
неудобно читать, так что люди этого и не делают. Просматривая список статей на
таком сайте как, например, news.com, пользователи часто
просматривают только заголовки и пропускают описания под заголовками.
Из-за
перечисленных различий, текст
заголовка должен быть самостоятельной порцией информации,
позволяющей понять его в отсутствие остальной части контента. Разумеется,
пользователи могут щелкнуть по заголовку и получить доступ ко всей статье
(сообщению e-mail), но они слишком заняты другими
делами, чтобы щелкать мышью по всем заголовкам, которые им попадаются в Web-е. Я предсказываю, что
пользователи скоро настолько будут "затоплены" сообщениями по e-mail, что они будут удалять сообщения даже не прочитав их, если тема
сообщения для них не имеет какого-либо смысла.
Если
вы создаете ссылки на статьи с других сайтов, эти заголовки-ссылки лучше всего
переписывать заново. Лишь немногие люди владеют искусством написания сетевого
микроконтента, который будет срабатывать при помещении на веб-сайт.
Следовательно, чтобы качественно обслужить своих посетителей, вам следует самим
делать эту работу за авторов.
Правила создания
микроконтента
Четко
объясните, о чем ваша статья (или сообщение e-mail), в
терминах понятных для пользователя. Микроконтент должен быть сверхкратким
описанием макроконтента.
При
написании пользуйтесь нейтральным
языком: ни какой игры слов, ни каких крутых или навороченных
заголовков
Не пользуйтесь завлекалочками в
попытке заставить пользователей щелкнуть по ссылке, чтобы узнать о чем
собственно статья. Пользователи слишком часто обжигались на таких уловках,
чтобы ждать, пока загрузится страница. Дайте им четкое представление, что они
получат, нажав на ссылку. В печати любопытство может заставить человека
перевернуть страницу или начать читать статью. В Интернете, это связано со слишком многими проблемами.
(Для
английского языка) Пропускайте
начальные артикли ("the" и "a")
в темах почтовых сообщений и в заголовках страниц (но включайте их в заголовки,
что расположены на самой странице). Чем короче микроконтент, тем легче его
просматривать, а так как списки часто выдаются в алфавитном порядке, вы же не
хотите, чтобы ваши статьи, начинающиеся на "T" шли вперемешку с другими статьями,
начинающимися с артикля "the".
Первое слово должно нести самую важную информацию.
В результате алфавитный список будет лучше организован, и его будет легче
просматривать. Например начинайте заголовок с названия компании или понятия,
которое обсуждается в статье.
Исключите
использование одного и того же слова в начале каждой из статей. В противном
случае их будет трудно отличить друг от друга при беглом просмотре. Все
обозначения тем переместите в конец заголовка. Пример такого заголовка: Microcontent:
Headlines and Subject Lines (Alertbox
Sept.
1998)
Почтовые
сообщения, рассылаемые с вашего веб-сайта, должны содержать в поле "From:" четкое описание отправителя,
чтобы не создавать впечатление "спама" или анонимного послания
(однако, не пользуйтесь конкретным именем кого-либо из своих работников, если
только пользователь сайта не установил с ним личных отношений: письма от
неизвестных людей также имеют тенденцию попадать в корзину. Кроме того их потом
будет труднее искать среди других сообщений).
Примеры
Тема
сообщения: Реальный шанс
Сообщение
выглядит как "спам". Скорей всего его удалят не читая.
Тема
сообщения: Конференция по веб-дизайну в Норвегии
Звучит
как рассылка объявления о конференции: будет удалено теми, кто не планирует
поездку в Норвегию в ближайшее время. Более подходящий текст: Приглашение:
Главный докладчик на конференции по веб-дизайну в Норвегии
Поле
"From:"
' );
document.write( addy49649 );
document.write( '' );
//-->\n
' );
//-->
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
' );
//-->
Тема
сообщения: Ваш заказ на сайте Music
Boulevard
Не
такой уж и ужасный текст для темы сообщения, но лучше было бы написать
"Ваш заказ на сайте Music Boulevard был
отгружен сегодня" (первое слово несет главную информацию, и передает
информацию более точно, чем исходный вариант). Поле "From:" должно содержать имя, понятное
для человека, например, "Music Boulevard Customer Service".
Заголовок
страницы: Голубой гигант и Уолл-стрит тоже
Возможно
страница связана с какими-то инвестициями в IBM, но люди, которым неизвестна подобна "кличка" IBM наверняка озадачатся и никогда
не щелкнут по этому заголовку. Даже те, кто поймут, что речь идет об IBM, не смогут сказать, что нового
или интересного они найдут в статье.
Заголовок
страницы: Reading your PC
Как,
простите? О чем это они? Это реальный пример (как и все остальные), взятый с
сайта одной из ведущих газет США. Для печати такой заголовок вполне сработал
бы, но как он будет смотреться в списке заголовков на другом сайте, делающем
ссылку на сайт газеты?
Заголовок страницы: Sound
Card Competition Heats Up
Если
этот заголовок появится на сайте, связанном с компьютерами, он сработает просто
великолепно. Но если его вынести из контекста, лучше было бы добавить некую
деталь: Sound Card Competition Increases in PC Market. Обратите внимание, что
заголовок страницы по прежнему будет работать, даже если последняя его часть
будет "обрезана" в каком-нибудь списке.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.webmascon.ru/