РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ СОЦ. МЕДИЦИНЫ И РЕАБ. ТЕХНОЛОГИЙ РЕФЕРАТ по основам безопасности жизнедеятельности на тему: «Правовая основа безопасности в РФ». Выполнил: студент 1 курса СПС Ошаец В. С. Проверил: к. биол. н. Балашов В. Б. Москва 2005г. ПЛАН – ОГЛАВЛЕНИЕ Введение………….….…3 1.
Основные законодательные документы……….…… ……… … 2. Иные нормативные акты….… 3. Правовые и организационные аспекты обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях… ….…….10 Список литературы…13 Введение Правовые вопросы безопасности труда обеспечивает Консти¬туция страны, которая гарантирует права граждан на труд, от¬дых, охрану здоровья, материальное обеспечение в старости, в случае болезни, при полной или частичной нетрудоспособности.
В 1970 г. были приняты «Основы законодательства Российской Федерации о труде», которые пересматривались в 1990 г. Во многих статьях этого документа отражены вопросы создания безопасных условий труда: режимы труда и отдыха при проведе¬нии различных работ, гарантии и компенсации для трудящихся во вредных условиях, особенности использования труда женщин и молодежи, компенсации в связи с несчастными случаями, контроль
и надзор за соблюдением законодательства о труде и ряд других. В 1993 г. в нашей стране введены «Основы законодательства Российской Федерации об охране труда». В действующее в настоящее время трудовое законодательство включены основные требования, направленные на создание здоровых и безопасных условий труда. 1. Основные законодательные документы В 1993 г. в нашей стране введены «Основы законодательства
Российской Федерации об охране труда», которые устанавлива¬ют гарантии осуществления права трудящихся на охрану труда и обеспечивают единый порядок регулирования отношений в об¬ласти охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, учреждениях и организациях всех форм собст¬венности. Этот документ направлен на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работ¬ников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней.
В ст. 1 рассматриваемого документа приводится определение термина «охрана труда». Охрана труда — система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и иные мероприятия. В ст. 3 «Основ законодательства » также указывается, что главной задачей государственной политики в области охраны труда является признание и обеспечение приоритета
жизни и здоровья работников по отношению к результатам производст¬венной деятельности предприятия. Указывается также, что каж¬дый работник имеет право на охрану труда, которую гарантирует государство в лице органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Государственное управление охраной труда за¬ключается в реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, разработке законодательных и иных нормативных актов в этой области,
а также требований к средствам производства, технологиям и организации труда, га¬рантирующим работникам здоровье и безопасные условия труда (ст. 7). В «Основах законодательства РФ об охране труда» также перечислены права и обязанности работников и работодателей по обеспечению охраны труда на предприятиях, рассмотрены вопро¬сы обучения и инструктирования работников в области охраны труда, приведены сведения о финансировании указанных меро¬приятий и фондах охраны труда.
Кроме того, в ряде статей этого документа представлены сведения об ответственности предпри¬ятий и работодателей за невыполнение требований по созданию здоровых и безопасных условий труда, указано, как должны осу¬ществляться надзор и контроль за соблюдением законодательст¬ва об охране труда, а также рассмотрен ряд других моментов. Правовые вопросы природопользования регламентируются как Конституцией РФ (ст. 9, 36, 42, 58, 72), так и рядом феде¬ральных законов, среди которых прежде всего
следует указать Гражданский, Земельный и Водный кодексы РФ, законы: «О животном мире», «Об охране окружающей природной среды» и др соответствующие нормативные акты Президента и Прави¬тельства РФ, субъектов Российской Федерации, органов мест¬ного самоуправления. Несколько примеров. 1)Закон «Об ох¬ране атмосферного воздуха». В нем изложены основные поло¬жения по охране воздушного
бассейна от загрязнения и шумов, от электромагнитного, радиационного и иного воздействий по предотвращению истощения кислородных запасов, рациональ¬ному использованию воздуха в хозяйственных целях и др. В этом законодательном акте подробно изложены вопросы нормирования ПДК загрязняющих веществ в атмосфере, преду¬смотрен разрешительный порядок выбросов загрязняющих ве¬ществ и других негативных воздействий на воздушную среду, включая воздействие на погоду и климат.
Ряд разделов Закона посвящен государственному контролю в области охраны атмо¬сферного воздуха и ответственности должностных лиц и граждан страны за нарушения воздухоохранного законодательства. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, в том числе и за соблюдением воздухоохранного законодательст¬ва, осуществляется органами местного самоуправления и специ¬ально уполномоченными на то государственными межведомст¬венными органами. Его основная задача — обеспечение строгого выполнения
всеми министерствами, комитетами, предприятия¬ми и другими органами, а также должностными лицами и граж¬данами требований воздухоохранного законодательства. 2)Основополагающим правовым актом водного законодатель¬ства является Водный кодекс РФ. Он регулирует водные отноше¬ния путем установления правовых основ использования и охраны водных объектов. Кроме того, водопользование осуществляется в соответствии с законодательством о природных лечебных ресур¬сах, лечебно- оздоровительных местах и курортах.
Общие эколо¬гические требования к водопользованию отражены в Федераль¬ном законе «Об охране окружающей природной среды». Значительное число подзаконных правовых актов о водопользовании принято Правительством РФ. Водное законодательство предусматривает систему мер по ох¬ране водных объектов от загрязнения, засорения, истощения вод¬ных источников, а также предотвращению вредного воздействия вод
вследствие наводнения, водной эрозии, развития оползней и др. Этим вопросам посвящена гл. 11 Водного кодекса РФ, в кото¬рой изложены общие требования к охране водных объектов, све¬дения о нормативах предельно допустимых воздействий на водные объекты и водоохранные зоны. 3)Правовая охрана почв и земельных ресурсов РФ осуществля¬ется в первую очередь в соответствии с требованиями Конститу¬ции страны (ст. 9, 36, 58). Так, в ст. 9 указывается, что земля и другие природные ресурсы
используются и охраняются в Рос¬сийской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В развитие основополагающих конституционных положений в земельном законодательстве страны предусмотрена система пра¬вовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на рациональное использование земель, предот¬вращение необоснованного изъятия земель из сельскохозяйствен¬ного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восста¬новление продуктивности земель (в том числе
земель лесного фонда), воспроизводство и повышение плодородия почв. Правовые основы землепользования в нашей стране раскры¬ваются также в Земельном кодексе и Законе «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», в ряде Указов Президента РФ. 4)Правовой режим недропользования основан на Конституции РФ, законах РФ «О недрах» и «Об охране окружающей природ¬ной среды», а также на ряде
Указов и распоряжений Президента РФ. Основные требования по рациональному использованию и охране недр изложены в разд. III Закона РФ «О недрах». С эко¬логической точки зрения наиболее важные из них: предотвра¬щение загрязнения недр при проведении работ, связанных с их использованием; предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод; охрана месторождений полезных ископаемых от затоплений, пожаров и других факторов, снижающих их качество.
В отличие от других природных объектов недра практически невозобновимы как в настоящее время, так и в отдаленной перспективе. В связи с этим возникает необходимость в уста¬новлении особых требований, способствующих их рациональ¬ному использованию и надлежащей охране. 2. Иные нормативные акты. Кроме перечисленных выше законодательными документами в области безопасности жизнедеятельности являются государст¬венные, отраслевые стандарты и стандарты предприятий, прави¬ла
и нормы, в которых содержатся различные требования к безопасности труда, экологической безопасности и др. Государственные стандарты охватывают обширные вопросы деятельности человека и являются основными нормативными документами в указанных областях. Государственные стандар¬ты разбиты по классам систем и имеют свои коды. Стандарты безопасности труда начинаются с шифра-кода 12 (например, 12.0.003-74, 12.1.018-85 и др.), стандарты по охране окружающей среды с шифра-кода 17 (например,
17.0.0.01-76, 17.2.6.02-85 и др.). Едиными правилами, которые содержат требования к обес¬печению безопасности труда при проектировании, строительстве и эксплуатации промышленных объектов, являются «Строитель¬ные нормы и правила» (СНиП), а также различные санитарные нормы и правила (СН, СанПиН). На основе государственных стандартов разрабатываются от¬раслевые стандарты и стандарты предприятий, учитывающие от¬раслевые и местные условия, а также конкретные условия и тех¬нологии производства.
Еще одну группу нормативно-технической документации со¬ставляют различные Правила, Положения и Инструкции. Разра¬батывают и утверждают эти документы министерства, ведомства, органы Госнадзора. Срок действия нормативных документов обычно составляет 5 лет, местных — 3 года. После чего эти документы пересматри¬вают и срок действия продлевают на 5 лет или они утрачивают силу вообще. За нарушение всех видов законодательства по безо¬пасности жизнедеятельности предусматривается
следующая от¬ветственность: • дисциплинарная, которую накладывает на нарушителя вы-¬ шестоящее административное лицо (замечание, выговор, перевод на нижеоплачиваемую должность на определен-¬ ный срок или понижение в должности, увольнение); • административная (подвергаются работники администра¬- тивно-управленческого аппарата; выражается в виде пре¬ дупреждения, общественного порицания или штрафа); • уголовная (за нарушения, повлекшие за собой несчастные случаи или другие тяжелые последствия); • материальная, которую в соответствии
с действующим за¬- конодательством несет предприятие в целом (штрафы, вы¬ платы потерпевшим в результате несчастных случаев и др.) или виновные должностные лица этого предприятия. 3. Правовые и организационные аспекты обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях В настоящее время в РФ приняты следующие федеральные законы: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О радиационной безопасности
населения», «Об использовании атомной энергии». Порядок действия в чрезвычайных ситуациях отражен также и в ст. 56 и 88 Кон¬ституции РФ. Разработан ряд федеральных целевых программ, на¬правленных на предупреждение и подготовку к ликвидации по¬следствий чрезвычайных ситуаций. Принципиальная особен¬ность создаваемой защиты населения состоит в сосредоточении усилий на предупреждении их возникновения и развития, сни¬жении размеров ущерба и потерь, ликвидации последствий.
Далее рассмотрим последовательность действий органов управления РФ в чрезвычайной ситуации (организационные основы). Президент РФ вводит при возникновении чрезвычайной си¬туации (ЧС) в соответствии со ст. 56 и 88 Конституции России на территории страны или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, принимает решение о привлечении при не¬обходимости ликвидации
ЧС Вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований. Федеральное Собрание РФ утверждает бюджетные ассигно¬вания на финансирование деятельности и мероприятий в ука¬занной области. Правительство РФ издает постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий, определяет задачи, функции, порядок деятельности, права и обязанности федераль¬ных органов исполнительной власти в области защиты населе¬ния и территорий, осуществляет руководство
Единой государст¬венной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, принимает решения о непосредственном руководстве ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций и об оказа¬нии помощи в случае их возникновения, определяет порядок привлечения войск Гражданской обороны РФ к ликвидации по¬следствий чрезвычайных ситуаций, а также выполняет ряд дру¬гих функций. Органы государственной власти субъектов Федерации осуще¬ствляют подготовку и готовность необходимых
сил и средств для защиты населения и территорий, обучают население способам защиты и действиям в указанных ситуациях, принимают реше¬ния о проведении эвакуационных мероприятий, обеспечивают их проведение, организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают обществен¬ный порядок в ходе их проведения и др. Органы местного самоуправления самостоятельно осуществ¬ляют подготовку и готовность необходимых сил и средств для защиты населения и территорий, обучают население способам защиты
и действиям в чрезвычайных ситуациях, создают резер¬вы финансовых и материальных ресурсов и т.д. Для осуществления государственного управления и коорди¬нации деятельности федеральных органов исполнительной вла¬сти в области защиты населения и территорий создается специ¬ально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, который создает подведомственные ему территориаль¬ные органы. Ликвидация чрезвычайных ситуаций возложена на: —службы экстренной помощи и службы ликвидационной помощи
Минздрава РФ; —службы экстренной ветеринарной помощи и службы за¬щиты растений Минсельхозпрода; —всероссийские службы медицинских катастроф; оперативную группу постоянной готовности и противолавинную службу Росгидромета; —службы противопожарных и аварийно-спасательных работ МВД; —формирования гражданской обороны; подразделения поисково-спасательных служб Министерст¬ва по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуа¬циям и ликвидации последствий стихийных
бедствий РФ (МЧС РФ); —соединения и воинские части химических и инженерных войск Вооруженных Сил; —службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов Гражданской авиации Минтранса России; восстановительные и пожарные поезда; аварийно-спасательные службы министерств и ведомств. Список литературы 1. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (Охрана труда).
Учебн. пособие для вузов /Кукин П.П Лапин В.Л Подгорных Е.А. и др. — М.: Высшая школа, 1999. — 318 с. 2. Безопасность жизнедеятельности. Краткий конспект лекций /Под ред. О.Н. Русака. Л ВАСОТ, 1991 146 с. 3. Носов В.Б. Безопасность труда/Под ред. В.В. Амбарцумяна. — М.: Машиностроение, 1994. — 144 с.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Реинжиниринг бизнес-процессов |
Реферат | Характеристика дисертаційної роботи |
Реферат | Словарь терминов и сокращений |
Реферат | Словарь-справочник уголовного права |
Реферат | Пуассон Симеон Дени |
Реферат | Жизнь и творчество Н.А. Добролюбова |
Реферат | Затраты и издержки - синонимы |
Реферат | Риск и неопределнность в деятельности банковского менеджера |
Реферат | Литература - Пропедевтика (книга) |
Реферат | Теория социологии |
Реферат | Технические изобретения и открытия. Образование и наука |
Реферат | Жизнь Юлии Валериановны Жадовской (1824-1883) |
Реферат | Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского |
Реферат | Культура и символы |
Реферат | Microsoft Windows 98 (укр) |