Реферат по предмету "Программирование"


Нахождение пути от одного населённого пункта к другому

Цель работы: Разработать программу, осуществляющую нахождение пути от одного населённого пункта к другому.
Введение
В настоящее время индустрия производства компьютеров и программного обеспечения для них является одной из наиболее важных сфер экономики развитых стран. Ежегодно в мире продаются десятки миллионов компьютеров. Только в США объем продаж компьютеров составляет десятки миллионов долларов и постоянно продолжает расти.
В чем же причины такого стремительного роста индустрии персональных компьютеров и их сравнительная выгодность для многих деловых применений? Простота использования, обеспеченная с помощью диалогового способа взаимодействия с компьютером. Относительно высокие возможности по переработке информации, наличие программного обеспечения, а так же мощных систем для разработки нового программного обеспечения.
Использованная в отчёте программа может использоваться для решения задач, связанных с проложением маршрута дороги любого типа.
Определение достижимости населённых пунктов.
1.1 Анализ требований.
В списке задаются города (населённые пункты), а также дороги между ними (есть или нет), необходимо разработать программу с использованием модульного программирования, осуществляющую нахождение кратчайшего пути между населёнными пунктами, задаваемыми пользователем в процессе работы программы.
Решение поставленной задачи осуществляется следующим методом:
Cтроится граф, вершины которого - населённые пункты, а ребра - дороги между ними.
В процессе работы программы в данном графе с помощью рекуррентной процедуры находятся пути из одной вершины в другую. Данная процедура в качестве параметров получает массив пройденных вершин, текущую вершину и количество уже пройденных вершин. На каждом этапе процедура проверяет все, не пройденные достигнутые вершины, и либо находит заданный путь, если достигнута конечная вершина, либо вызывает саму себя для всех, не пройденных вершин.
Для организации данного алгоритма используется две процедуры: процедура нахождения всего пути и рекурсивная процедура поиска единичного маршрута.
Процедура нахождения всего пути осуществляет перебор всех населённых пунктов и вызов рекурсивной процедуры, которая осуществляет поиск маршрута между этими населёнными пунктами.
Средства решения задачи: используются средства логического программирования языка Turbo Pascal 7.0.
1.2 Проектирование.
Для реализации поставленной задачи программа должна выполнять следующие функции: Ввод данных пользователем с клавиатуры - вводятся названия населённых пунктов и дороги, соединяющие их; Вывод данных - вывод на экран списка населённых пунктов и дорог, соединяющий их. Запись в файл - запись в файл, имя которого указывает пользователь в диалоговом режиме, названия населённых пунктов и существующих дорог между ними в виде текстовой информации; Считывание файла с диска, с именем, которое указывает пользователь в диалоговом режиме Вывод результата - пользователь задаёт начальный и конечный населённый пункт, между которыми необходимо проложить путь, на экране появляется маршрут, либо сообщение: "маршрут не найден".
Данная программа реализована с использованием принципа модульного программирования, главным преимуществом которого является простота использования, возможность подключения программой разных модулей, которые могли быть разработаны ранее, быстрое нахождение основного текста программы, а также исправление и отладка процедур при использовании другой программы или специальной программы-отладчика, которая подключает к себе данный модуль.
Все процедуры, используемые данной программой, находятся в unit-модуле ph.tpu и предназначены для использования основной программой, которая находится в файле path.pas.
Основная программа осуществляет вывод меню на экран, опрос клавиатуры и вызов процедуры, соответствующей нажатой клавише.
Для реализации ввода данных используется процедура InputData, которая осуществляет ввод имён городов с клавиатуры, если вместо названия города был нажат ввод, то процедура выводит список городов на экран и пользователь, передвигая курсор и, нажимая ввод, составляет список дорог, соединяющие эти города между собой, при нажатии клавиши Esc процедура прекращает свою работу и выходит в главное меню.
Для реализации вывода данных на экран используется процедура OutputData, которая осуществляет чтение в цикле массива городов и вывод его на экран, а также массива дорог, соединяющие эти города и выводит из на экран.
Для реализации запроса имени файла и записи данных в файл используется процедура Save, которая сначала выводит запрос на экран, осуществляет ввод имени файла, открывает файл, имя которого вводится пользователем с клавиатуры в текущем каталоге, в цикле из массива городов записывает на диск список городов, затем также список дорог, соединяющих их.
Для реализации запроса имени файла и чтения данных из файла в массив используется процедура load, которая сначала выводит запрос имени файла на экран, осуществляет ввод имени файла, открывает файл, имя которого вводится пользователем, считывает данные в массив городов, затем в массив дорог.
Для поиска пути между городами используется процедура FindPath, которая осуществляет вывод списка городов на экран, опрос клавиатуры, при этом пользователь может выбрать курсором начальный и конечный населённый пункт в своём пути, процедура FindPath вызывает с параметрами рекурсивную процедуру, которая производит поиск оптимального маршрута между выбранными городами.
Для поиска маршрута используется рекурсивная процедура findnext, которой при её вызове передаются следующие параметры: a(vec) - вектор, каждому городу соответствует номер в маршруте или ноль, если города нет в маршруте; tv(integer) - город, следующий в маршруте; nv(integer) - город, в который необходимо добраться; lv(integer) - количество пройденных городов.
На каждом этапе процедура проверяет все, не пройденные достигнутые вершины, и либо находит заданный путь, если достигнута конечная вершина, либо вызывает саму себя для всех, не пройденных вершин.
1.3 Кодирование
Краткая функциональная спецификация.
Процедура InputData Назначение: Осуществляет ввод исходных данных пользователем с клавиатуры. Входные данные: нет. Выходные данные: нет. Не вызывает никаких процедур. Вызывается из основной программы.
Процедура OutputData Назначение: Осуществляет вывод данных на экран. Входные данные: нет. Выходные данные: нет. Не вызывает никаких процедур. Вызывается из основной программы.
Процедура Load Назначение: Осуществляет запрос имени, чтение файла данных с этим именем в массив городов и в массив дорог. Входные данные: нет. Выходные данные: нет. Не вызывает никаких процедур. Вызывается из основной программы.
Процедура Save Назначение: Осуществляет запрос имени, запись в файл данных с этим именем массива городов и в массива дорог. Входные данные: нет. Выходные данные: нет. Не вызывает никаких процедур. Вызывается из основной программы.
Процедура FindPath Назначение: Осуществляет поиск пути между городами. Входные данные: нет. Выходные данные: нет. Вызывает findnext. Вызывается из основной программы.
Процедура FindNext Назначение: Осуществляет поиск маршрута. Входные данные: a(vec) - вектор, каждому городу соответствует номер в маршруте или ноль, если города нет в маршруте; tv(integer) - город, следующий в маршруте; nv(integer) - город, в который необходимо добраться; lv(integer) - количество пройденных городов. Выходные данные: нет. Вызывает findnext. Вызывается из FindPath.
Основная программа Осуществляет оформление экрана, вывод и обработку меню, опрос клавиатуры, вызов процедуры, соответствующей выбранному пункту меню.
1.4 Тестирование
Разработанное программное средство было протестировано методом функционального тестирования.
Введённые в программу данные показали, что результаты работы совпадают с вычисленными вручную.
Программы разработки. Программа path
program path; uses crt,ph; var t:town; {Данные о городах} nt:integer; {Число городов} r:road; {Данные о дорогах} nr:integer; {Число дорог} sl:integer; {Выбранный пункт меню} c:char; {Нажатый символ} i:integer; {Счетчик} fv:vec; {Вектор пройденных городов} nfv:integer; {Количество городов} Const KItems = 6; {Количество пунктов меню} mas: array[1..KItems] of string =
{Инициализация пунктов меню}
('¦ Ввод данных ¦',
'¦ Вывод данных ¦',
'¦ Запись в файл ¦',
'¦ Считывание файла ¦',
'¦ Вывод результата ¦',
'L------ Выход -------');
{Основная программа} begin sl:=1; {Городов и дорог нет} nt:=0; nr:=0; repeat textattr:=7; {Основной цвет меню} clrscr; for i:=1 to KItems do begin gotoxy (25,i+3); write (mas[i]); {Вывод пунктов меню} end; textattr:= 77; {Цвет активного пункта} gotoxy (25,sl+3); write (mas[sl]); {Вывод активного пункта} c:=readkey; {Ввод символа с клавиатуры} textattr:=7; case c of {Определить код нажатой клавиши}
#13: case sl of {Клавиша Enter}
1: InputData;
2: OutputData;
3: Save;
4: Load;
5: FindPath; end;
#0: begin {Анализ функциональных клавиш} c:=readkey; case c of
#80: if sl1 then sl:=sl-1 else sl:=KItems; end end end; until ((c=#13) and (sl=6) or (c=#27)); textattr:=7; clrscr; end.
Модуль ph
unit ph; interface uses crt; type town= array [1..20] of string; {Данные о городах} road= array [1..200] of record {Данные о дорогах} a:integer; b:integer; end; vec=array [1..20] of integer; {Данные о пройденных городах} var t:town; {Данные о городах} nt:integer; {Число городов} r:road; {Данные о дорогах} nr:integer; {Число дорог} fv:vec; {Вектор пройденных городов} nfv:integer; {Количество городов}
procedure InputData; procedure OutputData; procedure Save; procedure Load; procedure findnext(a:vec; tv:integer; nv:integer; lv:integer); procedure FindPath;
implementation
{Ввод данных} procedure InputData; var i:integer; {Счетчик} n:integer; {Выбранный начальный город} sl:integer; {Выбранный город} c:char; {Нажатый символ} begin {Считывание данных о городах} clrscr; nt:=1; writeln('Введите название города (Пустая строка - закончить: '); repeat write(' >'); readln(t[nt]); nt:=nt+1; until (t[nt-1]=''); nt:=nt-2; {Проверка, вводились ли города} if (nt>0) then begin {Да, ввод дорог} nr:=0; n:=0; sl:=1; repeat textattr:=7; clrscr; for i:=1 to nt do begin gotoxy (25,i+3); write (t[i]); {Вывод городов} end; textattr := 77; {Цвет активного города} gotoxy (25,sl+3); write (t[sl]); {Вывод активного города} if (n0) then begin textattr:=66; {Цвет отмеченного города} gotoxy (25,n+3); write (t[n]); {Вывод отмеченного города} end; textattr:=7; gotoxy(1,20); write('Дороги: '); for i:=1 to nr do write(' {',r[i].a,',',r[i].b,'}'); c:=readkey; {Ввод символа с клавиатуры} case c of
#13: begin {Нажат ENTER}
{Либо помечается начальный город} if n=0 then n:=sl else
{Либо происходит попытка добавить дорогу} if (n=sl) then n:=0 else begin nr:=nr+1; if (n>sl) then begin i:=n; n:=sl; sl:=i; end;
{Проверяется, нет ли такой?} for i:=1 to nr-1 do if ((r[i].a=n)and(r[i].b=sl)) then n:=0;
{Если нет - добавляется} if n0 then begin r[nr].a:=n; r[nr].b:=sl; end else nr:=nr-1; n:=0; sl:=1; end; end;
#0: begin {Анализ функциональных клавиш} c:=readkey; case c of
#80: if sl1 then sl:=sl-1 else sl:=nt; end end end; until (c=#27); end; end;
{Вывод данных} procedure OutputData; var i:integer; {Счетчик} begin {Вывод списка городов} clrscr; writeln(' Города: '); for i:=1 to nt do begin gotoxy (10,i); write (t[i]); {Вывод городов} end; {Вывод списка дорог} gotoxy(1,20); write(' Дороги: '); for i:=1 to nr do write(' {',r[i].a,',',r[i].b,'}'); gotoxy(2,24); write(' ESC- Выход'); {Ожидание ESC} repeat until readkey=#27; end;
{ Запись данных в файл} procedure Save; var f:TEXT; {Файл} name:string; {Имя файла} n:integer; {Счетчик} begin clrscr; writeln(' Запись данных '); write(' Введите имя файла: '); readln(name); assign(f,name); rewrite(f); writeln(f,nt); for n:=1 to nt do writeln(f,t[n]); writeln(f,nr); for n:=1 to nr do writeln(f,r[n].a,' ',r[n].b); close(f); end;
{Чтение из файла} procedure Load; var f:TEXT; {Файл} name:string; {Имя файла} n:integer; {Счетчик} begin clrscr; writeln(' Чтение данных '); write(' Введите имя файла: '); readln(name); assign(f,name); reset(f); readln(f,nt); for n:=1 to nt do readln(f,t[n]); readln(f,nr); for n:=1 to nr do readln(f,r[n].a,r[n].b); close(f); end;
{Рекурсивная процедура поиска маршрута. Входные параметры: a:vec - Вектор, каждому городу соответствует номер в маршруте или ноль, если города нет в маршруте tv:integer - Город, следующий в маршруте nv:integer - Город, в который необходимо добраться lv:integer - Количество пройденных городов} procedure findnext(a:vec;tv:integer;nv:integer;lv:integer); var i:integer; {Счетчик} begin a[tv]:=lv; {Устанавливается в векторе флаг, что город tv пройден} if (tv=nv) then begin {Если достигнут необходимый город} if ((lv+1)0) then begin write(' Найденный маршрут: '); for j:=1 to nfv do for i:=1 to nt do if fv[i]=j then begin gotoxy(60,j+2); write(t[i]); end; end else write(' Маршрут не найден '); c:=readkey; {Ввод символа с клавиатуры} case c of
#13: begin
{Либо фиксируется начальный город} if n=0 then n:=sl else begin
{Либо убирается ошибочно выбранный город} if (n=sl) then n:=0 else begin
{Либо происходит поиск нового маршрута} nfv:=0; {Маршрута нет} for i:=1 to 20 do v[i]:=0; {Ни одного пройденного города} findnext(v,n,sl,1);{Вызывается первый раз рекурсивная процедура} end; n:=0; sl:=1; end; end;
#0: begin {Анализ функциональных клавиш} c:=readkey; case c of
#80: if sl1 then sl:=sl-1 else sl:=nt; end end end; until (c=#27); end;
end.
Результаты выполнения программы.
¦ Ввод данных ¦
¦ Вывод данных ¦
¦ Запись в файл ¦
¦ Считывание файла ¦
¦ Вывод результата ¦
+------ Выход ------+
Ввод данных:
Введите название города (Пустая строка - закончить): >Город 1 >Город 2 >Город 3 >Город 4 >Город 5 > Дороги: {1,3} {3,4} {2,5} {1,4} {2,4} {2,3}
Вывод результата: Найденный маршрут: Город 1 Город 1 Город 3 Город 2 Город 2 Город 3 Город 5 Город 4
Город 5
Список используемых источников
1. Белецкий Я. Турбо Паскаль с графикой для персональных компьютеров /перевод с польского Д. И. Юренкова. - М. :Машиностроение, 1991. 2. Сергиевский М. В., Шалашов А. В. Турбо Паскаль 7.0; язык, среда программирования. - М: Машиностроение, 1994. 3. Справочник по процедурам и функциям Borland Pascal With Objects 7.0. - Киев: Диалектика, 1993.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Правила подавання буфетної продукції холодних страв холодних і гаря
Реферат Сравнительная экономико-географическая характеристика лесной и химической промышленности Германии и Китая
Реферат Untitled Essay Research Paper Sand Pebbles essay
Реферат К вопросу взаимодействия прудов и водохранилищ с прилегающими ландшафтами
Реферат 11. Культура,этнос и нация, этноцентризм и национализм
Реферат Эстетические представления Лафонтена в художественной рефлексии русских писателей последней трети XVIII века
Реферат Особливості правозастосовної та правотворчої діяльності державної служби зайнятості України
Реферат Religion Role Essay Research Paper It is
Реферат Нормы иностранного права в нотариальном деле
Реферат Политические разногласия федерального центра и регионов
Реферат One Scary Night Essay Research Paper The
Реферат Профилактика простудных заболеваний средствами физической культуры
Реферат Предпринимательская структура и ее формирование в России
Реферат Стихотворение Мандельштама За гремучую доблесть грядущих веков
Реферат Политические партии в Беларуси в начале ХХ в.